Екатерининский парк в пушкине фото: Екатерининский парк (Царское Село) — Википедия – Екатерининский парк в Пушкине – история, фото и описание
РазноеЕкатерининский парк (Царское Село) — Википедия
Екатерининский парк — парк в составе Государственного музея-заповедника «Царское Село». Находится в городе Пушкин под Санкт-Петербургом, памятник архитектуры XVIII—XIX веков.
Совместно с Александровским парком является неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции и получил своё название по находящемуся в нём Екатерининскому дворцу.
Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка.
Физико-географическая характеристика[править | править код]
Рельеф и геологическое строение[править | править код]
Парк расположен на Приневской низменности, на склоне Балтийско-Ладожского уступа. В палеозое 300—400 миллионов лет назад вся эта территория была покрыта морем. Осадочные отложения того времени — песчаники, пески, глины, известняки — мощной толщей (свыше 200 метров) покрывают кристаллический фундамент, состоящий из гранитов, гнейсов и диабазов. Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова (последнее, Валдайское оледенение, было 12 тысяч лет назад). После таяния ледника возникло Литориновое море. 4 тысячи лет назад море отступило и образовалась долина реки Невы. Долина сложена озёрно-ледниковыми и постледниковыми отложениями
Почвы, растительный мир и экология[править | править код]
До появления парка территория была покрыта хвойными лесами (сосновые и еловые) с примесью широколиственных пород и низинными болотами. Преобладают поверхностно-подзолистые в сочетании с торфяно-подзолисто-глеевыми почвами. В результате интенсивной хозяйственной деятельности людей естественный ландшафт повсеместно уступил место культурному ландшафту[3].
Экологически это наиболее чистый район благодаря природному микроклимату и жёсткой природоохранной политике администрации[4].
Предыстория парка[править | править код]
В шведское время (1609—1702) на территории Екатерининского парка существовала усадьба шведского магната — Сарская мыза (фин. Saari mojs, швед. Sarishoff [5] — «возвышенное место»). Это была небольшая усадьба, состоявшая из деревянного дома, хозяйственных пристроек к нему и скромного сада, разделённого двумя перпендикулярными аллеями на четыре квадрата. Речка Вангази, протекавшая по дну оврага, была запружена, благодаря чему выше плотины возник обширный пруд. Впервые это поселение упоминается в составе Никольского Ижорского погоста в «Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины 1501 года. На картах, составленных для Бориса Годунова, поместье имеет название «Сарица». Позднее, под влиянием русской народной этимологии, название трансформировалось в «Сарскую мызу», затем в «Саарское село», и, наконец, стало Царским Селом[2].
После изгнания шведов из этого района Пётр I подарил мызу А. Д. Меншикову, а позднее, 13 (24) июня 1710 года по указу императора Сарская мыза (вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями) была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. В 1718—1724 годах по проекту архитектора Иоганна Браунштейна здесь вырос небольшой двухэтажный каменный дворец, окружённый подсобными постройками. С западной стороны от дворца находился Зверинец — отгороженный участок леса, в котором содержали кабанов, лосей и зайцев для царской охоты. Расширился сад, заново перепланированный террасами мастером садово-паркового искусства Яном Роозеном в 1719—1722 годах. По его проекту садовый мастер Иоган Фохт проложил прямую перспективу от каменных палат к зверинцу, укрепил берега Большого пруда сваями и придал ему очертания шестиугольника. Был вырыт Рыбный канал, соединяющий Большой пруд с каналом вдоль слободы. Роозен использовал естественный склон холма и распланировал сад уступами. Примыкающую с востока к дворцу более высокую часть стали называть Верхним садом, а расположенную ниже и дальше — Нижним садом. Здесь были устроены садовые «затеи»: беседки, трельяжи, боксеты; аккуратно подстриженные деревья высажены правильными рядами вдоль прямых аллей. Вдоль дорожек среди зелени выставлены скульптуры, выполненные итальянскими мастерами венецианской школы, приобретённые ещё Петром I. В 1723 году архитектор И. Ферстер построил увеселительный павильон на укреплённом сваями острове Большого пруда. В том же году началась постройка большой оранжереи. Южной границей парка тогда служил Рыбный канал. Часть парка за каналом называли «дикой рощей», где свободно росли деревья различных пород
В первых десятилетиях XVIII века начались работы по прокладке каналов и созданию озёр, так как естественных рек и озёр в этой местности не было. Первоначальные затруднения с водой в Царском Селе были так велики, что во время пребывания здесь императорского двора приходилось доставлять воду в чанах из Петербурга. Большой пруд не имел никаких источников для питания водой, кроме дождевых и болотных вод. Проблема водоснабжения была решена лишь после того, как в 1749 году прорыли Виттоловский канал от ключей близ деревни Большое Виттолово. Ключи выходят на поверхность в местности, которая на 9,5 м выше уровня Большого пруда. Обводнение Большого пруда повлекло за собой создание системы прудов в Екатерининском парке. На ручье, протекавшем по дну оврага позади Эрмитажа, была построена плотина, а затем сооружены ещё три плотины. По оврагу было вырыто пять прудов, три из них (Нижние Каскадные пруды) ограничили сад с юго-востока, а два (Малые каскадные пруды) — служительную слободу. А затем, уже в конце XVIII века, провели Таицкий водовод от ключей в районе посёлка Тайцы, расположенного в шестнадцати километрах юго-западнее царской резиденции
Императорская резиденция[править | править код]
Е. Е. Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. Гуашь. 1905В царствование Елизаветы Петровны Царское село стало императорской резиденцией. В 1740—1750-е годы скромный дворец Екатерины I перестраивается в роскошную летнюю резиденцию. С 1744 года по замыслу архитектора А. В. Квасова старое петровское здание было переделано, надстроено и связано галереями с двухэтажными флигелями по бокам. Вскоре эту работу продолжил русский зодчий С. И. Чевакинский. Дворец состоял из трёх корпусов, церкви и оранжерейного зала, соединённых между собой галереями [7]. Через несколько лет и новый дворец показался недостаточно парадным и было решено его вновь переделать. С 1751 года по 1756 год реконструкцию Екатерининского дворца вёл архитектор Ф. Б. Растрелли. Работы велись круглый год, реконструкция потребовала огромных средств. Растрелли поднял галереи до уровня корпусов и с исключительным богатством и пышностью отделал фасады. В основных чертах дворец и сейчас имеет облик, который был придан ему Растрелли. В 1755 году из третьего Зимнего дворца сюда перенесли Янтарный кабинет. Параллельно с дворцом по проекту Растрелли в парке строятся павильоны «Эрмитаж», «Грот» и «Зал на острову» посредине Большого пруда для увеселительных собраний узкого круга придворных. Одновременно шло расширение территории сада, южной границей его стали Нижние пруды
Для воплощения новых веяний в русском садовом искусстве со второй половины XVIII века Екатерининский парк начал значительно расширяться. К юго-западу от старого сада, вокруг Большого пруда и западнее его, возник новый район, с парком в пейзажном стиле. Над созданием парка работали архитектор В. И. Неелов и садово-парковые мастера И. Буш и Т. Ильин. В тот период на строительство в парке Екатерина II тратила баснословные средства и огромные силы. В середине 1760-х годов вдоль Большого пруда были насажены липовые аллеи. Такая же липовая аллея (ныне Рамповая аллея) появилась на гребне холма над прудом, на продолжении скатов Катальной горки. Почти каждый год в различных уголках парка появлялось что-то новое. В честь победы России в русско-турецкой войне 1768—1774 годов в парке появились Кагульский обелиск (в честь победы русской армии под руководством П. А. Румянцева на реке Кагул), Чесменская колонна (в честь победы русского флота в Эгейском море у бухты Чесма), Морейская или Малая Ростральная колонна (в память о победе русского флота у полуострова Морея) и Башня-руина стилизованная под разрушенную турецкую крепость. В соответствии с увлечением того времени эффектными «романтическими» декорациями в парке появились Готические ворота, Адмиралтейство и Эрмитажная кухня. В 1770-е годы в соответствии с пристрастием к модным китайским мотивам строятся Большой каприз и Китайская или Скрипучая беседка. В 1770—1780-е годы в парке появились сооружения в стиле русского классицизма: павильоны Верхняя и Нижняя ванны, Концертный зал, Кухня-Руина, Зал на острову, Мраморный мост, Орловские ворота. У южной стороны Екатерининского парка по проекту архитектора Ч. Камерона в 1780—1787 годы строится несколько крупных сооружений, составляющих единый комплекс: Камеронова галерея, Агатовые комнаты, Висячий сад и пандус
Из Атласа Царского Села 1858 года
С конца XVIII века существенных изменений в планировке и границах Екатерининского парка не производилось. Только отдельные памятники включались в его уже сложившийся ансамбль [7]. После пожара 1820 года работы в Большом дворце вёл В. П. Стасов. В 1817 году при въезде из Софии им были воздвигнуты ворота «Любезным моим сослуживцам» в память Отечественной войны 1812 года[9]. В 1821 году вороты были перенесены на новое место — на дороге в Павловск, служившей продолжением Садовой набережной. В 1850—1852 году на берегу Большого пруда архитектор И. А. Монигетти построил декоративный павильон Турецкая баня. На месте луга близ Зубовского флигеля Екатерининского дворца в 1855—1856 годы был создан «Собственный садик», вход в который посторонним был закрыт[6].
