Мишлен история компании: История Мишлен – История компании «Мишлен» (Michelin)
РазноеИстория компании Michelin
История компании Michelin началась еще в 1832 году. Отличительной особенностью компании Michelin всегда было желание способствовать не только техническому, но и социальному прогрессу.
Компания Michelin – это один из крупнейших производителей шин для автомобилей, техники и самолетов. Вот уже более 100 лет эта французская фирма завоевывает все новые вершины в области технологий и производства резины для самых разных транспортных средств. На сегодняшний день, Мишлен – это один из самых узнаваемых брендов во всем мире. Знакомая всем маркировка сама по себе выступает как знак качества.
Рост благосостояния компании привел к тому, что Michelin теперь владеет и другими известными марками: Kormoran, Taurus, B.F. Goodrich и Uniroyal. Производство шин налажено в 19 странах мира и насчитывает уже 69 заводов. Благодаря деятельности корпорации, рабочими местами обеспечено более 130 000 человек.
Начало истории компании Michelin идет еще с 1832 года. Тогда появилось предприятие «Барбьер Дюбре и Ко.», названное так в честь двух своих основателей. Поначалу, небольшая компания специализировалась на производстве каучуковых мячиков. Постепенно резиновые изделия все более плотно входили в жизнь людей и потребность в них росла. Владельцы «Барбьер Дюбре и Ко.» старались расширять ассортимент продукции: так, к 1963 году, предприятие выпускало всевозможные изделия из резины: шланги, ремни, сантехнические прокладки и даже сельскохозяйственное оборудование. Однако, к 1964 году, компания была на грани банкротства.
Исправить ситуацию смог внук одного из основателей предприятия – инженер Андре Мишлен. Вместе со своим младшим братом Эдуардом, он взялся за дело. В распоряжении молодых бизнесменов было 12 гектаров земли и 50 рабочих. Компанию переименовали в «Michelin & Co.». Братья приступили к активному строительству и расширению владений: для рабочих основали целые кварталы жилых домов. Расширялась деятельность фирмы, а вместе с тем росло и население города Клемон-Ферран, где был расположен «Michelin & Co.»
Поворотным моментом в истории компании стал рядовой случай. На завод приехал велосипедист, который пожаловался на проколотые шины и попросил подремонтировать их. Весь вечер рабочие пытались выполнить его просьбу, понадобилась целая ночь на просушку резины. Шины были отремонтированы, но проехать на ней удалось всего 100 метров, прежде чем она снова сдулась. Этот случай вдохновил предпринимателя, Эдуард Мишлен задумал создать идеальную шину для велосипеда, которая будет легко ремонтироваться. Компания переориентировала производство и пустила все силы на велосипедные шины. Братья в первый же год зарегистрировали несколько патентов на шины, которые можно отремонтировать за 15 мин.
К 1895 году предприятие начинает производство автомобильных шин. Это направление стало основным. Компания росла и развивалась. Основной упор делался на качество и внедрение новых разработок. В 1899 году был установлен рекорд по быстрой езде на автомобиле: «Jamais Contente» проехал со скоростью 100 км/ч, и на нем были шины от Мишлен.
Развитие компании было довольно стремительным, всего за несколько лет удалось открыть склады в других странах, приобрести несколько дочерних компаний и отстроить новые заводы. Фирма участвует уже не только в автомобильных, но и в авиационных гонках. Колеса Michelin теперь ставят на самолеты, грузовые автомобили. Авиация становится еще одним приоритетным направлением деятельность, в 1916 году компания отстроила первую в мире бетонную взлетно-посадочную полосу, с которой самолеты могли подниматься даже при сильных осадках.
К 1927 году, количество рабочих выросло до 10 тысяч человек. Компания Мишлен выпускает шины для поездов и самолетов. В последующие годы будет создана первая шина с встроенной камерой, затем шина низкого давления. Ведутся разработки в области повышения качества. Резина Michelin выпускалась без перерыва даже в годы войны.
Шины Michelin для самолетовВ 1952 году шины Michelin выпускаются с радиальной конструкцией корда. Это стало настоящим прорывом, особенно для грузовых, сельскохозяйственных машин и другой тяжелой транспортной техники. Пройдет 10 лет и на севере Клермон-Феррана откроется исследовательский центр Ладо (Ladoux), где будет изобретена первая ассиметричная шина для скоростных автомобилей. К 1977 году на счету компании уже несколько испытательных центров, а радиальные шины помогают автомобилю «Ferrari» выиграть чемпионат мира «Формула 1» в 1979 году.
С годами производственные площадки появляются уже в Азии. Резина Michelin пользуется популярностью во всем мире и используется на автомобилях, мотоциклах, самолетах, поездах. Компания поглощает несколько заводов и становится одним из лидеров мирового рынка.В 2004 году был открыт новый завод в России, в деревне Давыдово (Орехово-Зуевский район, Московская область).
Знаменитый «шинный человечек» в 2000 году был признан лучшим логотипом в мире. Это один из самых узнаваемых корпоративных символов. История его возникновения довольно запутана. Одни источники говорят о том, что такой образ пришел на ум Эдуарду Мишлен, когда он увидел груду шин, набросанных друг на друга.
Но есть и иная версия. Автором первых плакатов с изображением Бибендума был О’Галоп – художник-карикатурист, который создавал рекламные вывески для различных предприятий и заведений. Есть легенда, что в первоначальном виде Бибендум был изображен с кружкой пива, задумка предназначалась одному пивовару, но он отказался от эскиза. Плакат увидел Эдуард Мишлен. Немного изменив концепцию, он сделал Бибендума символом компании Мишлен.
Бибендум – символ компании MichelinПервый путеводитель «Michelin Red Guide» («Красный гид») был опубликован еще в далеком 1900 году. Он предназначался для путешественников. В него занесли информацию о важных местах: отели, закусочные, автомобильные стоянки, ремонтные мастерские и прочие точки сервиса и обслуживания. В 1908 году открылось «Информационное бюро для путешественников», которое стало первым в Париже, а через 2 года выпускается карта автодорог в масштабе 1/200.000.
Братья Мишлен активно учувствовали в становлении системы регулирования дорожного движения. Так, в 1912 году, они подали петицию с предложением пронумеровать все дороги во Франции и установить на них дорожные знаки. Эта идея воплотилась в жизнь в Великобритании, спустя 8 лет.
В 1926 году Мишлен публикует первый туристический путеводитель, со временем он стал называться «Green Guide» («Зеленый Путеводитель»). В нем была полная информация о туристических сервисах в северо-западном регионе Франции. «Красный гид» теперь специализируется на описании ресторанов и создает трехзвездочную систему их оценки.
На сегодняшний день, «Michelin Red Guide» — это один из самых авторитетных рейтингов в ресторанном бизнесе. Получить даже одну звезду в нем крайне сложно, а потерять ее можно в два счета. Независимые проверяющие посещают рестораны инкогнито и заключения их о сервисе и качестве кухни всегда предельно объективны.
