Рисунок точка линия пятно: ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ — Вдохновение, полезная информация и галерея. — LiveJournal – Основы графики: точка, линия, пятно
РазноеТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ — Вдохновение, полезная информация и галерея. — LiveJournal
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Линия, штрих и тон в рисунке
Линия и штрих — азы рисунка
Азами азов рисунка являются линии и штрихи. Линии в рисунке формируют контур объектов, а штрихи образуют их тональность, создавая иллюзию светотени, объема и пространства. Теперь поподробнее разберемся в понятиях.
Линия
Линия — это прямая, ломаная или кривая, условно не имеющая толщины. Например, вытянутый прямоугольник не есть линия. Однако, если его длина многократно превосходит ширину, то его можно считать линией. В рисунке линия способна отобразить видимые конутры объекта, создать ощущение объема, формировать иллюзию пространственности и подчеркивать наиболее контрастные участки. Достигается это за счет характера линии: ее формы, толщины и насыщенности.
Штрих
Штрих — это линия, формирующая визуальный объем объекта и пространство вокруг него в рисунке. В классическом (академическом) рисунке штрихи наносится по форме изображаемых объектов. Множество упорядоченных штрихов формируют тон в рисунке.
Тон
Тон — это светотеневая градация. Именно тон дает возможность отобразить в рисунке падающий на объекты свет и отбрасываемые ими тени, а также обозначить степень светлости или темности объектов. Тон в рисунке формируеся с помощью штрихов и других художественно-графических средств.
Рисование линий
Прямая линия
Казалось бы, что сложного в том, чтобы нарисовать обычную линию. Однако, возьмите в руки карандаш с бумагой и попробуйте нарисовать длинную идеально прямую линию. Получилось? Возможно, да. Но, если внимательно присмотреться, то окажется, что линия имеет неровности.
Квадрат
Возьмите карандаш с бумагой и нарисуйте от руки квадрат. При рисовании квадрата соблюдайте ровность линий, точное соотношение сторон и угол наклона между ними в 90 градусов. Нарисовать…
Треугольник
Нарисуйте равносторонний треугольник. Старайтесь нарисовать именно равносторонний треугольник с одинаковыми сторонами и углами между ними. Обратите внимание также на ровность линий. Нарисовать…
Круг
Все в школе чертили круги с использованием циркуля. Сейчас же задача нарисовать круг от руки только при помощи карандаша. Помните, что в силу определенных человеческих особенностей при рисовании круга от руки он часто получается вытянутым. Постарайтесь, чтобы круг был менее «лохматым», то есть состоял как можно из меньшего количества штрихов максимально близко расположенных друг к другу. Нарисовать…
Штриховка
Академический штрих
В академическом рисунке принято штриховать объекты по их форме. Попробуем таким образом заштриховать квадрат. В квадрате проведите прямую горизонтальную линию сразу под его верхней гранью, затем с очень маленьким интервалом относительно нее еще одну, и так рисуйте линии до нижней грани квадрата. По окончании у вас получтся квадрат, полностью заполненный плотно расположенными друг к другу горизонтальными линиями. Если отодвинуть рисунок от себя и прищурится, то окажется, что квадрат приобрел серый оттенок. Так формируется тон с помощью штриховки в классиеском рисунке. Нарисовать…
Свободный штрих
Чеще всего в современном рисунке применяется свободная не академическая штриховка. Освоим ее на примере заштриховывания треугольника. Внутри треугольника не отрывая карандаша от листа бумаги наносите диагональные (паралельные между собой) линии от одгого края треугольника к другому до тех пор, пока не заполните весь треугольник. В данном виде штриховки штрихи не ложаться по форме объекта, а рсаполагаются под удобным художнику углом. Важно создать с помошью штрихов тональное пятно, которое будет обозначать тень или степень темноты объекта. Нарисовать…
Заштриховывание круга
Заштрихуем круг двумя способами академическим и свободным. Начнем с академического заштриховывания круга. В левой нижней части круга наносим круговыми движениями штрихи. Сначала с маленькой дистанцией между штрихами, затем постепенно увеличивая интервал. Штрихи должны повторять форму круга в которую они вписаны. Если все зделано правильно, то визуально круг станет похож на шар. Нарисовать…
Теперь заштрихуем круг в свободном стиле. Штрихи наносите по диагонали под любым удобным углом. Главное, чтобы штриихи между собой были паралельны. Нарисовать…
Резюме
Резюмируем вышесказанное. Линия является основой любого изображения. Одиночными линиями можно изображать конутры объектов. Если нарисовать большое количество линий, расположенных паралельно близко друг к другу, то они сформируют тональное пятно. Фактически, такое расположение линий в рисунки считается штриховкой. Разобравшись с важностью линии в рисунке, можно приступать к более интересным темам: законы перспективы и светотени.