Советский период[править | править код]
Город Пушкин. В Екатерининском парке. Открытка. 1939 годВ 1918 году дворцово-парковый комплекс национализирован и превращён в музей. 9 июня 1918 года Екатерининский дворец принял первых посетителей. В течение 1919 года музеи Детского Села посетили 64 тысячи человек, а только за летний сезон 1920 года — уже более 56 тысяч
18 сентября 1941 года город Пушкин был оккупирован германскими войсками, уничтожившими и повредившими многие сооружения ансамбля, похитившими некоторые произведения искусства (в том числе убранство Янтарной комнаты Большого дворца). В Екатерининском парке было уничтожено более трёх тысяч деревьев (свыше четверти общего их количества). Помещения нижнего этажа Екатерининского дворца фашисты приспособили под гараж, дворцовую церковь использовали как стоянку велосипедов и мотоциклов, в Агатовых комнатах размещался клуб. В марте 1942 года в Екатерининском дворце возник большой пожар. Пушкин был освобождён войсками под командованием генерала И. В. Хазова 24 января 1944 года в ходе Красносельско-Ропшинской операции. После освобождения Екатерининский дворец представлял собой руины. В нижнем этаже дворца и под Камероновой галереей было обнаружено одиннадцать авиабомб замедленного действия. Бомбы удалось обезвредить[6].
Ещё в годы войны началось восстановление комплекса. Летом 1945 года Екатерининский парк был открыт для посетителей. В первую очередь были отреставрированы Верхняя ванна, Вечерний зал, Скрипучая беседка, Холодная баня, Камеронова галерея и другие парковые павильоны. В 1957 году начались предпроектные работы по реставрации Екатерининского дворца. В 1959 году открыты для обозрения первые шесть восстановленных залов дворца. Реставрационные работы продолжаются до сих пор[7].
В январе 1983 года дворцово-парковому ансамблю города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил своё нынешнее название: Государственный музей-заповедник «Царское Село»[10].
Современный период[править | править код]
В 1989 году дворцы и парки ансамблей города Пушкина были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО (протокол ICOMO № 540—006[11] от 1990 г.). В рамках подготовки к празднованию 300-летия Царского Села, которое отмечалось в 2010 году, в Екатерининском парке были проведены реставрационные работы и открыты для посетителей: павильон «Вечерний зал» (2008 год), павильон «Турецкая баня» (2009 год), павильон «Эрмитаж», павильон «Концертный зал», павильон «Скрипучая беседка», ворота «Любезным моим сослуживцам» (2010 год), павильон «Нижняя ванна» (2011 год), Зеркальные пруды, Гранитная терраса (2012 год)[12]. Продолжаются реставрационные работы в залах Екатерининского дворца. С 2010 по 2013 годы велись реставрационные работы в Агатовых компанах, при этом использовалась методика консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест)[13]. С 2012 года ведутся реставрационные работы в цокольном этаже Камероновой галереи, где намечено хранить крупногабаритные предметы, такие как парковая скульптура, вазы и другие элементов декора. С лета 2012 года ведутся работы по реставрации Висячих садов[14].
1. Екатерининский дворец | 11. Адмиралтейство | 21. Гранитная терраса |
2. Холодная баня, Агатовые комнаты | 12. Зал на острову | 22. Фонтан «Девушка с кувшином» |
3. Камеронова галерея | 13. Чесменская колонна | 23. Концертный зал |
4. Верхняя ванна | 14. Мраморный мост | 24. Кухня-руина |
5. Нижняя ванна | 15. Турецкая баня | 25. Скрипучая беседка |
6. Эрмитаж | 16. Пирамида | 26. Вечерний зал |
7. Эрмитажная кухня | 17. Красный (Турецкий) Каскад | 27. Памятник А. Д. Ланскому |
8. Морейская колонна | 18. Готические ворота | 28. Собственный садик |
9. Ворота «Любезным моим сослуживцам» | 19. Башня-руина | 29. Кагульский Обелиск |
10. Грот | 20. Орловские ворота | 30. Дежурные конюшни |
Ансамбль Большого Екатерининского дворца[править | править код]
Большой Екатерининский дворец[править | править код]
1717—1723 гг., арх. И.-Ф. Браунштейн, 1743—1751 гг., арх. А. В. Квасов, арх. С. И. Чевакинский, 1752—1756 гг., арх. Ф.-Б. Растрелли, ск. И. Ф. Дункер, 1778—1784 гг. (Зубовский корпус), арх. Ю. М. Фельтен, 1779—1784 гг. (Церковный корпус), арх. И. В. Неелов, 1780-е
памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7810447035№ 7810447035
Большой Екатерининский дворец, парадный дворБольшой Екатерининский дворец расположен между парадным двором, ограниченным полукруглыми одноэтажными корпусами («циркумференциями»), и обширным парком. Дворец сильно вытянут, но благодаря обилию украшений и ритмичному чередованию чуть выдвинутых вперёд и немного углублённых частей фасады здания не кажутся однообразными. Колонны верхнего этажа поддерживаются атлантами, выполненными скульптором И. Дункером в соответствии с общим замыслом отделки[2].
- Зубовский флигель
Холодная баня с Агатовыми комнатами[править | править код]
памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7810447052№ 7810447052
Холодная баняПавильон «Холодная баня» располагается между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей. Построен по проекту архитектора Ч. Камерона в 1780-х годах. На нижнем этаже находилось несколько купальных бассейнов для водных процедур, а верхний этаж служил для отдыха после купания. Фасады «Холодной бани» со стороны Екатерининского парка спроектированы на контрасте отделки этажей. Нижний, цокольный этаж облицован массивными блоками грубо обработанного пудостского камня, второй этаж легок и светел. По верху стен размещены круглые лепные медальоны-барельефы с мифологическими композициями. На северо-восточной стене окна полуциркульные, в торцевых стенах — прямоугольные окна-двери, помещенные в арках. В простенках расположены ниши со скульптурами. Первоначальные интерьеры первого этажа «Холодной бани» не сохранились, сейчас помещения используются для временных выставок.
