Челищев андрей: Андрей Челищев, отец калифорнийского виноделия
РазноеАндрей Челищев, отец калифорнийского виноделия
Большинству людей, далеких от виноделия, имя Андрея Викторовича Челищева не скажет ровным счетом ничего. Оно и понятно: с одной стороны, Андрея Челищева, несмотря на его русское происхождение, правильнее считать американцем, с другой — нет пророка в своем отечестве. Вместе с тем, история жизни этого человека настолько интересна и поучительна, что ее стоило бы знать не только узкому кругу профессионалов, но и, что называется, широкой публике. Ведь, в сущности, именно ему, нашему соотечественнику, обязана своим нынешним статусом долина Напа, именно он создал знаменитое тосканское вино Ornellaia, наконец, именно его ученики уложили на лопатки французов в нашумевшей слепой дегустации 1976 года, когда калифорнийское впервые обошло лучшие вина Бордо и Бургундии (возможно, вы смотрели фильм «Удар бутылкой», снятый по мотивам этого события).
Хотите ПОДАРОК лично от меня? Введите емейл, и я пришлю вам сборник «7 меню быстрых ужинов» — мгновенно и бесплатно! |
Юность Андрея Челищева была не столь радужной. Отпрыск старинного княжеского рода, он родился в 1901 году, и после революции 1917-го его семья лишь чудом сумела спастись, перебравшись в занятый белыми Екатеринодар. Окончив офицерскую школу, подпоручик Челищев вступил в армию Врангеля, сражался на стороне белых, был тяжело ранен и едва не погиб при штурме Перекопа, и эвакуировался из Крыма в Турцию в ноябре 1920 года. На этом российская страница жизни Андрея Челищева была перевернута. Впрочем, в Турции Челищев тоже не засиделся, его тянуло дальше на запад — сначала он перебрался в Югославию, затем в Брно, где начал было учиться на врача, но затем поменял свое решение и стал изучать сельское хозяйство. Продолжить обучение было решено в Париже — сначала в Институте Пастера, затем в Национальном институте агрохимии, где Челищев изучал ферментацию вина и микробиологию, новую на тот момент науку. После учебы начинающий энолог без работы не остался: сначала его пригласили в Бургундию, затем некоторое время Челищев, ставший к тому моменту не Андреем, а Андрэ, работает в винодельческом доме Moët & Chandon, производящем знаменитое шампанское.
Казалось бы, можно выдохнуть и остепениться — но судьба упорно гнала Челищева на запад. В это время в Штатах как раз отменили «сухой закон», в результате которого местное виноделие пришло в полный упадок, и к учителю Челищева, профессору Полю Марсэ, обратился владелец калифорнийской винодельни Beaulieu Vineyard Жорж Латур с просьбой порекомендовать толкового винодела. Челищев был одним из немногих не-французов среди учеников Марсэ, но он был столь хорош, что профессор порекомендовал именно его. Предложение из-за океана было не самым выгодным, но князь-винодел его принял и из туманной Шампани отправился в солнечную Калифорнию.
Единственной причиной, по которой винодельня Beaulieu Vineyard выжила во время действия «сухого закона», был контракт с католической церковью. Несмотря на всеобщий запрет, священникам разрешалось использовать вино в обряде причастия, так что это был едва ли не единственный для винодельни способ легально работать и удержаться на плаву. К тому моменту, как Челищев прибыл в долину Напа, там насчитывались единицы виноделен — таких же загибающихся, делающих посредственное вино и еле сводящих концы с концами.
В Beaulieu Vineyard Челищев проработал 35 лет. Ему, европейскому энологу с блестящим образованием, отличными рекомендациями и внушительным послужным списком, было где развернуться: калифорнийское виноделие приходилось, по сути, создавать с нуля. Будучи страстным поклонником французского вина, Челищев начинает работать с сортом Каберне Совиньон, применяя все те знания и методы, которым научился во Франции. В его подходе соединились уважение к традициям, среди которых, например, работа с бочками из французского дуба, и точный расчет, которому Челищев научился во время обучения микробиологии. Меньше, чем за десять лет, Челищев практически в одиночку добился превращения калифорнийской лозы из золушки в принцессу: в середине сороковых Каберне Совиньон из долины Напа впервые появился на столах во время приемов, которые давались в Белом доме.
Первые несколько лет в Калифорнии Челищев посвящал все свое время работе в Beaulieu Vineyard, затем создал собственную лабораторию, где стал исследовать процессы ферментации вина, консультировать и обучать молодых коллег. Среди его учеников были Майкл Гргич и Уоррен Виньярски. Спустя годы Шардоннэ Chateau Montelena, где работал Гргич, и красное Stag’s Leap Виньярски на слепой дегустации 1976-го года в Париже были отмечены французскими экспертами, обойдя вина лучших хозяйств Бордо и Бургундии.
Надо сказать, что и жизнь, и карьера у Челищева были долгими и успешными. Свою любовь по имени Дороти он встретил уже в немолодом возрасте, и до конца своих дней не утратил вкуса к жизни и авантюрам. Иначе и не назовешь решение маркиза Лодовико Антинори пригласить 80-летнего энолога, чтобы создать тосканское вино, способное тягаться со знаменитым Sassicaia. Челищев вызов принял, приехал в Болгери, и за несколько лет сумел добиться впечатляющих результатов — созданная под его чутким руководством Ornellaia стала одним из лучших вин Италии, а Болгери — одним из самых известных винодельческих регионов мира.
Челищев работал до самой смерти, создав еще не один винный шедевр и воспитав не одного талантливого энолога. Андрей Викторович скончался в 1994 году, в возрасте 92 лет, но дело его — уж извините за этот канцеляризм — живет и здравствует. В 2007 году Американский кулинарный институт внес Андрэ Челищева в Зал Кулинарной Славы Америки, а журнал Wine Spectator назвал его человеком, сделавшим наибольший вклад в улучшение качества вина. Премию имени Андрэ Челищева «Винодел года» вручают на Международном конкурсе вин в Сан-Франциско, а московский профессиональный конкурс выдает награду имени Андрея Челищева «За вклад в продвижение и популяризацию винодельческой продукции в России».
Смотреть отрывок из фильма Андрей — голос вина:
7 меню быстрых ужинов Введите ваш емейл и получите сборник меню за 499 0 ₽! |
Автор: Алексей Онегин
Кто это такой?. .
Маэстро Андрей Челищев – Винный вторник с журналом PORUSSKI
Простые истиныЕго называли уважительно «маэстро» и с любовью – «эльфом». Этот маленький строгий человек учил американских виноделов прописным истинам, которые стали для них открытием. Именно ему, Андрею Челищеву, Калифорния обязана своим триумфом на дегустации Стивена Спурье в 1976 году и положением, которое она занимает сегодня в ряду других винодельческих регионов мира.
До и послеЖизнь Андрея Челищева, как и многих других отпрысков дворянских семей, родившихся в дореволюционной России, 1917 год поделил на «до» и «после». Он родился в 1901 году в Москве, в доме в Малом Николо-Песковском переулке, построенном его дядей, знаменитым архитектором Дмитрием Челищевым. Отец Андрея Челищева был московским мировым судьей, страстным любителем охоты, знатоком и коллекционером вин. Гимназия, церковь Симеона Столпника на Поварской улице, где он служил алтарником, охота в калужском имении Челищевых – главные воспоминания, сохранившиеся у Андрея Челищева о детстве.
В Екатеринодаре, который в те времена был своеобразным перевалочным пунктом для всех, кто в охваченной революцией России потерял все, Андрей Челищев вступил в кадетский корпус. Он участвовал практически во всех операциях Врангеля 1920 года и чуть было не погиб при штурме Перекопа: отступавшие казаки нашли раненого Челищева в сугробе и привезли к отцу, возглавлявшему тогда отдел юстиции у Врангеля. Старший Челищев уже не надеялся увидеть сына живым и даже справил по нему панихиду. Дальнейшая судьба Челищева схожа с судьбами многих русских эмигрантов, пытающихся найти свое место в новой жизни, чтобы в этой новой жизни не пропасть: сначала была Болгария и работа на шахтах, затем – Чехия, учеба в Технологическом университете в городе Брно, а позднее – Франция, учеба в Национальном институте агрономических исследований, попытка наладить вместе с другом Петром Трубецким собственное дело – вместе они открыли птицеферму.
К этому времени, когда Челищев сменил Старый Свет на Новый, с отмены сухого закона в Америке прошло несколько лет. За те полтора десятилетия, что он просуществовал, винодельческая отрасль пришла в совершеннейший упадок: заброшенные виноградники успели одичать, а урожай с тех участков, что поддерживались в относительном порядке, шел на производство вин только для церковных обрядов. В частности, то самое Chateau Beaulieu, где Челищеву предстояло проработать больше тридцати пяти лет, изготавливало вино для причастия под покровительством католической общины Сан-Франциско.