Компания всегда стремилась разрабатывать новые модели шин с усовершенствованными характеристиками. Сегодня есть несколько популярных серий, выпускаемых для разных транспортных средств, которые воплощают в себе все лучшее, что удалось собрать за всю историю этого предприятия.
Линейка шин Michelin Energy – воплощение симбиоза инженерной мысли и осторожного обращения с природой. Эти «зеленые» шины экономят топливо за счет своего строения. Минимизируется вероятность загрязнения окружающей среды. При этом, эргономические и скоростные характеристики резины сохраняются.
Шина Michelin EnergyСерия Michelin Latitude была разработана специально для автомобилей с полным приводом: внедорожников, кроссоверов. Среди моделей можно найти подходящий вариант для любых погодных условий: мокрая дорога, снег, лед и т.д. Есть резина для спортивной езды, летнего и зимнего времени года и т.д.
Специально для спортивных автомобилей разработана линейка Michelin Pilot. Они отлично показывают себя при любых маневрах и на высоких скоростях. Есть варианты для лета и мягких зимних условий.
Шины класса «комфорт» представлены в серии Michelin Primacy. Для них характерны: равномерный износ, низкое сопротивление качанию, хорошая эргономика и существенная экономия топлива.
Среди новых и давно выпускаемых шин Michelin можно найти летние, зимние и всесезонные варианты резины. Стремление во всем достичь успеха до сих пор двигает компанию Michelin вперед. Руководители сменяют друг друга, но производство качественных шин для всех видов техники не прекращается. Отличительной особенностью компании Michelin всегда было желание способствовать не только техническому, но и социальному прогрессу.
- Компания Мишлен на сегодняшний день представлена в 170 странах мира;
- За всю историю компания произвела более 175 млн шин;
- В 18 станах есть 70 производственных площадок;
- Выпущено более 10 млн экземпляров дорожных карт и путеводителей.
Форма подбора шин
Специально, чтобы вам было легко выбрать подходящие шины для своего автомобиля, мы разработали удобнейшую форму подбора шин.
Загляните на главную страницу сайта: http://koleso-oz.ru/С помощью этой формы вы сможете подобрать модель, подходящую именно вашему автомобилю. Итак, теперь вам будет проще определиться, какую летнюю резину лучше выбрать.
Если вам нужна будет консультация,
или вы решите заказать шины с доставкой, звоните:
8 (926) 060-53-33
История компании «Мишлен» (Michelin). Часть 2 / Selfire — блог с историями
1900 год в истории компании знаменателен тем, что был опубликован первый путеводитель под названием «Красный гид Мишлен» («Michelin Red Guide»). Гид изначально представлял собой список различных мест, которые бы могли пригодиться путешественнику, например: отели, ремонтные мастерские, закусочные или платные автомобильные стоянки. Он распространялся бесплатно и имел весьма умеренный спрос. Однако его ждало большое будущее. В первых 35 тысячах копий путеводителя были напечатаны пророческие слова Андре Мишлена: «Этот гид рожден на рассвете нового столетия, и будет существовать так же долго, как само столетие».
С 1904 по 1906 происходит активное развитие компании. Появляются первые склады продукции в Российской империи — Москве и Варшаве. Завод Мишлен в Клермон-Ферран занимает уже почти 30 гектаров и на нем трудятся почти 4 тысячи человек. Выходит новая модель шин «Michelin Sole», оснащенная специальными металлическими штифтами. Это изобретение теперь повсеместно известно как «шипованная резина», обеспечивающая лучшее сцепление колес с дорожным покрытием.
В Лондоне основана дочерняя компания «Michelin Tyre Co. Ltd.». Мишлен строит свой первый завод за пределами Франции в Турине (Италия). В 1907 году компания Мишлен пересекает Атлантику и строит первый завод в США в Милтауне, штат Нью Джерси (завод был закрыт в 1931 году). В Клермон-Ферране строится еще один завод. В честь первой международной автомобильной выставки в Санкт-Петербурге организована гонка Москва-Санкт-Петербург. Победителем становится А. Дюре на автомобиле «Лорен-Дитрих», оснащенный шинами Мишлен. Средняя скорость победителя на маршруте достигает 70 км/ч. Кроме победителя соревнований, на шинах Мишлен стартовало еще несколько участников.
В 1908 году Мишлен объявляют о присуждении Гран-При победителю авиационных гонок. Это было сделано с целью развития авиации. Гонка заключалась в перелете из Парижа в Клермон-Ферран с приземлением на потухшем вулкане Пюи-де-Дом, который расположен примерно в 15 км от Клермон-Феррана. Этот подвиг три года спустя совершили два француза — Рено и Сенук (Renaux, Senouque).
В том же 1908 году фирма создает новый вид шины — «двойную» или «спаренную» («Twin»), что сыграет большую роль в развитии первых грузовых автомобилей. Андре Мишлен открывает первое «Информационное бюро для путешественников» в Париже, которое помогает спланировать туристам маршруты поездок.
Автомобильная выставка проходит в Москве, к ней приурочена гонка Санкт-Петербург-Москва. Победитель — Виктор Эмери на автомобиле Бенц, укомплектованного шинами Мишлен. Время прохождения дистанции — 8 часов 44 минуты.
В начале 1909 года шины Мишлен продавались во многих городах Российской империи, среди которых: Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Киев, Харьков, Рига и Варшава. В российском журнале «Автомобиль» появляется рубрика «Беседы Мишлен», просуществовавшая два года. В ней публиковалась полезная информация о шинах различных марок.
Первая дорожная карта Мишлен в масштабе 1/200.000 издана в 1910 году. Компания распространяет среди муниципалитетов 30 тысяч уличных указателей. Они называются «табличками-спасибо» («Plaques Merci»). Появление на улицах таких указателей стало началом развития правил уличного движения.
20 января 1911 года в Лондоне (по адресу «Fulham road», 81) свои двери открывает «Дом Мишлен» («Michelin House») — первая штаб-квартира компании в Великобритании. Само здание и внутренний интерьер был спроектирован архитектором Франсуа Эспинасси (François Espinasse). Оригинальное оформление имеет три больших витражных окна с изображениями Бибендума. Вообще все внутренне убранство дома выполнено в стиле рекламы Мишлен того времени. Весь декор сохранился до наших дней. На первом этаже представлены декоративные шины известных гоночных авто ушедшей эпохи. Возле стойки администратора, на полу, выложена мозаика с первой рекламой Бибендума.
В этом же году, в гонке Санкт-Петербург — Севастополь, шины Мишлен получают почетный Императорский приз. Успешное выступление в этих и последующих гонках, равно как и участие компании в автомобильных выставках того времени, привлекло внимание российских автомобилистов к марке Мишлен и резко повысило популярность её шин.