Вход в Агатовые комнаты находится со стороны Висячих садов, которые соединяют террасу Камероновой галереи с Екатерининским дворцом. Здесь императрица Екатерина II в ранние утренние часы занималась просмотром государственных документов, отвечала на письма, занималась литературными трудами. Вход оформлен овальной полуротондой. Светло-желтые стены павильона оттеняет кирпично-красный тон рельефных медальонов и полуциркульных ниш, в которых установлены декоративные бюсты и статуи из темной бронзы. Три дубовых двери вводят в помещение Агатовых комнат. Основной объём павильона занимают Большой зал и два кабинета, расположенные по сторонам. Парадные помещения Агатовых комнат отделаны мрамором, цветной уральской и алтайской яшмой, полоки украшены лепкой и живописью, паркеты выполнены из наборного паркета[7].
Камеронова галерея[править | править код]
памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7810447048№ 7810447048
Камеронова галереяКамеронова галерея, расположенная на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка, была задумана императрицей Екатериной II для прогулок. Постройка была поручена архитектору Ч. Камерону. В марте 1787 года строительство Камероновой галереи было закончено.
По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что она стоит на пологом склоне, высота её нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счет постепенного повышения цоколя, сложенного из тесаных блоков сясьской плиты. Помещения первого этажа использовались под жилые комнаты для придворных дам и фрейлин (в настоящее время в них размещаются временные выставки). Нижний этаж служит основанием колоннады второго яруса, состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями. Увеличенные оконные проемы остекленного зала в центральной части второго этажа здания придают прозрачность. С южной стороны сооружена лестница: нижняя часть из серых каменных ступеней поднимаются между двумя мощными пилонами, на которых стоят статуи Геркулеса и Флоры, отлитыми из бронзы. Верхняя половина лестницы с изящно изогнутыми маршами и ажурными перилами ведёт на второй этаж. Колоннада служила своеобразным бельведером: с неё открывается великолепный вид на Большой пруд и пейзажный парк. Галерея доминирует над парком, и её колоннада видна издалека[2].
Между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей на массивных аркадах на уровне второго этажа располагается висячий сад, сооруженный в 1787 году садовым мастером Джоном Бушем. С 1792 года от Висячего сада со стороны Рамповой аллеи на галерею ведёт массивный пандус, сооруженный Камероном из пудосткого камня[2].
Регулярный паркБыл распланирован в 1720-х годах голландскими мастерами садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт на трёх уступах перед императорским дворцом. В это же время на третьем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, ещё два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный (позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних прудов).
Парковая скульптура[править | править код]
Статуи приобретены для Екатерининского парка ещё Петром I одновременно с теми, которые украшают Летний сад в Санкт-Петербурге. Скульптуры выполнены в основном на рубеже XVII и XVIII веков итальянскими мастерами венецианской школы Пьетро Баратта, Джованни Зорзони («Сивилла Персидская»), Джованни Бонацца («Галатея»), Антонио Тарсиа («Воинская доблесть», «Геркулес») и изображают либо персонажей античной мифологии, либо аллегорические фигуры, олицетворяющие Славу, Любовь к родине, Мир и так далее[15].
Верхняя ванна[править | править код]
памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7810447082№ 7810447082
Павильон «Верхняя ванна»Павильон «Верхняя ванна» или, как его называли в XVIII веке, «Мыльня их высочеств» расположен на берегу Зеркального пруда. Построен в 1777—1779 годах архитекторами В. И. и И. В. Нееловыми в стиле раннего классицизма. До середины XIX века Верхняя ванна сохраняла своё первоначальное назначение и состояла из шести помещений: сеней, раздевальни, ванны, бани (парильни), помещения истопника (водогрейной) и центрального восьмигранного зала для отдыха. В 1952—1953 годах была отреставрирована после разрушения в годы войны.
Фасады павильона почти лишены декоративного убранства, но благодаря пропорциональному соотношению основного объёма и обращенного в сторону пруда трёхгранного ризалита производят впечатление. Стены ризалита в нижней части прорезаны полуциркульными окнами и широким дверным проемом, а вверху — круглыми окнами. Венчает здание парапет с балюстрадой. Потолок и стены центрального зала расписал А. И. Бельский по гравюрам с рисунков художника Ф. Смуглевича и архитектора В. Бренны, исполненных ими с росписей Золотого дома Нерона в Риме[2].
Нижняя ванна[править | править код]
1778—1779 гг., арх. И. В. Неелов
памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7810447088№ 7810447088
Павильон «Нижняя ванна»Павильон «Нижняя ванна» или, как её называли в XVIII веке, «Кавалерская мыльня» расположен неподалеку от Верхней ванны. Этот павильон, стоящий в стороне от парковых аллей и предназначавшийся для придворных, был построен по проекту архитектора И. В. Неелова в 1778—1779 годах. В период Великой Отечественной войны фасады здания пострадали (незначительно) и были восстановлены в 1944—1945 годах.
Фасад здания наполовину скрыт от взглядов посетителей сада деревьями и кустарниками. Оригинальный план павильона определил его внешний облик. Два его фасада — обращенный в сторону дворца и противоположный — идентичны; ни тот ни другой не является главным. Стены центрального зала подняты значительно выше стен боковых помещений и образуют световой барабан, на котором покоится венчающий здание купол. На барабане и на фасадных стенах круглые окна, расположенные в соответствии с функциональным назначением здания высоко над землей. Состоит из десяти помещений, сгруппированных вокруг центрального зала с большой круглой ванной. Вода разогревалась в двух водогрейнях, имевших самостоятельные входы, и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами. Внутренняя отделка Нижней ванны не сохранилась. Из архивных документов известно, что в некоторых её помещениях существовала роспись стен и плафонов, комната для отдыха и раздевальная обогревались мраморными каминами, а круглую ванну окружала балюстрада[15].
Рыбный (Большой Поперечный) канал[править | править код]
памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7810447054№ 7810447054
Искусственный канал, протянувшийся параллельно Екатерининскому дворцу от Большого пруда до Малых Каскадных прудов. Возник в 1721 году. Канал получил своё название потому, что в нём предполагалось разводить рыбу для царского стола, но из-за отсутствия в канале в то время проточной воды рыба здесь не водилась. Перекинутые через Рыбный канал чугунные мостики сооружены в 1770-е годы по проекту архитектора В. И. Неелова[2].
Эрмитаж[править | править код]
памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7810447090№ 7810447090
Екатерининский парк в Пушкине – история, фото и описание
Достопримечательности Царского Села — уникальная архитектура в заповедных местах. Екатерининский парк города Пушкина — самый яркий объект. Здесь приятно проводить время, посещая музеи, или просто гулять, воодушевляясь прекрасными видами повсюду. Площадь территории составляет 107 га — есть где полюбоваться архитектурными памятниками, погулять по живописным аллеям и проникнуться русской историей. Парк является культурным наследием РФ и пользуется огромной популярностью среди туристов. «Спутник» предлагает познакомиться с этим дивным местом в рамках увлекательной экскурсии!
