Skip to content
Written by alexxlab on 07.12.2017

Монастырь на горе в мцхете: Достопримечательности города Мцхета | Монастырь Джвари – Древняя столица Мцхета и Монастырь Джвари – важнейшие достопримечательности Грузии

Разное

Содержание

  • Мцхета — Википедия
  • Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)
    • Давид Гареджи
    • Монастырь Джвари
    • Мцхета, Светицховели
    • Бодбийский монастырь
    • Храм Святого Николая, крепость Нарикала
    • Церковь Давида
    • Храм Отца Креста
    • Храм Метехи, Успенская церковь
    • Цминда Самеба, Свято-Троицкий собор
    • Мтацминда Пантеон
  • Грузия, окрестности Мцхеты. Шио-Мгвимский монастырь.
  • С гидом по городу Мцхета и его окрестностям
  • Монастырь на Казбеге — Странствия ёжиков — ЖЖ
  • Монастырь Искушения — Википедия
  • Вознесенский монастырь (Елеонская гора) — Википедия
      • Приобретение участка, раскопки[править | править код]
      • Монастырь[править | править код]
      • Спасо-Вознесенский собор[править | править код]
      • Часовня обретения честной главы Иоанна Предтечи[править | править код]
      • Колокольня[править | править код]
      • Другие постройки[править | править код]
      • Погребения[править | править код]

Мцхета — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 января 2020; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 января 2020; проверки требуют 3 правки.

Мцхе́та (груз. მცხეთა) — город в Грузии, расположенный у слияния Арагви и Куры. Является административным центром края Мцхета-Мтианети; расположен в нескольких километрах севернее Тбилиси. Население города составляет 7 940 человек (перепись 2014 года).

Древнейший город Грузии, основан в V веке до н.э[5]. По преданию, город основал легендарный Мцхетос. «После смерти царя Картлоса его жена разделила земли между сыновьями. Среди них старший Мцхетос — поселился в месте стока рек Арагви и Мтквари (Кура), построил город и назвал его своим именем».

Испанский автор XIX века Хуан Ван-Хален, побывавший в этих местах, говоря о Мцхете, также отмечал, что один из ближайших потомков Ноя, именно Месхет, основатель города, избрал его своею столицей, и не столько из-за прелести места, сколько из-за его удобного расположения. Город отстоит на пятьдесят лиг от Арарата — горы, к коей пристал после потопа Ноев ковчег

[6].

В IV веке до н. э. картлийским царём Азо (Азон) объявлена столицей Картлийского царства[источник не указан 526 дней]. С конца V века н. э. столица Картлийского царства переведена в Тбилиси. До окончания строительства собора Самеба во Мцхете находилась кафедра Патриарха Грузии.

Старые районы Большого Мцхета: Саркине, Цицамури, Накулбакеви, Карсани, Мухатгверди, Калоубани-Кодмани.

Здесь располагаются остатки укреплённых резиденций Армазской крепости (Армазцихе), Бебрисцихе, городских кварталов, могильники, а также комплекс монастыря Самтавро (главный храм XI века) и кафедральный собор Светицховели. Близ Мцхеты находятся один из древнейших в стране монастырский храм Джвари (VI век), Шио-Мгвимский монастырь. Памятники культуры региона находятся под охраной ЮНЕСКО и относятся к всемирному наследию.

Вид на монастырь Джвари и горы вокруг Мцхеты из монастыря святой Нины.

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Первых христиан на грузинской (тогда — иверийской) земле, по преданию, крестил сам Апостол Андрей Первозванный. Здесь проповедовали Апостолы Матфей, Фаддей, Варфоломей и Симон Кананит. Археологи подтверждают, что уже в I-III веках на территории будущей Грузии стояли христианские храмы. Сюда отправилась на поиски Хитона Господа святая равноапостольная Нино, просветительница Иверии. Грузия – вторая после Армении страна, сделавшая христианство государственной религией. Случилось это ещё в 326 году. Святой Давид Строитель и его дочь, святая Царица Тамара, святой царь Вахтанг Горгасали, святой монах Давид Гареджийский, тысячи мучеников за веру – на этих землях за века просветилось огромное множество святых. За века гонений, поруганий, борьбы с завоевателями – персами, арабами, монголами, турками, – сохранение веры для грузин приравнялось к сохранению нации и самого государства.

В Грузии очень много древних христианских святынь – храмов, монастырей, памятных мест, связанных с событиями христианской истории. Мы коротко расскажем лишь о некоторых из них.

 

Давид Гареджи

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

В шестидесяти километрах к юго-востоку от Тбилиси, на границе с Азербайджаном, на пустынных безводных холмах, где летом – невыносимая жара, а зимой – пронизывающие ветра, раскинулся монастырский комплекс Давид Гареджи. Девять пещерных монастырей растянулись на 25 км по Гареджийскому кряжу. Часть комплекса находится на территории Грузии, часть – в Азербайджане. На южном склоне – более ста пещер-келий. Главная и самая известная часть – Лавра Давида. Именно сюда в VI веке пришёл из Тифлиса один из самых почитаемых святых Грузии, сирийский монах Давид Гареджийский. Здесь выбрал пещеру и много лет жил в трудах и молитвах. В Преображенской церкви Лавры сейчас покоятся мощи святого.

Монастырь за века много раз подвергался нападениям и разорениям – турки-сельджуки, монголы, войска Тамерлана, персы, лезгины… К концу XIX века монашеская жизнь здесь окончательно угасла. В советские годы на территории обители располагался военный полигон. С девяностых – вновь появилась братия. Монастырь славится сохранившимися росписями, фресками VIII-XIV веков с портретами исторических лиц, уникальными настенными надписями на разных языках. Приезжать сюда лучше весной или осенью, и по сухой дороге. В непогоду – не проедете. Обязательно захватите прочную обувь – ходить придётся много!

 

Монастырь Джвари

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Воспетому Лермонтовым монастырю Джвари на высоком берегу, «там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры», — полторы тысячи лет. В этих местах в пещере жила просветительница Грузии святая Равноапостольная Нина, здесь вместе с первым грузинским царём-христианином Мирианом установила деревянный крест на месте сокрушённого языческого идола.

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

В храме святого Креста (Мцхетского Джвари), построенном в VI-VII вв., сохранился восьмигранный постамент этого креста. Сложный по конструкции, украшенный древними рельефами средневековый храм, по форме представляет собой крест, вписанный в квадрат. Он идеально соотносится с размерами скалы и выстроен с использованием техники «ключевой архитектуры»: камни «посажены» один в другой таким образом, что со веками конструкция церкви только упрочняется.