Приехав в Калифорнию, Челищев был потрясен, увидев, в каком состоянии находилось на тот момент американское виноделие – по сравнению с Францией это был каменный век. Здесь не имели представление о терруаре и о том, как подбирать сорта, которые могли бы дать на здешних почвах наилучший результат. Челищев внедрил бордоскую систему обрезки и подвязки лоз, благодаря которым грозди созревали лучше и равномернее, давая более фруктовые и менее травянистые вина. Он учил местных виноделов основам макробиологии и клоновой селекции, ввел для белых вин обязательную ферментацию в стальных чанах при строго контролируемой температуре, а для красных – выдержку в дубовых бочках, заложив тем самым будущий стиль калифорнийских вин: белые и сложные, свежие и устойчивые в хранении, экспрессивные и насыщенные красные.
В Калифорнии Челищев сделал упор на красные европейские сорта, прежде всего на Каберне Совиньон. Вино George de Latour, произведенное в Chateau Beaulieu, стало одним из первых калифорнийских вин, выдержанных в бочках из американского дуба. Вино получилось великолепным: отлично сбалансированным, с богатой текстурой, сложным букетом и солидным потенциалом для выдержки.
Челищев стал крупнейшим в Напе винным экспертом, его теперь называли не иначе как маэстро. Он был лучшим «носом» Калифорнии – на дегустациях ему просто не было равных: оценивая вино, он без труда определял, с каких оно виноградников и даже отдельных участков, он улавливал малейшие нюансы в ароматах. «Его вкус настолько утончен, что он запросто может определить, где родилось вино: в рутфорской пыли, в оуквильской грязи или на самой границе между Рутфордом и Оуквилом», – писали о Челищеве в San Francisco Chronicle.
Ричард де Латур, Андрей Челищев и Фернанда де Латур дегустируют вина
Продолжая работать в Chateau Beaulieu, в 1950 Андрей Челищев он открыл собственную энологическую лабораторию в Сент-Элен, куда приезжали на консультации виноделы со всей Калифорнии. Его первыми слушателями и лучшими учениками тоже стали эмигранты: хорват Майкл Гргич, возглавлявший Сhateau Montelena, поляк Уоррен Виньярски, управлявший винодельней Stag’s Leap, и итальянец Роберт Мондави. Все американские виноделы, чьи имена теперь вписаны в историю калифорнийского виноделия, учились у Челищева. Среди них был и Джим Аллен: успеху своей винодельни Sequoia Grove он тоже обязан ему.
Челищев был строгим учителем, но при этом чрезвычайно корректным. Даже когда результат чьих-то трудов оказывался столь плачевен, что, казалось бы, слова ободрения были бы совершенно неуместны, Челищев, который сам всегда был объективен и требовал этого от других, эти слова находил: «Джентльмены, есть вина, которые нуждаются в дружеской поддержке».
Обучая своих учеников азам виноделия, он просил их не забывать о самом главном: «Вино – это прежде всего напиток для удовольствия. Разбирать его по косточкам – заблуждение. Спросите европейца, что значит Haute-Brion. Он ответит: «Не знаю». Потому что он покупает вино, а не технологию». Он учил их описывать вино – так, чтобы оно заиграло красками и ожило. Если они говорили, что в Шардоне много диацетила, он поправлял: «Ароматы сливочного масла». Если они замечали, что в вине не слишком сильны сортовые ароматы, он указывал на женственность вина и мягкость букета.
Главное, что удалось Челищеву: он смог убедить калифорнийцев в том, что, работая над своими винами, постигая искусство виноделия, они не должны конкурировать друг с другом – только вместе они смогут отстоять свои интересы в Старом Свете. «Мы все почувствовали себя тогда частью целого», – скажет спустя много лет Джим Аллен.
В мае 1976 года – как раз тогда, когда в Париже проходила та самая дегустация Спурье, Андрей Челищев вместе со своими калифорнийскими учениками посещали бордоские шато. Когда они были в гостях в Chateau Lascombes, раздался телефонный звонок. Секретарь передал Челищеву, что на дегустации вина виноделен Montelena и Stag’s Leap обошли бордоские премьер-крю. Челищев попросил не разглашать эту новость: «Французы расстроятся, а мы ведь у них в гостях». И только когда они уже сели в автобус, маэстро сказал о победе. Ликовали все.
После этой дегустации Калифорнию охватил настоящий винодельческий бум: стремительно открывались новые винодельни, а знания, полученные от Челищева, виноделы передавали друг другу, как эстафету.
Роберт Мондави и Андрей Челищев
Завершая путьК этому времени сам Андрей Челищев уже оставил свой пост в Chateau Beaulieu, доработав там до своей пенсии, и теперь совмещал свою работу в лаборатории с преподаванием в университете в Дэвисе. Он консультировал не только калифорнийские хозяйства, но и винодельни Старого Света, где открыл винодельню Tenuta Dell’Ornellaia, ставшую благодаря ему второй cупертосканской звездой после Sassicaia.
Роберт Мондави, Лэн Эванс, Андрей Челищев, Лoдовико Антинори, Джим Аллен
Удивительно, но, занимая такой статус в мире виноделия, он так и не обзавелся собственным погребом и не коллекционировал вина. Сам Челищев объяснял это так: «Деньги – это пыль. У меня нет погреба, у меня нет виноградника, у меня ничего нет. У меня есть только моя голова». А потом добавлял: «Ну разве что найдется дюжина бутылок под кроватью». Впрочем, едва ли не половину лучших виноградников и погребов долины Напа, где хранились созданные им вина, он мог по праву считать своими. Но его не интересовало собирательство: его, как настоящего творца, привлекало само творчество – достигнутый результат был определенной точкой, после которой он начинал новый путь.
Андрей Челищев на виноградниках
В 1986 году, уже будучи в очень преклонном возрасте, Андрей Челищев получил приглашение возглавить винодельню Conn Creek в долине Напа. Он обдумывал его несколько недель, но отказался, написав Алену Шупу, владельцу винодельни: «Видите ли, господин президент, это работа для молодого человека. Еще десять лет тому назад я бы ухватился за такое предложение. Но теперь у меня нет сил делать вино. Я могу только учить. Делать вино – все равно что растить прелестных детей. Надо каждый день карабкаться на бочку, рассматривать, нюхать, трогать, чтобы понять, как оно себя ведет. Глотком из бокала здесь не обойтись. Наконец, надо обязательно разговаривать с вином, задавать ему вопросы и уметь расслышать его ответы. А мои ноги уже дрожат. Я не могу дотянуться до него, чтобы поговорить. А такую работу нельзя перепоручить». Позднее Челищев все же принял приглашение. И действительно упал с бочки, как и опасался, попал в больницу, но, к счастью, поправился, встал на ноги и прожил еще восемь лет, все эти годы консультируя Conn Creek. До последнего своего дня он осматривал виноградники и давал рекомендации Алену Шупу, что следует делать с лозой.
Андрей- голос вина: euro_royals — LiveJournal
7 июня 1976 года журнал Time оповестил мир о сенсационном результате прославившегося Парижского Конкурса вин: жюри, состоявшее из самых взыскательных французских дегустаторов, пробуя вина вслепую, дало высшую оценку двум сортам калифорнийских вин опередивших французские! При этом оказалось, что победителей роднит не только Калифорния; Милженко Гргич, чье Шардоне Chateau Montelena урожая 1973 года превзошло четыре сорта белого бургундского, и Уоррен Винярски чье Каберне Stag’s Leap Wine Cellars 1972 года вышло победителем в категории красных вин, приписали свой успех никому иному, как Андрею Челищеву.
«Человек Года — Андрей Челищев»
Журнал Wines and Vines
Андрей Челищев, «отец американского виноделия», был выдающейся фигурой, легендарным виноделом и одной из крупных личностей двадцатого века. Под его влиянием и благодаря его, почти единоличным усилиям, виноделие в Соединенных Штатах после отмены «сухого закона», получило возможность быстрыми темпами приступить к развитию качественных вин.

Челищев был невысокого роста, но производил на всех, кто его знал, благодаря своей гигантской энергии и заразительному энтузиазму, впечатление гораздо более крупного человека. В его лице сочетались научные знания по виноделию, терпение, необходимое для культивации саженцев, и само искусство производства вин. Невозможно перечислить введенные им новшества, которые сегодня стали общепринятой практикой виноделия во всем мире: холодное брожение, резервуары из нержавеющей стали, малолактозная ферментация, всё это было разработано Челищевым и испытано в долине Напа и в округе Сонома.

