Прямые линии элемент организации плоскостной композиции: Презентация по Изобразительному Искусству на тему «Прямые линии и организация пространства» ( 8 класс) – «Прямые линии и организация пространства» 7 класс
Разное«Прямые линии и организация пространства» ( 7 класс)
Презентация по изобразительному искусству на тему: « Прямые линии и организация пространства»
Выполнила: учитель искусства
МОБУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов»
Логинова Татьяна Михайловна
Сочетание различных прямоугольников и линий придаёт композиции большее разнообразие и зрелищность.
Прямые линии – простой, но очень выразительный элемент.
Перед тем как приступить к работе, определите роль линии в композиции. Прежде всего линия делит плоскость на отдельные части.
Линия членит пространство и в то же время усиливает взаимосвязь всех элементов композиции. Линии помогают их объединить в изобразительное целое.
Линия вносит динамику и добавляет композиции ритмическую выразительность.
Эмоциональная образность
Золотые планочки
Композиция состоит не только из изобразительных элементов, но и пространств между ними. Чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущённость и разрежённость- это РИТМ. На ритм влияет степень яркости элементов и их форма.
Главное – добиться гармоничного расположения линий и прямоугольников, создать целостную, ритмическую сбалансированную композицию.
Линии в большей мере, чем прямоугольники. Влияют на ритмическое построение композиции. Своей направленностью, сгущённостью, пересечениями они определяют движение и экспрессию всего изображения.
Добивайтесь различия в крупности планов — это создаёт изобразительное многоголосие, интонационное богатство и, соответственно, большую выразительность композиции.
Ритм и акцентирование планов
ЗАДАНИЯ:
Прямые линии – элемент организации плоскостной композиции.
1. Расположением и взаимным пересечением 3-4 прямых линий разной толщины добейтесь гармоничного членения пространств (используйте линии на вылет).
2. Создайте композицию из 2-3 прямоугольников и 3-4 прямых линий, которые своим расположением связывают элементы в единое композиционное целое. Создайте: а) фронтальную композицию;
б) глубинную композицию.
3. Из произвольного количества элементов сделайте интересную композицию. Ритмически расположив элементы на плоскости, добейтесь эмоционально-образного впечатления
(например, «полёта», «сужения», «замедления» и т.д.)
Линия – не «похудевший прямоугольник», а самостоятельный изобразительный элемент. В работах, где линия на вылет, она как бы выносит изобразительное действие за рамки и делает композицию открытой, разомкнутой и более интересной.
Прямые линии – элемент организации плоскостной композиции.
1. Расположением и взаимным пересечением 3-4 прямых линий разной толщины добейтесь гармоничного членения
пространств (используйте линии на вылет).
2. Создайте композицию из 2-3 прямоугольников и 3-4 прямых линий, которые своим расположением связывают элементы в единое композиционное целое. Создайте: а) фронтальную композицию; б) глубинную
композицию.
3. Из произвольного количества элементов сделайте интересную композицию. Ритмически расположив элементы на плоскости, добейтесь эмоционально-образного впечатления
(например, «полёта», «сужения», «замедления» и т.д.)
Используемая литература:
Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского,
Москва «Просвещение» 2008, работы учителя.
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 8 класс) на тему: Презентации для уроков 1 четверти 8 класса «Изобразительное искусство»
Слайд 1
Презентация по изобразительному искусству на тему: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции» Выполнила: учитель искусства МОБУ СОШ № 1 имени И.Д.Бувальцева Краснодарский край г. Кореновск Попович Галина ИвановнаСлайд 2
элементы композиции Пусть вас не смущает то обстоятельство, что все упражнения делаются при помощи прямоугольников. Во-первых, они достаточно выразительны и, не отвлекая многообразием форм, позволяют легче усвоить композиционные приемы. Во-вторых, они прообраз будущих компоновок текстовых масс и иллюстраций. Оформление обложки книги
Слайд 3
Все прямоугольные элементы композиции следует вырезать из черной или белой бумаги (в зависимости от выбранного фона). Прежде чем окончательно приклеить, их нужно подвигать по листу в поисках лучшего варианта компоновки, уменьшить или увеличить их размер, добиваясь сбалансированности композиции.
