Skip to content
  • Готовим дома
  • Завтраки
  • Простые рецепты
  • Рецепты
  • Готовим дома
  • Завтраки
  • Простые рецепты
  • Рецепты
  • Готовим дома
  • Завтраки
  • Простые рецепты
  • Рецепты
Written by alexxlab on 02.11.2020

Композиция точка линия пятно: Принципы композиции: графика (точка, линия и пятно) – , , . (comp.design.risuem) : : Subscribe.Ru

Разное

Содержание

  • Принципы композиции: графика (точка, линия и пятно)
  • Методическая разработка урока «Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна»
  • Значение точки при построении композиции
      • Точка служит для структурирования изображений
      • Точка служит для создания направления и движения
      • Точка служит для измерения пространства и создания его глубины
  • ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ -2
  • Линия и пятно в композиции. В каких видах искусства чаще применяется.
  • Открытый урок по изобразительному искусству на тему: «Графика — вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики — линия, пятно, штрих».
  • 4.Первичные средства композиции. Графика: точка, линия, пятно.

Принципы композиции: графика (точка, линия и пятно)

 

Создание любого объекта предметно-пространственной среды, будь то ювелирное изделие, спичечная этикетка, костюм, прибор, машина, интерьер или городская среда с ее дизайнерскими элементами, —

это обязательно работа с формой.

 

В своей основе она направлена на поиск того важного и существенного, что в полной и глубокой мере отвечает строгим функциональным (утилитарным, конструктивным, экономическим и др.) требованиям.

 

Конечная же ее цель —

достижение художественной выразительности формы.

 

В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, из которого можно лишь условно, в чисто учебных (или познавательных) целях выделить стадию исключительно художественного формообразования или построения формальной композиции.

 

Эффективность прохождения этого процесса определяется как достижение сдержанности в 

построении композиции или логически обоснованный выбор композиционных средств. Эти средства чрезвычайно разнообразны. Каждое из них обладает специфическими композиционными свойствами или художественными возможностями.

 

Разделяются они на два основных вида:

графические средства, или в целом графика, и 

пластические средства, или пластика.

 

 

Точка

Выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя.

 

Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами.

 

Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть обшей композиции.

 

Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.

 

 

Линия

По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину). Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения.

 

Строя линейно-графическую композицию, важно как можно ярче выявлять специфические свойства линий разного исполнения.

При работе с компьютером проблема материала и техники исполнения линий устраняется. Дизайнер просто использует уже готовые линейно-графические формы, подбирая их в соответствии с решаемой композиционной задачей. Сама эта задача определяется содержанием композиции.

 

 

Пятно

В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции.

 

В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки. Каждая такая форма обладает своими специфическими композиционно-художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную, тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» — мягкими затеками и т. д.

 

Простейшая композиционная задача заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер.

 

Более сложная задача — гармоничное сочетание в графической композиции разных тоновых элементов. Такие элементы могут использоваться как при построении плоскостной композиции, так и в изображении объемов и пространства. Тонально- плоскостная разработка достигается в основном за счет применения разного рода заливочных, пастозных и растровых (равномерно заполненных точками или линиями) графических форм.

 

При сопоставлении тоновых и линейных форм важно добиться гармоничной связи между ними с целью наиболее яркого раскрытия их художественных свойств и сохранения целостности всей графической композиции. Решение подобной композиционной задачи предполагает использование простых геометрических фигур, причем в минимальном количестве. При таком использовании четче выявляется характер формальной графической композиции.

 

 

 

Автор: В. Б. Устин

 

 

Методическая разработка урока «Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Предмет: Основы изобразительной грамоты и рисование (первый год обучения)

Тип: Комплексный, развивающий графические навыки.

Вид: Репродуктивная, самостоятельная творческая деятельность.

Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. «Следы невиданных зверей»

Цель: развитие образных представлений и формирование чувства графического стиля, осознания изобразительных возможностей линии как графического средства, создание творческой композиции «Следы невиданных зверей»

Задачи:

Обучающие:

— ознакомить учащихся со способами выразительности линия и пятна и их выразительными возможностями;

— научить составлять композиции из различных линий и пятен.

