Фламандцы и валлоны страна: Бельгийская болезнь – Власть – Коммерсантъ – конфликт или стимул развития Бельгии? » Блог о самостоятельном туризме
РазноеБельгийская болезнь – Власть – Коммерсантъ
Вот уже три с лишним месяца Бельгия не может сформировать правительство. Угроза распада государства на две части — Фландрию и Валлонию — стала как никогда реальной. Крушение одного из символов общеевропейского единства может иметь катастрофические последствия для всего Евросоюза.
Политическую жизнь Бельгии на протяжении долгого времени определяло противостояние сторонников бельгийского единства и сторонников отделения Фландрии от Валлонии. Умеренные партии, отстаивающие идею единства страны, пользуются поддержкой главным образом в франкоговорящей Валлонии. Во Фландрии находятся более радикальные партии, выступающие за ее частичную или полную независимость. Однако обычно сторонам удавалось договориться, что позволяло сохранять федеративное устройство страны.
На выборах 10 июня 2007 года большинство мест в парламенте получили фламандские партии: 88 из 150 мест в нижней палате и 25 из 40 в верхней. Наибольшее количество мандатов (30 в нижней палате) получила фламандская Партия христианских демократов, стремящаяся к относительной автономности Фландрии и Валлонии при сохранении территориальной целостности страны (то есть к конфедерации). Однако число их мест в парламенте не позволяет им создать однопартийное правительство. Все попытки лидера победившей партии Ива Летерма, которому король Альберт II поручил формирование правительства, создать коалицию (по конституции в нее должны войти как минимум по 7 представителей от фламандских и валлонских партий), обернулись провалом. Идея конфедерации не подходит как валлонам, стремящимся сохранить нынешнее политическое устройство Бельгии, так и фламандцам, желающим отделения Фландрии. Социологические опросы, проведенные в конце августа, показали, что немногим более половины фламандского населения считают распад государства одним из возможных вариантов развития событий. А сейчас уже 65,6% жителей Фландрии прогнозируют именно такой исход.
Лаборатория Европы
Сегодняшние события в Бельгии трудно понять без обращения к истории. Государство было создано после наполеоновских войн по воле стран-победителей как некий буфер между двумя наиболее влиятельными странами Европы — Францией и Германией, и с самого начала своего существования Бельгия рассматривалась как заслон от французского экспансионизма.
При этом объединение в рамках одного государства двух народов, говорящих на разных языках (фламандцы говорят по-нидерландски, валлоны — по-французски), также с самого начала многими воспринималось как своего рода эксперимент. Сами фламандцы и валлоны постоянно говорят, что живут не вместе, а по соседству друг с другом. А в начале ХХ века бельгийский социалист Леон Хеннебиц так охарактеризовал ситуацию: «Разве нас не сделали лабораторией Европы? Наша нация все еще строится. Проблема экономического развития здесь усугубляется проблемой формирования национальной идентичности».
В первые 100 лет существования Бельгии власть в стране принадлежала валлонам, и с фламандским населением не было принято считаться. Однако в ХХ веке Фландрии удалось выйти на лидирующие позиции сначала в экономике, а потом и в политике. Фламандцы умело воспользовались средствами, полученными по плану Маршалла, и добились быстрого развития легкой промышленности. Сейчас между городами Брюссель, Гент, Антверпен и Левен находится самый урбанизированный и развитый район Бельгии, называемый из-за своей формы Фламандским бриллиантом. Кроме того, имея выход к морю, фламандцы превратили Антверпен во второй по объемам грузооборота порт Европы, а доля Фландрии в бельгийском экспорте сейчас составляет 86%.
На этом фоне в Валлонии наблюдался плавный экономический спад, а кризисы 1970-х годов довершили дело: резкий рост цен на энергоносители окончательно подорвал сталелитейную промышленность, составляющую основу благосостояния региона. Последовавшая за этим массовая безработица и по сей день остается одной из главных проблем Валлонии. В итоге во Фландрии стало общим местом представление, что валлоны «тянут из Бельгии деньги». По подсчетам фламандских политиков, Фландрия ежегодно дарит своим южным соседям около €12 млрд в рамках социальных программ.
По мере роста экономики Фландрии росли и амбиции фламандских политиков. К тому же им на руку играет избирательная система Бельгии, при которой места в парламенте распределяются между регионами в зависимости от численности населения. Из более чем 7 млн зарегистрированных избирателей 4 млн живут во Фландрии, 2 млн — в Валлонии, остальные — в Брюсселе. При этом жители Фландрии и Валлонии могут голосовать только за партии своего региона.
В 1980-х годах фламандцам удалось добиться перехода от унитарного устройства Бельгии к федерации трех регионов — Фландрии, Валлонии и Брюсселя. Особый статус Брюсселя определяется тем, что он находится на фламандской территории, но его население на 80% франкоязычное, поэтому его присоединение к какому-либо из национальных регионов затруднительно. В 1999 году депутаты фламандских партий вынесли на рассмотрение проект проведения
конфликт или стимул развития Бельгии? » Блог о самостоятельном туризме
Небольшая по площади Бельгия в какой-то степени парадоксальное государство. «Зажатая» между такими европейскими гигантами, как Франция, Германия и Великобритания, она представляет собой, с одной стороны, своеобразный центр современной Западной Европы, а с другой переходную зону, в первую очередь в этнолингвистическом смысле.