1912 год в истории компании ознаменовался очень важным событием. Братья Мишлен подают петицию, в которой предлагают пронумеровать все дороги во Франции и установить на них дорожные знаки. Восемь лет спустя, при поддержке Мишлен, эта идея будет осуществлена в Великобритании.
В конце 1912 года шины Мишлен можно было купить уже в 29 городах Российской империи, а в 1913 году количество городов достигло 33 и продолжало расти. При этом дилерская сеть Мишлен в России перед началом Первой мировой войны была одной из самых разветвленных. В ряде городов тогда работало по несколько дилеров: в Санкт-Петербурге — пять, в Москве — четыре, в Варшаве — три, в Баку и Одессе — по два.
В этот же период состоялся конкурсный отбор грузовых автомобилей для русской армии, получивший название «Пробег военных грузовиков»: Санкт-Петербург-Новгород-Тверь-Москва-Брянск-Орел-Тула-Сурпухов-Санкт-Петербург. Несколько авто были оснащены шинами Мишлен и машины успешно прошли испытание. Компания демонстрирует свою продукцию на автомобильном заводе в Одессе. На российский рынок продвигаются нескользящие шины Мишлен под марками «Semelle Ordinare» и «Semelle Elargie».
Компания изобретает сменное стальное колесо в 1913 году, которое стало прообразом запасного колеса. Продукция Мишлен экспонируется на 4-ом крупнейшем за всю историю дореволюционной России автомобильном салоне в Санкт-Петербурге. Стенд компании — один из самых представительных на выставке. В Москве открывается «Русское генеральное агентство шин Мишлен», которое просуществовало до 1915 года, и было закрыто из-за начавшейся годом ранее Первой мировой войны.
Менее чем через три недели после объявления Первой мировой войны в 1914 году, Мишлен предлагает французскому правительству свою помощь в постройке самолетов. Первые сто самолетов были переданы государству бесплатно, остальные продавались по обычной стоимости. В целом Мишлен произвел 1884 летательных аппарата на своем заводе в Клермон-Ферране. Шинный склад на время превращается в госпиталь, где размещалось почти 3000 раненых военных.
В 1914 году Русское генеральное агентство шин «Мишлен» начинает издавать собственный журнал «Шина», который стал первым в России специализированным рекламно-информационным изданием подобного рода (просуществовал всего год).
Связи компании с Россией не прервались и после Октябрьской революции. Продукция Мишлен продолжала поставляться в Россию и во время становления советской шинной промышленности. Прежнего уровня отношений за годы советской власти, конечно, достигнуть не удалось. В СССР существовала государственная монополия на внешнюю торговлю с другими странами, поэтому продукция Мишлен ввозилась в страну через соответствующие советские организации. Одной из наиболее популярных статей ввоза тогда были шины для тяжелых грузовиков и карьерных самосвалов.
В 1916 году компания занимается строительством взлетно-посадочной полосы для самолетов, которые смогли бы взлетать с нее даже при сильном дожде. Так была построена первая в мире бетонная взлетная полоса в районе Улнау (Aulnat) близ Клермон-Феррана.
«Информационное бюро для путешественников», созданное в 1919 году Мишлен, бесплатно предоставляло информацию о дорогах, расстояниях и сервисных станциях во всех странах. На фабрике в местечке Эстан (Estaing) строится испытательная трасса для проверки износостойкости шин. В 1921 году фирма открывает третий завод в городе Клермон-Ферран: «Cataroux». Впервые пассажирская шина низкого давления модели «Comfort» (паспортное давление в шине — 2,5 бар) прошла 15.000 километров в 1923 году.
Два года спустя Мишлен приобретают почти 9 гектаров земли в юго-восточном регионе Вьетнама близ деревни Даутиенг (Dautieng), а также 5,4 гектаров в Тянь-Лое (Thuan Loi) для создания на этих территориях собственных каучуковых плантаций (в 1975 они будут закрыты).
Плантация Даутиенг располагалась в 72 километрах от Сайгона и являлась самой крупной каучуковой плантацией во всем Вьетнаме. Во время Вьетнамской войны здесь проходили боевые действия, а соседние деревушки, в которых жили вьетнамские рабочие, использовались солдатами как временное пристанище. Разумеется, во время боевых операций плантация была значительно разрушена, но государство отказалось возмещать ущерб, принесенный Мишлен. Несмотря на некоторые трудности, компания продолжает развиваться и выпускать новые модели шин. Так, в производство была запущена очередная шина для грузовиков — «Comfort».
В 1926 году Мишлен публикует первый туристический путеводитель (будущий «Зеленый Путеводитель», «Green Guide») о северо-западном регионе Франции. Не забывает компания и о своем первом детище, «Красном гиде», который начинает специализироваться на описании ресторанов и создает трехзвездочную систему их оценки.
«Красный гид Мишлен» сегодня — это наиболее известный и влиятельный из ресторанных рейтингов. Новый обладатель одной звезды Мишлен сразу превращается в легенду. В то же время потеря звезды для известного игрока ресторанного рынка не только оборачивается личной трагедией для его шеф-повара, но и неизбежно ведет к заметному снижению доходов заведения. Разница в обороте заведения до и после публикации нового рейтинга может составлять миллионы евро.
В 1927 году на заводе в Клермон-Ферран работает уже 10 тысяч человек. Построена первая фабрика в Англии, в Сток-он-Тренте (графство Стаффордшир), и еще одно производство запускается в Италии, в Тренте. В 1928 году Эдуард Мишлен назначает своего сына Этьена (Etienne Michelin) совладельцем компании.
В 1929 году Мишлен создают фирменный железнодорожный вагон и первые шины для поездов, которые по сей день используются в метрополитенах Монреаля, Мехико, Сантьяго, Парижа, Лиона, Марселя, Лилля, Тулуза и Турина. В 1930 году Мишлен регистрируют патент на шину со встроенной камерой, предшественницу бескамерной шины.
В 1931 году компания открывает первый завод в немецком городе Карлсруэ (Karlsruhe). В это же время создан первый дорожный указатель, надпись на котором наносилась с помощью вулканической лавы. Данный метод был позже позаимствован Францией.
В 1932 году Мишлен представляет первую шину низкого давления «Super Confort» со сроком службы до 30 тысяч километров. Год спустя в Аргентине строится фабрика под названием «Bella Vista» (закрыта в 1953 году).
Вместо Этьена управляющим партнёром по бизнесу становится его брат Пьер Мишлен (Pierre Michelin). В 1934 году на шинах модели «Stop» появились специальные полоски, рассчитанные на защиту колес от заносов на мокрой дороге. Построены заводы в Испании (Lasarte) и Чехословакии (Zabehlice, закрыт в 1945 году).
1932 год также отмечен семейной трагедией Мишлен. 27 августа в возрасте 34 лет в авиакатастрофе погибает сын Эдуарда, Этьен Мишлен. Это событие было освещено в виде небольшой заметки в британском журнале «Flight» (самый старый в мире издающийся журнал авиационной тематики, существует с 1909 года).