Слайд 4
Создать конфликт между белым полем и черным пятном. Сюжет, если хотите — интрига, конструктивной композиции как раз и состоит в противопоставлении, контрасте, соотношении масс (в данном случае — прямоугольников).
Слайд 5
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Выполним упражнения на исследование принципов равновесия и движения в плоскостной композиции. Элементами композиции выберем прямоугольники. Согнем лист А4 пополам и еще раз пополам — получим четыре прямоугольника для четырех упражнений. Эти упражнения можно выполнить и на компьютере. Упражнение 1. Баланс масс. Рассмотрим белый прямоугольник, оценим белое пространство и подберем к нему черный прямоугольник такого размера, чтобы черный и белый цвета были уравновешены, сбалансированы
Слайд 6
Упражнение 2. Динамика масс. Усложним задание и поместим черный прямоугольник под углом к белой плоскости. Что интереснее? Выразительнее? Черный прямоугольник благодаря своему расположению рождает ощущение «движения». Вводя в композицию дополнительные элементы, можно усилить ощущение движения, а можно, наоборот, «остановить» его
Слайд 7
Симметрия Равновесие композиции часто связывают с симметричностью. Симметрия с древних времен считалась одним из условий красоты. Древние греки полагали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна. Идея симметрии часто являлась отправным пунктом в гипотезах и теориях ученых прошлых веков, веривших в математическую гармонию мироздания. Понятие симметрии не ограничивается симметрией объектов. Оно распространяется также на физические явления и управляющие ими физические законы. Именно симметрия позволяет нам охватить самые разнообразные тела с единых позиций. «Симметрия» в переводе с греческого означает «соразмерность»
Слайд 8
Асимметрия Способ гармонии, при котором изображение слева подобно правому, верх аналогичен низу по диагонали, горизонтали, вертикали или по другой ломаной оси, называется симметрией, а сама композиция симметричной. Симметрия достигает гармонии путем исчезновения изобразительного конфликта, а сама композиция превращается в орнамент. В результате возникает однообразие и монотонность. Вспомним у Пушкина в «Пиковой даме»: «В печальной симметрии стояла мебель у старухи». Асимметрия позволяет добиться динамичности, напряженности композиции, не теряя гармонии целого. При использовании асимметрии композиция становится выразительнее, интереснее. При асимметрии ось или плоскость симметрии отсутствуют (столик Гауди ) 14 лет
Слайд 9
Если симметричная равновесная форма воспринимается легко и сразу, то асимметричная динамичная читается постепенно. Сбалансированной, равновесной композиции В. Лебедева можно противопоставить динамичную, асимметричную композицию Д. Штеренберга
Слайд 10
Питер Корнелис Мондриан — художник-абстракционист, Поискам равновесия и баланса посвятил жизнь создавший и возглавивший группу «Стиль», которая оставила яркий след в истории современного искусства. В своих произведениях он «уничтожил» динамику. Его композиции совершенно равновесны и безукоризненно сбалансированы. Помимо этого Мондриан был также основоположником « неопластицизма » — строгого абстрактного направления, основанного на использовании в качестве основного композиционного мотива решетки из пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий. В течение тpидцати лет своей жизни он священнодействовал над холстами, pазгpафлял их на пpямоугольники и квадpаты и закpашивал получившиеся геометpические поля то интенсивными яpкими кpасками , то (позднее) облегченными и пpозpачными оттенками белого, сеpого , бежевого или голубоватого
Слайд 11
Упражнение 3. Симметрия. Белая плоскость уже задана. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем симметричную композицию.