 

Мцхета, Светицховели

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Мцхета — древняя столица Грузии. В IV веке равноапостольная Нина крестила здесь царя Мириана III и посоветовала ему построить в этом месте деревянную церковь. Ей на смену в V веке возвели каменную базилику, фрагменты которой сохранились до наших дней. Главным центром христианской Грузии стал Мцхетский кафедральный собор 12 апостолов Светицховели начала XI века. Светицховели в переводе с грузинского — «Животворящий столп». Именно здесь, во Мцхете, святая Нина, по преданию, нашла кедр, под корнями которого был сокрыт Хитон Господень. Чудотворный столп из того кедра стал первым столпом собора. В Грузии считают, что Хитон по прежнему находится под храмом.

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Мцхетский собор — усыпальница царей и патриархов Грузии. Здесь хранятся величайшие святые реликвии — частицы Креста Господня, милоть (плащ) пророка Илии, частица мощей Андрея Первозванного.

 

Бодбийский монастырь

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Обитель находится в Кахетии, на востоке Грузии. Здесь, в горах, вдали от мирской суеты провела свои последние годы и в 347 году была похоронена просветительница Грузии святая равноапостольная Нина. По преданию, на это место указала ей звезда, здесь она приняла последнее причастие, в Бодбе записано житие Нины, а когда царь Мириан хотел перевезти мощи святой во Мцхету, двести человек не смогли сдвинуть с места её ложе.

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Бодбийский монастырь возник близ храма Святого Георгия, сюда съезжается много паломников, чтобы поклониться святым мощам и миротовивой чудотворной Иверской иконе Божией Матери. В разное время обитель проживала и разорение, и возрождение. Здесь была духовная семинария, крупное хранилище религиозных книг, мужской монастырь… Женскую обитель открыл в Бодбе император Александр III и первые насельницы были из России.

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Со смотровой площадки за собором Святого Георгия открывается великолепный вид на Алазанскую долину, а если спуститься вниз, с горы, можно выйти к целебному источнику святой Нины.

 

Храм Святого Николая, крепость Нарикала

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Этот храм — самый заметный в Тбилиси. Неприступная крепость Нарикала на горе Мтацминда в самом центре Старого Города возвышается над столицей Грузии, а посреди крепости красуется Никольская церковь.

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Первый храм Святого Георгия, возведенный на этом месте еще при царствовании царицы Тамары, в XII веке, был разрушен в 1800 году. В 1827 году сильное землетрясение серьезно повредило крепость, а с ней и новый Никольский храм.

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Российские власти организовали в церкви военный арсенал и в середине XIX века боеприпасы взорвались от мощного удара молнии. Реставрация Никольской церкви прошла недавно, в 1996 году на древнем фундаменте. Храму вернули его первоначальный вид, в стены встроили фрагменты сохранившихся фресок. До крепости Нарикала можно добраться по горной дороге и на канатной дороге. Сверху открывается великолепная панорама всего Тбилиси.

 

Церковь Давида

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Полное название небольшой церкви на обрыве авлабарской скалы на высоком берегу Куры в ста пятидесяти метрах от известного Метехского храма, в историческом центре Тбилиси, переводят по разному: Церковь Давида Псалмопевца или Церковь Давида Предсказателя.

Храм новый, фрески в нём современные, в том числе царь Давид с арфой, царь Соломон. Интересна Церковь Давида Псалмопевца, прежде всего, возможностью выхода на галерею, с которой открывается роскошный вид на крепость Нарикала, Куру и исторический район Абанотубани. В лавке при храме можно найти уникальные ювелирные изделия ручной работы, выполненные в национальной грузинской традиции, каких не встретить нигде больше в Тбилиси.

 

Храм Отца Креста

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Сохранилось предание, что на месте, где сейчас стоит один из самых древних храмов Тбилиси, жила, просвещала и исцеляла людей святая равноапостольная Нина. И сейчас при Храме Отца Креста действует женский монастырь святой Нины. В V веке царь Вахтанг Горгасали построил здесь храм Святого креста «Голгофа».

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

В конце XIV века первый храм разрушил Тамерлан. Нынешнее здание XVI века, сильно пострадавшее после взятия Тбилиси Агой Мохаммед-ханом, отремонтировано в 1825 году. До 1921 года храм входил в юрисдикцию иерусалимского патриарха, многие века был подворьем монастыря Святого креста Иерусалима, землю для которого подарил первому грузинскому царю Мириану III сам император Константин (он же содержал его на свои средства) — отсюда родилось название Отец креста. В советские годы в монастыре хранили книги. С конца восьмидесятых годов ХХ века храм снова стал действующим.

 

Храм Метехи, Успенская церковь

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Визитная карточка Тбилиси – каменный всадник на высоком берегу Куры в самом центре старого города и за ним — древний храм. Памятник основателю Тбилиси святому царю Вахтангу Горгасали, давшему Грузинской Церкви независимость от Антиохии, был открыт недавно, в 1967 году, а Метехская Успенская церковь основана ещё в XII веке. По преданию, в этом храме молилась царица Тамара.

В конце XIII века святыня пережила сильный пожар. В 1235 году храм пострадал от монголов, был отстроен, но во время персидского погрома в 1795 году опять горел, пропала храмовая икона. В разное время святыню восстанавливали. Нынешнее здание из красного кирпича XVI-XVII века в XIX веке служило казармами казачьего полка. Когда в середине ХХ века сносили остатки находящейся рядом древней крепости, церковь едва не обрушилась. Лишь в конце 80-х годов прошлого века Метехи отреставрировали и вернули Грузинской Православной Церкви.

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

На территории Церкви Метехи покоятся останки мученицы княгини Ранской Шушаники. Храм также связан с именем святого мученика Або Тбилисского, небесного покровителя столицы Грузии.

 

Цминда Самеба, Свято-Троицкий собор

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Кафедральный собор Святой Троицы поражает масштабами. Высота главного храма Грузии, который виден из любой точки Тбилиси, — более ста метров. Это целый комплекс сооружений, включающий колокольню, семь часовен, пять из которых — под землёй, резиденцию патриарха, духовную академию, гостиницу, парк и кафе.

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Собор планировали построить к 1500-летию независимости грузинской церкви и 2000-летию христианства, но из-за распада СССР и гражданской войны в Грузии строительство было отложено. Лишь в 2004 году произошло торжественное освящение храма.

Цминда Самбеа строился на народные пожертвования. Грузины жертвовали личные сбережения и украшения и на богатое внутреннее убранство собора. Например, для золотого оклада удивительной по красоте иконы «Все грузинские святые», жители тбилиси приносили серьги, кольца, часы и цепочки.

Величайшая святыня – крест, установленный просветительницей Грузии святой Ниной на горе над Мцхетой, в честь крещения Грузии, — помещен в соборе в золоченном саркофаге перед алтарем.

 

Мтацминда Пантеон

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Церковь Святого Отца Давида на горе Мтацминде получила свое название в честь великого грузинского святого Давида Гареджийского, сирийского монаха, который проповедовал христианство в Иверии. Перед тем, как уйти в горы, в пещеру, вокруг которой позже возник Давидо-Гареджийский монастырь, святой монах жил в Тифлисе. Противники христианства, по преданию, оклеветали Давида, обвинили в совращении незамужней женщины. Но Давид чудесным образом доказал свою невиновность, а та женщина родила камень. Давид слезно молился о спасении ее души и Господь показал святому место на склоне Мтацминды (Святая гора, названа по аналогии с Афоном), где бил целебный источник, излечивающий, как верили люди, от бесплодия. Этот и еще два источника действуют и сегодня. К ним приходят женщины с молитвами о долгожданном материнстве.