В 1935 году компания «Citroën» за долги отходит к своему крупнейшему кредитору — Мишлен. Президентом компании назначается Пьер Мишлен, а вице-президентом — Пьер Буланже (Pierre Boulanger). Под знаком «Citroën» Мишлен начинают разрабатывать проект малолитражного автомобиля, в результате чего появляется «Citroën 2CV».
В 1937 году в Бельгии строится завод Мишлен (Zuen, закрыт в 1986 году). Первая широкая дорожная шина модели «Пилот» («Pilot») значительно улучшает маневрирование автомобиля на высокой скорости. Грузовая шина «Metalic» имела стальной корд и отличалась стойкостью к перегреву и высоким нагрузкам.
29 декабря того же года происходит еще одна трагедия в семье Мишлен. Второй сын Эдуарда Мишлена, Пьер (также как и его брат Этьен — в возрасте 34 лет), погибает в автокатастрофе под Монтаржи (Montargis). В связи со смертью обоих сыновей, Эдуард Мишлен, для которого, это, несомненно, было невосполнимой утратой, вынужден передать бразды правления компанией своему зятю. Таким образом, в 1938 году во главе фирмы встает Роберт Пуазо (Robert Puiseux). Пьер Буланже возглавляет «Citroën». С этого момента и вплоть до 1955 года фирмой будут управлять сторонние лица.
В 1940 году Мишлен меняет свое название на «Michelin Rubber Manufacturing». В 1945 году разбомбленный завод «Cataroux» в Клермон-Ферране вновь отстроен и переоборудован в соответствии с современными технологиями. Интенсивные исследования в области шин продолжаются: разработана радиальная конструкция корда. 4 июня 1946 года Мишлен регистрирует патент на радиальную шину.
В 1948 году автомобиль «Citroën 2CV» впервые представлен на парижском автосалоне. Год спустя радиальная шина, запатентованная Мишлен, выводится на рынок под названием «Michelin X». В 1951 году созданы компании «Генеральная управляющая компания Мишлен» («Generale des Etablissements Michelin»), а также «Французская мануфактура Мишлен» («Manufacture Francaise des Pneumatiques Michelin») по производству пневматики. Эмиль Дурин (Emile Durin) присоединяется к Роберту Пуазо как партнер мануфактуры Мишлен.
Поезда парижского метро впервые «обувают» в фирменные шины. Итальянская автомобилестроительная компания «Lancia» заказывает у Мишлен шины «Michelin X» для стандартной комплектации своих авто. На гонках «24 часа Ле-Ман» автомобили «Lancia B20» на радиальных шинах «Michelin X» и «Renault 4CV» на шинах Мишлен с поперечной конструкцией слоев занимают первые места в своих категориях.
В 1952 году Мишлен применяет радиальную конструкцию корда на грузовых шинах. В 1955 году в фирму приходит сын погибшего Этьена Мишлена, Франсуа (François Michelin) и становится владельцем компании вместе с Робертом Пуазо. Большинство шинных предприятий в Европе начинают применять в производстве технологию радиальной конструкции корда. В 1959 году Мишлен выпускают первую радиальную шину для транспортно-землеройных машин. В 1964 году «Французская мануфактура Мишлен» поглощает фирму «Pneu Laurent».
На севере Клермон-Феррана в 1965 году открывается исследовательский центр Ладо (Ladoux). Изобретена первая ассиметричная шина для скоростных автомобилей — «Michelin XAS». В 1966 году в компании Мишлен по всему миру работают 81 тысяча человек, в том числе 37 тысяч — во Франции. Франсуа Мишлен назначает управляющим партнером своего двоюродного брата Франсуа Ролье (Francois Rollier).
В 1967 году на смену шинам «Michelin X» приходит улучшенная модель «Michelin ZX». Год спустя выпущен первый «Зеленый Путеводитель» («Green Guide») по Нью-Йорку для Северной Америки. Компания по производству велосипедных шин «Wolber» становится филиалом Мишлен в 1972 году. Два года спустя Мишлен продает часть акций компании «Citroën» группе «Peugeot». В 1975 году модель шин «Michelin ZX» заменены на более современные «TRX» и «XZX».
В Лоуренсе (Laurens), Северная Каролина (США), и Алмерии (Almería , Испания) в 1977 году открыты испытательные центры. В 1978 году Роберт Пуазо награждается медалью «Elmer A. Sperry» за заслуги в развитии сферы уличного движения и производства шин. Радиальные шины Мишлен помогают автомобилю «Ferrari» выиграть чемпионат мира в культовых гонках «Формула 1» в 1979 году.
В 1981 году выходит модель «Michelin Air X» — первая радиальная шина для самолетов. Мишлен становится собственником контрольного пакета акций компании «Kleber — Colombes» (Франция). Компания открывает новый завод в Колумбии, Южная Каролина (США). В Бразилии строятся две фабрики — Кампу-Гранди (Campo Grande) и Резенди (Рио-де-Жанейро). Мишлен открывают каучуковые плантации площадью 9,12 гектар в штате Мато-Гроссо (Mato-Grosso) и покупает дополнительные плантации в штате Байя (Bahia).
В 1982 году в канадском городе Ватервилль (Waterville) построен новый завод Мишлен. Пару лет спустя Мишлен создает первую радиальную шину для мотоциклов, которая будет выведена на рынок в 1987 году.
В 1986 году Франсуа Мишлен назначает Рене Зинграффа (Rene Zingraff) управляющим партнером. Компания производит 40% всех шин от общего процента в Северной Америке.
В августе 1987 года в «Michelin House» был открыт ресторан и бар — «Bibendum Restaurant & Oyster Bar», а также офисы издательства «Octopus Publishing» и магазин «The Conran Shop».
В 1988 году Мишлен строит производственные площадки в Азии: Тайланде и Японии. В течение следующего года компания разрабатывает компьютеризованную систему, которая позволяет путешественникам создавать дорожные карты с подробными инструкциями. Эта система доступна на французской компьютерной информационной системе «Минитель» (до появления интернета она оставалась самым популярным в стране телекоммуникационным средством).
История компании «Мишлен» (Michelin). Часть 1
История компании «Мишлен» (Michelin). Часть 2
История компании «Мишлен» (Michelin). Часть 3
Автомобильные истории: «Мишлен»
4 апреля 1931 года скончался Андре Мишлен, французский инженер и промышленник, учредивший вместе с братом Эдуардом компанию по производству автомобильных покрышек Michelin. Фирма известна многим еще и по выпуску ресторанного гида. Как возник этот неожиданный симбиоз, разбиралась автор diletant.media Марина Максимова.