О конфликте между жителями северной части Бельгии фламандцами, и южной валлонами, знают многие, но в чем его суть, разобраться не так просто. СПА отель Родина в Сочи ждет всех желающих, кто хочет погрузиться в атмосферу уюта и умиротворения. Высококвалифицированный и приветливый персонал встретят вас и будут сопровождать во время всего отдыха на высочайшем уровне, что позволит вам максимально расслабится и качественно отдохнуть, позабыв о многих хлопотах и проблемах.
В данной работе предпринята попытка проанализировать имеющуюся информацию о проблемах, связанных с противостоянием двух важнейших этнических групп, а также выделить отдельные составляющие конфликта между ними. При этом, фламандско-валлонские взаимоотношения рассматриваются не только как конфликт, но и как возможный стимул развития страны.

Работа основана на данных Главного управления статистикой и экономической информацией Бельгии, а также уникальных материалах лингвистических переписей, опубликованных на сайте, посвященном книге Стефана Рияерта «Да здравствует Бельгия …?». Еще одним источником информации явились публикации бельгийских специалистов, преимущественно социологов и политологов. Автор неоднократно бывал в стране изучения, что позволило не только получить доступ к книгам и журналам в бельгийских библиотеках, но и провести собственное полевое исследование, включавшее встречи со специалистами по данному вопросу и анкетирование жителей королевства.
Причины конфликта и особенности государственного устройства и территориального деления страны. В чем же причина сложившейся конфликтной ситуации?
Бельгия страна федеративной парламентской демократии в условиях конституционной монархии. В настоящее время на ее территории действует конституция, принятая 7 февраля 1831 года. Последние изменения в нее вносились 14 июля 1993 г. (парламентом был одобрен пакет законов о создании федеративного государства).
Принципиальной особенностью бельгийского федерализма является параллельно существующая двойная система административного деления. С одной стороны страна разделена на три округа: Фландрию, Валлонию и столичный округ Брюссель. Параллельно с этим она делится на три языковых сообщества: Нидерландско-язычное (Фламандский округ и столичный округ Брюссель), Франкоязычное (Валлонский округ и столичный округ Брюссель) и Немецкоязычное (часть провинции Льеж). Все три языка в стране являются официальными.
В настоящее время активно ведется обсуждение вопроса о переносе столицы Фландрии из Брюсселя в один из «истинно фламандских» городов. Согласно данным социологического опроса, проведенного институтом «Tell me more» в марте 2007 года, 70% фламандцев не хотят больше видеть Брюссель столицей своего округа и языкового сообщества. Наиболее вероятная кандидатура Антверпен, крупнейший город северной части страны. За него высказались 94% респондентов.
Составляющие конфликта. Изначально только языковой конфликт за почти 200 лет существования бельгийского государства распространился практически на все сферы жизни, как говорят, «от геологии до идеологии». Рассмотрим пять наиболее значимых его составляющих.
1. Экономическая составляющая. Экономические противоречия, не являющиеся наиболее значимыми, часто выносятся на первое место. Причину этой составляющей конфликта стоит искать в бельгийской истории. Развивавшаяся в индустриальную эпоху быстрыми темпами Валлония (в основном за счет угольной и металлургической промышленности) во второй половине XX века уступила «пальму первенства» Фландрии. Сейчас именно северная часть страны активно инвестирует высокотехнологичные отрасли и является своеобразным локомотивом всей бельгийской экономики.
2. Социальная составляющая. Следствием экономических противоречий являются социальные. Более развитая Фландрия заметно благополучнее Валлонии по показателям социального развития, например, по уровню реальных доходов на душу населения. В южной части страны этот показатель составляет 15 873 € на человека, тогда как в северной 18 564 € на человека. Различия же между отдельными районами составляют почти 1,5 раза (с максимумом в районе Халле Вилворде 21 175 € на человека, провинция Фламандский Брабант, и минимумом в районе Шарлеруа 14 443 € на человека, провинция Эно). В качестве еще одного индикатора неравномерности социального развития можно привести показатель средней ожидаемой продолжительности жизни. Во Фландрии он составляет 78,1 лет для мужчин и 83,3 лет для женщин. Тогда как в Валлонии 75,1 лет и 81,6 лет соответственно. Неравномерность социального развития севера и юга подогревают в обеих частях страны ксенофобские настроения.
3. Языковая составляющая. Несмотря на формальное равноправие французского, нидерландского и немецкого языков, существуют территориальные различия между районами их употребления и теми, где они официально признаны. Из-за этого иногда возникают конфликтные ситуации.

На сегодняшний день наиболее ярко эти противоречия проявляются в так называемых контактных зонах. Это прилегающие к Брюсселю нидерландско-язычные коммуны, и коммуны на границе Фландрии и Валлонии. Начиная с момента получения независимости, в Бельгии было проведено 9 переписей населения, включавших вопросы о языке. После принятия закона от 31 июля 1921 года об употреблении языков в административной сфере, лингвистические переписи использовались для определения языкового статуса коммун. В принципе это касалось всех коммун, но законы в действительности распространялись лишь на 86 (из около 3000 необъединенных коммун, которые были в стране до 1976 года). Таким образом, между переписью в декабре 1920 года и закреплением лингвистической границы в сентябре 1963 года 86 коммун получали свой лингвистический статус в зависимости от данных переписей и законов об употреблении языков.