Он стал известен как «маэстро», его называли также «всех виноделов виноделом» и ласково — «эльфом». Ему было важно передать свои знания всем, желавшим производить хорошие вина. Среди множества его учеников были: Луис Мартини, Роберт Мондави, Джо Хэйц, Август Себастиани, Джон Дэниель, Майк Гргич, Ричард Питерсон, Мэри-Анн Граф, Уоррен Винярски, Роб Дэвис, Майкел Салаччи, Майкл МакГрэс, Ян Шрем, Рик Сейр, Марко Капелли, Хейди Питерсон-Баррет, Джил Дэвис и многие другие. Челищев доказывал начинающим виноделам, что они могут производить прекрасное вино, где бы они ни были – будь то в долине Напа, округе Сонома, или в штатах Орегон и Вашингтон.
Сейчас его ученики и последователи производят вина в разных частях света, используя в своей работе тонкости мастерства виноделия, которые они от него переняли. Даже спустя годы после его смерти, в критических ситуациях или принимая трудное решение, они задают себе вопрос: «а как бы поступил Андрей?».
Родился Андрей Челищев 7 декабря 1901 года в дворянской семье, в доме в Малом Николо-Песковском переулке, построенном его дядей, знаменитым архитектором Дмитрием Челищевым.

Челищевы сражались и умирали за Русь, двое из них пали на поле брани, «разрубленные в чело». (Предполагают, что это и легло в основу фамилии.) Члены рода Челищевых, занимавшие высокие государственные посты, были приближены к российским князьям, царям и императорам, начиная с Дмитрия Донского, Александра Невского… В храме Христа Спасителя имя Михаила Челищева значится в перечне героев, погибших на Бородинском поле.
Отец Андрея Челищева был московским мировым судьей, страстным любителем охоты, знатоком и коллекционером вин. Гимназия, церковь Симеона Столпника на Поварской улице, где он служил алтарником, охота в калужском имении Челищевых – главные воспоминания, сохранившиеся у Андрея Челищева о детстве.

Но Андрей выжил. Отступавшие казаки нашли бесчувственного, заметенного снежной пургой юношу и привезли его к отцу, возглавлявшему тогда отдел юстиции у Врангеля.
Дальнейшая судьба Челищева схожа с судьбами многих русских эмигрантов, пытающихся найти свое место в новой жизни, чтобы в этой новой жизни не пропасть: сначала была Болгария и работа на шахтах, затем – Чехия, учеба в Технологическом университете в городе Брно, а позднее – Франция, учеба в Национальном институте агрономических исследований, попытка наладить вместе с другом Петром Трубецким собственное дело – вместе они открыли птицеферму.

Латур предложил Челищеву контракт на работу в винодельне Больё. Латур сделал ему далеко не самое выгодное предложение — стать вице-президентом и главным виноделом в Болье за 125 долларов в месяц. С этим контрактом Андрей Челищев в 1938 году приехал с семьей в Америку и поселился в калифорнийской дoлине Напа.

Имя Челищева к тому времени уже обретало известность в среде виноделов из разных стран, и подобные предложения он получал не первый раз, ни на одно не согласившись. Но тут неожиданно принял приглашение и с началом осени того же года вместе с родителями навсегда перебрался в Калифорнию. Так русский князь-эмигрант из французского энолога превратился в американского маэстро.
К этому времени, когда Челищев сменил Старый Свет на Новый, с отмены сухого закона в Америке прошло несколько лет. За те полтора десятилетия, что он просуществовал, винодельческая отрасль пришла в совершеннейший упадок: заброшенные виноградники успели одичать, а урожай с тех участков, что поддерживались в относительном порядке, шел на производство вин только для церковных обрядов.
Винодельня Болье, в отличие от остальных 140, производивших некогда вино в Напе, сумела продержаться на плаву все предшествующие приезду Челищева годы только потому, что находилась под покровительством католической епархии Сан-Франциско, которая и при «Сухом законе» использовала вино для ритуала причащения.

Ко времени появления Андрэ в сонном безлюдном царстве долины Напа оставалось с дюжину деградировавших хозяйств, выращивавших некачественный виноград и производивших скверное вино. С одной стороны, такое положение вещей никак не могло соответствовать уровню парижского ученого-энолога. Но с другой — открывало широкие возможности для того, чтобы начать все практически с нуля и по своему усмотрению. И он с энтузиазмом взялся за дело.
Челищев был потрясен, увидев, в каком состоянии находилось на тот момент американское виноделие – по сравнению с Францией это был каменный век. Здесь не имели представление о терруаре и о том, как подбирать сорта, которые могли бы дать на здешних почвах наилучший результат. Челищев внедрил бордоскую систему обрезки и подвязки лоз, благодаря которым грозди созревали лучше и равномернее, давая более фруктовые и менее травянистые вина. Он учил местных виноделов основам макробиологии и клоновой селекции, ввел для белых вин обязательную ферментацию в стальных чанах при строго контролируемой температуре, а для красных – выдержку в дубовых бочках, заложив тем самым будущий стиль калифорнийских вин: белые и сложные, свежие и устойчивые в хранении, экспрессивные и насыщенные красные.

В Калифорнии Челищев сделал упор на красные европейские сорта, прежде всего на Каберне Совиньон. Вино George de Latour, произведенное в Chateau Beaulieu, стало одним из первых калифорнийских вин, выдержанных в бочках из американского дуба. Вино получилось великолепным: отлично сбалансированным, с богатой текстурой, сложным букетом и солидным потенциалом для выдержки.
Челищев стал крупнейшим в Напе винным экспертом, его теперь называли не иначе как маэстро. Он был лучшим «носом» Калифорнии – на дегустациях ему просто не было равных: оценивая вино, он без труда определял, с каких оно виноградников и даже отдельных участков, он улавливал малейшие нюансы в ароматах. «Его вкус настолько утончен, что он запросто может определить, где родилось вино: в рутфорской пыли, в оуквильской грязи или на самой границе между Рутфордом и Оуквилом», – писали о Челищеве в San Francisco Chronicle.
Продолжая работать в Chateau Beaulieu, в 1950 Андрей Челищев он открыл собственную энологическую лабораторию в Сент-Элен, куда приезжали на консультации виноделы со всей Калифорнии. Его первыми слушателями и лучшими учениками тоже стали эмигранты: хорват Майкл Гргич, возглавлявший Сhateau Montelena, поляк Уоррен Виньярски, управлявший винодельней Stag’s Leap, и итальянец Роберт Мондави. Все американские виноделы, чьи имена теперь вписаны в историю калифорнийского виноделия, учились у Челищева. Среди них был и Джим Аллен: успеху своей винодельни Sequoia Grove он тоже обязан ему.
Челищев был строгим учителем, но при этом чрезвычайно корректным. Даже когда результат чьих-то трудов оказывался столь плачевен, что, казалось бы, слова ободрения были бы совершенно неуместны, Челищев, который сам всегда был объективен и требовал этого от других, эти слова находил: «Джентльмены, есть вина, которые нуждаются в дружеской поддержке».
Обучая своих учеников азам виноделия, он просил их не забывать о самом главном: «Вино – это прежде всего напиток для удовольствия. Разбирать его по косточкам – заблуждение. Спросите европейца, что значит Haute-Brion. Он ответит: «Не знаю». Потому что он покупает вино, а не технологию». Он учил их описывать вино – так, чтобы оно заиграло красками и ожило. Если они говорили, что в Шардоне много диацетила, он поправлял: «Ароматы сливочного масла». Если они замечали, что в вине не слишком сильны сортовые ароматы, он указывал на женственность вина и мягкость букета.
Главное, что удалось Челищеву: он смог убедить калифорнийцев в том, что, работая над своими винами, постигая искусство виноделия, они не должны конкурировать друг с другом – только вместе они смогут отстоять свои интересы в Старом Свете. «Мы все почувствовали себя тогда частью целого», – скажет спустя много лет Джим Аллен.
В мае 1976 года – как раз тогда, когда в Париже проходила та самая дегустация Спурье, Андрей Челищев вместе со своими калифорнийскими учениками посещали бордоские шато. Когда они были в гостях в Chateau Lascombes, раздался телефонный звонок. Секретарь передал Челищеву, что на дегустации вина виноделен Montelena и Stag’s Leap обошли бордоские премьер-крю. Челищев попросил не разглашать эту новость: «Французы расстроятся, а мы ведь у них в гостях». И только когда они уже сели в автобус, маэстро сказал о победе. Ликовали все.
После этой дегустации Калифорнию охватил настоящий винодельческий бум: стремительно открывались новые винодельни, а знания, полученные от Челищева, виноделы передавали друг другу, как эстафету.
Известный всему миру винный магнат с безупречной репутацией Роберт Мондави начинал свое винное производство в 1966-м под руководством Челищева. Ныне его хозяйство с помпезной аркой на въезде — символ долины Напа. В нем производятся вина в огромных количествах и прекрасного качества. Одна из его торговых марок — выдержанный в дубовой бочке Совиньон Блан (Sauvignon Blanc, Fumé Blanc — Фюме Блан).