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

На месте пещеры сначала построили небольшую келью, затем — часовню, теперь над ней — церковь Иверской иконы Богоматери. Недалеко — Преображенский храм, а рядом — знаменитый храм Святого Отца Давида (Мамадавити). Строился он c 1859 по 1871 годы. Традиционный для Грузии сдержанный крестово-купольный стиль Мамадавити, его скромное и простое убранство не мешает храму быть одной из самых известных достопримечательностей Тбилиси.

Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

Вокруг храмов постепенно образовалось кладбище, а в 1929 году это место официально объявили пантеоном, то есть местом погребения выдающихся людей. Сейчас здесь около пятидесяти захоронений самых именитых деятелей культуры и искусства страны, политиков и общественных деятелей. Одной из первых здесь стала в 1829 году могила Александра Грибоедова. Позже рядом упокоилась супруга великого драматурга, Нино Чавчавадзе.

 

Фото: Валентин Харпалев.

Грузия, окрестности Мцхеты. Шио-Мгвимский монастырь.

Шио-Мгвимский монастырь я планировал посетить еще в свой первый приезд в Мцхету, но тогда таксист отговорил нас под предлогом, что после дождя 10 км грунтовки будут совсем мучительны, и вместо Шио мы попали в крепость Ананури. В этот же раз я сам был на колесах, поэтому отговорить меня было некому. Возле монастыря Самтавро, о котором был рассказ в посте про Мцхету, второстепенная дорога уходит в гору – это и есть единственный автомобильный путь к монастырю.

1.


Дорога здесь одна, поэтому заблудиться не получится. Лишь в одном месте она раздваивается, но вторая часть ведет на какой-то режимный объект, огороженный шлагбаумом, это видно. Не знаю как тут во время дождей, но в сухое время мы легко одолели все 10 км на малолитражке.

Летом здесь, думаю, очень красиво:

2.

3.

В какой-то момент дорога идет вдоль Куры:

4.

И вскоре заканчивается прямо у ворот монастыря.

5.

Шио-Мгвимский монастырь — средневековый монашеский архитектурный комплекс, неподалеку от города Мцхета. Он расположен в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура), примерно в 30 км от Тбилиси. Первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио). Шио-Мгвимский монастырь быстро превратился в крупнейшую монашескую общину Грузии, и к концу VI века его населяли более, чем 2000 монахов. Монастырь стал оживлённым центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем католикоса Грузии. Падение единого грузинского царства и непрекращающееся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил когда грузинский царь Георгий VIII (правил 1446-1465) предоставляет Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х гг. использовали его в качестве семейной усыпальницы. Несколько раз монастырь опустошался и разорялся, а в конце концов и вовсе был закрыт советской властью, хотя богослужения тайно продолжались. Сейчас монастырь действует и привлекает много паломников и туристов.

6.

Уже на входе понимаешь, что монахи здесь не бездельничают. Словно в подтверждение этих мыслей я замечаю одного из них, несущего на себе в гору полную двадцатилитровую канистру.

Плуг:

7.

Пасека:

8.

Овцы:

9.

Начну с того, что сразу бросается в глаза – большая церковь, необычной для грузинских храмов архитектуры. Верхняя церковь (Земо Эклесия) названная в честь Божией Матери является центральной частью Шио-Мгвимский монастыря и построена на рубеже XII века по приказу царя Давида IV. Первоначально купольная церковь, она была впоследствии уничтожена иностранным вторжением и восстановлена в 1678 году, как базилика.

10.

Вход. Внутри храма можно увидеть хорошо сохранившиеся фрески, но фотографировать там нельзя. Хотя запрет легко обойти, скрывшись за одной из колонн, я все же не стал этого делать.

11.

У церкви есть балкончик. Наверное, там какие-то бытовые помещения.

12.

В окне виден популярный в Грузии крест из виноградной лозы (крест Св. Нины) и терновый венок:

13.

К храму примыкает здание, похожее на резиденцию какого-нибудь высшего церковного чина. Здание спрятано за воротами и заходить туда нельзя.

14.

А напротив церкви, предполагаю, расположены кельи. Так я решил, потому что больше им просто негде быть. Интересно, а где в славные времена жили 2000 монахов, если сейчас места хватит от силы на несколько десятков?

15.

Здания на территории монастыря построены будто ступенями – Верхняя церковь соответственно на верху, если спуститься ниже, то можно увидеть небольшую и с виду невзрачную церквушку. На самом деле это один из древнейших храмов в стране, к тому же сохранившийся почти в первозданном виде.

Самая ранняя постройка на территории монастыря — храм Святого Иоанна Крестителя (построен в 560-580 годах). Это крестообразная в плане церковь, очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном Музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году.

16.

Роспись церкви. Здесь мне разрешили фотографировать.

17.

Под решеткой – яма, в которой жил и умер святой Шио. Шио Мгвимский — анахорет, пустынник, один из наиболее почитаемых святых Грузинской церкви, основатель монашества в Грузии. Почитается как чудотворец в христианстве. Я не буду рассказывать о его жизни, иначе пост будет длинным и черезчур «религиозным», но могу порекомендовать его историю – мне было интересно.

18.

К храму примыкает трапезная, построенная между XII и XVII веками, и соединенная переходом с пещерой святого Шио.

19.

Вид от трапезной:

20.

Украшение трапезной:

21.

Вид на храм Иоанна Крестителя снизу, с «низшей ступени». Здесь позволю себе высказать свое «фи» тем, кто проводил (а заодно тем, кто заказывал, оплачивал и принимал) реставрацию монастыря. Черепица это, конечно, красиво, но здесь как раз тот случай, что не всегда: во-первых, такие объекты надо реставрировать в максимальном соответствии с тем, как оно было раньше (а было так, смотрим фотографию с Википедии.), а, во-вторых, без этой черепицы церковь (как и остальные постройки) смотрелась куда солиднее и древнее.

22.

«Домик» для свечей на могиле возле старого храма:

23.

Когда святой Шио появился в этих местах и о монастыре еще никто и не думал, он поселился в одной из пещер в северной части монастыря у самого основания навесающей скалы. Впоследствии многие его последователи и монахи брали с него пример и жили здесь в пещерах.

24.

Я думаю, что даже те пещеры, которые кажутся недоступными когда-то были заселены.

25.

26.

Если стоять лицом к монастырю, то на вершине горы справа есть небольшая часовня, построена она в 12-м веке и, говорят, сохранила фрески, но туда я не поднимался.

27.