Братья Мишлен не имели никакого отношения ни к ресторанам, ни к автомобильной промышленности. Именно так начинается эта необычная история. Старший Андре хоть и был инженером по первому образованию, но занимался внедрением металлических крепежей в различные конструкции. Младший — Эдуард был художником. Все стало меняться, когда дедушка оставил им в наследство фирму, выпускающую разные детали: тормозные колодки, клапаны, трубы, ремни. Предприятие было убыточным. 28 марта 1889 года братьям пришлось встать у руля компании с новым названием Michelin & К, чтобы спасти семейный бизнес.
Братья Мишлен
При ближайшем рассмотрении выяснилось, что один вид товара расходится очень хорошо — тормозные колодки. Вместо железа и чугуна на рабочих поверхностях Андре предложил использовать каучук. Инновацию оценили: при торможении новые колодки не издавали скрежета и поэтому были запатентованы Michelin & К под названием The Silent — «Тихие». Это был первый большой успех. А в 1891 году велосипедист Шарль Террон, использовавший съёмные пневматические шины Michelin, одержал победу в марафоне Париж — Бордо — Париж.
Основатели Michelin не имели отношения к автопромышленности
Здесь стоит отметить, что раньше велосипедные шины приклеивали к ободу, Андре Мишлен сделал их съемными. Новинка была так практична, что вскоре большинство владельцев велосипедов стали предпочитать шины Michelin. С этого момента слово «убыточный» к бизнесу братьев не относилось. Вскоре фабрика в Клермон-Ферране полностью изменила ассортимент продукции, предлагая теперь надувные шины для любого средства передвижения: от автомобиля до детской коляски.
Даже не автомобилисты знают символ компании Michelin — это человечек из автомобильных покрышек.
Бибендум символизирует гладкую дорогу и комфортную езду
Знаменитый Бибендум появился у компании не сразу. Эдуард Мишлен как-то увидел, как на одной из выставок декорировали рекламный стенд — там были стопками сложены покрышки. Он решил, что, если к этой груде «добавить» руки и ноги, то получится человечек.
В Michelin первыми придумали съемные шины для велосипеда
Однако воплотил идею в жизнь через 4 года не он, а художник-карикатурист Мариус Россиллон. Он показал Андре свой рекламный набросок, на котором была изображена полная, пузатая фигура короля пивоварения Гамбринуса. Он держал огромную кружку пива и произносил слова древнеримского поэта Горация на латинском языке: «Nunc est bibendum» («Пить — так сейчас!»). Эта картинка должна была стать рекламой Мюнхенского пивоваренного завода, но клиент отказался от нее. Андре сразу согласился заменить фигуру персонажем из шин. Вместо кружки с пивом ему дорисовали кубок с гвоздями, которые он легко проглатывал, ни разу не «проколовшись».
Изначальный вариант Бибендума
Первый официальный рекламный постер был изготовлен в 1898 году. Но в дальнейшем от бокала и фразы пришлось отказаться, поскольку они намекали на алкоголь, а за рулем пить нельзя.
Между тем, российские автомобилисты знакомы с маркой Michelin уже давно. В 1898 году в Санкт-Петербурге вышла первая отечественная книга, посвященная автомобилям: «Самодвижущиеся экипажи с паровыми, бензиновыми и электрическими двигателями». Издателем стал Н. Песоцкий. Компании Michelin там были посвящены целые две главы.
До 2006 года компания Michelin, так же как и Bridgestone, была поставщиком шин для Формулы-1. Она выиграла более 100 Гран-при и семь чемпионатов мира с самыми крупными марками автомобилей. Однако после громкого скандала летом 2005 года, когда во время Гран-при США из соображений безопасности были сняты с гонок все болиды с шинами Michelin — а это 14 машин, — компания демонстративно покинула Королевские гонки.
Michelin ушла из Формулы-1 после громкого скандала
Знаменита компания Michelin еще и двумя гидами: красным и зеленым. Первый рекомендует хорошие рестораны, второй рассчитан на путешественников. Но это уже другая история.
Michelin — Википедия
Michelin (по-русски Мишле́н) (Euronext: ML) — французская компания, производитель шин, один из лидеров в своей отрасли. Полное наименование — Compagnie Générale des Établissements Michelin. Штаб-квартира — в Клермон-Ферране. По организационно-правовой форме является акционерной коммандитой.
История
Основана в 1889 году. Первоначально компания производила шины для велосипедов, позже выйдя на рынок автошин (в 1891 году компанией был получен патент на производство съёмных пневматических шин). В 1907 году открылось первое предприятие Michelin за пределами Франции — в Турине.
Экипаж с рекламой компании «Michelin». США, Техас, 1911 годС 1934 года по 1976 год Michelin владела автомобильным производителем Citroën. В 1988 году компания поглотила американского производителя шин B.F. Goodrich Company, всего за всю историю компании она приобрела в общей сложности около десяти шинных компаний разной величины. Michelin является автором многих инноваций в шинной индустрии, таких, например, как изобретение радиальных шин в 1946 году. Также одним из наиболее важных моментов было появление на рынке в 1992 году так называемых «зеленых шин» Energy, имеющих низкий коэффициент сопротивления качению, что позволяет экономить топливо.
C 1999 года по май 2006 года компанию возглавлял Эдуард Мишлен; 26 мая 2006 года он утонул в ходе рыбалки на яхте у западного побережья Франции (Бретань). После этого во главе компании стал Мишель Ролье, не являющийся членом семьи Мишлен.
Собственники и руководство
Акционеры компании: институциональные инвесторы — 51,8 % акций, паевые фонды — 28,95 %, менеджмент — 2,1 %. Капитализация на середину ноября 2007 года — 12,46 млрд евро.[2]
Деятельность
Компания выпускает широкий спектр шинной продукции для автомобильной, сельскохозяйственной техники, велосипедов и мотоциклов, а также самолётов. Также компания знаменита своими картами и путеводителями ViaMichelin. Компании принадлежит 69 заводов в 19 странах.
Общая численность персонала — около 130 тыс. человек. Объём производства шин в 2006 году составил 190 млн шин.
В 2014 году чистая прибыль Michelin составила 1031 млн евро (в 2013 году — 1127 млн евро) при выручке 19,553 млрд евро[1].
Спорт
Шины Michelin широко используются в авто- и мотоспорте. Большой удар по репутации компании был нанесён в результате шинного скандала на этапе Формулы-1 Гран-при США 2005 года. 2006 год, несмотря на чемпионский титул Фернандо Алонсо (выступавшего на шинах Michelin), стал последним для французских шинников. С 2007 года в Формуле-1 вновь монополия Bridgestone, а с 2011 года — Pirelli. В 2016 году шины Michelin используются в следующих чемпионатах:
Разработки, патенты и технологии Мишлен
Компания Мишлен выпускает различные виды шин для легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и прочей колесной техники. В производстве автомобильных шин компания использует ряд запатентованных технологий, которые качественно отличают их продукцию от конкурентов.
- BAZ Technology™. Michelin использует особую конструкцию протектора, которая подразумевает встроенные нейлоновые нити, свернутые особым образом. Эти нити расположены в районе протектора над металлическим кордом. такая конструкция помогает противостоять центростремительному ускорению и как следствие — избежать перекашиванию шины на высоких скоростях.