К этому времени, когда сам Андрей Челищев уже оставил свой пост в Chateau Beaulieu, доработав там до своей пенсии, и теперь совмещал свою работу в лаборатории с преподаванием в университете в Дэвисе. Он консультировал не только калифорнийские хозяйства, но и винодельни Старого Света, где открыл винодельню Tenuta Dell’Ornellaia, ставшую благодаря ему второй cупертосканской звездой после Sassicaia. Челищев стал в Италии поистине культовой фигурой, прославившись здесь, как и в Калифорнии, своими винами Каберне Совиньон.
Удивительно, но, занимая такой статус в мире виноделия, он так и не обзавелся собственным погребом и не коллекционировал вина. Сам Челищев объяснял это так: «Деньги – это пыль. У меня нет погреба, у меня нет виноградника, у меня ничего нет. У меня есть только моя голова». А потом добавлял: «Ну разве что найдется дюжина бутылок под кроватью». Впрочем, едва ли не половину лучших виноградников и погребов долины Напа, где хранились созданные им вина, он мог по праву считать своими. Но его не интересовало собирательство: его, как настоящего творца, привлекало само творчество – достигнутый результат был определенной точкой, после которой он начинал новый путь.
В 1986 году, уже будучи в очень преклонном возрасте, Андрей Челищев получил приглашение возглавить винодельню Conn Creek в долине Напа. Он обдумывал его несколько недель, но отказался, написав Алену Шупу, владельцу винодельни: «Видите ли, господин президент, это работа для молодого человека. Еще десять лет тому назад я бы ухватился за такое предложение. Но теперь у меня нет сил делать вино. Я могу только учить. Делать вино – все равно что растить прелестных детей. Надо каждый день карабкаться на бочку, рассматривать, нюхать, трогать, чтобы понять, как оно себя ведет. Глотком из бокала здесь не обойтись. Наконец, надо обязательно разговаривать с вином, задавать ему вопросы и уметь расслышать его ответы. А мои ноги уже дрожат. Я не могу дотянуться до него, чтобы поговорить. А такую работу нельзя перепоручить». Позднее Челищев все же принял приглашение. И действительно упал с бочки, как и опасался, попал в больницу, но, к счастью, поправился, встал на ноги и прожил еще восемь лет, все эти годы консультируя Conn Creek. До последнего своего дня он осматривал виноградники и давал рекомендации Алену Шупу, что следует делать с лозой.
До последнего своего дня он оставался верным делу, которому посвятил всю свою жизнь.
Умер 5 апреля 1994 года в Напе, столице американского виноделия, где ему установлен памятник. В 2007 году имя Андрея Челищева было внесено в Зал славы виноделов (Vintner’s Hall of Fame) при Американском кулинарном институте.
О личной жизни Челищева мало что известно. Со своей верной спутницей, Дороти, Андрей встретился поздно — ему было уже где-то за 50. Но жизнь его была долгой, и все оставшиеся годы они прожили вместе, душа в душу. Если раньше у него был лишь один источник вдохновения — виноградная лоза, то с появлением Дороти их стало два, а потом и три — с рождением их сына Дмитрия.
Дмитрий, естественно, тоже стал виноделом — кому ж, как не сыну, передать свой гигантский жизненный опыт и профессионализм. Вот только талант, подаренный Богом, передать нельзя. Возможно поэтому ни Дмитрий Челищев, который живет и работает в Неваде, ни два его сына, тоже виноделы, так и не стали вторыми «маэстро».
Андрей никогда не переставал чувствовать себя русским. Дома все говорили друг с другом только по-русски. И не забывал о своих родственниках, разбросанных по разным странам, постаравшись всех их собрать вокруг себя.
Россия все-таки вспомнила о своем нерасстрелянном в 1917 году сыне, правда не по собственной инициативе, в 2010 году, спустя 16 лет после смерти Андрея Викторовича Челищева, его имя вернулось в Россию. Выставка под названием «Андрей Челищев — основатель современного виноделия Калифорнии» проходила в Москве, в Доме русского зарубежья. Одним из ее организаторов стал племянник маэстро Виктор Викторович Челищев. Одним из спонсоров -тоже родственник мастера, президент винодельческой кампании Quilceda Creek Vintners князь Алексей Голицын. А фрагменты нового фильма-биографии «Голос вина», представил внучатый племянник маэстро, известный нью-йоркский кинорежиссер и продюсер Марк Челищев.
Сегодня уже и московский профессиональный конкурс выдает награду имени Андрея Челищева «За вклад в продвижение и популяризацию винодельческой продукции в России». Хочется надеяться, что в недалеком будущем где-нибудь на Арбате, на месте, где стоял фамильный особняк Челищевых, найдется место хотя бы для мемориальной доски с именем волшебника вина.
источники
https://porusski.me/2017/03/14/052-maehstro-andrej-chelishchev/
https://www.chayka.org/node/7045
https://www.chayka.org/node/5193
http://www.themaestrofilm.com/thestory.ru.htm
https://www.svoboda.org/a/28324864.html
Элеонора Мандалян: Андрей Челищев: гений калифорнийских вин (Номер 24 (227) от 16 декабря 2012 г.)
Есть на севере Калифорнии в ложе между гор долина Napa Valley, о которой сегодня знают все ценители настоящих вин, и не только в Америке. Долина Напа считается ведущим винодельческим районом штата и страны.
Этот живописный, ухоженный уголок с бескрайними виноградниками, многочисленными винными хозяйствами, ресторанами, сувенирными лавочками стал местом паломничества для туристов и просто любителей дегустации вин на местах их зарождения — со всего мира приезжает сюда до 5 млн. гостей ежегодно.
Среди разнообразных винных туров особой популярностью пользуется «винный поезд». Один сообразительный господин, Винсент де Доменико, лет 20 назад купил в долине Напа давно неиспользуемую старую железную дорогу, привел ее в порядок, приобрел три музейных пульмановских вагона 1915 года и наладил туристический сервис. Каждый день допотопный и необычайно колоритный составчик скользит по рельсам со скоростью 33 км в час по кругу — доставляя дегустаторов от винодельни к винодельне.
«Винная долина» обрела широкую известность не объемом производимых вин, а качеством, их особым — изысканным и утонченным, вкусом. Среди дорогих, так называемых культовых вин пальму первенства уже много лет удерживают Napa Valley Cabernets, хранящее в себе аромат тугих, иссиня-черных, с туманной поволокой гроздей Каберне Савиньон.
Но не о долине Напа и не о сортах винограда пойдет речь, а о человеке, чье имя слито с ними воедино, о винном кудеснике, всю свою долгую жизнь остававшемся в тени богатых и известных виноградарей и виноделов, зарабатывавших популярность и капиталы благодаря именно этому неутомимому труженику и творцу.
Имя у него одно — Андрей Челищев (кстати, можно себе представить, как трудно было американцам запоминать и произносить эту русскую фамилию, писавшуюся вот таким образом: Tchelistcheff), а эпитетов, которыми его награждали и по сей день награждают те, кто имел счастье с ним работать, множество. Его называют крестным отцом американской винной культуры, деканом американских виноделов, пионером отрасли, основателем современного виноделия Калифорнии, легендарным калифорнийским виноделом, русским отцом калифорнийских вин, Виноделом Виноделов (The Winemaker’s Winemaker) и «просто» гением. Три поколения калифорнийских виноделов, считавших Челищева своим наставником, величали его не иначе, как «Маэстро».
А еще у него было забавное и трогательное прозвище — эльф. Внешне сходство с эльфом обеспечивали миниатюрная комплекция и малый рост, очень серьезный вид и умный взгляд из-под пушистых бровей, похожих на нестриженный газон. Ну а внутренне… человек этот был не просто близок к природе, к виноградной лозе и земле, он был с ними на «ты», и они, казалось, только ему доверяли свои тайны и позволяли экспериментировать с собой и творить винные чудеса.
«Делать вино — все равно, что растить прелестных детей, — говорил маэстро. — Надо каждый день карабкаться на бочку, рассматривать, нюхать, трогать, чтобы понять, как оно себя ведет. Глотком из бокала тут не обойтись. Наконец, надо обязательно разговаривать с вином, задавать ему вопросы и уметь расслышать его ответы». Точно так же он обращался и с виноградной лозой. Бесчисленные технологии, используемые ныне виноделами разных стран мира, были разработаны и опробованы этим «винным эльфом» в Напе.
Несмотря на свой малый рост, — рассказывают о нем те, кому довелось с ним работать, — Андрей казался «больше, чем жизнь», и мы воспринимали его именно так, потому что он был «горой энергии и вдохновения».