Обратимся к истории
История Екатерининского парка в Пушкине очень многогранна. Ранее местность принадлежала шведам: в XVII веке здесь располагалась усадьба состоятельного человека. Именно отсюда пошло название «Царское Село» — русификация старого названия этой территории. После победы над шведской армией землями завладел Пётр I и подарил их супруге — Екатерине I. Здесь построили двухэтажный дворец из камня — Екатерининский. Во время Октябрьской революции весь дворцово-парковый комплекс стал музеем. В период Великой Отечественной войны он сильно пострадал, фашистами уничтожены тысячи деревьев. Восстанавливать парк начали до объявления победы над захватчиками, и в 1945 году сюда уже могли попасть посетители. В 80-х годах Екатерининский парк Пушкина официально признан заповедником и стал объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как устроен парк?
В парке имеется несколько входов. Если пытаться попасть туда через главный — есть риск простоять большую очередь. Пройдя несколько метров, вы окажетесь перед другим входом, где очередь может отсутствовать вовсе. Удобно посещать это место в составе организованной экскурсии: вы не рискуете запутаться и потратить лишнее время.
Екатерининский дворец
Изначально дворец представлял собой маленькое двухэтажное здание. Императрица Елизавета велела расширить его: строительство императорской резиденции велось до 1956 года. Проект был представлен знаменитым архитектором Растрелли. Это был огромный дворец с шикарными фасадами, украшенными различными скульптурами. Позолоченные купола, парадный плац — все элементы дворцового ансамбля тщательно продумывались. Апартаменты тоже украшались под руководством Растрелли, парадные комнаты по длине всего здания — удивительны.
С приходом к власти Екатерины II в здании стали прослеживаться элементы новой моды. Екатерининские залы до сих пор не восстановлены после войны. Другие работы архитектора Камерона (созданные для Павла I) удалось воссоздать. Александром I был заказан Парадный кабинет, а в 60-х годах XIX века построена Парадная лестница.
Фасад Екатерининского дворца выполнен в барочной стилистике. Цифры поражают: чтобы позолотить украшения внутри и снаружи — использовано примерно 100 кг золота. Общая протяжённость фасадов составляет 300 метров.
Красоты регулярного парка
Екатерининский парк Царского Села (Пушкин) полон удивительных сооружений, здесь встречается множество мраморных изваяний. Члены царской семьи и их приближённые могли отдыхать на одном из водоёмов, тут же расположены и банные павильоны. Здесь находятся «Верхняя ванна», где купалась сама Екатерина II, и «Нижняя Ванна» для придворных особ. Перед дворцом — Зеркальный пруд и замечательный Нижний сад.
Камеронова галерея задумана императрицей Екатериной Великой для прогулок. Она имеет такую же высоту, как и дворец. Галерею украшают бюсты философов, вокруг — прекрасные виды, особенно в солнечный день. Несмотря на постоянные туристические потоки, свадебные фотографы умеют получать здесь отличные кадры. Здание галереи ведёт к Висячим садам. Первые этажи ранее использовались для фрейлин (вы также увидите фрейлинский садик), теперь там проводятся временные выставки. Чуть ближе к дворцу расположены Агатовые комнаты, открытые для посещения. Екатерина II занималась здесь изучением документов, а первый этаж (Холодная баня) использовался для купания в бассейне.
Заслуживают внимания следующие достопримечательности Екатерининского парка в Пушкине.
Что посмотреть в пейзажном парке?
Эта удивительная территория представляет собой целый район вокруг Большого пруда (самый масштабный водоём Царского Села). Большой искусственный пруд вырыли и заполнили ручьевой водой. Пейзажный парк имеет несколько водоёмов: Продольный пруд, Верхние прудки, Лебяжьи прудки, Виттоловский канал.
В этой части описания Екатерининского парка в Пушкине будут интересны следующие памятники культуры.
Рядом с Мраморным мостом расположены Пирамида и Красный Каскад. Если пройти в сторону Виттоловского канала, можно увидеть восхитительные Готические ворота, добавляющие в парке атмосферу романтики. Рядом — Башня-руина в стилистике остатков турецких построек. За ней следуют Орловские ворота, возведённые как память об остановке эпидемии чумы. Посетителей обязательно заинтересуют Концертный и Вечерний залы, Скрипучая беседка и другие места. Поэтому никогда не поздно заглянуть в карту и послушать хорошего гида!
Заповедная территория: ощущение чистоты и свободы
После оживлённых трасс и плотной городской застройки — вы окажетесь здесь, сделаете глубокий вдох и испытаете самые приятные ощущения. Каждый посетитель в летнее время чувствует ароматы хвои, шиповника, цветущей сирени. Екатерининский парк в Пушкине (СПб) является чистейшим районом. Здесь проводится жёсткая политика относительно заботы об окружающей среде. Воздух — идеально чистый, местные сотрудники регулярно занимаются уборкой территории, где категорически запрещается мусорить, курить, распивать спиртные напитки.
Природный микроклимат удивителен, здесь растут сосны и ели, а также лиственные породы деревьев. Туристы полюбили это место за возможность лицезреть различную живность, включая белок и уток.
Удобные и недорогие экскурсии
Екатерининский парк Пушкина — обязательное для посещения место, убедитесь в этом на фото! Вы своими глазами увидите труды известных архитекторов XVIII века. Рядом расположен Александровский сад, который также стоит посетить. Все любители Северной столицы, истории России, хорошей архитектуры и живописных мест — приглашаются на организованную экскурсию по Санкт-Петербургу и окрестностям.
Достаточно сделать заказ онлайн — «Спутник» максимально всё упростил. Выбирайте интересующие маршруты, оставьте заявку. Организаторы и гиды всё спланируют за вас, останется только окунуться в этот удивительный мир!
История и достопримечательности Екатерининского парка в Царском Селе
Наш сегодняшний разговор пойдет о Екатерининском парке в Царском Селе (г.Пушкин, Санкт-Петербург). Свое название парк получил по Екатерининскому дворцу, а его история уходит в начало XVIII века.
Екатерининский дворец в Царском Селе
Екатерининский парк: история и фотографии достопримечательностей
До 1710 года здесь располагалось финское селение Саари Мойс, оккупированное шведами, которые называли его на свой лад – Сарис Гоф. Русские называли его Саарская мыза, а затем – Саарское Село, превратившееся со временем в Царское Село. В те времена на возвышенности стоял небольшой деревянный усадебный дом, к которому примыкал парк с двумя перпендикулярными аллеями. По легенде, здесь жила старая голландка Сарра, к которой русский царь заезжал за молоком.
24 июня 1710 года владелицей Саарского Села стала Марта Скавронская (1684-1727), российская императрица (с 1721 г.), супруга Петра I. В 1717 году здесь началось строительство дворца, названного в честь Екатерины Екатерининским – летняя резиденция. В 1720 году рядом с дворцом был заложен парк. По преданию, Петр Великий собственноручно проложил некоторые его аллеи и посадил дубы и платаны.
Екатерининский парк разделен на две части:
Партер в Голландском саду Екатерининского парка
Голландский сад был заложен в 1720-х годах голландскими садовниками Я.Роозеном и И.Фохтом. Естественный спуск был разделен на три уступа. Чуть ниже, на реке Вангазе были устроены Верхний (Большой) и Мельничный пруд, позднее включенный в систему Каскадных (Нижних) прудов.