Выводы. Фламандско-Валлонские отношения представляют собой одновременно как конфликт, так и стимул развития Бельгии. Существующие противоречия проявляются во всех сферах жизни населения. Это и экономический, и социальный, и языковой, и культурный, и политический конфликты. Но ни один из них не является более или менее значимым. Все эти составляющие конфликта тесно переплетены между собой. Дальнейшее его развитие сдерживают различные факторы, в числе которых особая «миротворческая» роль Бельгии в ЕС, «монархический федерализм», Брюссель как столица страны и де-факто ЕС и многое другое.
В настоящее время с одной стороны усиливаются сепаратистские настроения, в основном в северной части страны: фламандцы лидируют как по численности населения, так и по многим экономическим и социальным показателям. А с другой происходит все более тесное взаимодействие и взаимопроникновение различных культур, благодаря чему формируются общебельгийские традиции и культура. Несмотря на активные дебаты и возникающие время от времени мелкие противоречия, Бельгия по-прежнему остается единой страной и вряд ли в ближайшее время ситуация изменится.
«У Бельгии часто бывают проблемы из-за противоречий фламандцев и валлонов. Зачем они объединились в единую страну и почему бы не разойтись?» – Яндекс.Знатоки
Бельгия — действительно немного странная страна, чем она обязана процессу деления этой территории сильными соседями. Но получилась не путём «объединения в одну страну», всё гораздо сложнее.
В Средние века это сначала была территория Бургундского герцогства. После гибели в 1477 году Карла Смелого, так и не сумевшего сделать своё герцогство королевством, будущий бельгийские территории отошли Священной Римской империи. Затем, в 1556 году, достались Испании — потому что одновременно её король и император СРИ Карл V (уроженец как раз Гента, кстати) эту территорию передал своему сыну Филиппу II, ставшему королём Испании.
Процесс обособление Бельгии начался как раз на этом этапе. Испанцы означенным выше путём получили все Нидерланды, но на их юге (где теперь Бельгия) уже в испанский период больше говорили по-французски, больше исповедовали католицизм и вообще больше поддерживали династию Габсбургов — правившую как Испанией, так и СРИ. Так что пока шла Восьмидесятилетняя война за независимость Нидерландов, Бельгия в основном была как раз происпанской территорией — и по итогам войны под властью Испании осталась.
Да, Фландрия в целом оставалась испанцам менее лояльной, чем Валлония. Но не настолько, чтобы отделяться и жить отдельно или идти к нидерландцам. Фламандцы, так сказать, расставили приоритеты.
Далее с 1713 (итоги Войны за испанское наследство) до 1792 (привет революционной Франции) Бельгия всё ещё оставалась под властью милых ей Габсбургов, но уже австрийских. С 1792 и до Венского конгресса 1815 (разобравшегося с итогами Наполеоновских войн) — в составе Франции, и вот тут да, можно было бы разделиться.
Однако по решению Венского конгресса ВСЮ Бельгию отдали Нидерландам. И вот это не устроило даже фламандцев, что уж про валлонов говорить (в том числе по религиозным причинам, поскольку в Бельгии католицизм доминировал). Да, они не всегда между собой дружат и вообще на разных языках говорят, но всё-таки не хотели жить ни как часть Франции, ни как часть Нидерландов. Лучше уж вместе как отдельная страна. Уже в 1830 году началась Бельгийская революция, которая в 1831 привела к становлению Леопольда I королём Бельгии. Так страна до сих пор монархией и осталась.
Соответственно отделяться там… ну, я полагаю, сторонники такой идеи тоже есть, но в целом отделяться куда? Идти к Нидерландам или Франции — не за то веками боролись. Делиться на две «как бы независимые» страны — а что поменяется? Они всё равно останутся теснейшим образом связанными и во многом друг от друга зависящими.
Противоречия есть, различия есть, но Бельгия стала Бельгией именно потому, что сами фламандцы с валлонами помимо таких проблем видели более значимые объединяющие факторы. И как-никак, они исторически оказались «в одной лодке» — пусть по воле со стороны.
У Бельгии часто бывают проблемы из-за противоречий фламандцев и валлонов. Зачем они объединились в единую страну и почему бы не разойтись?
Бельгия — действительно немного странная страна, чем она обязана процессу деления этой территории сильными соседями. Но получилась не путём «объединения в одну страну», всё гораздо сложнее.
В Средние века это сначала была территория Бургундского герцогства. После гибели в 1477 году Карла Смелого, так и не сумевшего сделать своё герцогство королевством, будущий бельгийские территории отошли Священной Римской империи. Затем, в 1556 году, достались Испании — потому что одновременно её король и император СРИ Карл V (уроженец как раз Гента, кстати) эту территорию передал своему сыну Филиппу II, ставшему королём Испании.
Процесс обособление Бельгии начался как раз на этом этапе. Испанцы означенным выше путём получили все Нидерланды, но на их юге (где теперь Бельгия) уже в испанский период больше говорили по-французски, больше исповедовали католицизм и вообще больше поддерживали династию Габсбургов — правившую как Испанией, так и СРИ. Так что пока шла Восьмидесятилетняя война за независимость Нидерландов, Бельгия в основном была как раз происпанской территорией — и по итогам войны под властью Испании осталась.
Да, Фландрия в целом оставалась испанцам менее лояльной, чем Валлония. Но не настолько, чтобы отделяться и жить отдельно или идти к нидерландцам. Фламандцы, так сказать, расставили приоритеты.