Развивающие:

— Развивать навыки линейного рисования;

— развивать зрительное восприятие и аналитическое мышление;

 Воспитательные: 

— воспитывать у учащихся художественно-эстетический вкус.

Материалы и оборудование: картинки с изображением следов животных, листы бумаги, фломастеры, гелевые ручки, карандаши (техника по выбору детей).

Ход урока:

1. Организационный этап.

Подготовка к занятию, организация рабочего места.

Мотивация учебной деятельности.

2. Вводное слово преподавателя.

А вы могли бы согласиться с этим выражением «В жизни каждая минута таит в себе чудо»? (Алберт Камю)

А на уроке рисования может произойти чудо?

Рисование в воздухе: учитель изображает сюжет в воздухе, а учащиеся угадывают что учитель изобразил: Перед нами раскинулось синее море, а над морем огромный диск солнца.

При помощи жестов можно изобразить геометрические фигуры, волнистые линии моря, капельки дождя.

3. Ведение в тему урока

— Сегодня мы познакомимся с чудесными свойствами линии, пятна, и отправимся в путешествие с этими друзьями с линией и пятном

— Вспомним, что графика – один из видов изобразительного искусства. (Само слово “графика” происходит от греческого слова “графо” — “пишу”, “черчу”, “рисую”).

Графика возникла в доисторические времена, когда древние люди в наскальных рисунках простыми линиями изображали события окружающего мира.

Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами (черным и белым) и их оттенками, он может линией и пятном передать все многообразие мира.

Простейшие «слова», из которых состоит язык графики в изобразительной композиции — это точка, линия и пятно.

Точка

«Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать… (преподаватель рисует на доске одну жирную точку)

Например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. От такого изображения у нас возникает чувство неуверенности..

Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше. У изображения появляется сюжет…

Линия

«Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии, как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику».

Преподаватель рисует на доске разные линии.

«Какие из этих линий можно назвать: сильная, неуверенная, мятущаяся, стремительная?» Ребята обсуждают и находят каждой линии свое название..

Пятно

Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее — светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением «массы».

У пятна огромные выразительные возможности, и они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции.

По сравнению с живописью, язык графики более условен. Он не передает того богатства цвета и форм, которая способна передать живопись. Графика упрощает образ предмета, выбирая и подчеркивая лишь основные его признаки.

Итак, графика — это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, уголь, фломастер.

А сейчас у вас есть возможность попробовать свои силы в этом увлекательном виде изобразительного искусства.

4. Постановка художественной задачи. Практическое задание.

Предлагаю детям отправиться в путешествие в лес и посмотреть, как звери подготовились к зиме. Звучит детская песня «Про следы» из м/ф «Маша и медведь».

Зверя по следам любого
Узнавать умею я.
И жирафа, и корову…
И жука, и воробья…
Чьи-то следы петляют
Около лесных дорог.
Это по лесу гуляют
Нособраз и дикорог…
Нет!
Не то…
Постойте…
Что-то…
Не другой ли зверь ходил?
А !
Это след от крокомота!
Или это – бигидил?
Нет!
Конечно, да! 
Конечно. 
Будь уверен, не гадай.
По поляне ходит снежной
Попукан и пелигай
Зверя по следам любого
Узнавать умею я
И жукофа, и ворову…
И, конечно, коробья!

— В лесу много следов. Давайте пойдем по этим следам и посмотрим, к кому они нас приведут (Идем).

— Ой, кто это там прячется за елкой? (Ответы учащихся).

— Да это зайчик.

—  У него шубка  зимой белая. В такой шубке лиса его  не увидит. На белом снегу зимой он будет не заметен. А  летом у него шубка …(серая).

— Зимой все зайцы меняют цвет шубки на белый. И им легче спрятаться от лисы и волка.