Гондола на Большом пруду
При императрице Елизавете Петровне (1709-1761) Екатерининский парк был расширен, его украсили мраморными скульптурами, преимущественно венецианских мастеров начала XVIII века, которые были куплены по указанию Петра Великого для украшения садов. В центре партера были установлены статуи «Мир» и «Великолепие». По проекту Ф.-Б.Растрелли были построены Эрмитаж, Грот и Катальная горка. Большому пруду, по моде того времени придали шестиугольную форму, на острове был построен Увеселительный павильон (Люстгауз).
Эрмитажная аллея и Эрмитаж в Екатерининском парке
Павильон Грот
В 1770-е годы по проекту архитекторов В.И. и И.В.Нееловых (отца и сына) были построены Адмиралтейство, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны.
Адмиралтейство в Екатерининском парке
Эрмитажная кухня
Верхняя Ванна и Зеркальный пруд
Нижняя Ванна
Вдоль границы парка со стороны города был прорыт Продольный (Каскадный) канал, на котором было устроено 12 плотин.
Каскадный канал
Вокруг Большого пруда был разбит пейзажный Английский парк. Очертания Большого пруда были смягчены. В это же время на третьей террасе Голландского сада были устроены Полулунные пруды, просуществовавшие до реконструкции 1960-х годов.
Пейзажный парк
В честь побед в русско-турецких войнах 1770-х годов были установлены памятные сооружения: Башня-руина, Чесменская, Морейская и Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.
Башня-руина в Екатерининском парке
Чесменская колонна
Также были построены Холодная Баня и Агатовые комнаты, Камеронова галерея, Концертный зал, Готические ворота.
Камеронова галерея
Концертный зал
На границе Екатерининского и Александровского парков появился комплекс сооружений в модном тогда китайском стиле — шинуазри.
Скрипучая беседка
В начале XIX века на границе парка были установлены ворота «Любезным моим сослуживцам» в честь победы над Наполеоном.
Ворота «Любезным моим сослуживцам»
В середине XIX века на берегу Большого пруда была построена Турецкая баня.
Турецкая баня
В 1865 году перед Зубовским флигелем был разбит Собственный садик с Мраморным фонтаном и перголой в итальянском стиле.
Собственный садик
Зубовский флигель и Собственный садик
В годы Великой Отечественной войны Екатерининский парк серьезно пострадал. Работы по его восстановлению продолжались в течение нескольких десятилетий и были завершены к празднованию 300-летия Царского Села.
Статья обновлена
© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor
Поделиться в социальных сетях
Екатерининский парк — история, достопримечательности, как добраться, режим работы и стоимость билетов
Екатерининский парк — один из прекраснейших парков Санкт-Петербурга. Он был засажен в Царском селе в XVIII веке.
Мне довелось бывать там далеко не один раз. Подозреваю, что как и многие петербуржцы, я практически каждое лето встречаю и провожу импровизированные экскурсии для своих друзей по центру Питера и его пригородам. Территория Царского села просто огромна, чтобы все посмотреть нужно потратить весь день, а то и более. Но оно стоит того!
Обычно мы с друзьями берем в наше маленькое путешествие кофе в термосе, бутерброды и другие вкусности и отправляемся в путь. Я люблю прокатиться до парка на маршрутке как в студенческие годы. Это быстро, и можно по пути любоваться природой. После осмотра Екатерининского дворца и Царскосельского лицея (обязательно побывайте в нем!) мы находим уютное место в парке или на берегу озера и устраиваем пикник. Нам интересно обсудить что мы видели, еще раз восхититься видом Екатерининского дворца со стороны. Затем мы отправляемся далее в глубь парка, а я продолжаю рассказывать своим гостям о памятниках и сооружениях, делюсь с ними тем, что помню из истории, а они со мной.
Как известно, Царское Село было любимой загородной резиденцией российских императоров. Каждый из них внес в ландшафт что-то новое, что-то свое, любимое. Все они относились к нему как к дорогому ларцу, который хранит жемчужину — дворец. Я представляю его себе тканым узором, в который каждый следующий правитель вплетал что-то свое, что было важно именно для него или было модным в годы его правления.
Архитекторы и садовые мастера постарались донести и сохранить для нас все, что было возведено многие столетия назад.
История парка
Екатерининский парк обязан своему появлению русскому царю Петру Великому. Именно он в 1710 году подарил своей жене Марте Самуиловне Скавронской (в православии Екатерине Алексеевне Михайловой, в будущем императрице Екатерине I) Сарскую и Славянскую мызы с прилегающими деревнями. В 1717 году началось строительство летней резиденции для императрицы. Это был небольшой, скромный каменный дворец. Императрица сама участвовала в организации постройки.
В 1720 году голландские мастера Я. Розен и И. Фохт приступили к устройству парка. В это время появился Старый сад (современный регулярный парк). Он располагался на трех уступах непосредственно перед дворцом. Архитектура парка была выдержана в модном в то время французском стиле, который подразумевает укрощение природы и покорение ее человеку. Отличительная черта стиля — четкое планирование территории, формирование прямых аллей, придание искусственных форм кустарникам и деревьям. По задумке парк должен был дополнить и подчеркнуть роскошь дворца.
После вступления на престол Елизаветы Петровны Царское Село стало официальной императорской резиденцией. Здесь встречали самых важных гостей и проводили самые пышные приемы. Наверно, ни один русский император больше так не ассоциируется с балами, маскарадами и бурными эффектными празднествами как она. Царское Село ее времен как нельзя лучше характеризовало любовь к роскоши и праздному образу жизни своей хозяйки. При ней дворец перестраивали, парк расширяли и облагораживали. Я где-то читала, что однажды, когда императрица возвращалась в Царское Село, уже на подъезде к дворцу она увидела из своей кареты зарево и очень испугалась, что дворец горит! Он действительно горел, но не огнем, а золотым свечением – отражением заходящего солнца. Хотелось бы такое хоть раз увидеть!
Итак, в 1750-е годы небольшой двухэтажный дворец начали перестраивать. Придворный архитектор Ф.Б. Рассрелли занимался оформлением Екатерининского дворца. Он же работал над оформлением парка. Неудивительно, что регулярный парк получился таким же помпезным. Густые зеленые лабиринты, переходящие в маленькие залы под открытым небом, изящные скульптуры итальянских мастеров, множество самых различных цветов кустарников — все это должно было в очередной раз подчеркнуть роскошь и великолепие Екатерининского дворца.
Императрица Елизавета Петровна очень любила свою загородную резиденцию и проводила много времени здесь. Роскошные балы, обеды проводились регулярно. После трапезы императрица приглашала своих гостей на прогулку по парку на санях или каретах. В парке были обустроены качели, карусели, горки. Вечером взлетали в небо фейерверки.
Одним из любимых мест гостей была Катальная гора. Архитектор Ф.Б. Расстрелли придумал необычное и интересное инженерное решение. Гора представляла собой павильон, от которого в стороны выходили скаты. Они были надстроены поверх холма, повторяя естественный ландшафт участка. Гости использовали для спуска одноместные и двухместные коляски, которые двигались по металлическим рельсам. Поднимали наверх эти коляски с помощью специальных механизмов, приводимых в движение с помощью лошадей. Если представить, с каким размахом все в парке возводилось, то ощущения от спуска с горы, вероятно, были не хуже чем на горках в современных парках развлечений!
По приказу императрицы Ф.Б. Расстрелли также проектирует здания Эрмитажа и Грота.
