Остров венецианский: Венецианский остров — Википедия – список, расположение, описание, особенности, фото
РазноеВенецианский остров — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Венецианский остров — остров на Днепре, расположен напротив центральной части Киева, омывается с запада и юга основным руслом Днепра, с севера Венецианским проливом, с востока Русановскии проливом; площадь 187,5 гектаров.
Связан с левым берегом Киева Русановским метромостом, с правым берегом Мостом Метро, с Долобецким островом — пешеходным венецианским мостом. Более южной частью острова проходит Мост Патона, но он не имеет съездов на остров.
Название острова известно с конца XIX в. Связано с летним парком отдыха «Венеция» с рестораном «Новая Венеция», которые были открыты на острове в 1890[1].
На данный момент остров является мощным киевским рекреационным ресурсом — на острове расположен киевский гидропарк, как и в XIX в. рестораны, кафе и зоны отдыха. Через остров проходит красная линия метро и расположена станция станция метро «Гидропарк».
Остров имеет искусственное происхождение. Ещё в середине XIX века территория будущего острова была участком левобережной поймы. На месте Русановской протоки существовала цепочка озёр.
1877 года в результате сильного наводнения на Днепре на месте цепочке озёр образовалась современная пролив, и поэтому образовался новый остров.
Однако уже на протяжении 1882—1884 годов были построены плотины на Русановской и Венецианских протоках, и остров снова стал частью материка. После этих работ нынешний Венецианский остров был соединен дамбой с нынешним Долобецким островом.
В 1-й половине XX в. в результате наводнений и разрушений плотин снова образовался остров.
Начиная с 18 столетия здесь начали селиться люди, а с возведением 1853 года цепного моста поселения получило названия Предмостная слободка.
В конце 19 столетия на острове открыт парк отдыха «Венеция» с рестораном, эстрадой, театром и другими учреждениями. Позже «Венецию» переименовали в «Петровский парк», но второе имя надолго не прижилось [1].
В 1906 году к острову был проложен Русановский мост, а в 1915 году — новый Наводницкий мост. Оба моста были разрушены во время Великой Отечественной войны.
Во время Великой Отечественной войны, а именно при отступлении немецких оккупантов из Киева в октябре 1943 года, поселение было полностью сожжено.
После войны поселок было решено не восстанавливать, а уже в 1960-х годах, после открытия на острове 1965 года станции метро, была обустроена зона отдыха с пляжами и спортивными площадками — киевский гидропарк.
О частой смене характеров проливов и о том, что в разные времена Венецианский остров был то островом, то частью материка, сегодня напоминают несколько озёр на острове.
Острова Венеции — разнообразие в пределах одного города
Когда на Аппенинский полуостров хлынули варвары, тысячи людей бежали в болотистую венецианскую лагуну и попытались выжить там на многочисленных пустынных островах, где было мало пресной воды, плодородной земли и строительного материала. До этих событий здесь только изредка можно было встретить бедные хижины рыбаков, охотников на водоплавающих птиц и добытчиков соли.
Острова
В те времена острова никому не принадлежали, и по законам Римской империи их хозяином становился тот, кто первый поселился на них. Таким образом, беглецы, заняв острова, стали их собственниками, основав на них Венецианскую республику.
Сначала были заселены острова Маламокко и Торчелло, затем островная и материковая Венеция и множество других больших и малых островов. Всего в Венецианской лагуне 118 островов, многие из которых связаны мостами. Самый большой остров—Мурано.
Сан-Микеле
Венецианцы называют Сан-Микеле Островом Мертвых, потому что старое кладбище, на котором и по сей день хоронят венецианцев, занимает почти всю его территорию. Для новых захоронений уже не хватает места, старые могилы вскрывают и кости складывают в специальные склепы.
На самом деле это не один, а два острова, Сан-Микеле и Сан-Кристофоро, которые соединили, засыпав канал. Устроить тут большое кладбище приказал Наполеон: до этого горожан погребали на небольших церковных и монастырских кладбищах. Остров разделен на три части, предназначенные для захоронения католиков, православных и евреев. Есть и место захоронения протестантов. По периметру он обнесен стеной из красного кирпича, вдоль которой со стороны кладбища идет аллея из кипарисов. Здесь находится церковь Сан-Микеле-ин-Изола, сооруженная в XV веке.
Туристы из России приезжают сюда, чтобы поклониться праху своих великих соотечественников, покоящихся здесь в православной части кладбища: Игоря Стравинского и Сергея Дягилева. В протестантской части похоронен Иосиф Бродский. Тут покоится и Петр Вайль.
Бурано
Этот островной квартал Венеции, расположенный на расстоянии 7 км от городского центра, с XVl века известен как центр производства кружев. Среди туристов остров пользуется большой популярностью благодаря своим цветным ярким домам, каждое строение окрашено в неповторимый цвет. Жители острова обязаны обновлять фасады домов, но изменить цвет они могут, только если получат соответствующее разрешение. Остров чем-то похож на Венецию в миниатюре: небольшие каналы, аллеи, интересные дома, базилики.
Здесь, как и везде на островах, есть свои легенды. Одна из них рассказывает, что молодой рыбак, влюбленный в свою невесту, был вынужден покинуть родной остров. Во время странствия по морям его корабль оказался рядом с островом сирен, и хотя юноша не разрешил привязать себя к мачте, как другие моряки, он не поддался соблазну прекрасных сирен. И тогда их королева наградила его за верность кружевной фатой, похожей на морскую пену. После возвращения странника рукодельницы решили попытаться создать такую красоту своими руками. Так появились знаменитые буранские кружева.
На остров любят приезжать художники со всей Италии. Ежегодно здесь вручается престижная среди итальянских живописцев премия за лучшее полотно, которая так и называется «Премия Бурано». В таверне «Барбаро Бурано» все стены расписаны картинами знаменитых художников.
Здесь есть Музей кружев, и рядом стоит церковь Сан-Мартино, внутри которой сохранились росписи Тьеполо. При базилике сооружена уникальная наклонная колокольня.
Венецианское Гетто
Евреи в Венеции традиционно на протяжении веков жили на острове Джудекка. Пока в 1516 году папа не потребовал выселить из города всех иудеев. Городской Совет Десяти не подчинился этому, но и пойти до конца против Папы не посмел, а поэтому нашел компромисс: все евреи были переселены на участок земли, называвшемся Getto Nuovo, в переводе «Новая плавильня», и со всех сторон изолированный каналами.
Слово «гетто» позднее распространилось и в других странах для обозначения городских районов, заселенных в основном евреями.
Попадали в Гетто по трем мостам, при входе на которые были установлены ворота, закрывавшиеся на ночь. В темное время суток покидать остров могли только врачи. Ворота охраняли стражники-христиане. Позже обитатели Гетто могли свободно выходить в город, но только надев особые головные уборы и желтые повязки.
Евреи не могли изучать архитектуру и искусство, поэтому все здания на острове, включая синагоги, проектировали зодчие-христиане. Количество жителей на острове быстро увеличивалось, и из-за нехватки земли там стали строить так называемые венецианские небоскребы, восьмиэтажные дома.
Гетто было ликвидировано Наполеоном, потом снова восстановлено австрийцами. И наконец в 1866 году все ворота уничтожили. Теперь на острове установлен памятник жертвам Холокоста. Здесь работает Еврейский музей, есть две синагоги, где и сейчас проходят службы, ресторан, в котором все блюда готовят из кошерных продуктов, библиотека, тут хранятся книги, написанные евреями из разных стран, банк, основанный еще в Средние века.
Джудекка
От знаменитой венецианской площади Сан-Марко остров Джудекка отделяет три минуты езды на лодке через канал. Здесь жизнь течет тихо и спокойно, тут хорошо подолгу бродить по улицам, плотно застроенным типичными для Венеции старыми домами. Здесь множество ресторанчиков, имеется и несколько небольших отелей.
Туристов привлекает на остров возможность сделать красивые фото видов, открывающихся отсюда на Дворец Дожей и площадь Сан-Марко.
Остров очертаниями напоминает гигантский шип. Он разрезан небольшими каналами на восемь островков. Первоначально он назывался Вигано, по поводу происхождения современного названия существует несколько версий, по одной из них оно произошло от слова «иудеи», потому что здесь жили богатые купцы-евреи. Сюда в поисках тишины и уединения приезжали знатные венецианцы и иностранцы. На острове некоторое время жил Микеланджело, в 19 веке сюда приезжал Альфред Мюссе. Виллы и монастыри Джудекка буквально утопали в зелени. Сейчас облик острова изменился, почти все сады вырублены, появилось много промышленных предприятий.
На острове сохранились два храма, сооруженные Андреа Палладио. Один из них был построен на средства кружевниц при приюте для девочек. Второй соорудили в память об избавлении Венеции от чумы, унесшей в 1576 году больше половины жителей республики. Базилика похожа на виллу, а купол на ее крыше делает сооружение похожим на мавзолей. Раз в год в церкви на поминальной службе присутствовал дож, добиравшийся на остров по специальному понтонному мосту.
Лазаретто
В Средние века здесь был устроен карантин для больных. От названия острова произошло известное во всех языках слово «лазарет». До XVII века весь остров занимали больница и бараки. На островном кладбище захоронено около двух тысяч умерших, в основном это жертвы частых эпидемий чумы.
Позже здесь размещался гарнизон. Потом тут был приют для бездомных собак. Сейчас здесь никто не живет. Но со Средних веков сохранились почти все постройки. И сюда охотно приезжают туристы. Остров находится на юго-востоке Венецианской лагуны рядом с Лидо. Сейчас здесь активно ведутся археологические раскопки, в процессе которых были раскопаны несколько интересных захоронений. Например, женский череп с кирпичом в черепе, он был скорее всего засунут в рот трупу, в котором могильщики заподозрили вампира.
Лидо
Архипелаг из маленьких островов, узкая длинная отмель, вытянувшаяся на 11 км и служащая границей между Адриатическим морем и лагуной, называется Лидо. Такое же название носит и самый большой остров архипелага.
В Средние века на острове, в то время носившем имя Святого Николая, располагался монастырь бенедиктинцев. Он был известен тем, то там хранились мощи Святого Николая. В конце XIV века небольшой участок земли рядом с аббатством отвели под еврейское кладбище, которое известно своими интересными надгробьями и сейчас открыто для посещения.
В XVII веке на острове была построена церковь Санта-Мария-Элизабет, и вокруг нее начал расти поселок в окружении рощ.
В северной части располагаются отели и казино, здесь проводится популярный Венецианский кинофестиваль. В центральной части была резиденция венецианского дожа. Сейчас это обычное итальянское селение, где проживают около 17 тысяч человек.
На юге сохранился Форт Сан-Николо, и построены поля гольф клуба. Почти половину территории острова занимают песчаные пляжи, многие из которых отмечены Голубым флагом. Это и частные, принадлежащие отелям, и два огромных общественных пляжа.
На острове отдыхали и жили постоянно многие известные люди: Байрон, Мюссе, Готье, Томас Манн, Сергей Есенин.
Здесь расположен курорт Лидо ди Езоло. Остров пользуется популярностью среди туристов еще и потому, что туда легко добраться из аэропорта: компания Alilaguna регулярно перевозит туристов на катере до Лидо четырьмя разными маршрутами на выбор. На самом острове есть наземный общественный транспорт, что необычно в Венеции.
Мурано
Мурано находится в двух километрах от Венеции. Это не один остров, а несколько небольших островков, соединенных мостами и мостиками. Здесь расположены известные во всем мире муранские фабрики стекла и небольшие стеклодувные мастерские.
Итальянцы владели тайнами изготовления стекла с XII века. Чтобы сохранить тайну производства, стеклодувов переселили на остров Мурано. Специальная полиция следила, чтобы мастера не покидали остров. Каждая семья мастеров имела свои секреты, и такая таинственность еще повышала ценность стекла. Из него изготовляют светильники, украшения, вазы, статуэтки, бижутерию. И до сих пор на острове производят стекло с разнообразным рисунком, с прозрачными нитями внутри, с мерцающими звездами.
