Челищев андрей: Андрей Челищев, отец калифорнийского виноделия
РазноеАндрей Челищев, отец калифорнийского виноделия
Большинству людей, далеких от виноделия, имя Андрея Викторовича Челищева не скажет ровным счетом ничего. Оно и понятно: с одной стороны, Андрея Челищева, несмотря на его русское происхождение, правильнее считать американцем, с другой — нет пророка в своем отечестве. Вместе с тем, история жизни этого человека настолько интересна и поучительна, что ее стоило бы знать не только узкому кругу профессионалов, но и, что называется, широкой публике. Ведь, в сущности, именно ему, нашему соотечественнику, обязана своим нынешним статусом долина Напа, именно он создал знаменитое тосканское вино Ornellaia, наконец, именно его ученики уложили на лопатки французов в нашумевшей слепой дегустации 1976 года, когда калифорнийское впервые обошло лучшие вина Бордо и Бургундии (возможно, вы смотрели фильм «Удар бутылкой», снятый по мотивам этого события).
10 ПРОСТЫХ РЕЦЕПТОВ ДЛЯ УЖИНОВ 15 МИНУТ Введите ваш емейл и получите книгу рецептов — мгновенно и бесплатно! |
Юность Андрея Челищева была не столь радужной. Отпрыск старинного княжеского рода, он родился в 1901 году, и после революции 1917-го его семья лишь чудом сумела спастись, перебравшись в занятый белыми Екатеринодар. Окончив офицерскую школу, подпоручик Челищев вступил в армию Врангеля, сражался на стороне белых, был тяжело ранен и едва не погиб при штурме Перекопа, и эвакуировался из Крыма в Турцию в ноябре 1920 года. На этом российская страница жизни Андрея Челищева была перевернута. Впрочем, в Турции Челищев тоже не засиделся, его тянуло дальше на запад — сначала он перебрался в Югославию, затем в Брно, где начал было учиться на врача, но затем поменял свое решение и стал изучать сельское хозяйство. Продолжить обучение было решено в Париже — сначала в Институте Пастера, затем в Национальном институте агрохимии, где Челищев изучал ферментацию вина и микробиологию, новую на тот момент науку. После учебы начинающий энолог без работы не остался: сначала его пригласили в Бургундию, затем некоторое время Челищев, ставший к тому моменту не Андреем, а Андрэ, работает в винодельческом доме Moët & Chandon, производящем знаменитое шампанское.
Казалось бы, можно выдохнуть и остепениться — но судьба упорно гнала Челищева на запад. В это время в Штатах как раз отменили «сухой закон», в результате которого местное виноделие пришло в полный упадок, и к учителю Челищева, профессору Полю Марсэ, обратился владелец калифорнийской винодельни Beaulieu Vineyard Жорж Латур с просьбой порекомендовать толкового винодела. Челищев был одним из немногих не-французов среди учеников Марсэ, но он был столь хорош, что профессор порекомендовал именно его. Предложение из-за океана было не самым выгодным, но князь-винодел его принял и из туманной Шампани отправился в солнечную Калифорнию.
Единственной причиной, по которой винодельня Beaulieu Vineyard выжила во время действия «сухого закона», был контракт с католической церковью. Несмотря на всеобщий запрет, священникам разрешалось использовать вино в обряде причастия, так что это был едва ли не единственный для винодельни способ легально работать и удержаться на плаву. К тому моменту, как Челищев прибыл в долину Напа, там насчитывались единицы виноделен — таких же загибающихся, делающих посредственное вино и еле сводящих концы с концами.
В Beaulieu Vineyard Челищев проработал 35 лет. Ему, европейскому энологу с блестящим образованием, отличными рекомендациями и внушительным послужным списком, было где развернуться: калифорнийское виноделие приходилось, по сути, создавать с нуля. Будучи страстным поклонником французского вина, Челищев начинает работать с сортом Каберне Совиньон, применяя все те знания и методы, которым научился во Франции. В его подходе соединились уважение к традициям, среди которых, например, работа с бочками из французского дуба, и точный расчет, которому Челищев научился во время обучения микробиологии. Меньше, чем за десять лет, Челищев практически в одиночку добился превращения калифорнийской лозы из золушки в принцессу: в середине сороковых Каберне Совиньон из долины Напа впервые появился на столах во время приемов, которые давались в Белом доме.