- EverGrip™ Technology. Эта технология запатентована компанией и позволяет комбинировать дизайн протектора с целью повышения уровня безопасности шин. Шины, построенные на основании этой технологии, не просто изнашиваются, а особым образом меняют структуру протектора в силу высокой тяги, что делает езду более безопасной на заснеженных и мокрых дорогах.
- Zero Pressure Technology™ предусматривает особую конструкцию шин с усиленной боковой стенкой. Такая конструкция позволяет продолжать поддерживать вес транспортного средства даже в случае потери давления воздуха. Технология позволяет продолжать движение со скоростью 50-55 миль в час в течение некоторого времени для последующей комфортной замены колеса[3].
Michelin в России
Официальная деятельность в России началась в 1907 году и была прекращена после революции 1917 года. Возобновление деятельности в стране произошло только в 1992 году.
С июля 2004 года у «Мишлен» работает завод по производству шин в посёлке Давыдово Орехово-Зуевского района Московской области. Численность персонала завода — около 1000 человек; объём выпуска — около 5 тыс. шин в день. Выпускаются автомобильные шины под марками Michelin, BF Goodrich. Гаммы — летние экономкласса Energy (так называемые «зелёные» шины, экономящие топливо) и зимние шипованные и нешипованные. Диаметры — от 13 до 16 дюймов. Продукция российского завода поставляется на конвейеры компаний «Форд», «Тойота», «Пежо» в России. Также на заводе имеется единственный в компании цех шипования, в котором шипуются все производимые «Мишлен» в Европе шипованные шины. С апреля 2011 года на заводе функционирует цех по восстановлению грузовых шин.
Помимо завода, в России действует коммерческое агентство, которое было впервые основано в 1913 году, и возрождено в 1997 году.
Путеводители Мишлен
Компания известна не только как производитель шин, но и как издатель одного из наиболее авторитетных рейтингов ресторанов Европы, так называемого «Красного гида» (фр. Michelin, Le Guide Rouge). Также известен и «Зелёный гид» — туристический путеводитель. Красный гид начал издаваться с 1900 года, зелёный впервые вышел в 1968 году. В настоящий момент издаются красные гиды для большинства европейских стран и некоторых городов США. Выпуск зелёных гидов на русском языке осуществляется издательством ABBYY Press ([1]).
Старые плакаты с БибендумомБибендум
Символ компании — надувной человечек Бибендум (Bibendum), нарисованный французским художником Мариусом О’Галопом (настоящая фамилия — Русийон, фр. Marius Rousillon) в 1898 году. На рекламном эскизе, от которого отказался пивовар из Мюнхена, грузный силуэт заполнял большую часть композиции. Он окружен пьянчужками, сотрясающими пустыми кружками с криками: «Nunc est bibendum!» («Если пить, так сейчас!», ода эпикурейца Горация). Внешне Бибендум как бы составлен из стопки шин разных диаметров, к которым приделаны руки.
Примечания
Ссылки
История компании «Мишлен» (Michelin). Часть 3 / Selfire — блог с историями
После приобретения компании «Uniroyal Goodrich Tire» (США) в 1990 году, Мишлен достигли необходимых размеров для стабильного развития в Северной Америке. В 1991 году Франсуа Ролье уходит в отставку, а Франсуа Мишлен назначает своего сына, 28-летнего Эдуарда Мишлена, управляющим партнером. В 1993 году Мишлен изобретают новую производственную технологию — «C3M». Она позволяет экономить электроэнергию, лучше автоматизирует процессы производства и т. п. Пробное тестирование технологии «C3M» проводится на заводе в Клермон-Ферране.
В 1994 году мир увидел шины «Michelin Energy» — первые шины, одним из главных качеств которых стала улучшенная топливная экономичность. После почти 80-летнего перерыва, в Москве вновь открывается представительство компании Мишлен. Польская шинная компания «Stomil — Olsztyn» стала частью группы Мишлен в 1995 году. На Филиппинах, в Маниле, открывается новый завод. Впервые на космическом шаттле используются шины Мишлен.
В 1996 году венгерская компания «Taurus» поглощена Мишлен. Первый завод Мишлен построен в Китае. Две новых производственных площадки, использующих технологию производства «C3M», открыты в США и Швеции. Мишлен разрабатывает революционную идею (ставшую в последствие основой системы «PAX» в 1998 году) — укрепленную шину, которая позволяет автомобилю при потере давления внутри продолжать движение. Компания запускает на рынок первую цветную шину для автомобилей.
В 1997 году Мишлен покупает контрольный пакет акций компании «Kronprinz G.A.» (Германия). Через год колумбийская компания «Icollantas» поглощена Мишлен. Бибендум празднует столетний юбилей. Мишлен учреждает ежегодное событие «Michelin Challenge Bibendum», посвящённое демонстрации гибридных автомобилей. Первая такая программа прошла в Клермон-Ферране, а в 2011 году — в Берлине, Германия. В 1999 году Мишлен выпускает шины «Delta Radial» для скоростных и мощных мотоциклов.
Лучшим логотипом в мире профессиональным жюри признан Бибендум — это произошло в 2000 году. В это же время Мишлен заявляет о своем участии в «Формуле 1» и одерживает в дальнейшем четыре победы.
В 2001 году Мишлен разрабатывает новую технологию для авиации, делая возможным возобновление полетов «Конкорда» (технологию радиальной конструкции шин «NZG»). Компания становится лидером по производству шин в Китае и Румынии а также запускает серию навигационных систем и сервисов под маркой «ViaMichelin».
2002 год. Мишлен продолжает развивать производство в Алжире и начинает строительство нового завода в Давыдово (Орехово-Зуевский район, Московская область, Россия), который будет открыт в 2004 году. На российском рынке и в странах СНГ Мишлен реализует легковые, грузовые, крупногабаритные, авиационные и сельскохозяйственные шины. В 2005 году завод Мишлен в Давыдово произвел миллионную шину по счету.
В сентябре 2006 года на пост директора компании приходит Мишель Ролье (Michel Rollier) в связи со смертью предыдущего владельца — Эдуарда Мишелина.
В 2007 году компания Мишлен празднует столетие своей деятельности в России. В крупнейших городах организованы праздничные мероприятия, посвященные началу учебного года под девизом «Жизнь ребенка — бесценна!». Создание «Фонда Мишлен Давыдово», предназначенного для финансовой поддержки социально значимых проектов в сельском поселении Давыдово.
В рамках своей деятельности Фонд поддерживает проекты, направленные на улучшение условий жизни, социальной инфраструктуры и экологической ситуации в Давыдово. Среди реализованных проектов «Фонда Мишлен Давыдово»: установка детских спортивно-игровых комплексов в сельском поселении, помощь Давыдовской районной больнице, помощь Спортклубу «Атлант» для лиц с ограниченными возможностями Орехово-Зуевского муниципального района, установка учебного оборудования в школах Давыдово и многое другое.