Далее с 1713 (итоги Войны за испанское наследство) до 1792 (привет революционной Франции) Бельгия всё ещё оставалась под властью милых ей Габсбургов, но уже австрийских. С 1792 и до Венского конгресса 1815 (разобравшегося с итогами Наполеоновских войн) — в составе Франции, и вот тут да, можно было бы разделиться.
Однако по решению Венского конгресса ВСЮ Бельгию отдали Нидерландам. И вот это не устроило даже фламандцев, что уж про валлонов говорить (в том числе по религиозным причинам, поскольку в Бельгии католицизм доминировал). Да, они не всегда между собой дружат и вообще на разных языках говорят, но всё-таки не хотели жить ни как часть Франции, ни как часть Нидерландов. Лучше уж вместе как отдельная страна. Уже в 1830 году началась Бельгийская революция, которая в 1831 привела к становлению Леопольда I королём Бельгии. Так страна до сих пор монархией и осталась.
Соответственно отделяться там… ну, я полагаю, сторонники такой идеи тоже есть, но в целом отделяться куда? Идти к Нидерландам или Франции — не за то веками боролись. Делиться на две «как бы независимые» страны — а что поменяется? Они всё равно останутся теснейшим образом связанными и во многом друг от друга зависящими.
Противоречия есть, различия есть, но Бельгия стала Бельгией именно потому, что сами фламандцы с валлонами помимо таких проблем видели более значимые объединяющие факторы. И как-никак, они исторически оказались «в одной лодке» — пусть по воле со стороны.
Валлония — Википедия
Валлония (валлон. Walonreye, фр. Wallonie, нидерл. Wallonië, нем. Wallonien), или Валлонский регион Бельгии — пять южных провинций Бельгии, где наиболее распространённым является французский язык. Является субъектом федерации наряду с Фламандским регионом и Брюссельским столичным регионом. Столица — Намюр. Население — 3 498 384 (2010), площадь — 16 844 км².
Крупнейшие города — Льеж, Намюр, Шарлеруа, Монс, Турне, Динан, Эйпен.
Этимология слова Валлония (нидерл. н.-сакс. Waalnlaand) сходна со словом Уэльс (нидерл. Wales) и Валахия. Оба этих топонима происходят от древнегерманского слова «walh», что значит чужак. Так германцы называли территории «чуждых», то есть негерманских народов, говоривших на негерманских языках. В скандинавских сагах Галлия именовалась как Валланд. Возможно, что это слово, в свою очередь, восходит к этнониму кельтского племени вольков.

Рельеф провинций Эно и Валлонский Брабант — всхолмлённая равнина. Бо́льшую часть остальных провинций (правобережье Мааса) занимает Арденнская возвышенность. Самая высокая точка Арденн — гора Ботранж в провинции Льеж (694 метра, самая высокая точка Бельгии). Несмотря на не слишком значительную высоту, Арденнская возвышенность именуется местными жителями горами. Ландшафт здесь действительно напоминает горный — с каменными скалами, порожистыми реками и вьющимися серпантином дорогами. Арденны покрыты лесом.
Две крупнейшие реки, протекающие по территории Валлонии, — Маас и Шельда. Большинство других рек Валлонии являются притоками Мааса — Самбра, Семуа, Лес, Урт. Судоходных рек в Валлонии только три — Шельда, Маас и Самбра.

Валлония делится на пять провинций:

Население Валлонии составляет 3 498 384 человек (2010 год). Плотность населения — 207,68 человек на квадратный километр.
Бо́льшая часть населения Валлонии — валлоны, говорящие по-французски. Кроме того, на территории Валлонии (в провинции Льеж) располагается немецкоязычное сообщество, где компактно проживают 71 300 человек, абсолютное большинство которых немецкоязычны. В некоторых муниципалитетах у границы с Фландрией разрешается ограниченное использование нидерландского в делопроизводстве.

Хотя официальным языком Валлонии является французский, в быту до сих пор используются шампанский, лоренский, пикардский и валлонский языки. Самым распространённым из них является валлонский. Долгое время они считались диалектами французского и отношение к ним было пренебрежительным, однако вплоть до начала XX века они доминировали в обществе, в то время как французский был языком высших классов (буржуазии).

В 1990 году эти языки были признаны региональными языками. Сейчас наблюдается возрождение интереса к этим языкам, особенно к валлонскому как наиболее распространённому. В некоторых школах валлонский преподаётся в качестве факультатива, иногда его можно услышать по радио, однако единственным официальным языком остаётся французский.
Французский, используемый в Валлонии, несколько отличается от французского Франции. Примечательной разницей является использование числительных septante (семьдесят), huitante (восемьдесят) и nonante (девяносто) вместо soixante-dix, quatre-vingt и quatre-vingt-dix.
Кроме вышеперечисленных языков, в провинции Люксембург, в приграничных с одноимённым государством районах, в ходу также люксембургский язык. Он является не романским, а германским, хотя и содержит много французских заимствований.
В последние годы стала пользоваться популярностью идея прекращения существования государства Бельгия и объединения Валлонии с Францией. Так, по опросу, проведенному газетой Le Soir в 2008 году, каждый второй валлонец высказывается за такое объединение.