Слева от ворот монастыря находится источник, если заглянуть внутрь, то видно, что вода берет свое начало не здесь, а приходит по специальному тоннелю откуда-то сверху:

28.

29.

Дорога назад. Все теже горы в лучах заходящего солнца.

30

31.

Сама дорога, как видите, все не так страшно:

32.

Такой вид открывается при подъезде к Мцхете: громадина собора Светицховели, за ним Арагви впадает в Куру (заметно, что реки разного цвета), чуть дальше национальный хайвей, пересекающий Грузию, и на вершине горы храм Джвари.

33.

10 марта 2012 г.

(Смотрим другие мои рассказы о Грузии.)

P.S. Текст-ссылка написан не мной, по ссылке можно ознакомиться с первоисточником.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты через Яндекс.Деньги или PayPal.

С гидом по городу Мцхета и его окрестностям

ВОПРОСЫ ГИДУ ПО ГРУЗИНСКОМУ ГОРОДУ МЦХЕТА
(Счастлив тем, что побывал в этом святом месте Грузии и посетил практически все указанные здесь места)


-Чем так интересен город Мцхета для туристов?

— Действительно, путешественники редко уезжают из Грузии, не посетив Мцхету. Мцхета в последние тысячу лет ничем особенным не отметилась, она до сих пор имеет исключительное значение для Грузии. Здесь, по легенде, в правление царя Мириана в 334 г. н.э., Грузия приняла христианство. Мцхета до сих пор остается центром грузинской православной церкви. В соборе Светицховели похоронено большинство грузинских царей и членов царской династии.


При всём том собственно древностей в городе осталось довольно мало — собор Светицховели, монастырь Самтавро с двумя церквями и колокольней, Антиохийская церковь и несколько археологических памятников, включая живописные развалины крепости Бебрисцихе. Недавно город немного привели в порядок, а после включения памятников Мцхеты в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Мцхете появились и сувенирные магазины, и рестораны, и небольшие гостиницы. Около Светицховели с цивильностью даже немного перестарались, но уже в километре от собора город куда больше напоминает захолустный советский райцентр, чем бывшую столицу одного из первых христианских государств.

Этот город нужно посетить, если Вы интересуетесь историей Грузий или православной культурой, а так же если Вы желаете поклониться как паломник святым православным местам Грузии.
-При этом городок Мцхета очень не большой, 10 тысяч жителей.

— Мцхета была основана в I тысячелетии до н.э. и являлась столицей древнего восточного грузинского царства Иберия с III в. до н.э до V в. н.э. (после чего столица была перенесена в Тбилиси). Старая Мцхета была уничтожена арабами в 736 году и никогда полностью не восстановилась. Долгое время она была фактически деревней, и статус города получила уже в 1950-е годы.


-Вы сказали Мцхета — она… Название города женского рода…

— Да. Ранее город назывался Мцхет и не склонялся, и сегодня название города Мцхета формально не склоняется, однако на практике его давно уже склоняют во всех падежах.


-Мцхета от Тбилиси не полных как бы 20 км. и должно быть добраться сюда легко и быстро на автобусе?

—Мцхета 15 км. от Тбилиси. В Грузии существует только один вид колёсного междугородного общественного транспорта — маршрутка. Из Тбилиси они отправляются с автовокзала Дидубе (одноимённая станция метро), никакого очевидного расположения их на автовокзале нет, спрашивайте. Перед посадкой надо купить билет в кассе. Отправляются маршрутки достаточно часто, идут около получаса, в Мцхете делают остановки по городу. Обратно удобнее всего садиться на маршрутку у монастыря Самтавро.
Хуже, если вам надо попасть в Мцхету не из Тбилиси, так как весь транспорт идёт по автодороге в Тбилиси и в город не заходит. Маршрутки из, скажем, Гори или Душети в Тбилиси возьмут вас до Мцхеты, но высадят на дальнем въезде в город с автодороги , откуда ещё четыре километра пешком до центра. Главная автобусная станция находится в 4 км к северу от центра в районе Narekwawi



ПРОЩЕ БЫЛО БЫ ПОПАСТЬ НА ПОЕЗДЕ. Мцхета находится на Тбилиси — Кутаиси железной дороге и , таким образом , любые поезда , соединяющие эти города будут проходить Мцхету. Железнодорожная станция лучшая в своём роде во всей Грузии. Расположена на краю города, там, где Кура выходит из узкого ущелья перед тем, как слиться с Арагви. В Мцхете останавливаются все как дальние, так и пригородные поезда. Учитывая дешевизну железнодорожных билетов, это было бы замечательным способом попадания в город, если бы не тот факт, что в каждую сторону проходят лишь три электрички и три дальних поезда, и большинство в неудобное время. Если расписание вам подходит, то за двадцать минут без всяких пробок вы попадёте сюда из центра Тбилиси, но, с большой вероятностью, оно вас совершенно не устроит.

Прежде чем Вы поедете в Мцхета, сразу нужно подумать, чем Вы с неё вернётесь. Но проблем быть не должно. Можно просто позвонить заранее в компанию такси и просто заказать на определённый час и время машину из Тбилиси, которая Вас заберёт и доставит назад.
-Можно и своим транспортом?

— По окраине города проходит скоростная дорога 1 Тбилиси—Гори, основной способ попадания из Тбилиси на север и запад страны, включая Кутаиси и Батуми. Есть два основных въезда в город — c юго-запада (рядом с мостом Помпея) и с севера, оба довольно далеко от исторического центра. На юг скоростная дорога идёт в Тбилиси, на север — по правому берегу Арагви, потом сворачивает на запад в Гори, а вдоль Арагви продолжается Военно-Грузинская дорога, ведущая в Степанцминду и дальше в Северную Осетию. Вверх по ущелью Куры уходит дорога на Каспи и Гори.

Многочисленные дорожные знаки приведут вас к большой и обустроенной парковке , расположенной почти на берегу Арагви, восточнее центра города. Стоянка здесь может быть платной или бесплатной в зависимости от времени суток, сезона и настроения смотрителей. Вокруг активная торговля сувенирами, до всех основных достопримечательностей не больше 10 мин ходьбы. Улицы в Мцхете довольно узкие, стоянка там обычно запрещена: не оставляйте машину где попало, чтобы не навлечь гнев местных жителей и сотрудников полиции. Тем более не пытайтесь заехать на машине в кварталы «старого города» вокруг Светицховели, да и дорожные знаки вам этого не позволят.


-Как и на чем передвигаться по городу, если на своей машине это проблематично?

-Центр города достаточно компактный, чтобы его обойти пешком, но, если потребуется транспорт, маршрутки идут через весь город с частыми остановками.
Центр города — традиционная грузинская застройка, чем ближе к Светицховели —— тем больше процент старых зданий и тем более они ухожены. На уровне Самтавро уже ничего нет, только пятиэтажки. Если вам придётся идти пешком от дальнего выезда на автотрассу до центра, перед крепостью будут интересные районы. Например, слева полузакопанные в землю сосуды для хранения вина.