На острове есть уникальный Музей стеклодувного искусства, и всюду размещены огромные скульптуры из стекла разного вида.
Рядом с музеем стекла на главной площади сохранилось самое древнее здание в лагуне — церковь Санти-Мария-Донато с мозаичным полом с изображением мифологических животных. Тут есть еще одно интересное строение—монастырь Санта-Мари-дель-Анджели, о котором рассказывал в своих мемуарах Казанова.
Повелья
Огромной популярностью у путешественников пользуется Повелья, из-за мрачных легенд, окружающих остров с давних времен. Рассказывают, что еще римляне отправляли туда зараженных чумой, где они умирали без всякой помощи под открытым небом. Говорят, что там похоронено 160 тысяч человек.
Большинство душ не нашло успокоения и неприкаянно бродит по острову по сей день. Спустя несколько веков на острове была построена психиатрическая больница, рассказывают, что она славилась бесчеловечными экспериментами над пациентами, души которых присоединились к сонму разгуливающих здесь по ночам призраков. Остров заработал репутацию одного из самых страшных мест на земле.
В исторических хрониках утверждается, что первыми людьми, поселившимися на острове, были жители Падуи и Эсте, укрывшиеся здесь от варваров. Остров был плотно заселен вплоть до 1379 года, когда генуэзский флот атаковал его, заставив жителей покинуть эти места.
Остров долго пустовал, пока в 1645 году тут не возвели форт для охраны входа в лагуну. Он до сих пор возвышается на острове. Затем сюда отправляли на время карантина моряков, прибывавших в Венецию. Карантин закрыли в 1818 году, и остров пустовал почти сто лет, пока на нем не была открыта психиатрическая клиника, просуществовавшая сорок лет.
Потом тут пытались выращивать овощи, но это продолжалось недолго. Сейчас правительство хочет сдать остров в аренду, а в помещении больницы предполагается устроить отель.
Сан-Джорджо-Маджоре
Этот остров во времена римлян называли Кипарисовым Здесь были многочисленные фруктовые сады, кипарисовые рощи и ухоженные виноградники. В Х веке монахи-бенедиктинцы основали тут аббатство, которое Бонапарт превратил в казармы. Сейчас монастырь полностью восстановлен, он является частным владением.
А в XVII веке почти в центре острова под руководством архитектора Андре Палладио выстроили собор Сан-Джорджо-Маджоре с тремя часовнями, деревянными хорами и колокольней, откуда можно наблюдать за судами в лагуне и в Большом канале. Белый храм по форме напоминает базилику времен раннего христианства и удачно вписывается окружающий пейзаж. Здесь можно увидеть распятие из дерева и множество других произведений искусства, уникальные скамьи работы фламандских мастеров. Остров свое нынешнее название получил в честь первого настоятеля храма Джорджо Маджоре.
Тут нет ни магазинов с сувенирами, ни ресторанов.
Торчелло
Когда-то Торчелло был самым густонаселенным в лагуне. Первыми поселенцами стали скрывавшиеся от гуннов жители Альтино, которые привезли с собой главную святыню родных мест — мощи Святого Мученика Илиодора, на новом месте они построили собор и поместили туда мощи. Скоро город стал процветать, торгуя с Константинополем, и по числу жителей превзошел саму Венецию.
Но процветание его было недолгим. В XII веке вода в местной гавани превратилась в болото, образовалась так называемая «мертвая лагуна», люди стали болеть малярией, торговля постепенно заглохла, горожане переселились в Венецию. Даже многие здания разобрали для строительства дворцов в Венеции.
Сейчас здесь маленькая рыбацкая деревня. От большого средневекового поселения остались только причудливый мостик, два небольших палаццо, церковь XII века Санта-Фоска, сооруженная в романском стиле, и построенный в 1008 году собор Санта-Мария-Ассунта, известный своими редкими мозаиками, выполненными мастерами из Византии..
В центре острова есть Музей Торчелло, в котором собрана коллекция археологических находок, относящихся к разным периодам истории острова, а рядом с ним стоит «трон Атиллы», на него усаживаются туристы, чтобы загадать желание, считается, что оно непременно сбудется. На самом деле это каменная скамья, на ней сидели трибуны, утверждавшие законы, это единственное, что осталось от когда-то крупного торгового города.
Базилика Санта-Мария-Асунта, построенная в 639 году, была перестроена в XI веке и в таком виде сохранилась до наших дней. В XIII веке она была украшена мозаичными картинами, изображавшими Мадонну. Искусствоведы утверждают, что они по силе воздействия и уровню мастерства художника превосходят знаменитые мозаики Сан-Марко.
Местоположение на карте
Как добраться
До любого острова в Венецианской лагуне можно добраться водным общественным транспортом вапоретто, водным такси или арендовать гондолу. Большинство островов можно посетить в ходе экскурсий.
Некоторые острова соединены друг с другом и материковой Венецией мостами.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Острова Венеции — на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных
Остров Бурано
Рекомендовать место
6
Бурано, один из островов Венецианской лагуны, знаменит двумя вещами: разноцветными, жизнерадостно яркими маленькими домиками и кружевами.
Буйное многоцветье строений возникло не случайно. По преданию, рыбаки, возвращаясь из моря, издалека узнавали свои дома именно по цвету стен. Сейчас в такой наглядности надобности нет, и яркая красота чистых, беспримесных цветов, буквально излучая позитив, просто радует глаз в любую погоду.
Вторая любопытная достопримечательность острова — традиционные венецианские кружева, известные во всем мире своими изящными узорами. Уже в средние века итальянские кружевницы достигли виртуозного мастерства в этом ремесле. Здесь, в Италии, зародились и веками оттачивались приемы плетения, которые теперь используются повсеместно. Виртуозной работой кружевниц можно просто полюбоваться, а можно приобрести изделия искусных мастериц, заодно с масками, который также здесь продаются.
Координаты: 45.48565100,12.41673900
Остров Мурано
Рекомендовать место
14
2
Мурано – 5 небольших островков Венецианского архипелага, где все подчинено одной древней страсти – изготовлению прекрасного стекла, которое весь мир знает под именем муранского. Исторически сложилось так, что всё стеклодувное производство некогда было перенесено сюда из Венеции.
По большому счету смотреть здесь имеет смысл только на сами стекольные мастерские, на собственно изготовление хрупких шедевров и на готовый продукт. Здесь оно есть в изобилии и на все вкусы. Считается, что на острове царит «особая атмосфера», вне которой такое же прекрасное стекло, как сделанное на Мурано, не получится. Эти и другие подробности можно узнать, посетив Музей стекольного искусства – хранилище грандиозной коллекции невероятных стеклянных вещей, или просто пообщавшись с мастеровыми во время прогулки.
Координаты: 45.45961900,12.35245200
Остров святого Георгия
Рекомендовать место
8
Остров святого Георгия является одним из островов Венеции. Площадь острова составляет 0,1 квадратных километра.
Остров заселили и облагородили еще во времена Римской империи. В то время его называли Кипарисовым островом, поскольку вся его территория была покрыта кипарисами, садами и виноградниками. В Х веке на острове был построен бенедиктинский монастырь. В XVII веке здесь был построен собор святого Георгия, который является центральным на острове.
Сейчас на острове находится Фонд культуры Витторио Чини, в котором хранятся коллекции полотен Тосканского Возрождения, восточного фарфора, средневековых манускриптов, мебели, оружия. Фонд состоит из Центра искусств и ремесел, институтов истории искусства, истории Венеции и истории музыки.
Остров святого Георгия хорошо виден с Пьяцетты и из окон дворца Доджей.
Координаты: 45.42805600,12.34361100
Остров Сан Серволо
Рекомендовать место
3
У этого острова, расположенного в бассейне Святого Марка, тысячелетняя история. Он был сохранен благодаря провинциальной администрации Венеции на острове сейчас находятся международный университет, центр конгрессов и музей.
Остров Торчелло
Рекомендовать место
4
1
Самый малонаселенный остров Венецианской лагуны.
Город здесь был основан в середине 5 века жителями материкового Альтино, вынужденными спасаться от нашествия варваров. С течением времени благодаря торговым отношениям с Константинополем разбогател и к 10 веку по численности населения значительно превышал тогдашнюю Венецию. Но благополучие царило здесь не всегда.
С течением времени торговля заглохла и по неясной причине перестала обновляться вода у берегов. Это привело к заболачиванию и местные жители вынуждены были снова спасаться, теперь от малярии. Заодно для строительства в Венеции были разобраны большинство строений Торчелло.
Остров опустел и с тех пор ветшал и старел. Сейчас это малолюдное, если не сказать пустынное место, где уцелело всего 4 очень древних здания. Среди них великолепный собор Санта-Мария-Ассунта, в котором размещается великолепная византийская мозаика 12 века, лучшая в Северной Италии.
Отсутствие помпезности, суеты и блеска соседней Венеции делают остров по-своему обаятельным. Это обязательно оценят романтично настроенные туристы.
Координаты: 45.49675200,12.41669700
Остров Сан-Микеле
Рекомендовать место
5
2
Единственное кладбище Венеции – это остров Сан-Микеле, его еще называют Островом Мертвых. Когда-то на этом острове находился монастырь, а умерших погребали в черте города при церквях и капеллах. Хоронить людей в городе запретил Наполеон, который захватил Венецию в конце XVIII века. Тогда под кладбище были выделены два острова Сан-Кристофоро и Сан-Микеле, однако чуть позже их объединили, засыпав разделявший их канал.
Теперь остров обнесен красной кирпичной стеной, поверх которой стена из кипарисов, из-за которой виден белый купол церкви пятнадцатого века Сан-Микеле-ин-Изола. Сан-Микеле — один из самых зеленых островов Венецианской лагуны и уж точно самый тихий.
Здесь царит покой и порядок, много ухоженных клумб и аккуратно подстриженных деревьев, Само кладбище делится на части по вероисповеданию погребенных там людей. Например, на протестантском кладбище находятся могилы Иосифа Бродского, американского поэта Эзры Паунда и его жены скрипачки Ольги Радж, а так же могила Сергея Дягилева.
Координаты: 45.44706500,12.34725300
Остров Сан-Джoрджо Маджoре
Рекомендовать место
10
1
Остров Сан-Джoрджо Маджoре — это удивительное место, которое по его атмосфере можно назвать центром философской жизни. Здесь нет ни баров, ни ресторанов или сувенирных лавок — здесь расположен собор, открытый в начале 17 века.
Остров является самым известным в Венецианской лагуне и, как и его собор, назван в честь первого настоятеля церкви — Сан-Джорджо Маджоре. Собор строился в период 1566-1610 годов по проекту архитектора Андреа Палладио и был закончен уже после его смерти. Он является главной постройкой на острове и в настоящее время его можно увидеть на всех картинах, изображающих лагуну у Дворца Дожей.
Это удивительный белый храм, в архитектуре которого автор отразил одновременно историю развития зодчества и веры. Об этом нам говорит языческий греческий портик, наложенный на фасад раннехристианской базилики. Внутри храма очень светло, благодаря этому его пространство визуально становится еще больше. Здесь можно увидеть великолепную живопись 15-16 веков, деревянное распятие, резные скамьи уникальной фламандской работы 16 века и много других произведений искусства.
Координаты: 45.42761200,12.34470200
Венецианская лагуна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Венециа́нская лагу́на (итал. Laguna di Venezia) — лагуна в Адриатическом море, местонахождение города Венеции. Именно от названия этого мелкого залива и происходит термин лагуна, вошедший во многие языки мира[источник не указан 1882 дня].
Площадь лагуны составляет около 550 км². Около 8 % площади занимает суша, состоящая из самой Венеции и множества маленьких островов. Ещё 11 % территории — это участки глубокой воды или каналов, оставшиеся 80 % представляют собой ватты или соляные болота.
Сообщение лагуны с морем осуществляется через три пролива:
В этих проливах воздвигнуты защитные заграждения, перекрывающие доступ воды в лагуну при сильном волнении.
Лагуна подвержена значительным изменениям в уровне воды, особенно зимой и весной, когда из-за проблемы acqua alta (высокой воды) происходит затопление большей части Венеции.