— Давайте пойдем дальше. (Обращаем внимание на другие следы).

— Какие большие следы! Кто это может быть? (ответы и предположения детей).

— Идем тихо, не спеша. Посмотрим, кто там спрятался? (Раздается храп медведя).

— Ребята, да это медведь лег в зимнюю спячку. Все медведи поздней осенью ложатся в берлоге спать до весны. Так и проспит мишка всю зиму. Давайте не будем его будить и пойдем дальше.

— Смотрите, ребятки, а тут еще следы есть, совсем маленькие. Кто же здесь пробежал?

Утром на лесной дорожке

-Топ-топ-топ -топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках старый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

— На этой  полянке живет ежик, только где же он? Давайте его поищем? (дети ищут и находят)

-Ежик  спит под листиками.

— Ежик, как и медведь, зимой спит. Давайте не будем его будить и тихонечко на него посмотрим.

— Вот и обошли мы весь лес, а теперь пора нам  домой.

Физминутка:

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки,

Мы пришли к себе домой.

Ребята, кого мы повстречали в нашем путешествии?

— Что нам помогало найти животных? (Следы).

— Ребята, а что такое след? (отпечаток, оставшийся на снегу)

След получается потому, что под тяжестью птицы или животного ломаются лучики холодных снежинок.

— Ребята, как вы думаете, могут ли следы рассказать нам что-нибудь о птице? (варианты учащихся)

— Опытные охотники и лесники умеют читать следы животных и птиц, читая их, они узнают много нового. Вот, например, по следу можно узнать направление движения птицы, быстро ли она передвигалась, делала ли остановки, а может её кто-то спугнул и она взлетела на дерево. А иногда бывает так, что птичка нашла корм и прилетела с ним в другое место и съела его на снегу, если мы найдем такое место, то узнаем, что кушала птичка на обед.

— Тема нашего урока «Следы невиданных зверей». Представьте, что вы художник-следопыт. Вы обнаружили следы невиданных зверей на своем участке. А какие это были следы расскажут нам ваши работы.

5. Самостоятельная работа учащихся. На листе бумаги фломастерами (маркерами) дети рисуют следы невиданных зверей.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

В конце урока организуется выставка работ учащихся «Следы невиданных зверей». Учащиеся сочиняют истории и рассказывают о том, что они изобразили.

— Что такое «графика»?

— С помощью каких графических средств создана ваша композиция?

 

        

                         

Значение точки при построении композиции

Точка — это простейшая единица визуального общения, в основном округлой формы и самая распространенная в природе, хотя любая форма, в небольших масштабах изображения, может выступать в качестве визуальной точки дизайна.

Это изображение, созданное точками. Кроме этого в нем присутствуют тональный и цветовой градиент, который создает объем. Точки на этом снимке зрительно объединяются в группы по общему признаку, то есть по цвету, размеру, тону и т.д. Расположение точек с общими характеристиками создает ощущение равновесия.

Точка представляет собой минимальную частицу выражения, без размеров, просто обозначая расположение в пространстве. Ее размер – не важен, но по определению он маленький. Любая небольшая форма, расположенная на относительно большом фоне, играет роль точки. Ее визуальное воздействие – велико, даже если точка единична и изолирована.

Если точек несколько и они разного размера, то могут порождать измерение пространства и трехмерное впечатление, уменьшаясь в размерах с расстоянием. Когда используют несколько точек одного изображения, наше восприятие их соединяет, создавая линии, а значит – направление и движение.

Структура, движения и измерение пространства. Округлые формы пространства, имеющие относительно небольшой размер, выступают в качестве точки. В этом случае визуально соединяются, обозначая линии, а значит — движение. Разница в размерах, тем меньше, чем выше расположена точка, описывает размер, дистанцию, расстояние между передним и задним планом.

Любая точка имеет огромную силу притяжения для глаз, будь то ее присутствие естественным, натуральным или она была помещена туда человеком с определенной целью. Две точки создают единую систему измерения пространства, одну меру измерения расстояния и глубины. Плотность точек в кадре направляет взгляд и визуально сдвигает равновесие туда, где они находятся, тем самым может быть сбалансирован объект с более крупной массой.