-В любом случае, лучше всего Мцхета посещать из Тбилиси?

-Города на столько рядом, что Мцхета без Тбилиси так же неразумно посещать, как и Тбилиси без Мцхета. Ну например если Вы в Тбилиси летите самолётом, то конечно в Мцхата попадаете из Тбилиси. Но 5 км к северу от Мцхета, в Натахтари , есть один небольшой аэродром , откуда сезонные небольшие самолеты и вертолеты прилетают из самых горных районов Грузии, это Сванети, а так же Тушети и Хевсурети. Но думаю, западным туристам это ни как не подходит.


-Хватит ли времени, если в Мцхета приехать на один день?

-Да, хватит. Для туристов Мцхета входит в число однодневного пребывания. При этом, если осматривать город самостоятельно, то можно взять такси на весь день и это будет стоить 50 лари (это 16 евро) или взять дневную экскурсию , которая стоит 100 лари (32 евро) с человека. Зачем это надо? Ну во-первых надёжно, что Вы не только без проблем уедите из Тбилиси, но и Вас доставят назад, а во-вторых, опять же не разумно побывать в Мцхета не посмотрев монастырь Джвари и в случае поехать туда, всё равно нужно такси, другого транспорта нет, или же долгая прогулка пешком, но для однодневной поездки, тратить время на прогулки в горы не лучший вариант.

-Что в Мцхета стоит обязательно посмотреть туристу?


— 1) Прежде всего Кафедральный собор Светицховели — одно из самых почитаемых мест в грузинской православной церкви, кафедра католикоса — главы церкви. Здесь короновали грузинских царей, здесь же до сих пор проходит церемония интронизации католикоса. Церковь на этом месте существует, по всей видимости, с IV века, но существующее здание было построено с 1010 по 1029 год. Строителем собора был некий Арсукидзе (имя известно только из надписи). Ограда, довольно высокая, много выше человеческого роста, была добавлена в 1787 году, так что получился большой внутренний двор, который сейчас пуст и покрыт газоном. В 1970—71 годах была проведена реставрация, в результате которой открыто основание той самой базилики V века. Собор в традициях, типичных для грузинской архитектуры, построен как крестово-купольный храм, с круглым барабаном наверху.
Внутри собора в очень небольшом количестве сохранились фрески XIII века, в том числе Зверь из Апокалипсиса (большая часть фресок была уничтожена в XIX веке). В центре храма находится Животворящий Столп, который является символом грузинской церкви и, по преданию, возник тут сам собой во времена царя Мириана, указав тем самым место строительства собора. На Столпе имеются относительно поздние фрески, на которых по обе стороны распятия изображены солнце и луна (красное и серая), по форме напоминающие летающие тарелки. Иконы по большей части относятся к XIX и XX веку. В восточный фасад церкви, над порталом, вмонтированы две головы быков, оставшихся от изначального собора V века. Справа от входа в собор — купель, по легенде IV века, в которой, по той же легенде, крестились царь Мириан, установивший в Грузии христианство в качестве государственной религии, и его жена царица Нана. Частично сохранились и видны основания базилики V века. Наконец, весь пол собора покрыт могильными плитами. Эти захоронения можно там рассматривать целый день (хотя вам быстро надоест, если вы не знаете грузинский алфавит). В соборе похоронены как минимум десять грузинских царей (сохранились шесть могильных плит) и огромное количество членов царской династии Багратиони.
В соборе так же имеется часть мощей Св. апостола Андрея Первозванного.
Сегодня Светицховели является резиденцией архиепископа Мцхета и Тбилиси, который также известен, как Католикос-Патриарх Грузии. Это второй по величине собор грузинской церкви после собора Святой Троицы в Тбилиси.

2) Антиохийская Церковь святого первомученика Стефана. (улица, ведущая вдоль стены Светицховели, выводит к церкви).
Церковь построена то ли в IV, то ли в V веке, сожжена арабами в VIII веке и восстановлена существенно позже, не ранее XV века. Построена в виде однонефной базилики, что характерно для ранней грузинской архитектуры. Снаружи, при всём том, церковь выглядит не особенно презентабельно. Внутри, если вам удастся туда попасть, сохранились фрагменты фресок. Сама церковь сейчас входит в состав действующего Антиохийского монастыря, обнесённого оградой. Это ближайщая точка в городе к слиянию Арагви и Куры; хорошие виды на устье Арагви и, если вы поднимете голову, на Джвари.

3) Сад Михаила Мамулашвили (непосредственно к северу от Светицховели). Сад создан местным цветоводом и когда-то был известным на всю Грузию произведением искусства, но после его смерти пришёл в упадок. Частное владение. Если вас не пригласят внутрь, посещение невозможно.

4) Карибче (напротив археологического музея). Остатки городских ворот Мцхеты, обнаруженные при строительстве кинотеатра в советское время. Находятся, соответственно, на первом этаже кинотеатра, который успел за это время зарыться и прийти в негодность. Бесплатным бонусом являются мозаики на втором этаже кинотеатра.


5) Монастырь Самтавро. (от главного входа в Светицховели направо, потом снова направо, потом первый поворот налево).
Комплекс состоит из женского монастыря святой Нины (самое интересное здание которого — церковь святой Нины, она же Малая церковь), Преображенской церкви и колокольни, обнесённый оградой.
Считается, что основание монастыря связано с событиями IV века, когда, по легенде, святая Нина убедила царя Мириана и царицу Нану принять христианство и сделать его государственной религией Грузии. Сама Нина некоторое время жила при дворе, то есть в современном центре Мцхеты, а потом ушла на территорию современного монастыря и жила тут в шалаше. После её смерти Мириан построил тут церковь. Монастырь (женский) существует в Самтавро лишь с 1820 года, при советской власти он был закрыт.
а) ЦЕРКОВЬ НИНЫ (в монастыре) — совершенно миниатюрная, сохранилась с IV века и является старейшим зданием Мцхеты и одним из старейших в Грузии. В то время грузинская архитектура изысками не отличалась, и церковь исключительно проста по своему устройству. Внутри есть плохо сохранившиеся росписи, но, конечно, не IV века. На месте этой церкви стоял домик в котором жила и молилась святая Нина.

б) ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ( в монастыре) -относится к XI веку, хотя изначально церковь на этом месте была построена, как считается, тем же Мирианом К тому же церковь многократно восстанавливалась и перестраивалась, особенно серьёзно в XIV веке. Это традиционный для грузинской архитектуры крестово-купольный храм, наверху стоит круглый барабан с конусным завершением, стены украшны резным декором. Внутри есть захоронения Мириана и Наны, кроме того, в соборе долгое время хоронили глав грузинской церкви. Мириан и Нана являются фактически мифологическими персонажами, а надгробия сделали лишь в XIX веке, так что не следует относиться к ним слишком серьёзно. Фрески относятся к XVII веку.
В храме мощи святого преподобного Гавриила.
в) КОЛОКОЛЬНЯ МОНАСТЫРЯ — была построена в XV веке. В ней в конце XX века жил монах Гавриил, умерший в 1995 году и позже объявленный святым.