В лагуне располагаются более 100 островов, самые значительные приведены ниже:
Название | Оригинальное название | Площадь, км² |
---|---|---|
Кассе-ди-Колмата | Casse di colmata | 11,55 |
Соттомарина | Sottomarina | 10,00 |
Венеция | Venezia | 5,17 |
Лидо | Lido di Venezia | 4,00 |
Сант-Эразмо | Sant’Erasmo | 3,26 |
Борго Сан-Джованни | Borgo San Giovanni | 2,36 |
Пеллестрина | Pellestrina | 2,00 |
Мурано | Murano | 1,17 |
Виньоле | Vignole | 0,69 |
Кьоджа | Chioggia | 0,67 |
Джудекка | Giudecca | 0,59 |
Маццорбо | Mazzorbo | 0,52 |
Торчелло | Torcello | 0,44 |
Сант-Элена | Sant’Elena | 0,34 |
Ла-Чертоза | La Certosa | 0,24 |
Бурано | Burano | 0,21 |
Тронкетто | Tronchetto | 0,18 |
Сакка-Физола | Sacca Fisola | 0,18 |
Сан-Микеле | San Michele | 0,16 |
Сакка-Сессола | Sacca Sessola | 0,16 |
Санта-Кристина | Santa Cristina | 0,13 |
Сан-Джорджо-Маджоре | San Giorgio Maggiore | 0,099 |
Ладзаретто-Нуово | Lazzaretto Nuovo | 0,087 |
Изола-деи-Лаги | Isola dei Laghi | 0,085 |
Ла-Кура | La Cura | 0,081 |
Повелья | Poveglia | 0,075 |
Сан-Клементе | San Clemente | 0,068 |
Сан-Пьетро-ди-Кастелло | San Pietro di Castello | 0,063 |
Ла Салина | La Salina | 0,053 |
Сан-Серволо | San Servolo | 0,048 |
Санта-Мария делла Грация | Santa Maria della Grazia | 0,038 |
Сан-Франческо дель Дезерто | San Francesco del Deserto | 0,037 |
Сан-Ладзаро-дельи-Армени | San Lazzaro degli Armeni | 0,033 |
Кампалто | Campalto | 0,029 |
Ладзаретто Веккьо | Lazzaretto Vecchio | 0,026 |
Сант-Ариано | Sant’Ariano | 0,026 |
Санто-Спирито | Santo Spirito | 0,024 |
Видеоролик о диких животных и природе Венецианской лагуны.
Острова Венецианской лагуны, отзыв от туриста IrinaS на Туристер.Ру
Венеция — Италия Июнь 2010
Острова Венецианской лагуны. Конечно, все, кто приезжает в Венецию, стремятся побывать на этих островах. Мы — не исключение.
о. БУРАНО