Слайд 12
Ритм Среди композиционных закономерностей следует выделить группу средств, объединенную понятием ритм . Само слово «ритм» в переводе с древнегреческого означает «такт» или «соразмерность». Мы живем в мире меняющихся ритмов. Приложите руку к груди, послушайте ритм сердца — равномерный и спокойный. Прислушайтесь к ритмам города — звуку машин, шагов, порывам ветра, стуку капель дождя. Ритм можно воспринимать не только на слух, но и зрительно. Понаблюдайте за чередованием света и теней во время движения. Однако ритм свойственен не только движению, но и статическому предмету. Посмотрите на ряды парт в классе, на чередование оконных проемов в коридорах школы. Ритм благодаря повторам элементов создает впечатление условного движения. Чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущенность и разреженность называются ритмом. Ритм может быть спокойным и беспокойным, устремленным в одну сторону или сходящимся к центру, направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Чередовать можно элементы, объемы, цветовые пятна, какие-то детали и др.
Слайд 13
Контрасты являются воздействующей силой композиции и определяют ее выразительность. Контраст — это резко выраженная противоположность: длинный — короткий, толстый — тонкий, крупный — мелкий. Контраст составляет одно из основных средств композиции. Существуют контрасты величин, объема и плоскости, света и тени (тональные контрасты), теплых и холодных цветов, разных фактур и др. Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие свойств формы, делает их единство более напряженным, впечатляющим. Очень сильный контраст может зрительно разрушить композиционный строй, поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованием сохранения цельности впечатления. В форме, пропорциях, цвете контраст подчеркивает явно выраженную противоположность, а нюанс несет в себе едва заметный переход, оттенок. Нюанс, как и контраст, — способ проявления выразительности в композиции. С выразительностью в композиции тесно связана гармоничность, основной задачей которой является создание впечатления уравновешенности, изящества и точности произведения (Эль Лисицкий . плакат «Красным клином бей белых». 1920)
Слайд 14
Упражнение 4. Ритм. Выполним ритмическую композицию, используя линии и прямоугольники , круги и точки. Можно выполнить задание, вырезая ритмически чередующиеся линии . Все элементы композиции желательно вырезать не ножницами, а макетным ножом.
Слайд 15
Статичная фронтальная композиция Статичная фронтальная композиция или более динамичная глубинная композиция должна строиться на разности величин прямоугольников. Доминанта — центр внимания в композиции (рис. 2). Доминанта — это не всегда самый крупный элемент композиции, это может быть самая мелкая обособленная форма, создающая пластический конфликт. Как достигается баланс масс, можно в композиции «наезжать» прямоугольниками друг на друга. Фигура в границах «наезда» должна быть белой, если прямоугольники черные, и наоборот
Слайд 17
Обратите внимание на такой банальный момент работы, как подпись. Позаботьтесь, чтобы подпись была поставлена с оборотной стороны листа и карандашом. В дальнейшем, после знакомства со шрифтом , можно сочинить свое клеймо, свой знак, которым каждый будет помечать свои работы, в том числе и макеты.
План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, класс) на тему: Искусство. 8 класс 3 урок по теме «Прямые линии и организация пространства»
Искусство 8 класс
3 урок
Тема: Прямые линии и организация пространства
Цели:
- дать представление о прямой линии как средстве выразительности;
- научить приемам построения композиций с использованием прямых линий;
- способствовать формированию творческого воображения;
- воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира.
Ход урока
- Организационный момент. Постановка темы
Среди элементов плоскостной композиции важное место занимают линии. Сочетание различных прямоугольников и линий придает композиции большее разнообразие и зрелищность. Многие выдающиеся художники использовали в своих работах композиции с использованием прямых линий.
- Актуализация знаний.
— Как вы думаете, какого художника я имею ввиду? (К. Малевича)
— Сегодня мы познакомимся с творчеством этого необыкновенного человека и попробуем свои силы в создании не менее интересных композиций.
- Работа по теме урока.
а) Знакомство с жизнью и творчеством К.Малевича (1878 — 1935)
Казими́р Севери́нович Мале́вич— российский и советский художник-авангардист, основатель супрематизма — направления в абстрактном искусстве.
Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе. Мать Людвига Александровна была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе. В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма.
Позже Малевич стал одним из активных участников футуристических выставок. В 1913 году оформлял футуристическую оперу «Победа над Солнцем». Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата» — задник декорации одной из сцен представлял из себя квадрат, наполовину закрашенный чёрным.