6) Могильник Самтавро (между монастырём Самтавро и крепостью Бебрисцихе, западнее главной улицы). Остатки одного из древнейших кладбищ Грузии, от неолита до раннехристианской эпохи. Все археологические находки давно вывезены в музей, так что любителям кладов там делать нечего, но сами остатки кладбища могут быть интересны. Открыто случайно в 1871 году.


7) Крепость Бебрисцихе (на северной окраине Мцхеты, от Самтавро дальше на север по главной улице). Крепость впервые упоминается в 1156 году. Сохранилась в руинированном состоянии, к тому же в 2010 году сильно пострадала из-за оползня, и заходить внутрь считается опасным. К счастью, снаружи всё прекрасно видно.

8) Городище Армази. (на правом берегу Куры, от моста около станции около километра по шоссе на Тбилиси и затем по тропе вверх). Город Армази существовал с III в. до н.э. и назван по имени верховного языческого божества, которому в Иберии поклонялись до принятия христианства. Неясно, считался ли Армази столицей Иберии, но духовным центром он был точно — тем более любопытно, что духовный центр новой, христианской Грузии возник прямо на другой стороне реки, в Мцхете: по легендам, Святая Нина как раз противопо

Монастырь на Казбеге — Странствия ёжиков — ЖЖ

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!

Гергетский монастырь в Казбеги

В стихотворении «Монастырь на Казбеке» А.С. Пушкин запечатлел Гергетский монастырь.
Гергетский мужской монастырь находится в Грузии, всего лишь в 11 км от границы с Россией, недалеко от села Степанцминда и деревни Гергети. Гергетис Цминда Самеба является самым высокогорным строением в Европе, поэтому не удивительно, что привлекает она не только верующих людей, но и атеистов. Высота, на которой находится Гергетский монастырь, составляет 2 170 метров от уровня моря.

Горы Степанцминды

Что послужило причиной построить церковь так высоко от местных жителей? Если в целом, то строить храмы в горах — традиция в Грузии, вероятно, чтобы человек потрудился ради Бога, поднимаясь на гору, и чтобы поднимались туда только истинно верующие. Но касательно строительства Гергетской церкви существует еще и масса легенд, одна из которых гласит, что сама Пресвятая Богородица показала место для будущего святого Храма, в то время как многие люди у подножия оставались язычниками, на вершине горы стоял центр грузинского православия.

Горы Степанцминды

Горы Степанцминды

Горы Степанцминды

Казбеги

Село Казбеги и подъем к Гергетскому монастырю

Горы Степанцминды

Если подниматься к монастырю пешком (как положено), то пути два — по дороге, но долго, либо по тропе, но быстрее и ближе. Большинство выбирает второй путь. Вот и я поленилась идти по серпантину и дорогу сократила.

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Цминда Самеба в переводе с грузинского означает «Святая Троица», так называются все Троицкие храмы в Грузии . Но Гергетская церковь самая древняя из них. Точное начало и завершение строительства монастыря сказать сложно, но более вероятно, что церковь основана в XIV веке (есть версия, что в Х веке).

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Троицкая церковь является единственным крестово-купольным храмом в регионе Хеви. Недалеко от храма находится Дарьяльское ущелье (ныне Военно-Грузинская дорога), которая связывала Азию с Европой на протяжении столетий.
Во время нашествия персов в XVIII веке именно в Гергетской церкви прятали реликвии со всей Грузии, в том числе крест святой Нины.

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

В советское время, несмотря на запрет богослужений , храм оставался популярным у туристов, и в 1988 году до церкви даже была построена канатная дорога. Местные жители посчитали это осквернением святыни и разрушили канатную дорогу. Внутри церкви довольно аскетичное убранство, и сохранилось всего несколько фрагментов фресок. Снаружи храм украшают рельефы солнца, виноградной лозы и различных животных.Как и многие церкви, Гергетис Самеба богата на барельефы. Тут и кукби, и всевозможные орнаменты. В июле здесь проводится праздник Гергетоба.

Гергетский монастырь в Казбеги Троицкая церковь

Как и многие церкви, Гергетис Самеба богата на барельефы. Тут и кукби, и всевозможные орнаменты. Храм украшают рельефы солнца, виноградной лозы и различных животных.

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Вход в Троицкую церковь
Гергетский монастырь в КазбегиКупол Троицкой церкви
Гергетский монастырь в Казбеги

Внутри церкви довольно аскетичное убранство, и сохранилось всего несколько фрагментов фресок.

Гергетский монастырь в Казбеги

Иконостас Троицкой церкви
Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Колокольня построена в тот же период, что и церковь.

Гергетский монастырь в КазбегиГергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Горы Степанцминды Дорога к монастырю

Горы Степанцминды

Увы, увидеть гору Казбег мне не удалось. Поэтому довольствуюсь красотой других гор.

Горы Степанцминды

От монастыря открывается также потрясающий вид на село Казбеги.

Горы Степанцминды Вид на село Казбеги от Гергетского монастыря

Гергетский монастырь в Казбеги

Кстати, восхождение на гору Казбек туристы совершают, проходя мимо этого храма, поэтому посещают его, даже и не планируя этого. Здесь даже устраивают ночевку, чтобы адаптироваться к высоте и восхождению на Казбек.

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Гергетский монастырь в Казбеги

Горы Степанцминды

Горы Степанцминды

Горы Степанцминды

К тому времени, когда я спускалась с горы, туман, о котором писала в предыдущей статье, окончательно скрыло село.

Горы Степанцминды

Как добраться: доехать по Военно-Грузинской дороге к поселку Гергети, проехать через него и далее двигаться по грунтовке через лес. Можно приехать к Гергетской церкви и на такси, которые предлагают свои услуги на центральной площади поселка Казбеги. Стоимость поездки в обе стороны стоит 50-60 лар.

Монастырь Искушения — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монасты́рь Искуше́ния, или монастырь Каранталь (греч. Μοναστήρι του Πειρασμού; араб. دير القرنطل‎, Deir al-Quruntal) — православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. В память этого события получили название и сам монастырь, и гора, на которой он расположен (гора Искушения, Сорокадневная гора или гора Каранталь)[1].

Монастырь Искушения, вид с юга. (фотография 1913 года)

В 340 году преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука. Разрушенный при персидском нашествии в 614 г., монастырь святого Харитона восстанавливался и вновь разорялся, пока в 70-е гг. XIX в. здесь не поселился русский инок — «Аркадий, отшельник Сарандарский». Позже, по благословению Патриарха Иерусалимского Кирилла II, была восстановлена церковь в пещере Спасителя и устроен длинный ряд келий с внутренним коридором[2].