Равновесие масс. Исскуственно помещенный фотографом элемент, выполняющий функцию точки, имеет целью сбалансировать ось снимка и придать кадру законченность.

Направление, движение. Это упражнение на направление, в котором используются точки. Они соединяются и направляют внимание к основному объекту, сформированному треугольниками и находящемуся на заднем плане.

Когда существует зрительная связь, между точками можно провести линию, тем самым передать движение. Близость точек создает тон и цвет, поэтому они основа впечатления от снимка.

Четыре основных цвета применительно к точкам в результате дают CMYK, процесс воспроизведения изображения при печати. В книге «Основы искусства и дизайна» Алан Пайпс говорит, что «все начинается с простой точки» (Foundations of Art and Design, Alan Pipes). Очень важно следовать этому правилу при разработке визуального дизайна, понимая под точкой самый важный элемент. Где расположим форму, которая направит наше внимание с первого взгляда? Это хорошее начало.

Усиление оси фотографии. Фотограф аккуратно расположился так, чтобы поместить точку внутри одной формы и усилить визуальный вес оси снимка, которая отмечена неявно.Это компенсирует вес продолжительной линии горизонта.

Точка использовалась очень часто в качестве основы на определенных этапах искусства, включая классическое, такое как римские мозаики, гобелены, а так же в стилях, таких как пуантилизм, и даже в работах современных художников.

В фотографии важно понимать, что малые формы (не обязательно круглой формы) визуально работают как точки, чья сила притяжения велика. Так что будьте крайне осторожны, следите, где они расположены.

На первой фотографии – отсканированный слайд 1982 года. Форма животного – саблерогой антилопы орикс, видится уменьшенной в визуальной схеме и может служить в качестве точки. В этом случае силовые линии направлены за пределы изображения, за границы кадра. При этом ось — высота треугольника, проведенная с самой высокой точки, находится почти по центру, устанавливая визуальный диалог по кратчайшему маршруту.

На этом снимке точка расположена под смысловыми линиями, усиливая концепцию линии в качестве зрительного проводника.

В этом случае линии направляют внимание зрителя к точке, которая находится внутри изображения.

Ось расположена ближе к краю снимка

Расстояние от оси к краю пропорционально расстоянию от точки до ближайшего края.

При этом между точкой и осью устанавливается более продолжительная визуальная связь, поэтому кадрирование получается более законченным.

Мы должны использовать точку в качестве элемента в следующих случаях.

Точка служит для структурирования изображений

Позволяет уравновесить визуальный вес форм. Точка может компенсировать важные формы, например треугольник, оси, или более сложные структуры, так как это очень мощная форма. Для этого точка должна быть расположена напротив веса, который надо компенсировать.

Точка служит для создания направления и движения

С помощью нескольких точек создается визуальная непрерывность, основанная на восприятии их во взаимосвязи по отношению друг к другу. Таким путем мы можем направлять взгляд зрителя и усилились направление движение глаз по изображению по определенному маршруту. Самая выразительная точка — это точка схода перспективы, которая усиливает направленность силовых линий.

Точка служит для измерения пространства и создания его глубины

Точка в значительной степени связана с пространством и зависит от относительного соотношения размера обоих. Точка позволяет получить визуальный эталон, который дает представление о размерах и масштабах. В некоторых картинах Дега определение размеров пейзажей достигается за счет размещения нескольких маленьких точек (людей), которые и показывают масштаб. Путем расположения уменьшающихся с расстоянием точек создается трехмерное ощущение расстояния в вертикальной плоскости.

Даже планета с огромной массой может быть точкой, если находится в окружении значительно большей по объему части пространства. Независимо от размеров предметов, в окружении большого пространства, они отображаются в виде точки. Таким образом, точка тесно взаимосвязана с пространством, и ее относительный размер зависит от соотношения того и другого.