Бурано представляет собой архипелаг мелких островов, соединенных каналами и мостиками. Население острова — 5 тыс. жителей, многие из которых, как и их предки, занимаются рыбной ловлей. Когда катер плывет по лагуне, видно несколько брошенных островов — Сан-Джакомо-ин-Палудо (Святого Иакова на Болоте), прежде францисканский монастырь, а в XX веке военная тюрьма и руины монастыря Мадонна-дель-Монте, в XIX веке пороховой склад.
Сразу от пирса начинается улица, по которой идут все приезжие, и на ней нечто, напоминающее колодец, но это — не колодец, это горловина подземной цистерны для сбора дождевой воды. Так выглядело здесь водоснабжение в средние века.
Простые, небольшие домики Бурано окрашены в яркие цвета.

Считается, что яркие здания на фоне бледного лагунного пейзажа служили в давние времена своеобразным маяком для рыбаков. Есть и другая версия — разноцветные домики служили ориентиром подвыпившим морякам.


Но красота требует постоянного внимания: мэрия обязывает жителей раз в полгода обновлять краску на фасадах домов, выходящих на главные улицы острова, иначе — штраф. Даже цвет дома жители не могут поменять по своему желанию — надо послать запрос властям, которые дадут список цветов, разрешенных для того или иного строения.


Но, конечно, всемирную славу Бурано принесли венецианские кружева.

Их начали плести в XV веке, но настоящий бум пришелся на век XVII. Кружева сначала плели монахини и аристократки. В то время в Венеции было много монастырей, куда знатные семьи отправляли своих дочерей. Пока они томились за монастырскими стенами, им подыскивали женихов и готовили приданое. Постепенно приемные монастырей стали превращаться в салоны, в которых послушницы принимали родственников и встречались с кавалерами. А в качестве подарка дарили тончайшие кружева, сплетенные долгими днями и вечерами. Изделия были настолько хороши, пользовались такой бешеной популярностью у модниц по всей Европе, что монастыри смекнули — это прекрасный источник дохода, и стали продавать кружева состоятельным заказчикам.
Аппетит, как известно, приходит во время еды, монастыри взвинчивали цены, и тогда потенциальные покупатели сообразили, что выгоднее экспортировать не кружева, а кружевниц. Так, французский посол сумел уговорить нескольких мастериц выехать во Францию, там они стали передавать опыт местным мастерицам.
Со временем нежные кружева научились плести и в других странах. Но буранские все равно оставались самыми популярными.
Купить настоящее буранское кружево сложно, надо уметь различать оригинал и тайваньские подделки, подделок больше всего на лотках на площади Галуппи.


Памятник композитору, которыл играл для императрицы Екатерины II.

А это дом, в котором он родился

На острове практически одна большая улица, превращенная в галерею магазинов, и площадь, на которой находятся Собор, музей истории кружева, музей композитора и пианиста Галуппи.

Кружево продается везде: и на открытых прилавках, и в магазинах — это носовые платочки, скатерти, детские платьица, нарядные женские блузки, платья, белье, скатерти.


В больших магазинах сидят аккуратные старушки и плетут кружева. На некоторых магазинах надпись — снимать нельзя, а в других можно. Во всяком случае, мне любезно разрешили снять на камеру работу мастериц в двух шикарных магазинах. Цены колеблются от 4 евро за платочек до четырехзначных цифр за большие изделия.
о. ТОРЧЕЛЛО

Этот остров до XI века был самым крупным поселением в округе, собственно, отсюда и начиналась Венеция. Основан он был в 452 г. жителями города Альтино, бежавшими от вторжения гуннов. В 638 г. на остров перебрался и местный епископ, который основал соборную церковь. Постепенно город разбогател на торговле с Константинополем и к X веку насчитывал не менее 10 000 жителей (больше, чем население тогдашней Венеции). Но в XII веке гавань Торчелло за’илела и превратилась в зловонное болото. Мореторговля заглохла, малярия заставила жителей бежать в Венецию, епископ перебрался в Мурано, большинство зданий было разобрано для строительства венецианских дворцов.
От пристани мы идем по набережной,

на пути Понте дель Дьяволо (Мост Дьявола) — мост без перил — сколько подвыпивших морячков упало с него в канал….знает только сам дьвол.

На набережной — кафе, бары, рестораны, и среди них любимый бар Э. Хемингуэя «Лочанда Киприани».

Э Хемингуэй очень любил бывать на острове и написал о нем в романе «За рекой, в тени деревьев». Один из официантов настойчиво приглашал меня зайти в ресторан, о чем-то много и эмоционально говоря по-итальянски, но, когда я увидела, что только маленькая порция салатика стоит 16 евро, я с ним вежливо попрощалась.
Главная (и единственная) площадь — Пьяцца Торчелло



На площади — остатки римских строений



На Пьяцца Торчелло располагается древний Собор Санта Мария Ассунта.

Собор был построен в VII веке, перестроен в XI веке. Он знаменит грандиозным ансамблем византийских мозаик XII века — лучшим в северной Италии. За собором высится Капелла Сан Марко, где одно время хранились мощи Св. Марка на их пути в Венецию.

Через собор можно пройти к кампаниле (6 евро), подняться и увидеть окрестности.
На площади расположена еще Церковь Санта Фоска, самая византийская церковь Венеции XI столетия (вход бесплатный).


Напротив стоит трон Аттилы. Сам Атилла на острове не был, да и кресло высечено много лет спустя после смерти легендарного вождя гуннов. Скорее всего, это кресло принадлежало епископу, у которого была резиденция на острове. Но епископа не помнят, а воинственного предводителя гуннов запомнили на века…

Что ж, Атилла не сидел на троне, так мы посидим, не упустим такой возможности.

о. Торчелло — удивительный остров. Вроде бы и территория небольшая, и смотреть особо нечего, а мы все кружим-кружим по единственной площади… И вдруг поняли — мы не хотим отсюда уходить! Настолько спокойная, умиротворяющая обстановка!


Но — время, надо прощаться с этим благодатным местом. Наш путь — на о. Мурано.
о. МУРАНО

Основой благосостояния жителей острова издавна стало стекольное производство. Искусство венецианских мастеров вызывало восторг и восхищение. Их изделия были так удивительны, что считались волшебными: они будто бы спасали от яда и болезней, стоило только осушить драгоценный кубок венецианской работы. Только венецианские стеклоделы владели тайной изготовления «волшебного стекла», то есть зеркала. А «волшебное стекло» ценилось тогда дороже картин Рафаэля. Мастера умели делать и еще одну диковинку средневековья — очки!
Производство стекла было всегда связано с огнем и угрожало тесной Венеции пожарами, поэтому и было принято решение перенести стекольные мастерские на о. Мурано, а чудные изделия из стекла стали называть муранскими.


Конечно, можно было перенести производство в какой-нибудь укромный уголок на континенте. Но была еще одна проблема, о которой так пеклись венецианцы — необходимость сохранения секретов стеклодувов, а остров был идеальным местом с точки зрения контроля за ремесленниками и сохранения профессиональной тайны.



Ремесло стеклоделов так ценилось, что правительство Венецианской республики наградило «город мастеров» значительными привилегиями.
Стеклоделам хорошо платили.
Каждый муранец пользовался правом носить два кинжала, что в разбойное средневековье было отнюдь не лишним.
Мастер-стеклодел мог выдать свою дочь за самого родовитого и гордого венецианского вельможу — такой брак считался равным, и дети от этих браков сохраняли патрицианское достоинство, и другие.
О подобных правах и преимуществах другие ремесленники могли только мечтать, но….за все эти права и привилегии муранцы отдавали свою свободу.
Мастерство стеклоделов считалось государственной тайной; каждый мастер находился под строгим надзором тайной полиции. Они были узниками, заключенными на своем острове до самой смерти. Но желание свободы было сильнее страха наказаний, и мастера бежали с острова, находя приют в других странах, хотя отголоски жестоких запретов ощущались ещё и в XVIII веке, когда на улицах европейских столиц, случалось, находили убитых мастеров-венецианцев.
На острове можно посмотреть знаменитые печи стеклодувов на Фондамента деи Ветраи, в конце Набережной — Церковь Сан Пьетро Мартире, украшенная фресками Беллини, Тинторетто и дель Веронезе, напротив — площадь с башней, которая выглядит как древний замок, но это театральная декорация;



идти туда не надо, а надо — через второй мост на набережную Фондамента Кавор, где в бывшем дворце епископа располагается Музей Стекла. Недалеко от Музея, на главной площади, находится Базилика деи Санти Мария э Донато— одна из самых древних в лагуне. Венето-византийская базилика была основана в VII веке, в нынешнем виде существует с XII века.
Собор примечателен мозаичным полом XII века с растительным орнаментом и изображениями мифических животных.
На западном краю того же острова, где стоит Санти-Мария-э-Донато, есть еще монастырь Санта-Мария-дельи-Анджели.
Этот монастырь известен по воспоминаниям Казановы — именно здесь произошло одно из его самых захватывающих любовных приключений с монахиней монастыря.