В последний раз восстановлен в конце XIX-го века при содействии России[3]. В период расцвета палестинского монашества гора представляла собой «подобие большого улья, в котором любители безмолвия не переставали с опасностью собственной жизни вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве»[4]. В середине XIX века архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Четыредесятницу (православный монастырь в это время был разорен). Он сообщает, что:

…они удаляются сюда из Иерусалима через неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…[4]

Все внутренние помещения монастыря вырублены в скале. Храм обители двухпрестольный и двухъярусный. Нижний, четырехстолпный, придел построен так, что ровно половину его (западную) составляет углублённая в гору пещера, а восточная часть, с алтарём, находится на пристроенной к горе площадке. Лестница справа от алтаря ведёт на второй этаж — в придел, устроенный непосредственно в пещере Первого Искушения. В нише под небольшим престолом (ориентированным на запад) находится камень, на котором, по преданию, молился Иисус Христос во время своего сорокадневного поста[5][2].

В настоящее время единственным насельником монастыря является греческий монах[источник не указан 533 дня].

Есть мнение, что именно на Сорокадневную гору в день Очищения (еврейский праздник «Йом-Киппур») приводили чёрного «козла отпущения». Путь козла на вершину горы был обставлен с чрезвычайной пышностью. Дорога была разделена специальными шалашами-скиниями с водой и пищей, от каждой из которых до следующей священника с животным сопровождали смотрители. О преодолении каждого участка пути немедленно сообщалось в Иерусалим расставленными на вершинах сигнальщиками. Достигнув вершины, священник снимал с рогов животного алый шерстяной шнур, надетый первосвященником, разрезал пополам и привязывал одну часть к скале, другую к рогам. После этого нужно было ждать, пока шерсть станет на солнце белой, что означало прощение грехов Израиля. Тогда козла сталкивали со скалы[6].

Сорокадневная гора (вид со стороны Иерихона)

В 1872 году во время своего путешествия по Востоку и Святой Земле окрестности монастыря посетил великий князь Николай Николаевич со свитой:

…мы сели на коней и пошли в лагерь, раскинутый в оазисе Иерихона у Айн-Султане. За ним высилась цепь Кварантана, с горою сорокадневного поста, на которой Спаситель готовился к своему земному служению постом и молитвою. На её восточном склоне, обращённом в долину Иордана, видны пещеры. В этих пещерах, до сего времени, копты пред принятием священства обязательно должны провести в посте и молитве сорок дней.

В настоящее время для посещения монастыря необходимо подняться: либо пешком (25—-35 минут), либо по канатной дороге из Иерихона и пройти 15 минут пешком.

Вознесенский монастырь (Елеонская гора) — Википедия

Елео́нский Вознесе́нский монастырь — православный женский монастырь на вершине Елеонской горы в Восточном Иерусалиме в ведении Русской духовной миссии Русской православной церкви заграницей (с 2007 года в составе Московского патриархата). В настоящее время в монастыре около пятидесяти насельниц из различных стран.[1]

Основан в непосредственной близости от часовни Вознесения (от неё до Вознесенского собора 200 м). На территории монастыря находится место, где, согласно преданию, стояла Богородица во время Вознесения, а также место Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя.

Монастырь занимает 5,4 га, протяженность ограды 1,5 км[1]; со всех сторон окружён плотной арабской застройкой. Имеются два кладбища, масличная и сосновая рощи.

Приобретение участка, раскопки[править | править код]

Обширный участок недалеко от часовни Вознесения Господня, на южной вершине Елеонской горы, был приобретён в 1870 году архимандритом Антонином (Капустиным), который предполагал основать здесь мужской монастырь. При посадке деревьев были обнаружены первые мозаики и гробницы, после чего в конце мая 1871 года начались археологические работы. В результате раскопок на участке были обнаружены погребальные пещеры, бюст Ирода Великого, различная утварь, а также мозаичные полы церквей византийского времени, датированные VI—VII веками. Мозаичные полы сейчас можно видеть в часовне Иоанна Предтечи и в Архимандричьем доме.[2] Также обнаружен камень, на котором, согласно преданию, стояла Богородица во время Вознесения Иисуса Христа.[3] В 1873 году все раскопки были приостановлены.

Монастырь[править | править код]

Вид на монастырь от часовни Вознесения (её купол в правом нижнем углу снимка). 1942 год.

В 1905 году, при начальнике Русской духовной миссии архимандрите Леониде (Сенцове), была основана женская «община со старшей сестрой во главе», состоявшая из 15 сестер. Святейший синод утвердил её указом от 15 декабря 1906 года. Община жила по правилам, принятым в Горненской общине. В 1907 году здесь жило 70, в 1914 году — более 100 сестер. С возведением новых корпусов были открыты гостиница, богадельня, золотошвейная и иконописные мастерские.

После начала Первой мировой войны (1914) здания были заняты турецкими солдатами, а Вознесенский храм опечатан. При этом часть насельниц выехала в Александрию, а часть разместилась в греческих монастырях. Иерусалимский патриархат предоставлял сёстрам муку и хлеб и им было разрешено молиться в храме в Малой Галилее.

В 1917 году часть зданий была занята английскими войсками, в другой части проживали сёстры. Военные снабжали их хлебом, чаем и сахаром. Остальные сестры вернулись из Александрии в начале 1919 года, в июне были возобновлены богослужения в соборе. В этот период община переходит в ведение Высшего Русского Церковного Управления за границей.

В 1924 году, по ходатайству митрополита Антония (Храповицкого) (РПЦЗ), с благословения патриарха Иерусалимского Дамиана, Елеонская община стала именоваться монастырем[4].

В 1937 году состоялось освящение трапезного храма во имя святого Филарета Милостивого.

В 1930 году было около 300 сестер, затем их количество постепенно сокращалось, и в середине 1990-х годов в монастыре подвизалось около 50 монахинь и послушниц; монастырь на тот момент был самым крупным в РПЦЗ[5].

После того как в ходе операции «Нахшон», еврейские формирования Иргун и Лехи 9 апреля 1948 года вырезали арабское население деревни Дейр-Ясин, а в июле были изгнаны арабские жители из Эйн-Керема, большинство монахинь Горненского монастыря (около 100) перешли в Вознесенский монастырь[6]. Вследствие передачи израильскими властями Горненского монастыря (Эйн-Керем) советскому правительству (Московскому патриархату), большая часть из них не вернулась в Горненский монастырь, оставшись в Вознесенском монастыре (тогда в Иордании), — из-за нежелания переходить в юрисдикцию Московского патриархата[6][7].

С 1951 года монастырь сделался местопребыванием начальников РДМ в юрисдикции РПЦЗ.

29 августа 2006 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла) возглавил торжества, посвященные 100-летию обители. К концу литургии прибыл патриарх Иерусалимский Феофил III с членами Священного Синода Иерусалимского патриархата и Свято-Гробского братства[8].

Спасо-Вознесенский собор[править | править код]

Вознесенский собор сразу после постройки. Фото 1880-х годов.