В 1919—1922 годах Казимир Малевич преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске, которую возглавлял Марк Шагал. В Витебске вокруг художника складывается группа преданных учеников — УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Здесь же, под влиянием Эль Лисицкого, Малевич обращается к архитектуре. В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф».
Входит в состав «Объединения современных архитекторов» (ОСА).
В 1930 году произведения художника экспонируются на выставках в Берлине и Вене.
Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года. Под арестом на долгие годы в СССР оказались его картины. В 1931 году работает над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде. В 1932 получает должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Входил в группу молодых художников «Ослиный хвост».
Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест». 1933 год — начало тяжелой болезни.
В 1935 году поздние портреты Малевича экспонируются на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине — вплоть до 1962 года). Скончался в Ленинграде в 1935 году. По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический бетонный монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена. В настоящее время её местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от Советского проспекта в Немчиновке, восточнее пруда. На месте могилы установлен небольшой монумент.
б) Анализ картин К.Малевича (работа с презентацией) «Черный квадрат» Существует версия, что «Квадрат» был написан к выставке — поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу: «Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только». Изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была знаменитая декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области: чёрную и белую. Затем из декораций этот квадрат перекочевал в станковое произведение. «Черный круг», «Черный квадрат» и «Черный крест» являются частью одного триптиха. «Красный квадрат» В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции». Ксана Бланк сравнивает супрематизм Малевича с творчеством Льва Толстого. В частности, В рассказе Толстого «Записки сумасшедшего» описывается комната, где Фёдор начинает испытывать смертельную тоску: «Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой — красной». То есть, красный квадрат на белом фоне является, по сути, символом тоски. Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Чёрного квадрата», что «квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством». Ксана Бланк приходит к выводу, что, как и в рассказе Толстого, красный квадрат на белом фоне графически изображает страх смерти и пустоты.
в) Введение нового термина «супрематизм» (от лат. supremus — наивысший) — одно из направлений абстрактной живописи, созданное в середине 1910-х гг. К. Малевичем. Цель супрематизма — выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира.
- Практическая работа
а) Прямая линия как средство выразительности Прямые линии — простой, но очень выразительный элемент. В этом вы убедитель, анализируя представленные композиции и создавая свои. Прежде чем приступим к работе, определим роль линии в композиции. Прежде всего линия делит плоскость на отдельные части. Линии помогают объединить элементы в изобразительное целое. Обратите внимание, что линия — это не «похудевший» прямоугольник, а самостоятельный изобразительный элемент.
б) Создание композиций (фронтальной и глубинной) с использованием прямых линий (работа с бумагой 2 цветов)
в) Анализ творческих работ. Какой смысл вы вложили в свои работы? Придумайте им название.
- Домашнее задание Рассказать о своем любимом цвете и подумать, какое значение имеют цвета.
- Итог урока. С каким новым термином вы познакомились? А какой смысл вы вкладываете в термин «супрематизм». Что в творчестве К.Малевича вас больше всего удивило? Какое значение для современного искусства имеют картины, выполненные в стиле супрематизма?
Прямые линии и организация пространства
Просмотр содержимого документа
«Прямые линии и организация пространства»
« Прямые линии и организация пространства»
Прямые линии и организация пространства
Среди элементов плоскостной композиции важное место занимают линии.
Володина И.П., учитель ИЗО, ГОУ «Центр образования» №1470, 2009г.
Сочетание различных прямоугольников и линий придаёт композиции большее разнообразие и зрелищность.
Прямые линии – простой, но очень выразительный элемент.
Перед тем как приступить к работе, определите роль линии в композиции. Прежде всего линия делит плоскость на отдельные части.
Линия членит пространство и в то же время усиливает взаимосвязь всех элементов композиции. Линии помогают их объединить в изобразительное целое.
Линия вносит динамику и добавляет композиции ритмическую выразительность.