Первые несколько лет в Калифорнии Челищев посвящал все свое время работе в Beaulieu Vineyard, затем создал собственную лабораторию, где стал исследовать процессы ферментации вина, консультировать и обучать молодых коллег. Среди его учеников были Майкл Гргич и Уоррен Виньярски. Спустя годы Шардоннэ Chateau Montelena, где работал Гргич, и красное Stag’s Leap Виньярски на слепой дегустации 1976-го года в Париже были отмечены французскими экспертами, обойдя вина лучших хозяйств Бордо и Бургундии.
Надо сказать, что и жизнь, и карьера у Челищева были долгими и успешными. Свою любовь по имени Дороти он встретил уже в немолодом возрасте, и до конца своих дней не утратил вкуса к жизни и авантюрам. Иначе и не назовешь решение маркиза Лодовико Антинори пригласить 80-летнего энолога, чтобы создать тосканское вино, способное тягаться со знаменитым Sassicaia. Челищев вызов принял, приехал в Болгери, и за несколько лет сумел добиться впечатляющих результатов — созданная под его чутким руководством Ornellaia стала одним из лучших вин Италии, а Болгери — одним из самых известных винодельческих регионов мира.
Челищев работал до самой смерти, создав еще не один винный шедевр и воспитав не одного талантливого энолога.
Смотреть отрывок из фильма Андрей — голос вина:
Хотите ПОДАРОК лично от меня? Введите емейл, получите бесплатную книгу, и разнообразные ужины всего за 10-15 минут станут реальностью! |
Автор: Алексей Онегин
Кто это такой?. .
Маэстро Андрей Челищев – Винный вторник с журналом PORUSSKI
Простые истиныЕго называли уважительно «маэстро» и с любовью – «эльфом». Этот маленький строгий человек учил американских виноделов прописным истинам, которые стали для них открытием. Именно ему, Андрею Челищеву, Калифорния обязана своим триумфом на дегустации Стивена Спурье в 1976 году и положением, которое она занимает сегодня в ряду других винодельческих регионов мира.
До и послеЖизнь Андрея Челищева, как и многих других отпрысков дворянских семей, родившихся в дореволюционной России, 1917 год поделил на «до» и «после». Он родился в 1901 году в Москве, в доме в Малом Николо-Песковском переулке, построенном его дядей, знаменитым архитектором Дмитрием Челищевым. Отец Андрея Челищева был московским мировым судьей, страстным любителем охоты, знатоком и коллекционером вин. Гимназия, церковь Симеона Столпника на Поварской улице, где он служил алтарником, охота в калужском имении Челищевых – главные воспоминания, сохранившиеся у Андрея Челищева о детстве. Еще в ранней юности он начал интересоваться биологией и агрономией, но поступить в университет не успел – грянула революция. Отец Челищева был назначен председателем Московской судебной палаты. Будучи инициатором процессов против большевиков, он оказался в числе первых, кто был указан в расстрельном ленинском списке. К счастью, ему удалось спастись и вывезти семью на юг.