Когда у нас есть два элемента или точки, мы ограничены в выборе шкалы и должны поместить обе точки в зависимость от третьего измерения для определения масштаба. Такие авторы, как Жорж Сера (Georges Seurat) и Алан Бейкер (Alan Baker) базировали свои работы на точках, близость которых создает плотность, которую обозначают как тон.

Скопление медуз-парусников (Velella velella). Это документальный снимок группировки точек разного размера.

Фотограф взял две формы схожего большого размера и составил по аналогии треугольник. Теперь снимок имеет законченную структуру, сложнее, но организованную, с явным круговым направлением движения.

ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ -2

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Линия и пятно в композиции. В каких видах искусства чаще применяется.

Линия и пятно в композиции. В каких видах искусства чаще применяется.

Точка, линия, пятно. Простейшие «слова», из которых состоит язык графики в изобразительной композиции — это точка, линия и пятно.

Точка. Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать…
Например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. Отсюда и ощущение неспокойствия, неуверенности…
Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше. Расскажет «сюжет»…

Линия. Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику.
Какие из этих линий можно назвать: сильная, неуверенная, лёгкая, мятущаяся, стремительная?..( ну там девченки придумаете и нарисуете )))

Пятно. Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее-светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением «массы».
Конечно, у пятна огромные выразительные возможности, и конечно, они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции.

Посмотрите, как красиво и как выразительно взаимодействие этих простых графических средств в иллюстрации художника Николая Васильевича Кузьмина.

 

Контраст в композиции. Виды контрастов.

1 — Собственно цветовой контраст. Любые цвета из цветового круга кажутся неупорядоченными или даже произвольно нанесенными. Если при этом доминирует один цвет, то картина кажется экспрессивной (очень выразительной), даже «яркой». Чем агрессивнее цвета (первичные цвета), тем сильнее будет «сигналообразное» действие этого контраста. Черные контуры придадут цвету еще большую яркость. Если цвет окружен белыми или серыми участками, то его действие будет ослаблено. В геометрических композициях с этим контрастом цвет создает сильные пространственные эффекты. Если первичные и дополнительные цвета, как красный и зеленый, находятся рядом друг с другом, то на расстоянии получается дополнительный эффект — своего рода «контраст мерцания»

2 — Контраст светлого и темного. Живопись, которая построена в основном на контрастах светлых и темных цветов, кажется загадочной, глубокомысленной, драматичной. Человек видит в основном контрасты светлого и темного. Так устроен наш орган зрения, в глазах человека больше рецепторов для восприятия различий светлого и темного, чем для различия цвета. По этой причине нам такой контраст наиболее близок. Контраст черного и белого является экстремальным контрастом светлого и темного.



3 — Контраст теплого и холодного. Цвет скорее кажется относительным: так, например, красный совершенно не является самым теплым или красивым цветом, как показывают психологические тесты. Воспринимается ли цвет, например серый, как теплый или холодный, зависит также от его окружения. Здесь вступает в силу закон дополнительных цветов. Он устанавливает отчетливую полярность лишь между синим и оранжевым, все остальные цветовые области в зависимости от их окружения могут восприниматься как холодные или теплые. Живопись, построенная на контрастах теплых и холодных цветов, кажется изысканной, рафинированной, скорее сдержанной. Цвета одинаковой светлоты (теплый и холодный серый цвет) дают нежный контраст (см. монохромную живопись).

4 — Дополнительный контраст. Скомбинированный с другими контрастами, он может быть рафинирован, смягчен или усилен. Так же он может действовать на другие контрасты. Тени, пространственность превосходно выражаются на картине дополнительными цветами (см. систематику смешанных цветов). Очень велико значение этого контраста для взвешенного и гармоничного в цветовом отношении построения плоскости картины.

5 — Имитация контраста. Цвет всегда окружен другими цветами и зависит от этого окружения или сам влияет на него. Один и тот же цвет может восприниматься нами одновременно по-разному в зависимости от окружения. На практике этим простым изобразительным средством можно добиться очень многого. Имитация контраста может означать и то, что яркость различных, но одинакового цвета плоскостей будет казаться различной.