Законодательный орган — Валлонский парламент (Parlement wallon), состоящий из 75 членов (из них двое должны представлять немецкоязычное сообщество) и избираемый всеобщим голосованием раз в пять лет, исполнительный орган — валлонское правительство (Gouvernement wallon), состоит из министра-председателя области Валлония (Ministre-président de la Région wallonne) и валлонских министров (Ministre wallon), представительные органы провинций — провинциальные советы (conseil provincial), исполнительные органы провинции — провинциальные коллегии (collège provincial), состоящие из губернатора (gouverneur) и депутатов (députés), представительные органы общин — исполнительные органы общин — общинные советы (Conseil communal), общинные коллегии (collège communal), состоящие из бургомистра (Bourgmestre) и скабинов (Échevin). На территории Валлонии существуют Апелляционный суд (Cour d’appel) Монса, Апелляционный суд Льежа, Апелляционный суд Брюсселя, суды первой инстанции (Tribunal de première instance), мировые судьи (Justice de paix).
В XIX веке Валлония была одним из первых регионов континентальной Европы, куда пришла из Англии промышленная революция. Тогда основой валлонской промышленности была угольная и металлургическая отрасли. Однако в первой половине XX века значение этих отраслей начало падать, и центр экономической активности переместился во Фландрию. В настоящее время Валлония получает денежные трансферы из Фландрии, что вызывает во Фландрии недовольство и способствует росту популярности крайне правых движений, некоторые из которых даже требуют отделения Фландрии от «нищих соседей».
Сейчас наиболее динамично развивающаяся отрасль валлонской экономики — туризм. Туристов привлекает природа Арденн и исторические города Бастонь, Динан, Дюбюи, а также известное своими минеральными водами местечко Спа.
Тяжёлым остаётся экономическое положение городов Шарлеруа и Льеж, которые до сих пор не могут оправиться от упадка традиционных отраслей промышленности — угольной и металлургической.
За эксплуатацию автобусов и трамваев (трамвай есть только в одном валлонском городе — Шарлеруа) ответственна компания Société Régionale Wallonne du Transport (SRWT), действующая под «коммерческим» названием TEC (Transport en commun). Железные дороги на территории Валлонии эксплуатируются общебельгийской (федеральной) компанией «Общество бельгийских железных дорог» (фр. Société Nationale des Chemins de fer Belges, CNCB, нидерл. Nationale Maatschappij der Belgische Spoorwegen). Валлонский регион ответственен за эксплуатацию автомобильных дорог средней важности (самые важные автодороги являются федеральной собственностью, за местные дороги ответственны отдельные муниципалитеты).
На территории Валлонии у города Шарлеруа расположен международный аэропорт, по непонятным причинам официально именуемый Brussels South Airport, то есть аэропорт «Брюссель-Южный», хотя он расположен в 46 километрах от Брюсселя, а собственно Брюссельским аэропортом является Национальный аэропорт Завентем. Другой крупный аэропорт — аэропорт Льежа (аэропорт Брисет, по названию расположенного неподалёку посёлка). Это — второй по величине аэропорт Бельгии, после Завентема. Аэропорт Льежа специализируется на грузовых перевозках.
Рядом с Монсом расположен самый маленький аэропорт Бельгии — Сен-Гислен (St. Ghislain). Длина его единственной полосы — всего 705 метров, поэтому он может принимать только маленькие (в основном спортивные) самолёты. Рядом с Намюром расположен аэропорт «Сюарле» (Suarlée). Фактически это просто травяное лётное поле, однако он имеет международный код идентификации аэропортов — EBNM (код ICAO).
Зимний валлонский пейзаж с замком
-
даже сельские усадьбы Валлонии зачастую напоминают замки
-
Типичный валлонский сельский дом
Развалины замка Havré
-
Замок в деревне Крюпэ под Намюром
Дорога бук монументальный замок Mariemont (La Hestre)
«Могила гиганта» в Ботассаре
РСМД :: Этнофедерализм в Бельгии
Бельгия широко известна своей консоциативной моделью управления и практиками, которые применяются многонациональными федерациями с целью регулировать этнолингвистический раскол, сохраняющийся на протяжении долгого времени. С 1993 года Бельгия является этнической федерацией. По мнению многих исследователей, этнофедерализм выступает в роли интегрирующего фактора. В этнической федерации Бельгии уживается население, совершенно непохожее друг на друга в культурном, экономическом и политическом смыслах. Бельгийского языка как такового не существует. Фламандцы, проживающие в северной части страны, говорят на нидерландском языке, южане-валлоны — на французском. На востоке королевства — немецкоязычное сообщество. Взятый в Бельгии курс на этнофедерализм в немалой степени помог сохранить целостность государства. Однако до сих пор валлоно-фламандское противостояние носит напряженный характер и ставит под угрозу единство Бельгии, поэтому роль этнофедерализма в Бельгии неоднозначна. Продолжаются споры по поводу эффективности данной формы государственного устройства в этой стране. Возникает вопрос о перспективах сохранения этнофедерализма в Бельгии.
Фото: RT
Этнофедерализм: понятие, основные характеристики, значение
По данным международной организации Forum of Federations 14 из 25 существующих федераций — этнические. Этническая федерация представляет собой федерацию, в которой два или более субъекта образованы по этническому, а точнее этнотерриториальному, принципу. Другими словами, административные границы совпадают с границами проживания той или иной этнической группы[i]. По мнению М.Бёрджесса, в этнически разнородном обществе нет альтернативы этнофедерализму[ii]. В отличие от территориальной федерации, институализация в этнических федерациях имеет ряд особенностей. Она должна быть направлена на реализацию первостепенных интересов этнических групп, введение гарантий их равноправия, а также на интеграцию этих групп в единое и стабильное общество, основанное на общегражданской идентичности. В условиях многосоставных обществ этнофедерализм связан с задачей сохранения управляемости страной и сдерживания сепаратистских устремлений регионов. Этническая федерация — способ удовлетворения коренных интересов нации, в первую очередь, в области этнической культуры, языка, традиций, сохранения этнической идентичности. Этнофедерализм — это также возможный интегрирующий фактор этнически многообразного общества, инструмент сохранения целостности государства[iii].