В Екатеринодаре, который в те времена был своеобразным перевалочным пунктом для всех, кто в охваченной революцией России потерял все, Андрей Челищев вступил в кадетский корпус. Он участвовал практически во всех операциях Врангеля 1920 года и чуть было не погиб при штурме Перекопа: отступавшие казаки нашли раненого Челищева в сугробе и привезли к отцу, возглавлявшему тогда отдел юстиции у Врангеля. Старший Челищев уже не надеялся увидеть сына живым и даже справил по нему панихиду. Дальнейшая судьба Челищева схожа с судьбами многих русских эмигрантов, пытающихся найти свое место в новой жизни, чтобы в этой новой жизни не пропасть: сначала была Болгария и работа на шахтах, затем – Чехия, учеба в Технологическом университете в городе Брно, а позднее – Франция, учеба в Национальном институте агрономических исследований, попытка наладить вместе с другом Петром Трубецким собственное дело – вместе они открыли птицеферму. Но дело не пошло: через год сильный град перебил всех кур. Челищев решает заняться виноделием и поступает в университет Пастера, где получает специализацию микробиолога и изучает процессы ферментации у профессора Марсэ. Несколько лет он проработал на виноградниках Бургундии – изучал терруар, сорта винограда, экспериментировал с бочками, создавал ассамбляжи, а позднее работал в Moet & Chandon. В 1938 году к профессору Марсэ приехал Жорж Латур, владелец калифорнийского поместья Chateau Beaulieu, и попросил порекомендовать талантливого энолога. Профессор посоветовал ему Челищева, извинившись за то, что его лучший ученик оказался не французом.
К этому времени, когда Челищев сменил Старый Свет на Новый, с отмены сухого закона в Америке прошло несколько лет. За те полтора десятилетия, что он просуществовал, винодельческая отрасль пришла в совершеннейший упадок: заброшенные виноградники успели одичать, а урожай с тех участков, что поддерживались в относительном порядке, шел на производство вин только для церковных обрядов. В частности, то самое Chateau Beaulieu, где Челищеву предстояло проработать больше тридцати пяти лет, изготавливало вино для причастия под покровительством католической общины Сан-Франциско.
Приехав в Калифорнию, Челищев был потрясен, увидев, в каком состоянии находилось на тот момент американское виноделие – по сравнению с Францией это был каменный век. Здесь не имели представление о терруаре и о том, как подбирать сорта, которые могли бы дать на здешних почвах наилучший результат. Челищев внедрил бордоскую систему обрезки и подвязки лоз, благодаря которым грозди созревали лучше и равномернее, давая более фруктовые и менее травянистые вина. Он учил местных виноделов основам макробиологии и клоновой селекции, ввел для белых вин обязательную ферментацию в стальных чанах при строго контролируемой температуре, а для красных – выдержку в дубовых бочках, заложив тем самым будущий стиль калифорнийских вин: белые и сложные, свежие и устойчивые в хранении, экспрессивные и насыщенные красные. Оставаясь до конца жизни поклонником французских вин, Челищев поначалу отдавал предпочтение бочкам из французского дуба, но в годы войны, когда возникли проблемы с поставками, начал использовать бочки местного производства.
В Калифорнии Челищев сделал упор на красные европейские сорта, прежде всего на Каберне Совиньон. Вино George de Latour, произведенное в Chateau Beaulieu, стало одним из первых калифорнийских вин, выдержанных в бочках из американского дуба. Вино получилось великолепным: отлично сбалансированным, с богатой текстурой, сложным букетом и солидным потенциалом для выдержки.
Челищев стал крупнейшим в Напе винным экспертом, его теперь называли не иначе как маэстро. Он был лучшим «носом» Калифорнии – на дегустациях ему просто не было равных: оценивая вино, он без труда определял, с каких оно виноградников и даже отдельных участков, он улавливал малейшие нюансы в ароматах. «Его вкус настолько утончен, что он запросто может определить, где родилось вино: в рутфорской пыли, в оуквильской грязи или на самой границе между Рутфордом и Оуквилом», – писали о Челищеве в San Francisco Chronicle.
Ричард де Латур, Андрей Челищев и Фернанда де Латур дегустируют вина
Продолжая работать в Chateau Beaulieu, в 1950 Андрей Челищев он открыл собственную энологическую лабораторию в Сент-Элен, куда приезжали на консультации виноделы со всей Калифорнии. Его первыми слушателями и лучшими учениками тоже стали эмигранты: хорват Майкл Гргич, возглавлявший Сhateau Montelena, поляк Уоррен Виньярски, управлявший винодельней Stag’s Leap, и итальянец Роберт Мондави. Все американские виноделы, чьи имена теперь вписаны в историю калифорнийского виноделия, учились у Челищева. Среди них был и Джим Аллен: успеху своей винодельни Sequoia Grove он тоже обязан ему.