Эмоциональная образность
Золотые планочки
Композиция состоит не только из изобразительных элементов, но и пространств между ними. Чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущённость и разрежённость- это РИТМ. На ритм влияет степень яркости элементов и их форма.
Главное – добиться гармоничного расположения линий и прямоугольников, создать целостную, ритмическую сбалансированную композицию.
Линии в большей мере, чем прямоугольники, влияют на ритмическое построение композиции. Своей направленностью, сгущённостью, пересечениями они определяют движение и экспрессию всего изображения.
Добивайтесь различия в крупности планов — это создаёт изобразительное многоголосие, интонационное богатство и, соответственно, большую выразительность композиции.
Ритм и акцентирование планов
Володина И.П., учитель ИЗО, ГОУ «Центр образования» №1470, 2009г.
ЗАДАНИЯ:
1. Создайте композицию из 2-3 прямоугольников и 3-4 прямых линий, которые своим расположением связывают элементы в единое композиционное целое. Создайте: а) фронтальную композицию
или
б) глубинную композицию.
Сделайте данную композицию в сочетании графики и цветовой гаммы.
2. Из произвольного количества элементов сделайте интересную композицию. Ритмически расположив элементы на плоскости, добейтесь эмоционально-образного впечатления.
«Движение и статика, прямые линии и организация пространства». Урок ИЗО в 8-м классе
Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями6 динамика, статика, ритм, видами композиций, доминанта в композиции.
- Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
- Воспитательные: воспитание интереса к искусству
Оснащение урока:
1. Компьютерный класс
2. Мультимедиапроектор
3. Выставка полиграфической продукции
План урока:
1. Организационный момент
2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением
3. Выполнение самостоятельной работы с использованием компьютера
4. Подведение итогов урока
Организационный момент
Вступление.
Слайд 1. Приложение 1.
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с таким понятие как «Дизайн» и зачем нужно изучать основы дизайна.
Что является основой любого художественного произведения?
(Ответ: композиция)
Какова основная композиционная задача художника?
(Ответ: достичь гармонии- согласованности и упорядочности всех элементов произведения)
Что вы знаете о симметрии и асимметрии?
(Ответ: Симметрия — это когда изображения находящиеся слева и справ от оси идентичны. Асимметрия создает композиционный эффект и изобразительный конфликт, так как элементы не идентичны друг другу по разным параметрам ( размер, расположение)
Посмотрите на изображения и ответьте на вопрос, чем отличаются данные композиции?
(Ответ: В первой композиции элементы находятся в состоянии покоя, а во второй ощущается движение)
Постановка проблемы: Какие приемы использовали художники для решения своих задач при изображении состояний покоя или движения?
Ход урока
Слайд 2
Сегодня мы попробуем разобраться с такими понятиями как статика и динамика, как передать в композиции движение, какие приемы используют художники для этого. Сегодня мы рассмотрим две темы — они выделены цветом.
1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие
3. Движение и статика
4. Прямые линии и организация пространства
5. Цвет — элемент композиционного пространства
Слайд 3.
Давайте рассмотрим композицию, представленную на слайде. Это известное произведение А.Рублева «Троица»
Что вы можете сказать об этой композиции? Какую фигуру образует данная композиция?
Ответ: Данная композиция образует круг, фигуры смотрят в центр картины, они неподвижны.
Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого художники прибегают к замкнутой композиции, в которой основные направления линий стягиваются к центру.
Необходимое решение дает построение композиции по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии.
Слайд 4.
При изображении большого простора, панорамы не следует с боков ограничивать какими-либо элементами.
Такой тип композиции называется открытым.
Слайд 5.
Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые.
С помощью композиционных средств можно передать события, имеющие протяженность во времени, т.е. происходящие одно за другим, таким приемом пользовались иконописцы. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику. В композиции важно все- масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, формат и многое другое.
У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Знание закономерностей композиции поможет нам сделать свои работы более выразительными.
Выделяют следующие композиционные правила:
- передача движения ( инамика)
- передача покоя (статика)
- золотого сечения (одной трети)
К приемам композиции относится:
- передача ритма,
- передача симметрии и асимметрии
- равновесие частей композиции
- выделение сюжетно-композиционного центра
Средства композиции включают:
- Формат, пространство, композиционный центр, равновесие, Динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.