И конечно, везде — стекло, стекло, стекло. Красота неописуемая! Я не удержалась, купила часы с перламутровым циферблатом, отделанным муранским стеклом (38 евро) и такой же кулончик (12 евро). Потом этих кулончиков стало больше, ну никак не могла не приобрести такую красоту.
о. САН — МИКЕЛЕ

Остров мертвых. На острове Сан-Микеле в древности был монастырь, от него сохранилась лишь церковь 15 в. Сан-Микеле-ин-Изола.


Остров обнесен красной кирпичной стеной, поверх которой — другая стена, из кипарисов.

Путь на кладбище ведет через портал, на котором Михаил побеждает дракона.
Везде порядок, чистота и звенящая тишина, перебиваемая трелями птиц. Цветущие розы, флоксы, маки создают особую торжественную атмосферу. За полукруглой стеной католическое кладбище, в сторону ведет указатель к православному (Reparto Greco-Ortodosso) и протестантскому (Reparto Evangelico).
Предмет международного паломничества — могилы Дягилева и Стравинского. Они успокоились на православном участке кладбища.


Могила Бродского — на протестантском участке. Эта часть кладбища выглядит старой и заброшенной. Многие надгробия разрушены, кресты повалены.

На могиле И. Бродского свежие цветы. На простом белом камне выгравировано: Иосиф Бродский 1940–1996, и ниже Joseph Brodsky. На обратной стороне постамента — лаконичная надпись на латыни «Letum non omnia finit» — «Со смертью все не кончается».
Бродский приезжал в Венецию на Рождество в течение 18 лет. Останавливался в разных гостиницах, у знакомых и друзей. Он исходил ни один десяток километров по узким венецианским улочкам и оставил нам в дар лучшее, что было написано об этом городе. В Эссе «Набережная неисцелимых» Иосиф Бродский признался в любви к Венеции, было это написано 20 лет назад. С тех пор образ Венеции стал неразрывно связан с образом самого поэта.
Сегодня Венеция чтит память поэта. Памятная доска, посвященная Бродскому, появилась на той самой набережной, что дала название знаменитому эссе — Набережной Неисцелимых.
Кладбище открыто до 18.00, поэтому, планируя посещение островов, не забывайте об этом. Мы забыли, прибыли на остров минут за 20 до закрытия, и буквально бегом бросились искать могилы соотечественников. С нами еще была группа немцев, искавших могилу И. Стравинского. Общими усилиями мы нашли то, что хотели, нашли еще могилы русских людей, похороненных в Венеции, поклонились им.
Острова Венецианской лагуны — Блог Об Италии с Любовью — LiveJournal
В Венецианской лагуне раскидано множество островов – крошечных, заброшенных, красующихся развалинами рыбацких домов или больниц — с кричащими, выбитыми, темными окнами и разъеденными ветрами, водой и солью стенами. Есть и островки покрупнее, но большинство из них в плачевном состоянии, лишь ожидающие улучшения своей участи. Наверно, рассказывать о лагуне и ее островах можно долго и в нескольких частях, что неувлеченного человека может весьма утомить. Поэтому сегодня несколько слов о наиболее интересных (на мой взгляд) кусочках суши, выступающих из венецианских вод и болот.Мурано, Бурано и Торчелло сегодня не будет. О загадочной Повелье я уже писала, с тех пор ее судьба изменилась – решено построить роскошный отель вопреки жутковатым легендам и преданиям, что неизменно привлечет на остров толпы желающих, а миллионы евро потекут в казну. Сегодня о тех островах, куда почти никто не добирается, но их прошлое в отличие от настоящего, вызывает живой интерес.
Санта Мария делла Грацие. Высится недалеко от Сан Джорджо Маджоре – активного туристического центра Венеции. Здесь располагался настоящий паломнический центр, грамотно организованный, удобно спланированный и отличавшийся четкостью работы. Среди служащих были люди, знающие разные языки, чтобы у гостей-паломников не было проблем с иъяснением и пониманием. Центр приносил Светлейшей хорошие гонорары, а паломники, отбывающие в Святую Землю, были счастливы и довольны, легко расставаясь с деньгами за оказанную помощь в размещении.
Со временем на Ла-Грации вырос монастырь, главной святыней которого стала скульптура Девы Марии, сделанной по преданию, самим апостолом Павлом. Потом пришел Наполеон и превратил святую обитель в пороховой склад. Однажды случайно зажженная спичка заставила взлететь все на воздух, оставив вместо монументального храма груду камней. На многострадальном острове не осталось ничего, а через несколько лет здесь открыли инфекционную больницу, которая закончила своей нездоровой атмосферой славную и религиозную историю Ла-Грации.
Сан-Клементе. Данный остров не так далеко от Сан-Марко, однако это не мешало ему всегда быть в тени и безызвестности. Когда-то на нем стоял монастырь, а его главная церковь еще недавно была в целости и сохранности – в ней и подсобных помещениях устроили сумасшедший дом.
Любопытная история произошла и во время Второй Мировой войны. Двое венецианцев, призванных на службу, сбежали от армейских властей и прятались на Сан-Клементе в полуразрушенной лодочной мастерской. Друзья и родители периодически привозили необходимые вещи и еду, что помогло ребятам прожить на острове несколько лет и остаться необнаруженными до самого конца войны. А потом вернуться в город к своим семьям и жить долго и счастливо, возможно, даже с легкими угрызениями совести:)
Сан-Севроло. Мало какие венецианские острова избегали участи больниц, сумасшедших домов, лазаретов или тюрем. Сан-Серволо тоже не исключением. В 18 веке он распахнул свои двери для умалишенных, но непростых – а очень знатных и богатых. Сюда пациенты поступали только по направлению Совета Десяти, который мог под шумок и избавляться таким образом хоть и от благородных, но неугодных людей высокого положения. Шелли назвал Сан-Серволо самым известным сумасшедшим домом на земле, существование которого прервал Наполеон Бонапарт.
С островом связаны и монахи-бенедектинцы, основавшие здесь свой монастырь, в котором тоже имело место одно историческое событие. Император Западной римской империи Оттон III прибыл туда инкогнито собрать сведения о растущей мощи Венецианской республики, а заодно и полюбопытствовать. Конечно, у него были политические мотивы, да и общую картину о Венеции ему, несомненно, хотелось иметь. Так вот его, тщательно кутающегося в черное, в монастыре встретил сам дож Пьеро Орсеоло II и выдал все необходимые Оттону сведения, чем императора весьма удивил.
Конечно, это не все. В лагуне Венеции намного больше островов, каждый со своей историей и трагедией. Это — мрачноватый, но увлекательный мир, который не оставляет меня равнодушной. Его аура тяжела, сера и туманна, болота топки, отмели безжизненны, но лагуна остается живым организмом и даже неким романтическим символом, овеянным неизвестностью, грустью и фатальностью.
Фото — wikipedia.it
Острова Венеции
Острова Венеции были заселены намного раньше, чем здесь появились первые римские солдаты. С незапамятных времен тут находились скромные хижины рыбаков, добытчиков соли и охотников на водоплавающих птиц. Таким образом, человек начал свою хозяйственную деятельность с присвоения готовых даров природы, то есть с охоты и рыбной ловли. Скотоводство и земледелие появились уже, вероятно, в римские времена.
На закате Римской империи ее области Венето и Истрия были самыми беспокойными, так как через них постоянно проходили племена варварских народов — лангобардов, готов и других, разрушавших великий Рим. Местные жители (в основном это были рыбаки) укрывались на малодоступных для завоевателей островах Адриатического моря, защищенных от него узкими земляными барьерами.
Столицей и стратегическим центром области, населенной венетами, стал город Аквилея, основанный римлянами еще в 181 году до н.э. Ныне расположен восточнее современной Венеции. Через него проходили пути с Апеннин на север (через отроги Альп в Германию) и северо-восток Европы, а также в Константинополь — столицу Византийской империи. В 452 году под натиском войск Аттилы (царя гуннов) Аквилея была разрушена. Когда гунны подошли к стенам города, ужас его жителей был так велик, что, по рассказам, даже птицы уносили в клювах своих птенцов.
Гунны завоевали Верхнюю Италию вплоть до реки По, и жителям из Северной Адриатики и Падуи не оставалось ничего другого, как искать убежище на островах Адриатического моря. Спасаясь от нашествия варваров во время великого переселения народов, они заселили небольшие островки лагуны, воды которой ежедневно очищаются при приливах и отливах. Западнее находится мертвая лагуна со стоячей водой, и жизнь здесь невозможна. Острова и островки, чуть возвышавшиеся над морем, располагались на расстоянии примерно четырех километров от материка. Это было унылое, гиблое пространство, покрытое многочисленными болотами, а песчаные отмели обнажались только после морских отливов.