Челищев был строгим учителем, но при этом чрезвычайно корректным. Даже когда результат чьих-то трудов оказывался столь плачевен, что, казалось бы, слова ободрения были бы совершенно неуместны, Челищев, который сам всегда был объективен и требовал этого от других, эти слова находил: «Джентльмены, есть вина, которые нуждаются в дружеской поддержке».
Обучая своих учеников азам виноделия, он просил их не забывать о самом главном: «Вино – это прежде всего напиток для удовольствия. Разбирать его по косточкам – заблуждение. Спросите европейца, что значит Haute-Brion. Он ответит: «Не знаю». Потому что он покупает вино, а не технологию». Он учил их описывать вино – так, чтобы оно заиграло красками и ожило. Если они говорили, что в Шардоне много диацетила, он поправлял: «Ароматы сливочного масла». Если они замечали, что в вине не слишком сильны сортовые ароматы, он указывал на женственность вина и мягкость букета.
Главное, что удалось Челищеву: он смог убедить калифорнийцев в том, что, работая над своими винами, постигая искусство виноделия, они не должны конкурировать друг с другом – только вместе они смогут отстоять свои интересы в Старом Свете. «Мы все почувствовали себя тогда частью целого», – скажет спустя много лет Джим Аллен.
В мае 1976 года – как раз тогда, когда в Париже проходила та самая дегустация Спурье, Андрей Челищев вместе со своими калифорнийскими учениками посещали бордоские шато. Когда они были в гостях в Chateau Lascombes, раздался телефонный звонок. Секретарь передал Челищеву, что на дегустации вина виноделен Montelena и Stag’s Leap обошли бордоские премьер-крю. Челищев попросил не разглашать эту новость: «Французы расстроятся, а мы ведь у них в гостях». И только когда они уже сели в автобус, маэстро сказал о победе. Ликовали все.
После этой дегустации Калифорнию охватил настоящий винодельческий бум: стремительно открывались новые винодельни, а знания, полученные от Челищева, виноделы передавали друг другу, как эстафету.
Роберт Мондави и Андрей Челищев
Завершая путьК этому времени сам Андрей Челищев уже оставил свой пост в Chateau Beaulieu, доработав там до своей пенсии, и теперь совмещал свою работу в лаборатории с преподаванием в университете в Дэвисе. Он консультировал не только калифорнийские хозяйства, но и винодельни Старого Света, где открыл винодельню Tenuta Dell’Ornellaia, ставшую благодаря ему второй cупертосканской звездой после Sassicaia. Челищев стал в Италии поистине культовой фигурой, прославившись здесь, как и в Калифорнии, своими винами Каберне Совиньон.
Роберт Мондави, Лэн Эванс, Андрей Челищев, Лoдовико Антинори, Джим Аллен
Удивительно, но, занимая такой статус в мире виноделия, он так и не обзавелся собственным погребом и не коллекционировал вина. Сам Челищев объяснял это так: «Деньги – это пыль. У меня нет погреба, у меня нет виноградника, у меня ничего нет. У меня есть только моя голова». А потом добавлял: «Ну разве что найдется дюжина бутылок под кроватью». Впрочем, едва ли не половину лучших виноградников и погребов долины Напа, где хранились созданные им вина, он мог по праву считать своими. Но его не интересовало собирательство: его, как настоящего творца, привлекало само творчество – достигнутый результат был определенной точкой, после которой он начинал новый путь.