Андрей Челищев — на пути в Америку
Но начнем с самых истоков. Челищевы — старинный русский дворянский род, ведущий свое происхождение от императора Оттона III (Х век), Ричарда-Львиное сердце (нашедшего отражение в их фамильном гербе) и германского курфюста Вильгельма Люнебургского, поселившегося в Великом Новгороде в 1237 году. Сын его, Карл (в православии Андрей), был прозван Челище. От него-то и пошла фамилия Челищевых. А имя «Андрей» гуляет из поколения в поколение.
Челищевы сражались и умирали за Русь, двое из них пали на поле брани, «разрубленные в чело». (Предполагают, что это и легло в основу фамилии.) Члены рода Челищевых, занимавшие высокие государственные посты, были приближены к российским князьям, царям и императорам, начиная с Дмитрия Донского, Александра Невского… В храме Христа Спасителя имя Михаила Челищева значится в перечне героев, погибших на Бородинском поле.
Отец Андрея, Виктор Челищев, профессор права, был московским мировым судьей в Верховном суде Русского Императорского Двора, а в Гражданскую войну — управляющим отделом юстиции в Южном правительстве Белой армии, при Врангеле. Андрей родился титулованным князем в 1901 году, но, увы, в неудачное для себя время. Он рос в фамильном доме у Старого Арбата в Москве и в просторном имении родителей под Калугой. Отец коллекционировал вина и увлекался охотой, держа псарню охотничьих собак.
Привычный уклад оборвала Революция. В октябре 1917-го мировой судья Челищев вместе со всей семьей был занесен в число первых в ленинский «расстрельный список». Но им чудом удалось бежать на юг, к Врангелю. Их родовое имение было разрушено и разграблено, а собаки повешены на деревьях.
В Гражданскую войну 18-летний подпоручик Андрей Челищев, окончивший офицерскую школу в Екатеринодаре (Краснодар), сражался с большевиками в кадетском корпусе под командованием Врангеля. В 1920-м их подразделение при штурме Перекопа попало под пулеметный обстрел. Он был тяжело ранен и оставлен умирать на заснеженном поле боя. Родителей известили о кончине сына, и те уже справили по нему панихиду. Но Андрей выжил. Отступавшие казаки нашли бесчувственного, заметенного снежной пургой юношу и привезли его к отцу.
После разгрома Белой армии Андрей бежал вместе с семьей и оказался сначала в Турции, затем — в Европе. Осев на несколько лет в Чехии, он поступил в университет в Брно, на медицинский факультет, но поменял его на агрономический. Для дальнейшей специализации в виноградарстве и виноделии в 1930-м отправился в Париж, где изучал микробиологию и процессы ферментации в винах сначала в университете Луи Пастера, затем в Национальном университете агрономии у именитого профессора Поля Марсэ (Marsais).
Новоявленный, трижды дипломированный энолог Андрей Челищев, которого теперь все называли Андрэ, начинает свою трудовую карьеру на виноградниках Бургундии, осваивая передовые винодельческие технологии производителей вин мирового класса. Затем работает в Шампани в знаменитой компании Moët & Chandon, одного из крупнейших производителей шампанского.
Возрождение калифорнийских вин
Шел 1938 год. После «Сухого закона» 1920-33 годов виноделие в США все еще было практически парализовано. Виноградники стояли в основном заброшенными, а то и вырубленными, винодельни пустовали, старомодное чугунное оборудование ржавело. Но времена изменились. Для виноделия настала пора возрождения. Некто Жорж де Латур, владелец Beaulieu Vineyards (BV) — одного из таких, в прошлом крупных винодельческих хозяйств в долине Напа, прибыл во Францию, лидирующую страну мира по производству вин, в поисках специалиста, способного возродить его хозяйство.
И профессор Марсэ порекомендовал ему своего бывшего лучшего ученика, единственный недостаток которого был в том, что он не француз. Андрэ к тому времени не только работал на компанию Moët & Chandon, но и проводил исследования в Институте Пастера и преподавал в Национальном университете Агрономии. Латур сделал ему далеко не самое выгодное предложение — стать вице-президентом и главным виноделом в Болье за 125 долларов в месяц.
Имя Челищева к тому времени уже обретало известность в среде виноделов из разных стран, и подобные предложения он получал не первый раз, ни на одно не согласившись. Но тут неожиданно принял приглашение и с началом осени того же года вместе с родителями навсегда перебрался в Калифорнию. Так русский князь-эмигрант из французского энолога превратился в американского маэстро.
Винодельня Болье, в отличие от остальных 140, производивших некогда вино в Напе, сумела продержаться на плаву все предшествующие приезду Челищева годы только потому, что находилась под покровительством католической епархии Сан-Франциско, которая и при «Сухом законе» использовала вино для ритуала причащения.
Ко времени появления Андрэ в сонном безлюдном царстве долины Напа оставалось с дюжину деградировавших хозяйств, выращивавших некачественный виноград и производивших скверное вино. С одной стороны, такое положение вещей никак не могло соответствовать уровню парижского ученого-энолога. Но с другой — открывало широкие возможности для того, чтобы начать все практически с нуля и по своему усмотрению. И он с энтузиазмом взялся за дело.
Преобразованиям и нововведениям Челищева нет числа. Думаю, не стоит погружаться в специфику и терминологию изготовления вин. Для неспециалиста это скучно. Сам маэстро говорил всегда, что потребителя интересует вкус вина, а не процесс его изготовления. Но пару слов, наверное, все же сказать надо.
Французские вина всегда были для винодела-эстета пределом совершенства, хотя он совершенствовал их и экспериментировал все с новыми и новыми сортами до последнего вздоха. Прожив большую часть своей жизни в США, он признавался: «Когда я думаю о вине, я непроизвольно перехожу на французский». Выведя для себя в бесспорные лидеры Каберне Совиньон с виноделен Бордо, он начал внедрять французские технологии, но не слепо, а творчески, применительно к местным терруарам (почвенно-климатическим особенностям местности).
Он научил виноделов Напы вдумчивому обращению с виноградной лозой, технике холодного брожения, молочнокислой ферментации (устраняющей вяжущую терпкость вина), основам гигиены и микробиологии и создал-таки прекрасный калифорнийский аналог французского Каберне. Отныне вино начали выдерживать в бочках малого объема из французского дуба, а когда (во время Второй мировой войны) возникли проблемы с поставками, перешел на американский дуб.
Каберне Georges de Latour Private Reserve стало маркой винного производства де Латура и всей Калифорнии, собрав огромное количество наград и призов на самых престижных конкурсах разных стран. С начала 40-х Private Reserve неизменно присутствовало на всех торжествах и банкетах Белого дома, а президенты страны лично выражали благодарность его создателю — «маэстро» с долины Напа.
У Андрэ был уникальнейший нюх на вина, за что его прозвали «лучшим носом Калифорнии». Это сделало его незаменимым дегустатором-экспертом сначала всей долины Напа, затем соседних винодельческих хозяйств — Сономы, Карнероса, Санта-Барбары и всего Тихоокеанского Северо-Запада. «Его вкус был настолько утонченным, что он мог запросто определить, где родилось вино: в рутфордской пыли, в оуквилской грязи или на самой границе между Рутфордом и Оуквилом», — писала о нем газета San Francisco Chronicle.
Его популярность и слава росли год от года. Да оно и неудивительно. В Америке просто не было другого такого специалиста по винам, хотя бы отдаленно соответствовавшего его профессионализму, квалификации, чутью и одаренности. В ту пору он был единственным во всей долине ферментологом, получившим образование по всем канонам. «Декан американского виноделия, основополагающая фигура, легендарный винодел и один из самых замечательных людей ХХ века», — так описывал его в 1990-м американский журналист Джон Хатчисон в статье под названием «Маэстро — Андрэ Челищев — голос вина».
Оставаясь в тени и не помышляя ни о чем, кроме создания все новых и новых технологий, методов и сортов, он был наставником знаменитейших промышленников, которых сегодня называют ведущими виноделами всех континентов, чьи имена вписаны в историю, красуются на винных этикетках и восхваляются подлинными знатоками и ценителями настоящих вин — Луиса Мартини, Роберта Мондави, Джо Хэйтца, Августа Себастьяни, Джона Дэниела, Майкла Гргича, Микки Смита, Уоррена Виньярски и многих-многих других.
И все они воспринимали его советы как заповеди, обращаясь к нему не иначе, как «маэстро». «Долина Напа не получила бы такой славы без Андрея Челищева. Он повлиял на развитие виноделия не только в Калифорнии, но и по всему миру», — чистосердечно признавали они.
Известный всему миру винный магнат с безупречной репутацией Роберт Мондави начинал свое винное производство в 1966-м под руководством Челищева. Ныне его хозяйство с помпезной аркой на въезде — символ долины Напа. В нем производятся вина в огромных количествах и прекрасного качества. Одна из его торговых марок — выдержанный в дубовой бочке Совиньон Блан (Sauvignon Blanc, Fumé Blanc — Фюме Блан).