Под действием моря и стихийных сил природы некоторые из этих островов исчезали, другие сильно изменяли свои очертания, и почти все из них за столетия деятельности человека во многом изменили свой облик. Островки эти были разделены водными пространствами, постепенно сведенными на «нет»: их заполнили, заделали высушенными водорослями, тростником и землей и стали возводить на них дома, а впоследствии и дворцы. Древнейшая же история города покрыта мраком, потому что люди жили тихо, бедно и неприметно. Их окружали только вода и небо, а земли было так мало, что поневоле их жизнь оказалась связанной с морем, которое кормило их рыбой и другими своими дарами.
Уже само рождение Венеции, расположенной на 118 островах, соединенных между собой сотнями мостов, было настоящим чудом. Согласно официальной версии, Венецию создали два обстоятельства — падение Римской империи и нашествие варваров. По венецианским же преданиям, ровно в полдень в пятницу 25 марта 451 года лагуна расступилась, чтобы дать место самому удивительному городу на земле. Через два века на островах лагуны сложилась уже крепкая, самостоятельная община.
Самое раннее описание лагуны и ее жителей встречается у Флавия Магнуса Аврелия, бывшего в 537-538 годы придворным при остготском дворе. В своем письме он сообщал о немудреной жизни обитателей островов, существовавших за счет рыболовства и добычи соли. Их дома, разбросанные по берегам, были ограждены ивовыми заборами, которые больше были похожи на птичьи гнезда; другие дома покачивались на воде…
После завоевательных походов Аттилы численность населения островов выросла, но жизнь первых поселенцев была в те времена достаточно сурова. Прежде всего, им необходимо было обеспечить себя твердой землей, на которой можно было бы возводить долговременные здания. Значит, надо было осушать озера, гатить болота, настойчиво и терпеливо отвоевывать у моря участки суши, возводить насыпи и прокладывать каналы. Чтобы сооружать дома, переселенцы заостряли верхушки срубленных деревьев и вгоняли их в зыбкую почву. Так были созданы свайные фундаменты, на которых возведены почти все здания Венеции. До сих пор могучий лес вогнанных в землю стволов держит на себе весь город, не давая ему погрузиться в лагуну. Лесов в ту пору здесь было много, так что нужды в дереве первостроители не испытывали. Со временем кое-где на побережье «твердой земли» появились даже сады и виллы провинциальной римской знати.
После разрушения Аквилеи наиболее значительное поселение возникло на одном из длинных островов (нынешнем Л идо), и называлось оно Маламокко. Здесь с начала VIII века проживали предки нынешних венецианцев, управлявшие населением остальных островов лагуны, среди которых наибольшее значение имели Градо и Торчелло, а также Гераклея и некоторые другие. На каждом острове стояла церковь, за которой расстилалось «кампо» — поросшее травой поле. Вокруг располагались дома тех, кто давал деньги на строительство церкви; рядом стояли дома победнее. Благодаря такой планировке, когда острова объединились и образовали Венецию, в городе не оказалось богатых и бедных кварталов.
После падения Римской империи это островное государство сначала зависело от Падуи, а потом входило в состав Византийской империи. Однако уже войны с лангобардами наглядно показали необходимость объединения, и в 568 году патриарх Павлин, покинув Аквилею, поселился со своей патриархией на маленьком островке Градо, перенеся туда все святыни и церковные сокровища. Примерно в то же время на острова лагуны переместились и епископства из других городов, а с 697 года там установилась власть пожизненно избираемого дожа (предводителя). Первым правителем стал Паололуццио Анафесто (под именем Догадо).
Однако между жителями островов постоянно возникали конфликты и раздоры, которые в 803 году чуть было не привели к гражданской войне. В связи с этим дож Анджело Партесипаццио решил перенести столицу на другой, более укрепленный остров — Риальто, занимавший к тому же особенно выгодное положение. В 812 году на Маламокко состоялась одна из решающих битв венецианской истории, когда французский король Пипин Короткий (сын Карла Великого) был разбит, а армия его погибла в зыбучих песках лагуны.
Остров Риальто, где возник деловой и административный центр островов, был защищен со стороны суши значительным водным пространством, а со стороны моря — довольно плотной цепочкой островов и островков. Следует отметить, что и сам Риальто — это не один остров, а целых восемь, которые разделены Большим каналом и его ответвлениями. Здесь уже находилась пристань, а вскоре выросли дворец и капелла дожей, в которую в 828 году были перенесены мощи святого евангелиста Марка.
Географическое местоположение Венеции было настолько выгодным, что уже в IX веке город стал торговым посредником между Западом и Востоком, что способствовало его политическому росту и экономическому обогащению. Много веков венецианские купцы считались самыми деятельными и богатыми во всем цивилизованном мире: они продавали соль и рыбу, хлеб и вино, масло и лес, пряности и шелк, шерсть и множество других товаров, в том числе и рабов. В 1368 году на рынке в Венеции скопилось так много рабов, что возникла опасность восстания, и власти поспешили усмирить их палками.
До рубежа X—XI веков Венеция называлась просто Риальто и образовалась она как вольная община поселившихся на островах людей, почти не стесняемых никакой посторонней властью. К тому же городу не нужно было, подобно Генуе и Пизе, прибегать к насилию и пиратству, чтобы добыть себе «место под солнцем». Только такая община и могла распорядиться низкими, заболоченными островками лагуны, которые часто подвергались наводнениям. Русский писатель А. И. Герцен, глубоко пораженный всем увиденным, воскликнул: «Будьте уверены, что Венеция — прекраснейшая из нелепостей, созданных человеком, — она величественна в силу своей нелепости… когда землею служит только вода, а точкою опоры — утесы, нужно строить, строить, украшать, вновь украшать».
У венецианских поселенцев не было собственной древней истории, поэтому поисками родовых корней венецианцы занимались за пределами островов лагуны.
Венецианцы обосновались на ничьих островах — никому не принадлежавших, поэтому, согласно римскому праву, собственником островов становился тот, кто завладевал ими первым. Так венецианцы и стали собственниками островов лагуны, построили свое государство, которое с конца X века стало самостоятельным, но только во второй половине XV века утратило свой «островной» характер.
Вскоре после обретения мощей св. Марка венецианцам пришлось испытать натиск с моря арабов, которые захватили Кипр, Крит и Сицилию и угрожали всему южному побережью. Венецианский флот не выдержал испытания, проиграв два сражения. Но постепенно жители лагуны построили новые корабли, в том числе предназначавшиеся и для торговли. Уже в конце X века в Венеции производились все виды судов, которые тогда были известны в районе Средиземноморья: и быстроходные военные галеры — узкие и стройные, приводившиеся в движение десятками и сотнями рабов; и широкие тихоходные корабли купцов, ходившие под парусами; и мелкие суда, и «вороны» для поддержания боевой деятельности галер; и корабли для торжественных процессий, и легкие гондолы для уличного и прибрежного плавания и другие. Развитие судостроения было настолько важным, что правительство Венеции отчасти взяло это дело в свои руки, и в XII веке был сооружен знаменитый Арсенал. Здесь производилось то оружие, которым Венеция потом бойко торговала с мусульманскими странами («панцири»).
К началу XII века Риальто окончательно утвердился как политический и деловой центр Коммуны, и способствовали этому несколько обстоятельств. Во-первых, был устроен новый монетный двор, куда перенесли чеканку собственной монеты. Во-вторых, в 1104 году были заложены верфи, превратившиеся впоследствии в знаменитый Арсенал, о чем говорилось выше. В 1172 году был образован Большой совет, который уже через пять лет сделал решительный шаг к обретению Венецией особого статуса в Средиземном море. Подробнее об этом будет рассказано в главе «Обручение Венеции с морем». Так в XII веке образовался своеобразный треугольник: остров Риальто стал местом деловой активности, Арсенал — местом техники, Сан-Марко — площадью политической жизни, в центре которой находились Дворец дожей (местопребывание светской власти) и собор Сан-Марко.
К концу XII века Венеция становится реальной «Царицей Адриатики». Это был не только крупный торговый центр, но и город богатых морских извозчиков, которые отдавали свои корабли «под извоз» и «принимали риск за товар». Громадные выгоды Венеция извлекла и из крестовых походов: она захватила много земель, получила ряд привилегий и еще больше распространила свое торговое влияние.
Жизнь Венеции кипела на городских набережных, на пристани высились груды товаров, приготовленных для вывоза, — соль, стекло, соленая рыба, изделия из дерева, железо.