Здание Эрмитажа — это небольшое и интересное двухэтажное здание в глубине парка. Внешняя отделка здания полностью повторяла отделку Екатерининского дворца. Дворец и Эрмитаж соединяла аллея, по которой прогуливались гости. Эрмитаж был предназначен для небольших балов, встреч и обедов, особенно в теплое время года.
Императрица любила приглашать сюда гостей, чтобы удивить их диковинным инженерным изобретением — подъемным канапе (диванчик). Обеденный и залы для совещаний находились на втором этаже, но по лестница никто не ходил, гостей и еду также поднимали с помощью специальных устройств. Это было необычно и чрезвычайно забавно. Еще одним необычным решением императрицы было устроить оркестр на улице, а не внутри здания. Приглушенная музыка лилась в окна здания, делая празднество действительно волшебным.
Грот был построен на берегу Большого озера в 1755-1756 годах. Императрица Елизавета Петровна непременно хотела иметь место, где можно было было насладиться видом Большого озера и при желании спуститься с пристани к лодке.
Екатерина II уделяла много внимания обустройству Царского села. По ее приказу был разбит модный в то время английский парк (современный пейзажный парк). Отличительной чертой этого стиля является не укрощение природы, а подчинение ей. Английским паркам свойственны извилистые водные каналы, которые ведут к широким цветочным полянам. Это, своего рода, дикие парки. Минимум вмешательства, чтобы лишь подчеркнуть красоту природы.
При возведении английского парка претерпел частичные изменения старый парк. Появились Полулунные пруды. Водная система, состоящая из каналов и прудов, была важной составляющей в украшении парка. Здесь все было продумано для отдыха и развлечения царских особ и их гостей. Везде их ждали небольшие лодки, на которых они могли плавать, наслаждаясь видами с воды. Наверно, было здорово прокатиться вот так на лодке в жаркий летний день, а может даже и поплавать!
Екатерина II старалась внести в архитектурное оформление самые новые и модные западные тенденции. В парке было установлено множество памятников, прославляющих заслуги императрицы и победу в русско-турецкой войне во второй половине XVIII. При императрице также были возведены павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Концертный зал.
Камеронова галерея была построена на переходе из регулярного парка в пейзажный. Императрица хотела иметь место для прогулок, приватных бесед и размышлений наедине.
Все сооружения в английском парке были выдержанны в классическом стиле с минимальным украшением фасадов. Строгость и простота в каждой детали.
Все это время в парк завозили многолетние деревья и кустарники, присланные из садов Санкт-Петербурга и из заграницы. Здесь еще, возможно, даже сохранились дубы, которые высаживал Петр I.
В более поздний период масштабные перепланировки уже не производились. В советское время дворцово-парковый комплекс стал музеем. В 1918 году Екатерининский дворец принял первых своих посетителей.
В годы Великой Отечественной войны город Пушкин был захвачен фашистскими войсками. Царское Село тяжело перенесло вторжение. Многие произведения искусства были утеряны, также серьезно пострадали и сами здания.Часть из них немецкие захватчики использовали под свои хозяйственные нужды, не щадя ни интерьеры, ни мебель. Множество картин и предметов искусства, в том числе и Янтарная комната, были вывезены и утрачены навсегда. В парке уничтожено значительное количество деревьев. После освобождения Пушкина от Екатерининского дворца и многих других помещений остались лишь руины.
Еще до окончания войны начались работы по восстановлению музейного комплекса. В 1983 году дворцово-парковый ансамбль «Царское Село» получил официальный статус заповедника. Сегодня его полное наименование — Государственный музей-заповедник «Царское Село». Большая часть работ по восстановлению была закончена в 2010 году, в преддверии 300-летнего юбилея Пушкина. Но многие реставрационные работы как в зданиях, так и в парке продолжаются до сих пор.
Что посмотреть
Конечно, главная жемчужина парка — Екатерининский дворец. О нем я более подробно рассказывала в одном из своих обзоров. Но есть множество интересных мест, которые также стоит увидеть.
Эрмитаж является своеобразным отголоском роскоши Екатерининского дворца, своего рода проекцией в миниатюре. Как я уже говорила, их соединяет прямая аллея, по которой некогда прогуливались гости императрицы. Это небольшое строение оформлено в стиле барокко, в той же цветовой гамме что и дворец. В Эрмитаже сохранилась отделка XVIII века практически без изменений.
Обратите внимание на Эрмитажную кухню – необычная архитектура здания выполнена в модном в то время готическом стиле. Здесь, кстати, находится еще один вход в парк.
Грот — небольшое строение в морском стиле, стоит на берегу Большого озера.
Павильон «Холодная баня» находится между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей. Предназначался для купания и отдыха императорской семьи. Здание было возведено в 1787 году архитектором Ч. Камероном. Его еще называют термами Камерона.
На первом этаже расположены сами термы. На втором — шесть комнат для отдыха. Благодаря богатому интерьеру они получили название Агатовые комнаты.
Главный фасад здания выходит на террасу, где находится Висячий сад.
Камеронова галерея — располагается на пересечении регулярной и пейзажной части парка. Сооружение находится на возвышении, и с него открывается прекрасный вид на парк и Большое озеро.
Павильон «Верхняя ванна» предназначалась для водных процедур императорской семьи.
Павильон «Нижняя ванна» предназначалась для водных процедур придворных.
Морейская (или Малая Ростральная) колонна расположена между Первым и Вторым Нижними прудами. Была воздвигнута в честь победы русского флота у полуострова Морея во время русско-турецкой войны.
Ворота «Любезным моим сослуживцам» —оригинальный чугунный монумент. Располагается на юго-востоке парка.
Чесменская колонна находится на середине Большого озера. Она была установлена в честь победы в Чесменском сражении (1770 год) русского флота над турецким.
Адмиралтейство — несколько павильонов на берегу Большого озера в южной стороне парка. Построены в честь присоединения к России Таврического ханства (Крым).
Мраморный (Палладиев) мост установлен над протокой, которая соединяет Большой пруд с Лебединным прудом.
Екатерининский парк в Пушкине — подробная информация с фото
Общая информация
Граница регулярной и пейзажной частей парка проходит по комплексу зданий Терм Камерона, примыкающих сбоку к Екатерининскому дворцу (справа от выхода). Этот заметный издалека художественный ансамбль состоит из Камероновой галереи, павильона «Холодная баня» с Агатовыми комнатами, Висячего и Цветного сада, а также Пандуса. Екатерина II мечтала иметь настоящую «греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду». Этот проект осуществил приглашенный в Россию из Шотландии Чарльз Камерон, о котором императрица писала: «Теперь я завладела мистером Камероном, шотландцем по рождению, великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен своей книгой «О древних банях». Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть».
Центральное место в Термах Камерона, созданных по образцу античных бань, занимает Холодная баня — двухэтажное здание, на нижнем этаже которого были купальный зал, теплая ванная комната и русская парная, а на верхнем — шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название Агатовых комнат. Агатовые комнаты украшены агатом, яшмой, малахитом, лазуритом и другими ценными камнями.
На склоне холма шотландский архитектор возвел галерею для прогулок и философских бесед. Она носит его имя — Камеронова галерея. Ее первый этаж, так же как Холодная баня, Пандус и Висячий сад, отделан пудостским камнем. Этот камень, добывавшийся в окрестностях Санкт-Петербурга, в селе Пудость, напоминает своим цветом и фактурой обветренные камни античности. Монументальная лестница, украшенная двумя колоссальными бронзовыми статуями Геркулеса и Флоры, соединяет нижний этаж с колоннадой. Колоннада служила своеобразным бельведером: отсюда любила любоваться великолепным видом на Большой пруд и пейзажный парк матушка-императрица.