 

Большое и малое в композиции. В каких жанрах чаще применяются.

 

Линия и пятно в композиции. В каких видах искусства чаще применяется.

Точка, линия, пятно. Простейшие «слова», из которых состоит язык графики в изобразительной композиции — это точка, линия и пятно.



Точка. Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать…
Например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. Отсюда и ощущение неспокойствия, неуверенности…
Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше. Расскажет «сюжет»…

Линия. Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику.
Какие из этих линий можно назвать: сильная, неуверенная, лёгкая, мятущаяся, стремительная?..( ну там девченки придумаете и нарисуете )))

Пятно. Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее-светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением «массы».
Конечно, у пятна огромные выразительные возможности, и конечно, они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции.

Посмотрите, как красиво и как выразительно взаимодействие этих простых графических средств в иллюстрации художника Николая Васильевича Кузьмина.

 

Открытый урок по изобразительному искусству на тему: «Графика — вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики — линия, пятно, штрих».

Открытый урок

по изобразительному искусству

на тему: «Графика — вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики — линия, пятно, штрих».

Крылова Марина Викторовна, преподаватель  ИЗО

Задачи урока:

Образовательные:

-расширять знания по изобразительному искусству;

-познакомить с видами графики, графическими  изобразительными средствами;

-учить применять графические  изобразительные средства;

-творчески включаться в индивидуальную работу;

Развивающие:

-развивать творческие способности, фантазию, воображение

-творческую инициативу

Оборудование к уроку: презентация к уроку,  творческие работы студентов, альбомный лист, карандаш, ластик, черная гелиевая ручка, тушь, кисточки, перо, острые предметы, свеча, гуашь (черная), цветной картон.

Оформление классной доски:

Мультимедийная установка, графические рисунки, выставка творческих работ студентов.

слова Микеланджело “Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка живописи и скульптуры, и архитектуры, рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всей науки”;

Литература.

  •  Костерин Н. П. учебное рисование. С.10-11, 24-25.
  • Сокольникова Н. М. Основы рисунка. С. 46 – 58.
  • Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство с методикой преподавания. С.41 — 58.

Время 2 часа

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности. Организационное начало.                                                                                                                                 1. Приветствие.

2.Проверка готовности к уроку.

2.  Актуализация знаний.

-Присаживайтесь, за рабочие места. Проверьте, все ли готово для работы. Из материалов нам понадобится карандаш, гелиевая ручка, тушь, острые предметы.

Самые разные по своему характеру и назначению изображения, выполненные различными художественными материалами, называют рисунками. Не только в произведениях искусства, но и в самых разных видах деятельности рисунок играет важную роль. Например, надо зарисовать какую-то деталь, набросать эскиз одежды, т.е. ясно выразить свою мысль.

-Дизайнерские проекты, иллюстрации в книгах, эскизы моделей костюмов, наброски и зарисовки орнаментов можно объединить словом рисунок.

-Рисовать можно графитным карандашом на бумаге и картоне, углем на стене, фломастером на стекле, тушью и пером на ткани, краской на холсте, палочкой на песке.

— Внимательно посмотрите на представленные творческие работы. Подумайте к какому виду искусств они относятся.

Графика – вид изобразительного искусства, в основе которого лежит рисунок.

Деятельность обучающихся Студенты анализируют творческие работы.

— Большинство представленных работ выполнены в черно – белом цвете, детально проработаны элементы рисунка.

-Считаю, что творческие работы относятся к виду искусств – графике

-Верно, большинство работ выполнены линией, которая является основой вида искусства – графика.

2. Работа с учебником Костерин  «Учебное рисование» стр. 10-11(Деятельность обучающихся)

Особенности графики как вида изобразительного искусства. Техники рисунка. Графика (греч. graphike, от grapho — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Графика — древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших художников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения — все это прекрасная графика. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги, а в виде занимательных и веселых гравюр — народных лубков, раскрашенных акварельными красками, украшала жилища крестьян и ремесленников.