Тут же лежали и товары, привезенные из других итальянских городов, а также из Германии, Венгрии, Далмации и даже из далеких Испании, Франции и Англии — эти товары предназначались для переправки на Восток. У причалов стояли огромные галеры, с которых сгружали товары, привезенные с Востока: аккуратно сложенные штабеля сандалового дерева с острова Тимор; тюки шелка и других тканей всевозможных расцветок — их привезли из Дамаска, Багдада и Александрии. Рядом громоздились мешки с лекарствами.
Около товаров хлопотали корабельные писари и кладовщики: проверяли, взвешивали, измеряли, сравнивали и, как водится, спорили… Стоявшие тут же купцы следили за разгрузкой более ценных товаров — самоцветов, жемчуга, кораллов, золотых и серебряных слитков и монет. Неподалеку громоздились кули благоухающей гвоздики, мускатного ореха, бамбуковых трубок с камфарой, перца, имбиря, слоновой кости и красного камедного дерева.
Здесь же можно было увидеть длинную череду женщин, иногда в толпе встречались и мужчины. У всех была диковинная одежда, они смотрели мрачно и неприветливо. Это были рабы, которых под стражей везли из Леванта; родина осталась далеко-далеко, а впереди их ждал невольничий рынок.
Тут же без всякого дела бродили матросы, не упускавшие случая взглянуть на смазливое женское личико или изящную фигурку, ведь столько долгих недель плавания они были лишены этого.
Вдоль набережных по каналам двигались сторожевые суда, которые выслеживали контрабандистов. Огибая острова и выходя за пределы лагуны, быстро скользили плоскодонные, послушные рулю рыбачьи лодки. Под лучами яркого солнца их красные и оранжевые паруса словно пылали, отбрасывая на воду странные тени, похожие на тени летящих птиц. Плыли суда, доверху нагруженные сардинами и другой рыбой, другие везли на рынок всевозможные фрукты и овощи. Встречались и небольшие суденышки, которые вели торговлю только в устье реки; суда побольше поднимались вверх по рекам. У пристани можно было видеть и огромные галеры, которые совершали плаванье в открытом море. У причалов швартовались мощные военные корабли с башнями на палубе, под охраной пращников и лучников, с катапультами и баллистами, с запасом каменных ядер и кожаными щитами, ограждавшими борт от греческого огня, с мощным «клювом» на носу — чтобы таранить противника.
Таким был этот город, о котором Мартино да Канале на страницах своей Венецианской хроники писал так: «Венеция, ныне самый прекрасный и приятнейший город во всем мире, полна прелести и всяких чудесных вещей. Товары текут через этот благородный город, как вода через фонтаны. Стоит Венеция на море, и соленая вода окружает ее и течет внутри ее во всех местах кроме домов и улиц, и когда жители города отправляются куда-нибудь, они могут возвращаться или по воде, или по улице. Со всех краев стекаются сюда товары, и купцы покупают любые товары, какие хотят, и приказывают увезти их в свои страны.
В городе — великое изобилие пищи, хлеба, вина и водоплавающей птицы, свежего и соленого мяса, крупной морской и речной рыбы; сюда приходят купцы из разных стран, которые продают и покупают. Вы можете встретить в этом прекрасном городе людей с достойными манерами, пожилых, среднего возраста и молодых, которые и продают, и покупают; и менял, и горожан любого ремесла, и всякого рода моряков, и суда для перевозки грузов в любой порт, и галеры для истребления неприятеля. Кроме того, в этом прекрасном городе есть множество красивых дам, девиц и молодых девушек, наряжаются они весьма богато».
Остров Джудекка
Широкий канал Джудекка отделяет Венецию от острова Джудекка, который очертаниями своими похож на шип. Остров, в свою очередь, и сам прорезан небольшими каналами, к тому же он представляет собой не единый массив, а группу из восьми небольших островков. В древности цепь этих островков называлась Спиналонга, что означает «длинная кость», и название это дано за сходство ее формы с рыбьим хребтом. Сначала этот остров назывался Вигано, а нынешнее название канала и острова, по предположениям некоторых ученых, происходит от слова «zudega», означающего «по справедливости». Дело в том, что решением Верховного суда земля на острове передавалась в пользование семьям инакомыслящих, которым запрещалось жить в Венеции. Есть версия, что название произошло от слова «giudicati» («радикальные аристократы»), которых сюда отправляли в ссылку. По мнению других исследователей, название произошло от слова «iudei» (иудеи), так как здесь обосновалось много богатых левантийских купцов-евреев.
Евреи на Джудекке жили довольно спокойно и пользовались уважением; в XIII веке они даже получили нечто вроде почетного гражданства Венеции. Но с 1349 года их заставили носить на одежде желтый кусок ткани, а с XVI веке — еще и красную шляпу.
Когда-то остров был излюбленным местом отдыха венецианской аристократии, уезжавшей сюда в поисках покоя и уединения. На Джудекке одно время жил великий Микеланджело, бежавший в Венецию после поражения Флорентийской республики. Несколько столетий спустя на этот остров уехал из Венеции французский писатель Альфред Мюссе — после того как его покинула Жорж Санд, сбежавшая с лечившим его врачом.
Джудекка славилась своими виллами и, судя по описаниям того времени (XIV-XVI), живописными парками и фруктовыми садами. Все утопало в зелени в этом тихом местечке, куда не проникали шум и городская суета. Здесь было семь монастырей (теперь почти все из них упразднены) и несколько философских и литературных академий, которые и сейчас продолжают работать.
Брошенные в начале XIX века монастырские здания со временем были превращены в тюрьмы и фабрики, потом и предприятия закрылись, и на их месте образовались пустыри. Но с середины XX века они стали застраиваться, Джудекка начала менять свой облик, и это продолжается до сих пор постепенно исчезают великолепные сады, уступая место промышленным предприятиям и другим сооружениям. Зелень в основном осталась только вдоль берега, обращенного к лагуне, и то это лишь небольшие палисадники.
Всю западную часть острова занимает громадное здание мукомольного завода Mulino Stucky, построенное швейцарским магнатом Джованни Стаки. В 1895 году этот воинствующий бизнесмен-протестант нанял для перестройки завода немецкого архитектора Эрнста Вуллекопфа, но городским властям предложенный им проект не понравился. Чтобы получить разрешение, Джованни Стаки шантажировал власти, что уволит всех рабочих. В начале XX века он сделался самым богатым человеком в Венеции и купил на Большом канале палаццо Грасси, но в 1910 году был убит одним из рабочих, а спустя полвека (после Второй мировой войны) предприятие пришло в упадок, и в 1954 году его закрыли. Вокруг него до начала XXI века располагались самые дешевые районы Венеции, но потом началось грандиозное строительство, и в 2005 году должны были открыться роскошный отель и кондоминиум, часть квартир в котором уже была продана. Однако весной 2003 года здание внезапно загорелось, и от него остались только стены.
На Джудекке есть две церкви, возведенные знаменитым Андреа Палладио. Одна из них — Санта-Мария делла Презетанцьоне, которая более известна под названием «Дзителле» (девушка). Церковь строилась по проекту Палладио, но уже после его смерти; она представляет собой кубическое с трех сторон здание, которое окружено приютом для девушек-сирот. Занимались они в основном плетением кружев и вышиванием, поэтому строился храм на деньги кружевниц.
На противоположном берегу вдоль Джудекки тянется набережная с серыми, скучными зданиями, среди которых лишь некоторые постройки интересны в архитектурном отношении.
Прежде всего следует назвать церковь Иль Реденторе (Искупителя), которая возводилась по решению Сената Венецианской республики как вотивный храм в память об избавлении от чумы 1576 года, унесшей жизни трети городского населения. Вплоть до конца Венецианской республики дож посещал эту церковь по специально сооруженному для такого случая понтонному мосту. Церковь начали строить уже в 1577 году по проекту Андреа Палладио, который знал, что храм будет носить церемониальный характер. Поэтому при проектировании он выбрал нечто среднее между официальной постройкой и сельской идиллией. К последней тянула и сама обстановка Джудекки, к которой архитектор и сам всегда был склонен, так как в основном строил загородные виллы. В результате крутая лестница церкви Иль Реденторе напоминает виллу, а купол ее создает иллюзию кубической постройки (почти мавзолея).
Строгий классический фасад этой церкви, некогда принадлежавшей ордену капуцинов, украшен фронтоном усложненного рисунка, колоннами и статуями. Среди последних особенно замечательны св. Марк и св. Франциск работы Кампана. Эти же статуи того же мастера, но только отлитые из бронзы, находятся на престоле главного алтаря.