Отношение исследователей к этнофедерализму противоречиво. Сторонники утверждают, что институты этнофедерализма могут поддерживать мир, потому что способны отвечать целям регионального или субрегионального самоопределения. Противники настаивают на том, что такие институты могут создавать или усиливать этнические идентичности и ставить под угрозу целостность государства (этнофедерации нестабильны, приводят к разрушению государства).
Развитие бельгийской государственности и франко-фламандский конфликт
По решению Венского конгресса 1815 года Бельгия находилась в составе Нидерландского Королевства, из которого она вышла в 1830 году, став независимым государством. Стоит отметить, что отделению Бельгии поспособствовала Франция. В 1830 году проживающие на территории Бельгии этнолингвистические группы оказались в неравном положении. Французский язык был единственным государственным языком, используемым в образовании, правосудии, армии, прессе. Франция оказывала поддержку валлонам, сделав их доминирующей и политически, культурно, экономически привилегированной группой в ущерб фламандцам. Фламандцы были недовольны своим положением, и они всё активнее требовали предоставления автономии и права на самоопределение. Численность валлонского населения была значительно меньше фламандского, а на нидерландском языке говорило большая часть населения.
В 1847 г. фламандцы создали движение, чтобы бороться за равенство фламандского и французского языков. С принятием закона о «двуязычности» в 1898 г. появились надписи на двух языках на почтовых марках, денежных купюрах, а законы стали публиковаться на фламандском и французском языках.
В это время в Валлонии также существовали идеи об установлении автономии региона, чтобы возродить его экономику, получив больший контроль над ней.
В 1920-е гг. было официально закреплено равенство двух языков (сейчас государственными языками являются французский, нидерландский, немецкий): официальным языком Фландрии стал нидерландский, а провинций Валлонии — французский. Столица Брюссель осталась двуязычной. Однако конфликт продолжался, потому что он не ограничивался противоречиями по вопросам языка.
Сначала угольная и сталелитейная индустрия Валлонии определяли благосостояние страны. Бельгия стала одним из индустриальных лидеров Европы. Преимущественно сельскохозяйственному региону, Фландрии, отводилась второстепенная роль. Однако стагнация угольной промышленности и сокращение притока инвестиций с 1960-х годов в Валлонии привели к тому, что ранее бедная Фландрия вскоре стала экономически более развитым регионом Бельгии. Она оказалась более успешной в привлечении прямых иностранных инвестиций и развитии средних предприятий и отраслей обслуживания[iv].
Во второй половине XX века было законодательно закреплено существование трех культурных общин: франкофонной, фламандской и германоязычной. Происходила постепенная реорганизация государственного устройства, Бельгия перестала быть централизованной. Переход к федерации начался в 1970 году, но государство было официально провозглашено федерацией лишь в 1993 году.
В 2000-х годах начался новый виток кризиса. Валлония и Брюссель, охватываемые безработицей и низкой производительностью труда, по факту «выживали» за счёт средств Фландрии, замедляя, по мнению националистов, развитие региона. Фламандские партии стали силами, содействующими развитию национализма. В 2014 г. представители фламандского национализма (партия «Новый фламандский альянс») завоевали победу на выборах и получили около 20 % мест в бельгийском парламенте.
Суть конфликта
Позиция фламандцев. Фламандцы выступают за налоговую и финансовую автономию, за передачу социально-экономической политики, юстиции, здравоохранения с федерального уровня на региональный, отмену языковых льгот для франкофонов, противостояние расширению территорий с франкоговорящим населением.
Позиция валлонов. Валлоны недовольны запретом французского языка на территории Фландрии и амбициями фламандцев по вопросу о повышении роли нидерландского языка, у них есть беспокойства о принадлежности ряда приграничных коммун, требуют снять территориальную и языковую блокаду Брюсселя и сохранить языковые льготы.
Характеристики этнофедерализма в Бельгии
Этнофедерализм в Бельгии объединяет людей, которые имеют различное происхождение, язык и культуру, в целях установления общего политического союза. Он нацелен на сохранение многообразия культур и закрепляет это многообразие институционально[v].
В отличие от некоторых других федераций, в Бельгии существует конфликт не между федеральным центром и субъектами федерации, а между двумя частями страны — Валлонией и Фландрией. Фламандцы, на долю которых приходится 58% населения, — это численно доминирующая этнолингвистическая группа в Бельгии. Валлоны составляют лишь 32% населения страны, а численность говорящих на немецком языке бельгийцев — 67 тысяч человек. С этим связан перевес фламандцев в Палате представителей, депутаты которой выбираются всем населением в результате прямых выборов[vi].