На втором этаже галереи стоят бронзовые бюсты — копии знаменитых антиков.
Екатерина II сама выбирала персонажей — великих писателей и философов древности, мифологических и исторических героев. Здесь есть Платон, Гомер, Овидий, Цицерон, Демосфен, Цезарь и даже Ломоносов. В числе первых был установлен бюст Сенеки — древнеримского философа, которому принадлежит выражение «Только мудрец умеет быть царем», которое любила повторять Екатерина II. Интересно, что раньше тут стоял бюст Брута как символ демократических пристрастий государыни, но после получения известий о казни французского короля она отвергла идею всеобщего братства, произнеся слова «Равенство — чудовище», и Брут был изгнан из Камероновой галереи.
Первый этаж галереи использовался под жилые комнаты для придворных дам и фрейлин. Сейчас в них устраиваются выставки. В настоящее время здесь развернута временная экспозиция «Царское Село -достояние нации».
В регулярном саду есть два увеселительных павильона, возведенные еще в елизаветинское время архитектором Растрелли. Один из них — Эрмитаж (в переводе — «приют отшельника»), предназначенный для отдыха и обедов в узком кругу избранных, находится в глубине Центральной аллеи, где раньше была так называемая Дикая роща. Его окружал канал с мостиками, призванный подчеркивать чувство меланхолического уединения. В роскошном верхнем зале находились обеденные столы с подъемными механизмами, куда снизу подавались приготовленные поварами блюда. Павильон недавно открыт после длительной реставрации, и вы можете увидеть эти уникальные механизмы в действии.
Другой павильон Грот Растрелли поставил на берегу Большого пруда. Он планировал украсить его внутри морскими раковинами и пористым туфом, однако замысел его так и не удалось воплотить. Новая императрица Екатерина II повелела разместить в нем античные скульптуры, вазы из цветного камня, а также статую Вольтера. Она называла этот павильон «Утренним залом», так как любила приходить сюда именно по утрам. Сейчас павильон в летнее время используется для временных выставок.
Кроме того, в Старом парке находится романтического вида Эрмитажная кухня, где готовились угощения для обедов в узком кругу, а также Верхняя ванна («Мыльня их высочеств») и Нижняя ванна («Кавалерская мыльня»).
Для создания пейзажной части Екатерининского парка работавший для Екатерины II архитектор Неелов был отправлен в Англию, чтобы научиться воплощать принцип английских садов: «Искусство прекрасно, когда оно кажется природой, а природа удачна, когда искусство подчеркивает ее незаметно». В живописные парковые пейзажи были органично включены экзотические павильоны в виде древних руин, «готических» и «турецких» сооружении, китайских» беседок, всевозможные мостики и колонны, а также целая сюита памятников победам русского оружия в войнах с Турцией.
Пейзажный парк площадью 70 га начинается сразу за Термами Камерона. Его центр — окруженный зелеными шлеями Большой пруд. По этому пруду члены царской семьи и придворные катались на золоченых лодках, наблюдали за регатами гондол, устраивали пиротехнические «морские сражения». Плавание на богато украшенных и подсвеченных огнями фонарей судах было неотъемлемой частью праздничных вечеров.
Слева виден комплекс Адмиралтейства — красная зубчатая башня с двумя корпусами-птичниками по бокам. В Адмиралтействе хранились лодки, а в большом зале второго этажа во время катания по озеру Екатерины II играл оркестр. В птичниках держали водоплавающих птиц, а также фазанов и павлинов. Сейчас центральный корпус комплекса используется для временных выставок, а в одном из птичников работает ресторан «Адмиралтейство».
На острове посреди пруда находится павильон, который назывался «Зал на острову». Он предназначался для концертов и отдыха катавшихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов. Попасть на остров можно с помощью восстановленной исторической паромной переправы. Рядом с островом из воды поднимается Чесменская колонна -памятник в честь морских побед русского оружия в Русско-турецкой войне екатерининских времен.
В парке есть еще много разных затей — Мраморный мост (колоннада на гранитном основании над узкой протокой), похожая на мечеть Турецкая баня, чугунные Готические ворота, романтическая Пирамида, облицованная гранитом, у подножия которой Екатерина II хоронила своих любимых собачек, и т.д.
Особое место в парке занимает фонтан «Молочница», получивший известность как «Царскосельская статуя» или «Девушка с кувшином». Это единственная скульптура, специально исполненная для Екатерининского парка. Гранитная скала служит пьедесталом для бронзового изваяния девушки. Из разбитого кувшина, лежащего у ее ног, бежит струя ключевой воды. Пушкин воспел этот фонтан в стихах:
Урну с водой уронив,
об утес ее дева разбила,
Дева печально сидит,
праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода,
изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей,
вечно печальна сидит.
С другой стороны Екатерининского дворца (со стороны парадного плаца) начинается другой парк, не менее живописный, — Александровский.
Посетителям
- Открыт ежедневно с 9.00 до 21.00
- Вход летом (с 9.00до 18.00) — 100 р., льготный -50 р. . Иностранцы — 200 р., студенты и школьники — 100 р.
- С 18.00 до 22.00 — вход в парк бесплатный
- Зимой вход бесплатный
фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ
Заложили парк в 1720 году, спустя три года с момента закладки будущего Екатерининского дворца. На «зелёной территории», вместившей два подпарка уместилось немало памятников истории.Сначала появился Голландский сад (по слухам несколько аллей заложили не без участия Петра Первого), его также зовут Старым. Первое наименование парку дали в честь происхождения мастеров, трудившихся над его созданием, а также из-за стиля который они применяли. А второе – как раз потому что эта зона Екатерининского парка появилась первой.
Расположился «зелененький старичок» на трех «ступенях» рядом с дворцом. Отличительной чертой этого сада стал аккуратный газон, занимающий центральное положение и окруженный цветочно-кустарниковым обрамлением. На третьем уровне сада вырыли два прямоугольных водоема (Зеркальные пруды). Река же, сбегавшая прямо с холма, породила еще парочку. Их назвали Мельничным и Верхним прудами. Первый из них впоследствии присоединился к Каскадной системе водоемов.
Во времена Елизаветы, дочери Петра, сад расширился. В нем разместили несколько скульптур из мрамора, выполненных в большинстве своем венецианскими умельцами начала 18 столетия. «Сердцем» каждого газона стали изваяния, олицетворяющие Великолепие и Мир. На территории нижнего ровня парка выстроили пару павильонов по проекту Растрелли. Ими стали Грот и Эрмитаж, к которому от самого дворца устремилась одноименная аллея, обрамленная порождениями мифов, воплощёнными в камне.
Адмиралтейство, ванны (Нижняя и Верхняя), а также Эрмитажная кухня дополняют садовое пространство во второй половине 18-ого века. Над ними поработали отец и сын Нееловы. В то же время появляется еще один сад – пейзажный или Английский. Его особенностью стала уже упомянутая выше система Каскадных прудов. Множество водоемов увязали с помощью водопадов.
Когда к власти пришла Екатерина Великая, сад украсили военными трофеями, полученными в ходе баталий Российской Империи с османами. Ими стали колонны (Морейская, Чесменская и Крымская). Также в сад привезли Башню-руину, плюс Турецкие каскад и киоск. При Екатерине также появились Камеронова галерея, Концертный зал и Агатовы комнаты.
Ворота «Любезным моим сослуживцам» появились в саду после победы над Наполеоном.