Андрей Челищев на виноградниках
В 1986 году, уже будучи в очень преклонном возрасте, Андрей Челищев получил приглашение возглавить винодельню Conn Creek в долине Напа. Он обдумывал его несколько недель, но отказался, написав Алену Шупу, владельцу винодельни: «Видите ли, господин президент, это работа для молодого человека. Еще десять лет тому назад я бы ухватился за такое предложение. Но теперь у меня нет сил делать вино. Я могу только учить. Делать вино – все равно что растить прелестных детей. Надо каждый день карабкаться на бочку, рассматривать, нюхать, трогать, чтобы понять, как оно себя ведет. Глотком из бокала здесь не обойтись. Наконец, надо обязательно разговаривать с вином, задавать ему вопросы и уметь расслышать его ответы. А мои ноги уже дрожат. Я не могу дотянуться до него, чтобы поговорить. А такую работу нельзя перепоручить». Позднее Челищев все же принял приглашение. И действительно упал с бочки, как и опасался, попал в больницу, но, к счастью, поправился, встал на ноги и прожил еще восемь лет, все эти годы консультируя Conn Creek. До последнего своего дня он осматривал виноградники и давал рекомендации Алену Шупу, что следует делать с лозой.
До последнего своего дня он оставался верным делу, которому посвятил всю свою жизнь.
ПАВЕЛ ЧЕЛИЩЕВ (1898–1957) Пикник (этюд к «Феноменам») 9 13/16 x 13 7/8 дюйма (25 x 35,3 см) (Выполнен в 1935 г.) ) Пикник (Этюд для «Феноменов») 9 13/16 x 13 7/8 дюйма (25 x 35,3 см) (Выполнен в 1935 г.)
Предыдущий лотСледующий лотИМУЩЕСТВО ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЭНДРЮ Дж. ХЭНКИНСА, НЬЮ-ЙОРК
Лот 34
ПАВЕЛ ЧЕЛИЩЕВ
(1898-1957)
Пикник (этюд к «Феноменам»)
Импрессионизм и современное искусство
18 мая 2022 г., 17:00 по восточному поясному времени
Нью-Йорк
Продано за 7 012,50 долларов США вкл. премиум
У вас есть похожий товар?
Разместите свой лот онлайн для бесплатной оценки на аукционе.
Как продать
Ищете аналогичный товар?
Наши специалисты по импрессионизму и современному искусству помогут найти аналогичный предмет на аукционе или в рамках частной распродажи.
Спросите об этом лоте
Impressionist & Modern Art (US)
Тел: +1 917 206 1696
[Электронная почта защищена]
Стефани Моррис
Глава отдела
Тел: +1 212 644 9020
[электронная почта. Молли Отт Амблер
Глава отделения изобразительного искусства, США
Тел: +1 917 206 1636
[Электронная почта защищена]
Эйми Хониг
Старший специалист
Тел: +44 20 3988 6327
[электронное письмо ]
Preeya Franklin
Старший специалист
Тел: +1 917 206 1617
[Электронная почта защищена]
Эмили Уилсон
Специалист/Голова продажи
Тел: +1 917 206 1627
[Электронная почта.
ПАВЕЛ ЧЕЛИЩЕВ (1898-1957)
Пикник (этюд к «Феноменам»)
подпись и дата «П. Челищеву 35» (внизу слева)
гуашь, перо, кисть
Выполнено в 1935 году
Сноски
Подлинность этой работы подтверждена Эриком ЛаПрадом.
Provenance
Галерея Жюльена Леви, Нью-Йорк (приобретена непосредственно у художника к февралю 1942 г.).
Галерея Майкла Розенфельда, Нью-Йорк.
Распродажа: Swann Galleries, Нью-Йорк, 6 марта 2002 г., лот 42.
Коллекция Уилсона Х. Фута-младшего, Нью-Йорк (приобретена у вышеуказанного).
Отсюда по наследству нынешнему владельцу в 2020 году.
Экспонируется
Сан-Франциско, Художественный музей Сан-Франциско, Опилки и блестки: Искусство цирка , 14 апреля – 10 мая 1942 г.