Подлинной победой и триумфом учеников Челищева стала знаменитая Франко-калифорнийская дегустация 1976 года, когда при «слепой дегустации» — с закрытыми глазами — непревзойденные бордоские premier cru (с отдельного элитного виноградника) впервые в истории виноделия проиграли американским каберне и шардоне (Chardonnay), и имена победителей стали известны всему миру.
Посетив по приглашению компании American Wine Growers (AWG) Сиэтл, Андрэ изучил местные вулканические почвы и природные особенности региона и предложил компании сосредоточиться на белых винах. Его, разумеется, послушали и не прогадали. Через несколько лет AWG выдала новое семейство вин — семийоны и рислинги (Chаteau St. Michelle Vineyards), мгновенно снискавшие себе популярность и признание.
Винодел — творческая профессия
О личной жизни Челищева мало что известно. Со своей верной спутницей, Дороти, Андрей встретился поздно — ему было уже где-то за 50. Но жизнь его была долгой, и все оставшиеся годы они прожили вместе, душа в душу. Если раньше у него был лишь один источник вдохновения — виноградная лоза, то с появлением Дороти их стало два, а потом и три — с рождением их сына Дмитрия.
Дмитрий, естественно, тоже стал виноделом — кому ж, как не сыну, передать свой гигантский жизненный опыт и профессионализм. Вот только талант, подаренный Богом, передать нельзя. Возможно поэтому ни Дмитрий Челищев, который живет и работает в Неваде, ни два его сына, тоже виноделы, так и не стали вторыми «маэстро».
Андрей никогда не переставал чувствовать себя русским. Дома все говорили друг с другом только по-русски. И не забывал о своих родственниках, разбросанных по разным странам, постаравшись всех их собрать вокруг себя.
У Челищева была своя собственная исследовательская лаборатория — Napa Valley Enological Research Laboratory, в которой он исследовал процессы ферментации вин. Компании Болье он был верен 35 лет, пока наследники Латура, без согласования с ним, не продали все хозяйство крупной алкогольной компании.
Собственно 72-летнему виноделу вполне уже можно было бы подумать о заслуженном покое, но не таким он был человеком. Виноделие и виноградники были для него не работой, а самой жизнью. Он начал консультировать виноделов разных штатов, включая его племянника, Алекса Голицына, открывшего в 1978 году в штате Вашингтон винодельческое производство Quilceda Creek Vintners, и ныне, с легкой руки своего гениального дяди, выпускающего одно из лучших в США каберне Quilceda Creek.
Андрэ как эксперта приглашали виноделы Иордании. Он часто бывал в Европе. Только в Россию ехать наотрез отказывался. В 80-летнем возрасте Челищев отправился в Италию, по приглашению маркиза Лодовико Антинори, потомка старинной аристократической семьи, многие столетия занимавшейся виноделием. В Болгери, захолустной тосканской провинции, у Антинори осталось от матери фамильное поместье — Tenuta Dell Ornellaia. Решив возобновить семейные традиции, он и обратился в 1981-м году к Челищеву, полностью доверившись его знаниям, нюху и опыту. Андрэ со свойственной ему основательностью взялся за дело — внимательно изучил терруары Болгери и решил опробовать на них бордоские сорта винограда.
Сегодня вина «Орнеллайя», за несколько лет трудов доведенные маститым энологом до совершенства, пользуются огромной популярностью в мире. А вместе с ними прославился и Лодовико Антинори, и местечко Болгери, превратившееся в процветающий винодельческий рай Тосканы.
Челищеву было уже 85, когда другой крупный винодел из долины Напа, Ален Шуп, попытался уговорить старика возглавить его винное хозяйство Conn Creek. Андрэ ответил отказом, сославшись на возраст и на то, что уже не может взбираться на бочку, чтобы «поговорить с вином». Но после нескольких недель раздумий все же согласился. Полез на бочку, упал с нее, получив перелом. А когда поправился, снова взялся за работу и трудился до самой смерти.
Гениальный винный эльф скончался в 1994 году, в возрасте 93 лет, более полувека проработав на Америку в качестве ученого-специалиста по виноделию, селекционера, консультанта и дегустатора. В долине Напа ему воздвигли памятник. В 2007 году имя Андрея Челищева было внесено в Зал славы виноделов (Vintner’s Hall of Fame) при Американском кулинарном институте.
Россия все-таки вспомнила о своем нерасстрелянном в 1917 году сыне, правда не по собственной инициативе, а с подачи его родственников, таких же как и он эмигрантов, в частности, — кинорежиссера Марка Челищева, живущего в Нью-Йорке, и винодела Алекса Голицына, устроивших в декабре 2010 года выставку в Москве под названием: «Андрей Челищев — основатель современного виноделия Калифорнии».
Френсис Форд Коппола, легендарный режиссер Голливуда, «отец» «Крестного отца», как известно, заядлый винодел, имеющий в долине Напа свое поместье Inglenook и винное хозяйство в 150 гектаров и занимающийся любимым делом уже добрых три десятка лет.
Где-то в 1975-м он задумал создать великое вино, которое бы на многие годы пережило его самого. И осуществил свою мечту. Каберне Совиньон, названное им Rubicon (Rubicon — итальянская река и одновременно символ: последний рубеж, точка невозврата), вошло в число лучших вин Калифорнии и получило множество наград на международных конкурсах. А появилось оно на свет благодаря Андрею Челищеву, приглашенному Копполой в качестве консультанта.
Этим летом на Международном конкурсе вин в Сан-Франциско «Рубикон» Френсиса Форда Копполы занял первое место. Представлявшему его виноделу была вручена премия имени Андрэ Челищева «Винодел года» (the Andrе Tchelistcheff Winemaker of the Year Award).
Андрей Челищев.

Имя Андрея Челищева известно всем, кто связан с миром вина. Выдающийся американский энолог русского происхождения перевернул виноделие Калифорнии и оказал большое влияние на винный мир. Итог знаменитой парижской дегустации 1976 года, когда калифорнийские вина оказались лучше бордоских, во многом был заслугой Челищева и его учеников.
Единственный русский человек, который добился мирового признания и славы в области виноделие, вернулся в Россию вместе с кинолентой «Андрей. Голос вина», снятой его племянником Марком Челищевым.
11 ноября 2017 года во время XI Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» был показан фильм «Андрей. Голос вина».
В приветственной речи Виктор Москвин, директор Дома русского зарубежья, подчеркнул, что Андрей Челищев является одним из ярких представителей русской эмиграции и великим сыном России:
«Задачей нашего Дома становится возращение русских людей, которых 1917 год и последующие события изгнали из страны, также мы устанавливаем мосты между государствами и культурами».
На показе присутствовал и Марк Челищев, режиссер и племянник легендарного винодела. Премьерный показ киноленты состоялся на Берлинском фестивале, также она была показана на Московском международном кинофестивале.
Фильм рассказывает о жизни Андрей Челищев, который родился в 1901 году в дворянской семье недалеко от Боровска. Первым знаком судьбы стал виноградник в Массандре, подаренный его крестным Львом Голицыным. Но тогда Андрей и не думал о виноделии. Последующие события перевернули мир: революция, гражданская война, вступление в ряды Белой армии и бегство из родной страны. Первый винодельческий опыт Андрей получил в Венгрии и Югославии, затем Челищев с семьей перебрался во Францию, где продолжил изучение энологии в сельскохозяйственном институте. В 1938 году Жорж де Латур искал винодела для своего калифорнийского хозяйства Beaulieu, и тем самым человеком стал Андрей. Это было поворотное решение, которое изменило не только судьбу Челищева, но и все калифорнийское виноделие, переживавшее в то время период глубокого упадка.
Всю свою жизнь Андрей Челищев посвятил созданию вина, он чутко и творчески подходил к процессу, верил в терруар и прислушивался к советам земли. Андрей одушевлял вино, говорил с ним, дружил и любил. Каждая лоза для него была подобно ребенку, о котором он знал все. До конца своих дней Челищев оставался предан виноделию. Он ушел из жизни в 1994 году, в возрасте 93 лет, оставив богатейшее наследие в виде знаний, переданного опыта и учеников, которые верят в терруар Калифорнии и продолжают начатое им дело.
Полуторачасовой документальный фильм отличается динамичностью повествования и хорошо построенной сюжетной линией, где старые фотографии перемешиваются с комментариями и высказываниями об Андрее Челищеве людей, которые работали с ним. С одной стороны, из общей канвы выпадают российские и крымские виноделы, которые не имеют ничего общего с Челищевым, с другой их появление в кадре поднимало еще выше значимую фигуру великого энолога. Удачно подобранный саундтрек усиливал эмоциональное восприятие фильма, этому способствовали и милые подробности из жизни Андрея Челищева.
Безусловно, фильм «Голос вина» не оставит равнодушным всех любителей вина и откроет новые грани характера и таланта Андрея Челищева.