- Средства композиции — это все, что нужно для ее создания
Слайд 6.
Ритм — универсальное природное свойство, которое присутствуют во многих явлениях действительности. Ритм всегда подразумевает движение.
Назовите примеры, связанные с ритмом из мира природы?
(Ответ: Движение планет в космосе, ритм трав, деревьев и т.д.)
Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Слайд 7.
Ритм в жизни и в искусстве — это не одно и тоже. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, живое разнообразие.
В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета, может строиться на контрасте объемов, на чередовании одинаковых элементов композиции.
Слайд 8.
Какими же средствами можно передать динамику сюжета? Рассмотрим некоторые из этих средств.
Правила передачи движения:
- Использование на картине одной или нескольких диагональных линий
- -оставить свободное пространство перед движущимся объектом
- -выбирать определенный момент движения, наиболее ярко отражающий характер движения, который является кульминацией движения
Слайд 9.
Если есть правила передачи движения, значит есть правила, помогающие художнику передать состояния покоя .
Правила передачи покоя:
- отсутствие диагонального направления
- отсутствие перед движущимся объектом свободного пространства
- изображение объектов в спокойных ( статичных) позах, отсутствие кульминации действия
- композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы ( треугольник, круг, овал , квадрат, прямоугольник), т.е. является статичными
Слайд 10.
Рассмотрите картину и определите ,какое состояние художник изобразил? По каким признакам можно определить состояние, изображенное на данной картине?
(Ответ: на первом изображении используется диагональ, свободное пространство по направлению движения и бегущий мальчик подчеркивает ощущение движения.
На картине Кустодиева , не смотря на диагональное направление, нет ощущения движения, так как сани стоят неподвижно, свободное пространство перед лошадью перегораживает дерево, композиция уравновешенная)
Слайд 11
Рассмотрите картину и определите ,какое состояние художник изобразил? По каким признакам можно определить состояние , изображенное на данной картине?
(Ответ: Во всех произведениях присутствует ощущение движения, переданное художником за счет диагонального направления и свободного места перед движущимся элементом)
Слайд 12.
Физкультминутка
Слайд 13.
Рассмотрим примеры создания динамичной и статичной композиции
Расположение прямоугольника рождает ощущение движения. А добавление дополнительного элемента усиливает это движение или останавливает его.
Слайд 14.
Замкнутая или открытая композиции
Гармония в композиции достигается не только формой композиционных элементов и характером их расположения, но и балансом черно-белых масс, чередованием сгущенности пятен и их разряженности, так как композиция состоит не только из изобразительных элементов, но и из пространства между ними,
Сгущенность и разреженность элементов рождают ритм композиции
Слайд 15.
В работах многих художников нет изображения реальных предметов, но они интересны выразительностью своей композиции.
Слайд 16.
Доминанта — элемент, создающий пластический конфликт
Доминанта — это центр внимания в композиции.
Доминанта не всегда может быть самым крупным элементом.
Слайд 17.
Задание 1.
Создайте из трех, пяти и более разновеликих прямоугольников :
А) фронтальную композицию
Б)глубинную композицию
Многофигурные композиции должны быть ритмически организованы, а их элементы разнообразны по размерам и расположению.
Работы можно выполнить как на белом, так и на черном фоне.
Задание 2.
Создайте многофигурную композицию и путем сгущенности или разряженности кругов и точек при условии их диманического равновесия, добейтесь зрительной гармонии в композиции.
Слайд 18
Примеры выполнения задания
Слайд 19
Прямые линии и организация пространства
Среди элементов плоскостной композиции важное место занимают линии. Сочетание различных прямоугольников и линий придает композиции большее разнообразие и зрелищность
Слайд 20.
Среди элементов плоскостной композиции важное место занимают линии. Сочетание различных прямоугольников и линий придает композиции большее разнообразие и зрелищность.