Традиционный праздник Реденторе тоже установлен в память о прекращении чумы. Устраивается он на воде и отмечается в третье воскресенье июля; к этому дню через Джудекку выстраивается понтонный мост, по которому венецианцы идут к храму. Канал заполняется лодками, катерами, яхтами и туристами в гондолах — все отправляются на Джудекку, вдоль которой на целый километр тянутся столы, так как в этот день положено есть только у воды. Праздник, накануне открывшийся торжественным богослужением, на котором в прежние времена всегда присутствовал дож, вечером следующего дня превращается в народное гулянье на канале Джудекка и в лагуне. Здесь устраиваются плавучие эстрады, на которых выступают оркестры; берега иллюминированы разноцветными фонариками, иллюминированные гондолы скользят по воде, в которой отражаются тысячи фейерверков. На берегу сооружаются всевозможные конструкции, начиненные пороховыми петардами, шутихами и ракетами. Одна за другой они начинают вертеться огненными колесами, разбрасывая во все стороны дождь разноцветных искр и постоянно меняя цвет. Один огненный аттракцион сменяется другим — еще более увлекательным, и во время праздника небо и воды лагуны бывают исчерчены фантастическими композициями огненных фонтанов, линий и брызг. Венецианцы любуются этим зрелищем из лодок, украшенных зелеными ветками и разноцветными воздушными шариками.
Но самое фантастическое зрелище участников и зрителей ждет впереди. Когда праздник Реденторе заканчивается и раскаты фейерверка затихают, в наступившей вдруг тишине, нарушаемой лишь плеском воды, вся Джудекка словно снимается с места и плывет. Сотни гондол и лодок, покачиваясь и поблескивая огоньками, скользят по воде бесконечно и бесшумно…
Туристов привлекает на Джудекку и 33-метровый железный мост, который находится на острове с 1340 года. Когда-то он связывал город с осушаемыми территориями, а сейчас с него можно любоваться изумительным видом площади Сан-Марко.
Другие острова лагуны
Прелестный остров Бурано — это своего рода маленькая Венеция с каналами, аллеями, узкими проходами и причалами, на которых сушатся рыболовные сети, а также домиками рыбаков, раскрашенными в яркие цвета. Причем цвета эти меняются в зависимости от времени года и выбранной точки обзора.
Жены рыбаков в ожидании мужей занимались вышиванием и плетением кружев, и ремесла эти впоследствии прославили остров на весь мир. Но после падения Венецианской республики кружевное дело на Бурано пришло в упадок и возродилось только почти век спустя — в середине 1880-х годов. Произошло это благодаря усердию старой кружевницы Ченции Скарпариоле, которая стала передавать свое умение и мастерство молодому поколению. Знаменитую вышивку гарусом создают искусные пальцы кружевниц-вышивальщиц, которые используют лишь иголку с ниткой, превращая тонкие нити в невыразимо прекрасные узоры. Неудивительно, что история этого ремесла теснейшим образом связана с преданием о путешествии в открытом море.
Согласно легенде, молодой человек, обрученный с прекрасной девушкой, вынужден был покинуть остров и дом и отправиться в поисках счастья на далекий Восток. Он переплыл много морей, и вот его корабль достиг океана, где жили прекрасные сирены. Все моряки, как до них Одиссей, привязали себя к мачтам кораблей, чтобы не поддаться их чарам и волшебному пению и не упасть в воду. Но юноша с острова Бурано, страстно влюбленный в свою невесту, устоял перед пленительными сиренами, и королева русалок сильно обиделась на его верность и преданность. Она захотела встретиться с ним, а потом, тронутая невинностью юноши, предложила ему ценный дар — взбила хвостом пену у борта корабля, а потом эта мягкая и пышная пена превратилась в ее руках в прелестную кружевную фату. И когда туристы любуются экспонатами Музея кружев, примыкающего к старому дворцу делль Подеста, им совершенно ясно, что только этой романтической легендой можно объяснить мастерство буранских кружевниц и их преданность своему искусству.
Местные жители отличаются своей мелодичной манерой речи и, по наблюдениям многих, типичной для рыбаков хитростью. От предков они унаследовали талант выжимать из лагуны с ее постоянно меняющимися красками все, завлекая людей искусства (особенно писателей и художников) в эту волшебную сеть. Природа острова, действительно, славится своей живописностью, что всегда привлекало многих художников. Так, поэт Диего Валери в своих «Венецианских фантазиях» писал: «Художники приезжают сюда из Венеции или Милана. Они бросают взгляд вдаль, через канал Терранова и сразу замечают эффект контрастных и дополнительных теней — насыщенных и мягких, радостных и мрачных. В изумлении взирают они на эту игру теней — такую искусную и при этом такую естественную». Неслучайно именно этот остров был выбран для вручения престижной премии в области искусства (за лучшую картину), которая сейчас называется «Премия Бурано». Дух искусства до сих пор ощущается в знаменитой таверне «Романо Барбаро», все стены которой покрыты рисунками, акварелями, картинами и смешными карикатурами. Группа из нескольких художников основала на острове колонию — в отместку за свои отвергнутые на Биеннале работы. Поселившись на Бурано, они много времени посвящали зарисовкам с натуры, запечатлевая красоту окружающей их природы.
К архитектурным достопримечательностям Бурано относятся церковь Сан-Мартино, главным сокровищем которой является полотно Тьеполо «Распятие», и падающая колокольня, похожая на карандаш.
После того как варвары полностью разрушили древнее римское поселение Альтино, бежавшие оттуда люди поселились и на Торчелло. Об этом самом дальнем острове лагуны, на котором покоятся останки ее первых жителей, тоже сложено немало легенд. По одному преданию, переходящему из поколения в поколение, жители Альтино предчувствовали нашествие лангобардов, но у них не было сил остановить их. Тогда они стали молить о помощи Бога, и неожиданно стая птиц вместе с птенцами покинула свои гнезда и взмыла в небо. Жители приняли это за знамение и бежали из Альтино: одни — в сторону Истрии, другие — в византийский город Равенна, а остальные доверились голосу с неба, который на латыни произнес: «In turrem ascendite, ab aster autem videre» («Взойдите на башню, увидите звезды!»).
Люди поднялись на башню и увидели в лагуне остров, предназначенный им самой судьбой, который и стал их убежищем. Свое новое поселение они назвали Туррис (или Туррицеллум), потом это название трансформировалось в Торчелло — в честь той башни в родном Альтино, на которую они некогда поднялись в поисках спасения.
В конце XIX века наиболее экстравагантны английские эстеты специально отправлялись на Торчелло, что по тем временам было целым путешествием. В XX веке болота на острове осушили, основания зданий укрепили, мозаики церквей расчистили, и Торчелло стал одним из посещаемых островов лагуны. В настоящее время жизнь на острове в основном зависит от туризма, но по историческим сведениям здесь когда-то процветал крупный торговый город с 20-тысячным населением; здесь было местное правительство и резиденция епископа. Но сегодня из свидетельств былого величия острова остался только так называемый «Трон Аттилы», на котором, по преданию, сидел царь гуннов. На самом же деле на этой громадной каменной скамье восседали трибуны, отвечавшие за утверждение законодательных актов.
К архитектурным достопримечательностям острова относятся дворцы Совета и архива (XIV в.), в которых в настоящее время разместился Музей Торчелло. В нем представлены коллекции археологических находок — экспонаты времен Римской империи, раннего христианства и Средневековья.
Главным культовым сооружением на острове является собор Санта-Мария Ассунта, заложенный, как следует из старинной надписи в храме, в 639 году по приказу экзарха Равенны. В IX-X веках собор перестраивался, но до нашего времени сохранил свои романские формы, светло-коричневые стены и арочный портик. Особенно ценны в нем памятники византийского искусства, дошедшие до нашего времени — знаменитые мозаики XII-XIII веков. Мозаика абсиды изображает Мадонну в синем и золотом одеянии, величаво держащую Своего лучезарного Младенца и возвышающуюся над двенадцатью апостолами. На стене вокруг Царских врат изображено приготовление к Страшному суду — трубят ангелы, на троне Всевышнего лежит раскрытая Книга судеб. Архангел Михаил потрясает весами, и ангелы начинают бросать грешников в геенну огненную.
Когда на яркие мозаики этой церкви падает свет, у посетителей дух захватывает от вспыхивающих ярким цветом красок, преображающих и всю церковь. Некоторые исследователи считают, что силой и выразительностью эти отреставрированные мозаики превосходят даже мозаики Сан-Марко (особенно те, которые на полу, сделанные из камня и стекла).
На Бурано родился великий композитор Балдасар Галуппи, в честь которого впоследствии была названа площадь в самом центре острова.
Добавить комментарий