Павел Челищев, русский художник-эмигрант, 40-х между Европой и США. Он стал известен своим неоромантическим, магически-реалистическим стилем. Настоящий лот представляет собой этюд «Феномен », одной из самых известных крупномасштабных картин художника, написанных маслом, а также одной из его самых загадочных и сложных работ. В 1935, во время отпуска в Европе, Челищев посетил Верону, Италию, и увидел двери церкви Сан-Зеро-Маджоре, которые состоят из сорока восьми бронзовых панелей в романском стиле; на каждой панели изображена сцена из Ветхого или Нового Завета. Вскоре после своего приезда художник начал работать над серией из тридцати пяти «гуашей фигур и сцен» (цит. по Дж. Соби, , Челищев , exh. cat., New York, 1942, p. 28) с их использованием. как композиционная основа его картины Феномен .
Вернувшись в Нью-Йорк, Челищев познакомился с выставкой на 14-й улице, ранее известной как «Музей десяти центов», его компаньоном, поэтом Чарльзом Генри Фордом. Религиозный пафос, поначалу вдохновлявший Челищева, вскоре соединился с другим тематическим источником, этими персонажами, дающими художнику «типы физического уродства и излишества» (цитируется П. Тайлером в «Божественная комедия Павла Челищева». Биография , Нью-Йорк, 1967, стр. 390). Начиная с 1935 года он создал большое количество картин и рисунков, основанных на этих интермедийных персонажах, достигая тонкого баланса между гротескными фигурами и прозаической утонченностью своего рисования. Работаем прямо на холсте Явления , Челищев составил эскизы фигур и сцен, чтобы сформировать современный эпос, напоминающий иконографию эпохи Возрождения.
На картине изображен ряд друзей и врагов художника: Гертруда Стайн и Алиса Токлас представлены в образах Сидящего Быка и Маньяка-вязальщика; Чарльз Генри Форд — Человек-лев; Вирджил Томсон — Сило, голова с телом тюленя; Кристиан Берар изображается как Бородатая дама. Однако источник вдохновения для «Человека с третьей ногой» на картине неизвестен. В данном эскизе Челищев изображает центральную фигуру в виде мускулистого мужчины в полосатом купальнике и соломенной шляпе, сидящего на табурете, с выставленной вперед лишней, полностью сформированной ногой. В Phenomena , готовая фигура имеет лысую голову, худощавое телосложение и третью ногу, безвольно свисающую за его телом, что придает ему вид кентавра. Человек с третьей ногой явно находится в центре внимания этого наброска, хотя на странице есть как минимум четыре других фигуры. Слева тучный загорающий под розовой шляпой от солнца, а справа еще одна крепкая фигура, стоящая на коленях в песке и держащая за руку прямостоящую мужскую фигуру. Левый фон составляет пятая мужская фигура, видимая сзади, и что-то похожее на горные формы.
Это исследование было проведено в 1935 году, за три года до завершения Феномен . В 1942 году картина была выставлена на ретроспективе художника в Музее современного искусства в Нью-Йорке вместе с несколькими оригинальными эскизами. Хотя данный эскиз не был включен в ретроспективу МоМА, он был выставлен в апреле того же года на выставке «Опилки и блестки: искусство цирка», , организованной Художественным музеем Сан-Франциско. Этот лот, приобретенный напрямую у художника галереей Жюльена Леви, представляет собой редкий и необычный эскиз, появившийся на рынке.
Текст, отредактированный Эриком ЛаПрадом
Дополнительная информация
Игра в прятки. Челищев (Челищев), Павел Федорович (1898-1957), Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. FAI-19767
agefotostock ®
место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене
Купить это изображение сейчас.

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям
Частное использование/презентация | | 69,99 $ | |
Информативный сайт | | 99,99 $ | |
Издательский. Книга внутри | | 149,99 $ | |
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | | 179,99 $ |
Рассчитать стоимость другой лицензии
Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях
Купи сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG
Код изображения: ФАИ-19767 Фотограф: Коллекция: Изображения изобразительного искусства Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (4724 х 4364 пикселей — 15,7″ х 14,5″ — 300 точек на дюйм)
Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны.
Добавить комментарий