Прямая линия- простой выразительный элемент, делит плоскость на части и одновременно усиливает взаимосвязь всех элементов композиции, влияет на ритмическое построение композиции, определяют движение и экспрессию всего изображения.
Слайд 21
РОЛЬ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ
- Линия делит композицию на части
- Линия помогает объединить элементы или части плоскости в их изобразительное целое.
- Линии, своей направленностью, сгущенностью, пересечениями определяют движение и экспрессию всего изображения.
- Линии влияют на ритмическое построение композиции
Слайд 22
Линия изображенная от края до края листа делает композицию открытой
Различная толщина и длина линий создает ощущений движения и ритма
Слайд 23
Примеры работ
Слайд 24.
Задание 3.
Создайте композицию с использованием линий и путем расположения и взаимным пересечением 3-4 линий разной толщины добейтесь гармоничного членения пространства (используйте линии навылет)
Задание 4.
Создайте композицию из 2-3 прямоугольников и 3-4 прямых линий, которые своим расположением связывают элементы в единое композиционное целое.
Создайте:
А) фронтальную композицию
Б) глубинную композицию
Задание 5.
Из произвольного количества элементов сделайте интересную композицию, ритмически расположив элементы на плоскости, добейтесь эмоционально-образного впечатления :
А) полета
Б)сужения
В) замедления и т.д.
Подведение итогов урока.
- С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
- Каким приемам мы научились для передачи движения и покоя?
- Как вы оцениваете свои работы и работы свои друзей?
Просмотр работ и анализ.
Список литературы.
1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. «Титул», 1993г.
2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, «Просвещение», 2008г.
ПРЯМЫЕ ЛИНИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Другие методич. материалы›ПРЯМЫЕ ЛИНИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВАВыберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Линии в композиции.ppsx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда:Выбранный для просмотра документ Прямые линии и организация пространства..pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Прямые линии и организация пространства. Тема:
2 слайд Описание слайда:задача научится использовать прямые линии для объединения элементов композиции
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-001290
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийПоурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 3-4. Прямые линии и организация пространства
Содержание страницы
Уроки 3, 4. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна
Цели: рассказать учащимся о роли прямых и свободных линий в простейших плоскостных композициях; поговорить о функциональных задачах цвета в конструктивных искусствах; рассказать о жизни и творчестве русского художника В.В. Кандинского.
Материалы: цветная бумага (или картон), клей, ножницы; репродукции картин художника В.В. Кандинского («Москва. Красная площадь», «Композиция X» и другие произведения художника на выбор учителя).
Ход уроков
1. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)
2. Слово учителя
Линии занимают важное место среди элементов плоскостной композиции. Можно сказать, что линии усиливают взаимосвязь всех элементов композиции. Их гармоничное расположение помогает создать целостную композицию. Именно линии определяют движение всей композиции и являются самостоятельным изобразительным элементом. Для того чтобы добиться абсолютного движения и ритма в композиции, нужно чтобы линии были различной толщины и длины. Прямые линии представляют собой выразительный элемент, при помощи которого плоскость разделяется на отдельные части. Если сравнить прямую и свободную линии, то свободная покажется нам более интересной, так как она выразительнее и имеет больше оттенков. С ее помощью художник выражает свой главный замысел – это может быть простая вещь или затейливый орнамент, а порой и просто мазок. Свободная линия не способна изобразить что-то конкретное, ее основная цель заключается в образной выразительности.
Цвет также является важным элементом композиционного творчества, так как оказывает влияние на чувства человека. Сложные цветовые гаммы порождают образные ассоциации, а при помощи цветового мазка можно передать различные ощущения и настроения. Цветовая задача является одной из самых важных в конструктивных искусствах. Архитекторы и дизайнеры должны знать законы цветовой композиции и основы цветоведения.
Пятно, так же как и линия, используется в различных видах графического дизайна. Вместе с текстом они могут составлять основу плаката или обложки книги.