 По назначению различаются станковая, книжная, газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.

3. Анализ репродукции. Деятельность обучающихся.

4. Доклад о художнике графике Дюрер Альбрехт.  Деятельность обучающихся.

3. Постановка учебных задач.

Попробуем определить задачи нашего урока

Деятельность обучающихся. Студенты высказывают свое мнение.

-Можно сделать предположение, что мы будем изучать различные техники графики, использовать в работе выразительные средства графики.

— Я думаю, мы будем рисовать творческую работу  технике графики.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

— Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, точка, контур, пятно.

Линия — одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики.

Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте), карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах.

Линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы.

Используя линию, художник определяет форму и обозначает ее контуры, выявляет объем и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет художественно-выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей, вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т. д. Используя разнообразие этих важнейших художественно-выразительных средств, художник, архитектор или дизайнер могут передавать тончайшие психологические нюансы создаваемой композиции,

Линеарности в графике — это техника исполнения и структура композиции произведения, выполненного линией или контуром.

В музыкальном произведении — это последовательное движение звуков, образующих мелодическую линию.

Выразительность композиции зависит от умения эффективно использовать линейные элементы в построении формы, выражающей психологическое состояние (динамику, грусть, веселость и т. д.), которое зависит от ассоциативного зрительного восприятия. Вертикальное построение линий вызывает ощущение устойчивости, диагональное — динамику, горизонтальное — покой. Кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести. Психологическая выразительность графического языка линейной графики зависит от хактера расположения и начертания линий (прямая, кривая, толстая, тонкая, сплошная, прерывистая), их тональности и цвета (черная, серая, светлая, цветная). (показ выполнения штриха на доске)

Штрих.

Штриховая линия, или штрих, появляется на поверхности бумаги как результат движения руки, держащей карандаш или ручку с пером, кисть или другое приспособление, которым красящее вещество наносится на бумагу. (показ выполнения штриха на доске)

    Точка — это еще одно выразительное средство графики. Точка  структурный элемент точечной техники. Множась по поверхности она образует графическое пятно. Форма точки зависит от инструмента, которым она наносится на плоскость.

     Точка в еще большей степени предоставляет возможность выражения пространства, но с непосредственно средовыми свойствами. Так же как и штрих, точка позволяет передавать тональное разнообразие графики, но обладает специфическими качествами фактуры.

5. Первичное закрепление.

— Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, и.т.д) ее возможности изображения и образного истолкования мира практически неограниченны.

-умение наблюдать- это великий дар художника. Каждому кто научится всматриваться, природа дарит несмертные сокровища  и радость восприятия красоты.

1.Анализ натуры. Деятельность обучающихся.

Показ слайдов 7-

Обратите внимание на ветку боярышника и букет сухоцветов.

-Какие линии вы находите?

— Какой характер они имеют? Как его выразить на бумаге?

2.Выполнение упражнений. Деятельность обучающихся.

-Выполните упражнение. На бумаге нарисовать 4 квадрата размером4/4. Используя, выразительные средства графики нарисовать элементы природы: ветки, листья, травы, дерево. Использовать в работе гелиевую ручку.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Выполнение творческой работы.

Техника «граттаж».

Граттаж является одной из нетрадиционных техник рисования. Суть этой интересной техники заключается в том, что рисунок процарапывается острым инструментом. Чаще всего граттаж применяли графики 20 столетия, иногда эту технику называют гратто-графией или техникой царапанья.

Граттаж выполняется острым предметом, это может быть перо, заостренная палочка или специальные резцы. Для выполнения техники нужно:

1.предварительно подготовить поверхность будущей картины. На картон наносят слой воска или парафина (в домашних условиях можно использовать обычную свечу.

2 наносят тушь или гуашевую краску в несколько слоев, поскольку она будет расплываться на восковой поверхности и ложиться неравномерно.