Бельгия — пример воплощения биполярного федерализма. Он имеет свои положительные черты и недостатки. Процесс деволюции — передачи центральными властями части полномочий местным органам власти — в Бельгии, связанный с образованием федерации, поспособствовал относительному ослаблению напряжённости между двумя этнолингвистическими группами. Следовательно, была обеспечена относительная стабильность в государстве. Большая часть населения Бельгии идентифицирует себя с Бельгией. Однако помимо преимуществ, бельгийский федерализм обладает недостатками. Один из них заключается в том, что, процесс деволюции приобретает в Бельгии довольно интенсивный характер, что ставит под угрозу существование федерального центра[vii].
Этнический федерализм помог предотвратить более страшное развитие событий. Однако историческое развитие государства, несвоевременное принятие мер, стремление одних групп извлекать выгоду из менее завидного положения других групп предопределили то, что этнофедерализм в Бельгии не может разрешить существующие проблемы.
Возможные сценарии развития событий
Д. Горовиц в своей работе «Этнические группы в конфликте» разделяет группы на «продвинутые» и «отстающие» (по позиции в экономическом пространстве страны, измеряемом доходом на душу населения). В зависимости от типа региона с одноименными категориями эти группы разделяются на склонные к сецессии и не способные к ней. К первым относятся отсталые группы в отсталых регионах и продвинутые в продвинутых (первым нечего терять, вторым не хочется платить за остальных). Продвинутые группы в отстающих регионах не расположены к отделению, поскольку получают выгоды от своего положения, а отстающие группы в продвинутых регионах не обладают необходимыми ресурсами[viii]. Взяв данную теорию за основу, можно сделать вывод о том, что сецессия в Бельгии вполне возможна: Бельгия — «продвинутый регион», Фландрия — «продвинутая группа», не желающая «платить за остальных».
Итак, первая возможность — сохранение противоречий, сохранение целостности государства, отсутствие существенных изменений. Данный сценарий представляется наиболее вероятным, ведь конфликт продолжается уже многие годы, а институты этнофедерализма доказывают свою состоятельность в сдерживании сторон в их стремлениях к сецессии. Согласно опросу, более 72% бельгийцев соглашаются, что граждане Бельгии имеют много общего. Более того, существует наднациональная идентичность: и валлоны и фламандцы являются европейцами. Около 70% бельгийцев считают себя гражданами ЕС. Именно в Брюсселе расположена штаб-квартира Европейского союза
Второй вариант — раскол Бельгии. Но независимость как Фландрии, так и Валлонии будет спорной при таком исходе событий. Новое суверенное государство, каким стала бы Фландрия, вряд ли сразу будет воспринято другими государствами как равный партнёр, и на политику Фландрии будут оказывать влияние другие государства, прежде всего, её «соседи» и власти ЕС. Валлония не обладает достаточным экономическим потенциалом, поэтому может войти в состав Франции.
Третий вариант — создание конфедерации. В результате этого, фламандцы и валлоны обрели бы практически полную самостоятельность, но передали бы часть своих полномочий совместным органам власти для координации действий по некоторым вопросам. Как правило, это внешняя политика и оборона.
Заключение
Валлоно-фламандское противостояние не было разрешено путем установления этнической федерации в Бельгии. Многие эксперты отмечают слабость бельгийского федерализма и силу сепаратистских настроений в стране, особенно во Фландрии. В настоящее время можно наблюдать подъем национализма в Бельгии, подпитываемый действиями и лозунгами этнорегиональных партий. Тем не менее, институты этнофедерализма в Бельгии способны смягчить конфликт, что доказано историей развития франко-фламандского противостояния. М.Х.Фарукшин верно подметил, что «этничность сама по себе — политически нейтральное явление, не содержащее в себе каких-либо целей. До тех пор, пока ни одна этническая группа не претендует на особый статус в обществе и государстве, нет оснований считать этнофедерацию источником напряженности». Проблема сохраняющегося конфликта в Бельгии заключается именно в том, что этнические группы требуют больших прав и особого статуса. Этнофедерализм в определённой степени сглаживает противоречия. Необходимо учесть, что выбор в пользу альтернатив этнической федерации приведет к непредсказуемым последствиям и высоким издержкам для сторон конфликта. Поэтому сохранение этнофедерализма в Бельгии представляется наиболее вероятным сценарием развития событий.
[i] Фарукшин М.Х. Институциональные основы этнических федераций // Полис — №2 – 2017. – С.103.
[ii] Там же, С.104.
[iii] Фарукшин М.Х. Институциональные основы этнических федераций // Полис — №2 – 2017. – С.105.
[iv] Фарукшин М.Х. Этничность и федерализм: возможность сочетания или тотальная несовместимость // ПОЛИТЭКС, 2008 — №2. – С. 14.
[v] Addis M. The Role of Ethno-Federalism in Regulation of Ethnic Conflicts: the case of Belgium // Centre for Federal Studies, Addis Ababa University – February – 2013. – Pp.5-6.
[vi] Фарукшин М.Х. Этничность и федерализм: возможность сочетания или тотальная несовместимость // ПОЛИТЭКС, 2008 — №2. – С.14.
[vii] Фарукшин М.Х. Этничность и федерализм: возможность сочетания или тотальная несовместимость // ПОЛИТЭКС, 2008 — №2. – С.14-16.
[viii] Horowitz D. Ethnic groups in conflict. Univ of California Press, 1985. – 720 p.