В 2009 году в России проходит презентация летней шины «Michelin Energy Saver», а также шипованной шины нового поколения «Michelin X-Ice North 2». Начало продаж Гидов Мишлен в России. Выпуск первого «Зеленого Гида» на русском языке. Русский язык стал десятым языком, на котором выходят гиды Мишлен. Образование Восточно-Европейской географической зоны Группы Мишлен. В этом же году во Франции выходит сотое издание «Гида Мишлен».
В 2010 году состоялось открытие коммерческого агентства Мишлен в Украине. На рынке шин презентованы модели «Michelin Pilot Sport 3», а также «Michelin Pilot Super Sport» для автомобилей класса «супер спорт». Последняя из указанных моделей будут устанавливаться на новую и самую мощную на сегодняшний день модель «Ferrari F12 Berlinetta».
2011 год. Презентация в России новой шипованной зимней шины для вседорожников «Michelin Latitude X-Ice North 2». Открытие цеха по восстановлению грузовых шин Мишлен в Давыдово. Дому Мишлен в Лондоне исполняется 100 лет, к чему приурочены праздничные мероприятия.
В 2012 году новые шины Мишлен «Pilot Sport» и «Pilot Alpin WRC» помогли Себастьяну Лёбу и Даниэлю Элена («Citroen DS3 WRC») одержать шестую победу на ралли Монте-Карло в своей карьере. Последние модели были разработаны специально для этой гонки — дорожные условия в предгорьях Ардеши Веркор дали Мишлен возможность продемонстрировать потенциал шин по таким параметрам как сцепление, управляемость, долговечность и безопасность.
В 2012 году компания Мишлен была признана «Шинным производителем года» по решению жюри международной премии в области шинных технологий за инновации и технологическое совершенство («Tire Technology International Awards for Innovation & Excellence 2012») в составе 21 всемирно-известного эксперта. Компания Мишлен уже во второй раз получает данную награду: в 2010 году компания уже имела честь стать «Компанией Года». Церемония награждения прошла в середине февраля в выставочном центре «Tire Technology Expo» в Кёльне, Германия.
Мишлен в наши дни
Группа Мишлен сегодня представлена более чем в 170 странах мира. Компания имеет 70 производственных площадок, расположенных в 18 странах мира на пяти континентах. Произведено более 175 миллионов шин, более 10 миллионов дорожных карт и путеводителей.
Преследуя цель способствовать прогрессу передвижения товаров и людей, группа Мишлен разрабатывает, производит и продает шины для всех видов техники — самолетов, легковых и грузовых автомобилей, велосипедов, крупногабаритной и сельскохозяйственной техники, мотоциклов, космических челноков. Кроме этого, Мишлен продолжает издавать туристические гиды, гиды по отелям и ресторанам, дорожные карты и атласы и предлагает цифровые продукты и услуги, повышающие мобильность.
Для каждого включенного в путеводитель города, Мишлен поставляет богатую справочную информацию, включая почтовые и телефонные коды, высоту над уровнем моря, количество жителей, количество мест в гостиницах, информацию о туристическом офисе, привлекательности горнолыжных склонов и гольф-полей, особенности экспозиций местных музеев, древность и историю замков и т.д.
Средний путеводитель включает до 150 городских карт, на которых обозначены отели и рестораны, главные туристические достопримечательности и архитектурные памятники. Особо представлена информация о расстояниях между городами. Отдельное внимание уделяется описанию наиболее интересных событий.
Все научные исследования и разработки производятся в Технологических Центрах Мишлен в Европе, Северной Америке и Азии.
Компании Мишлен принадлежат такие важные технологические открытия, как первая радиальная шина (1946), первая энергоэффективная шина с применением силики (1992), первая шина с системой подвески и тормозным диском «Michelin Active Wheel» (2008) и многие другие.
Выиграв более 100 Гран-при и семь чемпионатов мира с самыми крупными марками автомобилей (Ferrari, Brabham, Mac Laren, Renault и др.), Michelin покинул «Формулу 1» в 2006 году вследствие разногласия с Международной организацией автомобильного спорта (FIA). Последняя хотела сохранить только одного поставщика шин для всех команд-участниц. По той же причине фирма покинула и чемпионат «MotoGP». Сегодня она посвящает себя главным образом марафонным автомобильным гонкам («24 часа Ле Ман») и мотогонкам («Боль д’Ор»).
Со дня основания цель компании Мишлен — способствовать прогрессу передвижения, а в более широком смысле — социальному прогрессу. И компания Мишлен стремится выполнить эту задачу, полностью принимая на себя ответственность за все аспекты своей деятельности.
Галерея ретро-изображений Мишлен (рекламы, путеводители, дорожные карты и прочее).
Видео об истории бренда разных лет:
История компании «Мишлен» (Michelin). Часть 1
История компании «Мишлен» (Michelin). Часть 2
История компании «Мишлен» (Michelin). Часть 3
Мишлен, Франсуа — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мишлен.Франсуа́ Мишле́н (фр. François Michelin; 15 июня 1926, Клермон-Ферран, департамент Пюи-де-Дом, Франция — 29 апреля 2015, там же[3]) — владелец и управляющий компании Michelin — крупнейшего мирового производителя шин. Внук основателя компании Эдуара Мишлена (старшего) (1859—1940), сын Этьена Мишлена (1898—1932), отец Эдуара Мишлена (младшего) (1963—2006).
Франсуа лишился матери в 10 лет. Через четыре года после этого умер также его отец, после чего сирота воспитывался у тётки в Савойе, а семейной компанией управлял дядя Франсуа Робер Пюизё[3].
В 1951 году Франсуа Мишлен начал работать в семейном бизнесе. Однако первые четыре года он работал инкогнито, под чужим именем — начав с простого рабочего, торгового представителя и начальника цеха[4][5]. Это позволило ему понять особенности технологии производства шин и работу предприятия гораздо лучше, чем это можно было бы сделать иным способом. В 1955 стал соуправляющим компании (совместно с Робером Пюизё)[4]. В возрасте 29 лет[5], получив математическое образование[3], Франсуа Мишлен стал единоличным управляющим компанией и остался в этом качестве вплоть до 1991 года, когда его сын Эдуар стал соуправляющим. Франсуа Мишлен называл себя в компании «главным после Бога»[3]. Окончательно покинул управление в 2002 году, проработав, таким образом, в фирме в течение 51 года[4].
За время руководства компанией Франсуа Мишлену удалось поднять фирму с № 10 в мировой классификации до № 1. Заводы Michеlin при Франсуа Мишлене строились на всех континентах, на момент его ухода в компании работало 110 тысяч человек, у неё было 70 заводов в 18 странах, годовое производство составляло 176 миллионов шин[5]. Благодаря покупке американского производителя шин BF Goodrich удаётся также увеличить поставки шин на крупнейший в мире американский рынок, доведя свою долю с 10 % до 25 %[3]. Компания Michelin при нём выпускала шины для всех видов транспорта: легковых автомобилей, грузовиков, сельскохозяйственной техники, поездов метро; на американских космических челноках стоят шины группы Michelin[6].