Жизнь и творчество Василия Васильевича Кандинского
Василий Кандинский родился в Москве 4 декабря 1866 г. Еще в гимназические годы он начал активно заниматься музыкой и живописью. С 1885 г. Кандинский изучает юриспруденцию в университете в Москве, но в дальнейшем решает посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых, яркие впечатления, полученные в 1889 г. в этнографической экспедиции по Вологодской губернии, во-вторых, посещение в 1896 г. французской выставки в Москве, где Кандинский был потрясен картинами Клода Моне.
С 1897 г. Василий Васильевич живет в Мюнхене, где занимается в местной Академии художеств под руководством Франца фон Штука, считавшегося одним из самых знаменитых рисовальщиков Германии того времени. Он признал рисунки Кандинского выразительными и посоветовал молодому художнику писать сначала в черно-белых тонах, чтобы лучше изучить форму.
Через некоторое время Кандинский и сам становится учителем, преподавая с 1902 г. в художественной школе группы «Фаланга», основанной им годом ранее. Впервые Кандинский показывает свои работы на выставке этой группы. Именно с этого момента художник начинает регулярно принимать участие в выставках берлинского «Сецессиона», а уже с 1904 г. парижского «Осеннего Салона».
В 1904 г. «Фаланга» распадается, и через пять лет Кандинский вместе со своими единомышленниками основывает «Новое объединение художников, Мюнхен». В 1907 г. Василий Васильевич показывает зрителям свою первую большую картину «Пестрая жизнь».
В 1911 г. В. Кандинский вместе с Ф. Марком организовывают объединение «Синий всадник», а затем устраивают организацию двух выставок: в 1911 г. прошла выставка в галерее «Танхойзер», а в 1912 г. – в галерее «Гольц» в Мюнхене. Обе выставки стали поистине историческими событиями. В это же время Кандинский начинает заниматься литературной деятельностью. В 1912 г. выходит его книга «О духовном искусстве», затем мемуары «Оглядываясь назад», сборник стихов «Звуки», проиллюстрированный 55 черно-белыми и цветными литографиями.
В 1914 г. Кандинский возвращается в Россию и живет в основном в Москве. В 1917 г. художник пишет три произведения – «Синий гребень» (рис. 5), «Смутное», «Сумеречное», а годом ранее им была написана картина «Москва. Красная площадь». Произведения 1916–1917 гг. отличает динамичность и активность композиционного построения, ощущение концентрации сил в центре полотна, линейный и цветовой ритмы играют в этих работах важную роль.
В 1922 г. Кандинский уезжает в Веймар и приступает к преподаванию в Баухаузе – высшей школе строительства и художественного конструирования.
Основная идея Баухауза – художник, ремесленник и технолог в одном лице – оказала сильное воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари. Единомышленники, собравшиеся там, желали совместно преобразовать окружающую среду в согласии с эстетическими и нравственными принципами. В это же время появляется «Общество Кандинского».
В 1924 г. основывается группа «Синяя четверка», и Кандинский начинает выставлять свои работы в США. К нему приходит известность на американском художественном рынке, где он имеет большой успех.
В декабре 1926 г. Василий Васильевич начинает руководить мастерской свободной живописи. В картинах «Посвящается Громанну» (1926) и «Вспышка» (1927) Кандинский применяет технику с эффектом геометрических композиций. Цвет фигур меняется в зависимости от фона. Соответственно, цветовой тон и насыщенность цвета меняются в тех местах, где фигуры пересекаются друг с другом. Главной фигурой в картинах Кандинского становится круг. Порой он даже вытесняет все другие формы, как на картине «Несколько кругов», написанной в 1926 г. (рис. 6). В этот период художник писал: «Сегодня я люблю круг, как раньше любил, например, коня, а может быть и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня».
3. Творческое задание
При помощи цветной бумаги или картона создайте композицию из нескольких линий (различных по толщине). Введите в свою композицию простейшие геометрические фигуры, подобрав предварительно нужные цвета. Старайтесь, чтобы ваши работы получились яркими, но в то же время гармоничными.
4. Подведение итогов уроков
(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
– Чем отличаются прямая и свободная линии?
– Назовите несколько работ В.В. Кандинского.
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
Добавить комментарий