Авторы: Анна&Павел
About The Author
pro-insider
Сайт о путешествиях, гастрономии и вине.
События — Винный журнал — Новое Русское Вино
На этой неделе начинает работу IX Всероссийский Саммит виноделов, впервые — в Крыму, в Массандре. В рамках Саммита состоится первый Международный винный конкурс имени Льва Голицына. В преддверии этих значимых для нашей отрасли и сообщества событий публикуем интервью Марка Челищева, автора и продюсера фильма «Андрей. Голос вина».Андрей Челищев — русский, поднявший в прошлом столетии виноделие США из руин сухого закона. На знаменитой Парижской слепой дегустации 1976 года вина его учеников – калифорнийских виноделов – победили французов. И это особенно замечательно, если вспомнить, что Андрей был крестником Князя Голицына, чьё игристое вино также победило в Париже в результате слепой дегустации на конкурсе 1900 года.
Сейчас, когда российское виноделие находится в начале большого пути, нам особенно важно помнить об этом историческом опыте. О том, что великие изменения в виноделии происходили в течение одной человеческой жизни. И что люди, стоявшие за этими изменениями, были русскими.
МАРК ЧЕЛИЩЕВ, автор и продюсер фильма «Андрей. Голос вина» о русском духе и о русских в вине.
Марк, вас совсем нет в фильме? Почему?
Да, я не включал себя в этот фильм… я делал этот фильм как автор, и это не первый мой фильм, но это очень тяжело – делать фильм о собственной семье. Возможно, это гораздо тяжелее – делать фильм о члене твоей семьи, чем о ком-то ещё, кого-то ты не знаешь, кто не связан с тобой.
Я не хотел, чтобы моё личное отношение мешало мне делать фильм. Я хотел, чтобы другие люди рассказали об Андрее. Если я буду интервьюировать самого себя – это будет моя история. Но это история Андрея, о том, что он сделал для индустрии, о его ранних годах, о его семье…
Но вы были близки? Какой он был?
Он был потрясающий человек. Я провёл больше времени с ним, чем с родным дедом. Он был очарователен. Он был потрясающим рассказчиком. Он был чудесным с детьми. Со мной. Он всегда был очень тёплым и проказливым. С искорками в глазах. У него было замечательное чувство юмора. И у него был дар: всё, к чему он прикасался, расцветало, всё росло. Их сад всегда был полон жизни, полон цветов, он любил их.
Он жил очень скромной простой жизнью. У него даже винного погреба не было! Люди дарили ему очень дорогие вина, он их тут же открывал для следующего гостя. Мне очень повезло, что он был в моей жизни. Наша семья уникальна – много неординарных людей, и Андрей был одним из них.
Он был истинным джентльменом, аристократом. Я думаю, идея настоящего благородства – это не обязательно то, с чем ты родился. Я думаю, мусорщик, сапожник – кто угодно может быть благородным человеком. Это – как ты действуешь, как ты поступаешь, и твоя терпимость. Это то, что ты есть. Андрей был по-настоящему благородным человеком.
А каким он был с виноделами?
С виноделами он мог быть очень жестким, но и прощающим. Он позволял им делать их ошибки. А иногда он говорил одному виноделу делать одно, другому – другое, они обсуждали это между собой и не могли понять, в чём дело… а он просто хотел посмотреть, как оба варианта будут работать.
И когда вы встречаете его учеников, как Майкл Салаччи (винодел Opus One), Роб Дэвис, Майк Гргич – всех этих людей, которые соприкоснулись с его талантом, он затронул их до основания, до сердцевины, они несут его дух каждый день и любят его. И он любил их, как своих детей. Он верил в них.
Он был первым кто нанял женщину-винодела — Мэри-Анн Граф, закончившую Школу энологии. Андрей хотел, чтобы женщины пришли в индустрию. Без его участия этого бы ещё долго не случилось. Он подвигал женщин на этот путь. Как Элисон Грин-Дорэн, чей отец имел винодельню, Андрей подтолкнул, и сейчас она одна из лучших виноделов Калифорнии. Или, например, Хейди Питерсон-Баррет была его крестной и он вдохновил её!
Я знаю, его влияние на виноделие в Калифорнии было велико…
Да, он был виноделом нового типа! Он имел опыт, знания – он был не просто виноделом, он был учёным, поэтом. Он открыл первую специализированную лабораторию в Напе. Он изучал не только виноделие, но сельскохозяйственное инженерное дело, птицеводство…
Я думаю, некоторым виноделам нужно больше образования. Не только иметь понимание, как делается вино, но и некоторое техническое образование. Если вы можете посылать вино в лабораторию или делать свои собственные тесты — вы знаете гораздо больше о вине, вы гораздо ближе к нему, если вы понимаете химические процессы, которые происходят. Я думаю, это важно, потому что вино живое.
Вино – удивительная вещь. Я открывал [вино] 1958 [года] от Андрея – оно всё ещё живое, красивое! Недавно я пробовал [вино] 1965 [года] – оно необыкновенное, оно развивается. Конечно, за старыми винами нужно следить, менять пробку. Присутствие такой персоналии в индустрии, такого человека, который отдаёт, а Андрей всегда был отдающим – очень важно. Нам нужен такой человек сегодня — и миру в целом, и России.
Вы чувствуете какую-то связь с Россией?
Я люблю эту страну. Это всё ещё «mother Russia» для меня. Генетически это есть во мне по обеим сторонам моей семьи. Хотя я не был здесь рождён, и семья покинула страну сразу после революции – Андрей должен был оставить страну в девятнадцать лет в 1920 Это всё ещё в нас. Мы несем эту русскую кровь в себе. Я чувствую это.
Это интересно, когда я приехал сюда впервые несколько лет назад и провёл время с моими русскими родственниками, я обнаружил, что мы там сохраняем какие-то традиции, празднуем русские праздники – больше, чем русские здесь. Мы делаем это так, как делали наши семьи до революции. Наше старшее поколение всё ещё говорит на прекрасном «чеховском» русском, который вы уже не слышите… язык меняются, как и другие языки… Андрей говорил на превосходном русском языке.
Сейчас в России работают в основном молодые виноделы. Многие расценивают это как структурную проблему для отрасли — такой недостаток опыта. Как Андрей относился к молодым людям в отрасли?
Для Андрея новое поколение виноделов были как его дети. Он любил их. Он верил в них. Он верил, что благодаря новому поколению вещи будут происходить, вещи будут меняться. Взгляните, его ученики сейчас в числе лучших виноделов мира. И его ученики сохранили этот дух, эту веру. Как например Патрик Леон, недавно от нас ушедший, помогавший много российскому виноделию.
Он верил в них и позволял им делать их ошибки. Он всегда готов был делиться своим опытом и мнением, но если они хотели что-то пробовать своё – они это делали. Хотя часто потом говорили: «хм…он был прав».
Я думаю, новое поколение – это очень важно, особенно в России. Потому что они будут пробовать своё и делать какие-то вещи, которые старшие поколения не делали. Я абсолютно верю в них. Я пробовал вина советского периода в свой первый приезд в 1991 и современные – разница колоссальная. Отрасль действительно развивается.
В фильме есть Павел Швец. Когда мы познакомились – он только начинал, но у него была эта страсть и видение. И я так счастлив слышать о его успехе, потому что я знаю, как это тяжело. Он вкладывает своё сердце для создания прекрасного вина. И что важно — терруарного вина, передающего территорию.
Я думаю, есть многие другие российские виноделы, чьи вина я должен пробовать. Я с удовольствием жду этой возможности.
Как вы оцениваете потенциал российского виноделия в целом?
Я знаю, отрасль в целом растет. Это очень вдохновляющее время в России в винной индустрии. Россия имеет здесь невероятный потенциал. В том числе из-за смены климата некоторые регионы становятся более интересными для виноградарства.
И если мы вернёмся к истории, вспомним как игристое вино Князя Голицына – крёстного отца Андрея – победило в 1900 на Парижской слепой дегустации. Что, конечно, было шоком для Шампани. И через 76 лет его крестник, его ставленник Андрей Челищев снова «побил» французов на слепой парижской дегустации! Мы организуем специальную дегустацию и празднование годовщины со дня рождения Андрея в следующем году в Лондоне и в Париже с участием Стивена Спурье, Хью Джонсона и других людей, помнящих Андрея.
И я очень надеюсь однажды мы сможем это сделать в России. Привезти этих виноделов вместе с фильмом, чтобы люди могли по-настоящему узнать их – их знания, их открытость, их увлеченность. Потому что они как дети, они до сих пор настолько увлечены, хотя им уже по семьдесят – но они по-прежнему влюблены в то, что они делают.
Вы второй раз привозите «Андрей. Голос вина» в Россию. Почему это так важно для вас?