Построен в 1873—1881 годах в неовизантийском стиле по архитектурному замыслу архимандрита Антонина (Капустина), который называл его «маленькой Святой Софией», на месте византийской базилики, разрушенной в 614 году армией Сасанидской империи[6]. Строительство приостанавливалось на время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Открытие храма требовало фирмана султана, каковой был выдан Высокой Портой в июне 1882 года[6]. Освящён 8 июня 1886 года во имя Спасителя: патриарх Иерусалимский Никодим возражал против его освящения в честь Вознесения Господня, оставляя этот приоритет за местом Вознесения; вследствие сего в официальных русских документах храм именовался «Спасо-Вознесенским»[6].

Непосредственный исполнитель — итальянский архитектор Джованни Батиста Бизелли[9][4]. В плане крестово-купольный, из основного массивного четверика на все четыре стороны света выступают полувосьмерики абсид. Купол устроен на восьмерике с 24 окнами. Фундамент храма установлен на плоской природной скале. Беломраморный иконостас спроектирован архимандритом Антонином в 1881 году и доставлен из Одессы пароходом в Яффу в 1884 году от московского купца П. Д. Каверина[6].

Иконостас Вознесенского собора

В южной части храма в отдельных мраморных киотах находятся привезённые из России чудотворные иконы Божией Матери: «Елеонская Скоропослушница» (Черниговская-Гефсиманская) и «Взыскание погибших». Здесь же устроены мощевики с частичками мощей разных святых. В каменный пол перед солеёй вставлены обнаруженные при раскопках части мраморных плит пола женского монастыря V века[4].

Часовня обретения честной главы Иоанна Предтечи[править | править код]

Икона Первое обретение главы Иоанна Крестителя

Важнейшая монастырская святыня это место Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя. Часовня стояла здесь уже в IV веке, её мозаичный пол обнаружен во время раскопок архимандритом Антонином (Капустиным).[10] Выложенное мозаикой углубление в полу указывает место, где глава была найдена. Нынешняя часовня построена на месте древней на средства И. Г. Силаевой.

Колокольня[править | править код]

Колокольня «Русская свеча» — самое высокое церковное здание Иерусалима (64 м).

Колокольня высотой 64 м построена в стиле средневековых итальянских кампанил итальянским архитектором Антонио Лангодорки.[4] Самый большой из размещенных на ней колоколов имеет вес 308 пудов (5 тонн), около 3 м в высоту и 213 см в диаметре. Он был отлит в России на средства соликамского купца Александра Рязанцева и доставлен в монастырь 19 февраля 1885 года. На нём есть памятная надпись[11]. На данный момент на колокольне размещено 14 колоколов[12]. С момента строительства колокольня ни разу не реставрировалась и значительно обветшала. В 2014 году начата полномасштабная реставрация колокольни[13].

Другие постройки[править | править код]

  • Дом начальника Русской духовной миссии или Архимандричий дом — находится за монастырскими корпусами. В нижнем этаже здания ранее помещался музей древностей, собранных о. Антонином. В часовне дома пол украшают мозаики IX века с изображеними рыб, птиц и различных орнаментов, а также памятной надписью об Иакове, армянском епископе Метцпинском. В других частях здания на полах первого этажа сохранились мозаики, которые можно отнести к VI веку.
  • Игуменский корпус — в его зале была найдена большая мозаика с греческой памятной надписью VI века.
  • Трапезная с храмом святого Филарета Милостивого — длинное здание с плоской крышей в северо-восточном углу монастыря. В 1907 году было заложено как соборный храм во имя Страшного Суда Господня, недостроенный из-за Первой мировой войны.

Погребения[править | править код]

Среди погребённых в монастыре:

  • Архимандрит Антонин (Капустин), начальник РДМ (1865—1894), похоронен в северной части Вознесенского собора.
  • Игумен Парфений (Нарциссов), ближайший сотрудник и продолжатель дела о. Антонина, первый игумен Елеонской общины. Зарезан неизвестным злоумышленником в своей монастырской келье в ночь на 15 января 1909 года, вероятно с целью ограбления, похоронен около Вознесенского собора, чуть севернее алтаря.[2][4][14]
  • Евпраксия (Миловидова), монахиня (1904—1914)
  • Елизавета, игуменья (1919—1929)
  • Павла (Клюева), игуменья (1929—1934)
  • Мелания (Ненюкова), игуменья (1934—1944)
  • Антония (Клюева), схиигуменья (1944—1951)
  • Тамара (Романова), игуменья (1951—1975)
  • Феодосия (Баранова), игуменья (1975—1984)
  • Параскева (Зильберкрейн), игуменья (1984—1997)
  • Моисея (Бубнова), игуменья (1997[15] — 12 июня 2017)
  • Варвара (Новикова) монахиня (с 12 июня 2017) и. о. настоятельницы[16]
  1. ↑ 1 2 Страница Вознесенского монастыря на Официальном сайте Русской Духовной Миссии РПЦЗ
  2. ↑ 1 2 Иерусалим — Масличная гора. Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 декабря 2009. Архивировано 9 декабря 2009 года.
  3. ↑ Елеонский Православный женский монастырь и Храм Вознесения
  4. ↑ 1 2 3 4 5 П. Платонов К 100-летию основания Елеонского женского монастыря в Иерусалиме.
  5. ↑ ВЕРТОГРАДъ-Информ № 5, 2000
  6. ↑ 1 2 3 4 5 6 ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ
  7. ↑ ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
  8. ↑ Из жизни епархий. Июль — Сентябрь, 2006 / Святая Земля Архивная копия от 17 мая 2016 на Wayback Machine
  9. ↑ Крашенинникова Т. И. Архитекторы Георгий Франгиа и Конрад Шик и их работы, выполненные по заказу Русского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  10. ↑ Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. М. В. Бибиков. М., 2000. С.73
  11. ↑ «Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа» (сверху) и «Колокол пожертвован в Святой Град Иерусалим на святую гору Элеонскую ко храму Вознесения Господня. Лит в царствование Благочестивейвшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Императора Александра Александровича, при супруге его Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, при наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Николае Александровиче и при начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Антонине, по усердию русского поклонника Святых Мест Соликамского купца Александра Рязанцева с сыном Василием Александровичем. 1883. Москва. Завода Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. 308 п 20 ф» (по нижнему краю, в два ряда).
  12. ↑ Московская школа звонарей в Вознесенском монастыре на Елеоне в Иерусалиме
  13. ↑ На Елеоне началась реконструкция «Русской свечи»
  14. ↑ История Рязанского края: Пармен Нарциссов
  15. ↑ Игумения Моисея (Бубнова Галина Дмитриевна) (неопр.). Дата обращения 27 июня 2017.
  16. ↑ Исполняющей обязанности настоятельницы Спасо-Вознесенской женской обители на Елеоне назначена монахиня Варвара (Новикова) (неопр.). Дата обращения 27 июня 2017.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

Лучшая пицца
Сеть пиццерий "BEST" ©2025 г контакты