В начале карьеры Франсуа Мишлена крупнейшие на тот момент производители шин не желали производить в три раза более долговечные радиальные шины, изобретённые Мириусом Миньолем, полагая, что чем чаще потребители вынуждены покупать новые шины, тем лучше для бизнеса. Однако Франсуа Мишлен не считал, что тактическая цель важнее стратегической — он запустил производство новинки на своём заводе, что помогло компании вырваться в лидеры[3].
К 1980-м годам компания переживала сложные времена — мировой нефтяной кризис сократил автомобильные перевозки, потребление шин также упало. Количество занятых в компании за 20 лет сократилось с 30 до 15 тысяч человек. В 1982 году Michelin была вынуждена из семейной компании превратиться в открытое акционерное общество, но это также позволило ей подняться выше в мировой табели о рангах[3].
В 2002 году Франсуа покинул пост президента компании, передав дела своему сыну Эдуару, но тот погиб в 2006 году, утонув на рыбалке[5][3].
Франсуа Мишлен называл себя «грязным капиталистом»[4] — он выступал против сокращения рабочей недели до 35 часов и других послаблений профсоюзам. Он считал себя христианином, либералом и сторонником свободы предпринимательства[3]. Он обвинял правительство в том, что ему приходится из-за высоких налогов открывать производства в других странах, вместо того чтобы поставлять на мировой рынок шины, изготовленные во Франции[6].
После своей отставки поселился в скромном доме престарелых, управляемом католической церковью[6]. Скончался 29 апреля 2015 года в возрасте 88 лет в своём родном Клермон-Ферране[4].
Красный гид «Мишлен» — Википедия
Красный гид Мишле́н (фр. Michelin, Le Guide Rouge), иногда также упоминаемый как «Красный путеводитель» — наиболее известный и влиятельный из ресторанных рейтингов на данный момент. Гид выпускается с 1900 года.
Первый гид был выпущен в 1900 году Андре Мишленом, одним из основателей компании «Мишлен». Гид изначально представлял собой список различных мест, которые бы могли пригодиться путешественнику, например: отели, ремонтные мастерские, закусочные или платные автомобильные стоянки. Он распространялся бесплатно и имел весьма умеренный спрос. В 1920 году гид стали продавать за умеренную плату, также в него одновременно добавили рейтинг ресторанов, согласно их ценам. Таким образом, рестораны с высокими ценами помечались одной звездой, слегка напоминавшей цветок.
В 1926 году политика рейтинга кардинально поменялась, и с тех пор звёздочка рядом с именем ресторана стала означать отменную кухню. В начале 1930-х годов было добавлено ещё две звезды. Более система не изменялась и буквально расшифровывается следующим образом:
Гид выпускается для следующих стран Европы: Франция, Австрия, Бенилюкс (одним гидом), Италия, Германия, Испания и Португалия (одним гидом), Швейцария, Великобритания и Ирландия (одним гидом). Также существуют отдельные гиды по Нью-Йорку[1], Лос-Анджелесу, Лас-Вегасу, Чикаго, Сан-Франциско[2], Токио, Киото и Осака (одним гидом), Гонконгу и Макао (одним гидом), Парижу (в нем, впрочем, указаны те же рестораны, что и во французском гиде), Лондону и главным городам Европы (Main Cities of Europe).
Гид по Токио[3], который начал выпускаться с 2008 года, сразу же поставил столицу Японии на первое место среди «городов-гурманов» по версии Мишлен. Токио отнял это звание у Парижа, опередив последний по количеству суммарных звёзд на 93 (191 против 98)[4].
Первым рестораном, получившим три звезды в Великобритании, был «Gordon Ramsay» в Лондоне[5], владельцем и шефом которого является Гордон Рамзи, шотландец по происхождению.
Первым рестораном, получившим звезду Мишлен в бывшем советском блоке, стал пражский «Allegro Prague»[6]. В 2007 году упоминания в Красном гиде Мишлен был удостоен также пражский ресторан «La Veranda»[7], созданный ресторатором из Одессы Юрием Колесником и его партнером Савелием Либкиным.
Критерии присуждения рейтинга составляют коммерческую тайну компании «Мишлен» и не являются достоянием общественности, однако известен главный критерий — кухня. С точки зрения гида, атмосфера, обслуживание, интерьер и ценовая ниша[8] — всё это вторично по отношению к подаваемым блюдам. В гиде не рассматриваются «модные» заведения и рестораны без авторской кухни (то есть без шеф-повара).
Известно, что зачастую звёзды присуждаются шефам, а не ресторанам, таким образом, шеф может уйти и «прихватить» свою звезду в другой ресторан.
В 2003 году вышла книга «L’inspecteur se met à table» Реми Паскаля, проработавшего долгие годы инспектором «Мишлен», в которой он приоткрыл завесу тайны и рассказал, каким образом, например, присуждаются звёзды, и каким образом они отнимаются[9]. Реми признался, что советовал бы гурманам есть в ресторанах с одной или двумя звёздами, а не в трёхзвёздных, так как «истинный талант раскрывается в борьбе»[9]. Книга вызвала негодование со стороны компании, и Паскаль был немедленно уволен.
Один лишь факт упоминания ресторана в Красном гиде, даже без присуждения звезды, является признанием мастерства шефа и может послужить мощным толчком к коммерческому успеху. При этом рестораны не имеют права указывать или как-то упоминать количество присуждённых им звёзд Мишлен. Политика компании состоит в том, что клиент может узнать о количестве звёзд только из самого гида; в случае пренебрежения этим правилом компания оставляет за собой право исключить ресторан из рейтинга.
Имея положительные стороны, рейтинг имеет и отрицательные. Очевидными являются проблемы ресторанов, у которых отняли звезду (рейтинг не имеет права отнимать или присуждать более одной звезды в год). Особенную огласку в обществе получил инцидент с французским шефом Бернаром Луазо, покончившим жизнь самоубийством в 2003 г., на фоне слухов о возможном снижении рейтинга его ресторана с трёх до двух звёзд[10]. Постфактум выяснилось, что «Мишлен» не планировал изменять рейтинг ресторана, а также тот факт, что Луазо страдал маниакально-депрессивным психозом.
Существует также Зелёный гид Мишлен, явившийся возвращением к первоначальному варианту гида 1900 года. В этих путеводителях можно найти множество достопримечательностей города, что позволяет правильно распланировать отдых.[источник не указан 1057 дней]
- Pascal Rémy. L’inspecteur se met à table. — Editions des Equateurs, 2004. — 150 p. — ISBN 2-84990-006-0.
Добавить комментарий