Я думаю, что фильм сам по себе очень важен. Я бы хотел, чтобы больше русских увидели этот фильм. Не только в индустрии. Но даже водитель автобуса или адвокат, бизнесмен, политик – любой будет тронут этим фильмом, потому что это фильм о русском, который изменил мир вина. И он оставался русским до дня своей смерти.
Эта история показывает, что такое русская душа. Кто такие эти русские были даже после того, как покинули Россию. Они делали такие необыкновенные вещи во всем мире. И Андрей был один из них. Человеком, который по-настоящему изменил свою индустрию. И я думаю, русские должны знать об Андрее. Вот почему я надеюсь, что вся страна сможет увидеть фильм однажды.
Благодарим Гертруду Кузнецову за интервью с Марком Челищевым и фотографии
Интервью организовано при содействии продюсерского центра «Новое Русское Вино»
André: The Voice of Wine / Андрей: Голос вина.
–Это был интереснейший, блестящий человек, которому суждено было стать катализатором в мире вин. Я не знаю никого, кто бы внес больший вклад в мир виноделия. <..> Он был другом всех, кто проявлял интерес к тонким винам.Роберт Мондави
В этом году вышел фильм, посвященный нашему соотечественнику — Андрею Челищеву.
Не знаю, скажет ли вам о чем-то прозвучавшее сейчас имя. Возможно, нет.
Оттого я считаю вдвойне важным, чтобы как можно больше людей узнало об этом человеке. Почувствовало гордость, сопричастность и все величие того дела, которому Андрей Челищев посвятил свою жизнь.
Чтобы как можно больше людей увидело картину, снятую его внучатым племянником. Не потому что это какой-то блокбастер, не потому, что в нем есть какой-то скандал. Совсем наоборот — фильм целиком о созидании, об огне в душе, о великом труде.
Это фильм о достоинстве.
Мне бы хотелось, чтобы те сильные эмоции, которые я испытала, смогли почувствовать и другие зрители. Может, сейчас мои слова воспримутся с долей недоверия или иронии, однако, смею вас заверить в моей полной искренности.
Я благодарю Марка Челищева за то, что он сделал этот фильм, за то, с каким уважением это было исполненно, и за то, что привез его в Москву.
А так же выражаю признательность недавно вступившему в должность послу США в РФ г-ну Хантсману за участие и открытие вечера, посвященного картине.
Итак, путешествие длиною в жизнь. От виноградников Лефкадии, через ужасы Гражданской войны.
Судьба вынуждает белого офицера Андрея Челищева уехать в Европу. Как и многие, он был вынужден оставить свою страну навсегда, начинать все сначала.
Пробы, находки и потери, годы обучения позади, тропинка жизни приводит нашего героя в Калифорнию.
На тот момент там практически вырублены виноградники, разбиты бочки с винами, теряются навыки и умения. Короче говоря, бой за трезвость в рамках Сухого закона оборачивается катастрофой.
Как сохранить немногое оставшееся? Как работать там, где нет элементарных навыков, когда они оказались рассеяны по ветру?
Андрей Челищев стал тем человеком, который возродил виноделие в Калифорнии.
Знаете, просто описать это одним предложением. Но нужно видеть сколько трудностей стояло на пути; иногда доводивших до отчаяния, сводивших на нет только что сделанное. Сколько труда, мужества, искренности и тепла потребовалось, чтобы победить.
Триумф калифорнийских вин на «Суде Парижа» 1976 года, когда в результате слепой дегустации американских и французских вин, ведущие сомелье Франции отдали предпочтение винам из Калифорнии, стал международным признанием заслуг Андрея.
Казалось бы, все: есть награды и признание.
Да, это важно, но есть много больше, что также нашло отражение в работе Марка: виноделы, считающие отведенные им годы винтажами, что они еще смогут создать.
Видение, философия и отношение, являющиеся поэзией в чистом виде.
Тонкая красота, деликатность и осознание хрупкости, четкое понимание быстротечности и в тоже время открытые двери в вечность.
Андрею Челищеву установлен памятник в долине Напа (более подробно о винных долинах и самом штате Калифорния в моем журнале), его имя включено в Зал Славы Кулинаров Америки, существует награда его имени, вручаемая в Москве.
И самое главное — все то, с чем и для чего Андрей Челищев работал всю жизнь, продолжают его ученики. Частичка его философии содержится в каждой бутылке вина, произведенной в регионе.
В продолжение фильма коллеги из Simple Wine представили свой выбор калифорнийских вин.
— Staglin Family Vineyard Estate Chardonnay, Rutherford с комментарием от производителя «подобное Грейс Келли в Монако или Джеки Кеннеди в Белом доме».
И это действительно так: исключительная элегантность, нежные весенние цветы, переплетенные со спелыми цитрусовыми, немного мускатного ореха и жаренного фундука.
— Флагманское Dominus от Dominus Estate, Napa Valley. Насыщенное и элегантное, с нотами кардамона, созданное из каберне совиньон, каберне фран и пти вердо.
— Araujo Estate Altagracia Cabernet Sauvignon, Napa Valley с черной смородиной, лесными ягодами, табаком и шоколадом.
— Ridge Estate Monte Bello Vineyard, в котором снова каберне совиньон за главного, с ароматом леса, нотами дуба и лакрицы.
История продолжается, не так ли?:)
Ошибка
Что-то случилось с получением ny010821
Чтобы просмотреть все наши предстоящие аукционы, нажмите здесь.
Страница, которую вы ищете, не существует или больше недоступна.
Если вы считаете, что попали на эту страницу по ошибке, свяжитесь с [email protected].
В журнале базы данных могут быть дополнительные сведения
HttpException
Система.Web.HttpException (0x00000064): что-то случилось с получением ny010821 в PublicWebMvC.Controllers.LotsController.d__6.MoveNext() в c:\Jenkins\Pipeline Prod-WEB02\workspace\PhillipsPublic.Web\Controllers\LotsController.cs:строка 177 --- Конец трассировки стека из предыдущего места, где было выдано исключение --- в System.Runtime.ExceptionServices.ExceptionDispatchInfo.Throw() в System.Runtime.CompilerServices.TaskAwaiter.HandleNonSuccessAndDebuggerNotification (задача задачи) в Системе.Web.Mvc.Async.TaskAsyncActionDescriptor.EndExecute(IAsyncResult asyncResult) в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.<>c__DisplayClass8_0. b__1(IAsyncResult asyncResult) в System. Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.EndInvokeActionMethod(IAsyncResult asyncResult) в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.AsyncInvocationWithFilters.
b__11_0() в Системе.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.AsyncInvocationWithFilters.<>c__DisplayClass11_1. b__2() в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.AsyncInvocationWithFilters.<>c__DisplayClass11_1. b__2() в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.AsyncInvocationWithFilters.<>c__DisplayClass11_1. b__2() в Системе.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.EndInvokeActionMethodWithFilters(IAsyncResult asyncResult) в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.<>c__DisplayClass3_6. b__3() в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.<>c__DisplayClass3_1. ![]()
b__5(IAsyncResult asyncResult) в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.EndInvokeAction(IAsyncResult asyncResult) в System.Web.Mvc.Controller.<>c. b__152_1(IAsyncResult asyncResult, ExecuteCoreState innerState) в System.Web.Mvc.Async.AsyncResultWrapper.WrappedAsyncVoid`1.CallEndDelegate(IAsyncResult asyncResult) в System.Web.Mvc.Controller.EndExecuteCore(IAsyncResult asyncResult) в System.Web.Mvc.Async.AsyncResultWrapper.WrappedAsyncVoid`1.CallEndDelegate(IAsyncResult asyncResult) в System.Web.Mvc.Controller.EndExecute(IAsyncResult asyncResult) в System.Web.Mvc.MvcHandler.<>c. b__20_1(IAsyncResult asyncResult, ProcessRequestState innerState) в System.Web.Mvc.Async.AsyncResultWrapper.WrappedAsyncVoid`1.CallEndDelegate(IAsyncResult asyncResult) в System.Web.Mvc.MvcHandler.EndProcessRequest(IAsyncResult asyncResult) в System.Web.HttpApplication.CallHandlerExecutionStep.System.Web.HttpApplication. IExecutionStep.Execute() в System.Web.HttpApplication.ExecuteStepImpl (шаг IExecutionStep) в Системе.Web.HttpApplication.ExecuteStep (шаг IExecutionStep, логическое значение и завершено синхронно) Исключение: Что-то случилось при получении ny010821
православных индийцев, знаменитое каберне и криптовалюта
В США продолжаются кампании ненависти против русскоязычного телеканала RT.
Сначала под угрозой уголовного преследования RT был вынужден зарегистрироваться в качестве иностранного агента.А в четверг журналистам отказали в аккредитации в Конгрессе только потому, что RT теперь является иностранным агентом.
По словам главного редактора телеканала Маргариты Симоньян, отзыв аккредитации Конгресса автоматически блокирует доступ ко многим другим источникам информации.