В середине 19-ого столетия парк дополнили павильоном Турецкая баня.
К трехвековому дню рождения Села приурочили «откупоривание» «Эрмитажа» для посещений, до этого в течение 70 лет такой возможности у гостей города Пушкина не было. К этой же дате «починили» Эрмитажную кухню и подготовили для экскурсий Нижнюю ванну вкупе с Турецкой баней. С некоторых пор в павильонах Зал на острове и Вечернем зале проходят концертные мероприятия.
Екатерининский парк в Пушкине – жемчужина музея-заповедника «Царское Село». Фото
Достопримечательности города Пушкин (Царское село)
Рубрика: Пушкин (Царское село)
В бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин под Санкт-Петербургом) находится великолепный и роскошный Екатерининский парк. Он раскинулся на склоне Балтийско-Ладожского уступа и занимает площадь 107 га. Объект культурного наследия Российской Федерации. Своим названием обязан Екатерининскому (или Большому Царскосельскому) дворцу, который находится на его территории. Неторопливо прогуливаясь по его чистым и ухоженным аллеям и вдыхая чистый воздух, обязательно проникаешься неповторимой атмосферой этого исторического места. И мысленно переносишься на три столетия назад, когда парк начали закладывать, а впоследствии – активно обустраивать.
События до появления Екатерининского парка
XVII век. Екатерининского парка еще нет. Но эта местность на Приневской низменности (она охватывает долину Невы и рек-притоков Ижора и Тосна) не пустовала. Ее облюбовал один шведский магнат, имевший здесь небольшую усадьбу. Впервые частное владение упоминается в источниках 1501 года. На картах того времени обозначено как «Сарица». Позже название русифицировали: сначала его называли «Сарская мыза», а потом «Царское Село».
После изгнания шведов Петр Великий даровал усадьбу своему фавориту графу Александру Меньшикову. В 1710 году император своим указом передарил территорию мызы и прилегающие к ней деревни и земли Марте Скавронской, своей будущей жене Екатерине Алексеевне. Спустя восемь лет здесь началось строительство небольшого каменного дворца в два этажа, позже названного Екатерининским. Оно продолжалась до 1724 года (проектант – архитектор Иоганн Браунштейн). К западу от него отгородили участок леса и устроили так называемый Зверинец, где держали живность – лосей, диких кабанов, зайцев – для царской охоты.
В 1719-1722 годах Ян Роозен, мастер по созданию садово-парковых ансамблей, расширил и перепланировал террасами сад. Иоганом Фохтом, другим садовых дел мастером, проделана согласно проекту большая работа. Была проложена прямая перспектива от дворца к царскому Зверинцу, укреплены сваями берега Большого пруда (они стали шестиугольными), вырыт Рыбный канал. Часть парка, которая прилегала к «каменным палатам» с восточной стороны, назвали Верхним садом (она была выше). Нижним садом стала часть, расположенная, соответственно, ниже.
Особенности ансамбля Екатерининского парка
Датой его основания считается 1717 год. Парковый ансамбль складывается из двух частей: это регулярный Старый сад и пейзажный Английский сад. Над его обликом помимо Роозена и Фохта трудились архитекторы Б. Растрелли, М. Земцов, С. Чевакинский, В. Неелов, А. Ринальди, инженер И. Герард и другие.
Екатерининский парк – сердце дворцово-паркового ансамбля Царского Села, его подлинная жемчужина. К сведению: бывшая императорская резиденция Царское Село относится к числу лучших памятников садово-паркового искусства XVIII-XX веков. В 1990 году занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
После Екатерины I следующей владелицей парка стала императрица Елизавета Петровна. Она тратила огромные средства на украшение царскосельской резиденции. При ней тут появились многие сооружения, самое известное – «Катальная горка». Наличие такого разнообразия объектов – павильонов, террас, памятников, прудов – по достоинству оценивают сегодня, спустя столько времени, его многочисленные посетители.
Старый сад и Пейзажный парк
Старый сад. Разбитый в регулярном стиле, он имеет четкую симметричную планировку. Галереи и залы состоят из красиво подстриженных деревьев и кустарников. Эрмитажная аллея соединяет Екатерининский дворец с Эрмитажем – ее называют главной осью сада. Вдоль нее «поселились» изваяния античных героев: Андромеды, Персея, Геракла, Галатеи и других. Их изготовление заказывал в Венеции еще Петр Великий. Перед дворцовым фасадом есть два партера. В них, в самом центре, находятся скульптуры «Мир» и «Великолепие».
Пейзажный парк. Его облик приближен к естественному ландшафту, и в этом его особенность. Пейзажный парк активно обустраивался при Екатерине II. Здесь выкопали пруды и каналы, посадили множество самых разных деревьев и кустарников, создали холмы-насыпи. Имеются памятники в честь побед России в русско-турецких войнах. Из множества павильонов выделим павильон «Зал на острову». Он находится на острове в центре Большого пруда – доминанты Пейзажного парка. В парке, и это еще одна его особенность, нет естественных водоемов (рек и озер). Большой пруд заполнили из протекавшей здесь речки Вангази, ныне превращенной в каскад прудов.
Екатерининский парк: интересные факты
Екатерининский парк в государственном музее-заповеднике «Царское село» не единственный. Еще есть Александровский парк, его площадь примерно 200 га. Оба парка – неотъемлемая составляющая бывшей императорской резиденции в Пушкине.
В Екатерининском парке реализуется жесткая политика по охране окружающей среды. Благодаря принимаемым мерам и, собственно, существующему природному микроклимату парк признан самым чистым районом.
После Октябрьской революции дворцово-парковый комплекс был национализирован и превращен в музей. В годы же Великой Отечественной войны фашисты уничтожили более четверти всех деревьев – свыше трех тысяч. Восстановление парка началось еще до победы, а первых посетителей он принял летом 1945 года.
Великий русский поэт А. С. Пушкин учился в Царскосельском лицее. Летом 1831 года он снимал в Царском Селе дачу. Здесь и увидело свет письмо Онегина в романе в стихах «Евгений Онегин». В одном из своих стихотворений Пушкин также описывает мраморные скульптуры Старого сада, восхищаясь их очарованием.
Справочная информация для туристов:
Адрес: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Государственный музей-заповедник «Царское Село», ул. Садовая, 7.
Летом Екатерининский парк открыт для посещения с 7:00 до 23:00, зимой с 7:00 до 21:00.
Ехать электропоездом с Витебского вокзала до станции «Царское Село», дальше автобусами.
← Памятник Растрелли в Царском Селе | Большой Екатерининский дворец в Пушкине (Царское Село) → |
---|
Похожие публикации:
Памятник Растрелли в Царском Селе
Памятник Растрелли, созданный в соответствии с проектом скульптора М.Т. Литовченко, был установлен в 1991 г. на территории Царского села, в непосредственной близости от Екатерининского дворца. Материалом для изготовления картуша и бюста высотой 1….
Большой Екатерининский дворец в Пушкине (Царское Село)
Большой Екатерининский дворец известен также как Большой Царскосельский дворец. Входит в перечень объектов культурного наследия РФ. Архитектурный стиль: елизаветинское барокко – направление в архитектуре, характерное для 1741–1761 годов, эпохи прав…
Царское Село (Пушкин): величественный памятник дворцово-паркового искусства
Почти два столетия Царское Село под Петербургом служило для российских императоров летней резиденцией. В настоящее время имеет статус государственного музея-заповедника с тем же названием. Находится в городе Пушкине, и включает в себя дворцово-парк…
Добавить комментарий