3. Каждый слой туши нужно тщательно просушивать. Легче всего наносить тушь на картон широкой кистью, ватным тампоном или губкой. Если вы будете наносить краску, то ее также следует наносить достаточно толстым слоем, используя сухую кисть.

4.Процарапывание острым предметом общей композиции.

5. Процарапывание главных элементов

6. проработка мелких деталей.

 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

-Что является основой искусства графика?

-Какие виды графики вы запомнили?

-Назовите средства выражения в графике?

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

1.Выставка работ студентов. Самоанализ их деятельности.

Использованные  литературные источники:

  •  Костерин Н. П. учебное рисование. С.10-11, 24-25.
  • Сокольникова Н. М. Основы рисунка. С. 46 – 58.
  • Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство с методикой преподавания. С.41 — 58.

4.Первичные средства композиции. Графика: точка, линия, пятно.

Первичные средства композиции применяются во всех пространственных искусствах. Они направлены на то, чтобы все внешние свойства создаваемого произведения отвечали художественному замыслу автора и эстетической задаче – гармонии. Главная особенность средств данной группы — обязательность их применения. Другая особенность первичных средств в том, что сами по себе, по своей природе они не материальны.  В свою очередь, первичные средства композиции можно разделить на две группы. Первая группа имеет отношение к графике, а вторая к форме объектов.

1. Графика а) точка — элемент графики, который чаще всего представляет акцент на плоскости. В зависимости от ее размеров относительно других элементов, расположения на листе, силуэта, плотности, яркости она может выступать композиционным центром, акцентировать на себе внимание, или растворяться в общей композиции. Если она резко отличается по своим свойствам от других элементов, то она будет фокусировать на себе внимание и являться композиционным центром. Если же она приближается по своим свойствам, то она будет частью целого, растворяясь в нем. Точка является двумерным средством и сама по себе статична. Но, не смотря на это, с помощью точек можно передавать объем и направление движения. б) линия — одно из основных изобразительных средств искусства. Линией пользуются в кратковременных набросках, эскизах, длительных рисунках, чертежах. Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и является двумерной. Но, не смотря на это, в линейном изображении также возможно решение пространственных задач. Линейное изображение может передавать объем предмета.  Характер графической формы линии зависит от техники исполнения. Линия может быть решительной, жесткой, смелой, порывистой, тонкой, изысканной, жесткой, угловатой, колючей, неуверенной, робкой. С помощью лини можно передавать характер. в) пятно – плоская фигура, имеющая внутреннее заполнение.

Пятна могут быть различны по:

— форме, тону, цвету

— способу образования:

Окружность чаще всего ассоциируются с женским началом: теплота, уют, чувственность, любовь, а также с беспрерывностью движения, вселенной, миром, солнцем, фиксирует на себе внимание.  Кроме того, окружности (или дуги) часто применяются для выражения идеи общности, целостности, стойкости, движения и безопасности.

Треугольник считаются выражением мужского начала: силы, агрессии и динамики. У направления треугольника тоже есть свой смысл. Треугольник, обращенный острием вниз, всегда ассоциировался с женственным началом. Треугольник с острием, направленным вверх связывался с огнем и с мужчиной, вызывая ощущение устойчивости и надежности. Хотя на дверях туалетов обычно рисуют все наоборот. Треугольник с произвольным наклоном указывает на движение, агрессию

Прямоугольник, квадрат ассоциируются с мощью, основательностью, покоем, вечностью, силой, стабильностью.  Прямоугольные формы могут вызывать у зрителя ощущение упорядоченности, логичности, иерархичности и безопасности. 

С местом расположения пятна (изображения, блока текста) на листе связывают субъективное ощущение времени. Так прошлое связывают с левой стороной, настоящее – с расположением по центру, а будущее –справа и несколько вверху.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Готовим дома
  • Завтраки
  • Простые рецепты
  • Рецепты

Лучшая пицца
Сеть пиццерий "BEST" ©2025 г контакты