Фламандский регион — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Фландрия.Фла́ндрия (нидерл. Vlaanderen), или Фламандский регион Бельгии (нидерл. Vlaams gewest van België) — пять северных провинций Бельгии, где говорят на нидерландском языке. Является субъектом федерации (наравне с Валлонским регионом и Брюссельским столичным регионом). Общая площадь 13 522 км² (44,29 % территории Бельгии). Единственный официальный язык Фламандского региона — нидерландский, хотя в 11 муниципалитетах имеются строго ограниченные языковые льготы для франкоязычного меньшинства.
В исторической литературе словом «Фландрия» также обозначают ныне несуществующее графство. Следует отметить, что границы графства Фландрии и современной Фландрии во многом не совпадают. Так, в состав графства входили земли, ныне являющиеся территорией Франции и Нидерландов (ныне эти регионы известны как Французская и Зеландская Фландрия соответственно). С другой стороны, в его состав не входила территория современных провинций Антверпен, Фламандский Брабант и Лимбург.

Фландрия делится на пять провинций:
Провинции, в свою очередь, делятся на коммуны.
Брюссельский столичный регион является анклавом, лежащим в пределах Фламандского Брабанта, и не входит в состав Фламандского региона. Тем не менее, именно Брюссель является (исторически) столицей Фландрии. Также правительству Фландрии подчинены нидерландскоязычные учреждения Брюсселя (школы, культурные учреждения).
Законодательный орган — Фламандский парламент (нидерл. Vlaams Parlement) избирается сроком на пять лет в ходе прямых всеобщих выборов (право голоса имеют только граждане Бельгии, постоянно проживающие во Фландрии). Фламандским парламентом составляется фламандское правительство. Процесс разграничения полномочий между правительством Фландрии и федеральным правительством Бельгии начался в 1980 году в связи с программой федерализации Бельгии и по многим вопросам продолжается до сих пор, хотя основные принципы разграничения полномочий указаны в конституции Бельгии.
Исполнительный орган — Фламандское Правительство (Vlaamse Regering), состоящий из министра-президента Фландрии (Minister-president van Vlaanderen) и фламандских министров (Vlaams Minister). Представительные органы провинций — провинциальные советы (Provincieraad), исполнительные органы провинций — депутации (Deputatie), состоящие из губернатора (Gouverneur) и депутатов (gedeputeerde), представительные органы общин — исполнительные органы общин — коллегия бургомистра и скабинов (College van burgemeester en schepenen), состоящая из бургомистра (burgemeester) и скабинов (Schepen), представительные органы городских округов — окружные советы (Districtsraad), исполнительные органы городских округов — окружные коллегии (Districtscollege), состоят из председателя (voorzitter), подпредседателей (ondervoorzitter) и окружных скабинов (districtsschepen).
На территории Фландрии существуют апелляционный суд (Hof van beroep) Антверпена, апелляционный суд Фландрии, апелляционный суд Брюсселя (Hof van beroep), суды первой инстанции (Rechtbank van eerste aanleg), мировые судьи (Vrederechter).
Население Фландрии составляют 6 352 483 человек (2010 год). Плотность населения — 469,82 человека на квадратный километр.
Основное население фламандского региона составляют фламандцы, германский по происхождению народ с сильным галло-романским, а позднее собственно французским языковым и культурным влиянием. Предки фламандцев — франки — заселили регион в V—VIII веках, оттеснив романское население поздней Римской империи к югу. В 1960-х годах по решению правительства Бельгии бельгийская языковая граница между общинами была окончательно зафиксирована. Во фламандском регионе значительно количество иммигрантов, имеется и постоянно растущее франкоязычное меньшинство. Переписи населения запрещены фламандским правительством после 1947 года. Большинство фламандцев традиционно хорошо говорят по-французски, владеют и английским языком.
Языковая политика[править | править код]
После проведения федерализации Бельгии в 1960-х годах Фландрия стала автономным субъектом федерации со своим правительством, парламентом и бюджетом. Единственным официальным языком всей Фландрии, равно как и её административно-территориальных составляющих после 1963 года является нидерландский, хотя в нескольких муниципалитетах Брюссельской периферии, а также ряда приграничных с Валлонией округах допускается строго ограниченное употребление французского языка в оказании административных услуг франкоязычному населению и начальном образовании франкофонов. Данные регионы наделены так называемыми языковыми льготами. При этом население Брюсселя, изначально исконно фламандского города и целиком окружённого фламандской территорией, официально считается двуязычным, но на практике франкоязычно на 85-90 %, в результате валлонской экспансии последнего времени. В ходе процесса субурбанизации, естественного прироста и иммиграции из третьих стран, франкоязычное население столицы как бы «выплёскивается» на окружающую фламандскую территорию, преимущественно во Фламандский Брабант, где франкофоны составляют уже не менее 15 % населения и фактически преобладают в ряде муниципалитетов (что косвенно подтверждает победа франкоязычных партий на местных выборах), однако официальные власти подавляют любое упоминание языка или национальности в переписях с 1947 года.
Конфликтный потенциал на языковой и культурной почве продолжает накапливаться между двумя общинами и в других приграничных регионах, в частности, во фламандском эксклаве Вурен. Фландрия — один из регионов мира, где современная языковая ситуация носит крайне напряжённый характер. В ряде приграничных муниципалитетов Фландрии действует так называемая языковая полиция.
Во Фландрии родились или прожили свою жизнь такие живописцы, как Рубенс, Якоб Йорданс, Адам ван Ноорт, Ф. Снейдерс, Ян Брейгель, Ван Дейк и многие другие.
Добавить комментарий