На рисунке 10а этот же конус нарисован с использованием уже другого художественного приема — таким образом, что образуемые при помощи точек тень и свет (белизна бумажного листа) воздействуют на нас сильнее, чем контур.»В этом уроке Вы познакомитесь с основными элементами рисунка: точкой, линией и пятном. Вы узнаете об их видах и использовании. Эти элементы являются средствами, при помощи которых можно создать любой рисунок как в иллюзии пространства на плоскости, так и в реальном пространстве. Затем мы познакомимся с другими, «производными» по отношению к упомянутым, элементами рисунка. Итогом нашей встречи станет рассмотрение различных способов рисования. ОТ ТОЧКИ К ФИГУРЕ В ПРОСТРАНСТВЕ Что такое точка Евклид (ок. 365-300 до н. э.) утверждал, что существует неделимая, не имеющая размеров математическая, геометрически воображаемая точка. Портрет Евклида (рис. 1) состоит из похожих, маленьких нарисованных точек с меньшей или большей степенью их концентрации (насыщенности). Практическое задание 1 Нарисуйте контуром, состоящим из точек, произвольную форму, например, человеческую фигуру. Практическое задание 2 При помощи произвольного инструмента зарисуйте точками формат небольшого квадрата, стараясь соблюдать одинаковую их светлоту, величину, а также одинаковые расстояния между ними. На втором рисунке такого же формата попытайтесь изменить одну из этих характеристик (валёр, размер или расположение). Практическое задание 3 Выполните подобный «frottage» в виде точек. Используйте её как основу (фон) для изображения объекта. Часть полученной фроттажной «графики» сотрите ластиком так, чтобы появившееся белое пятно напоминало определенную форму — к примеру, чашку, дерево, фигуру человека. Практическое задание 4 Выполните в подобной технике (тушью или капиллярной ручкой) рисунок любой другой несложной фигуры. Сами выберите вариант светотеневой моделировки формы объекта — с большей или меньшей концентрацией точек. Объемность в рисунке точками можно по¬лучить при помощи их дифференциации (различия, контраста) по размеру, светло¬те, форме, расположению и т.д. Выберите любую иллюстрацию, наложите на нее прозрачную кальку и перерисуйте изображение двумя способами: первый раз — используя точки одного вида, а второй -дифференцированные (по своему усмотрению). От точки к фигуре Оказывается, что любые формы, имеющиеся в натуре, можно получить, исходя из фиксации точки на плоскости — при помощи ее увеличения, изменения или придания объемности. Теперь рассмотрим, в чем именно состоит увеличение точки. Если к точке (рис. 14а) мы прибавим эту же точку, повторенную многократно и расположенную без разрыва одна за другой, то получим сначала короткий отрезок (14 б), а потом — линию (в). Изменяя направление развития точки, мы можем вместо прямой линии получить кривую (г). Если мы последовательно увеличим количество правильных точек, то получим линию с правильными краями, если увеличим неправильные точки — получим рваную линию (д).
Плоская фигура — это ограниченное формой пятно. Элемент рисунка-Его объемный эквивалент точка-объемная точка Предыдущие примеры, демонстрирующие увеличение, произвольное изменение или придание объемности точке, являющейся изображением (записью) на плоскости воображаемой математической точки, наглядно убеждают в том, что из неё можно получить все объемные элементы и формы, включая трехмерные фигуры. Очевидно, что более развитые элементы рисунка, находящиеся в цепочке на удаленных местах, можно получить из элементов, расположенных ближе к ее начальному звену — точке. К примеру, фигуру человека можно нарисовать точками, контуром, пятном, силуэтом и т. д. Перед тем, как мы рассмотрим более подробно некоторые примеры плоских и объемных элементов, встречающихся в натуре, запомним для себя простой, но важный вывод: все изображения на рисунке возникают из точки, линии, пятна и их взаимных комбинаций. ЧТО ТАКОЕ ЛИНИЯ Линия в натуральной перспективе Надеюсь, Вы хорошо усвоили, что натуральная сходящаяся перспектива подра¬зумевает воображаемые линии, сходящиеся в воображаемой точке схода, лежащей на линии горизонта. На рисунках из предыдущего урока, иллюстрирующих сходящуюся перспективу, нанесенных там линий в действительности не существует. Следует отличать видение линии в натуре от видения линии в рисунке. Мы уже говорили о том, что в природе нет линий, которыми были бы обведены какие-то формы, а значит, в натуре не существует контура — линии, очерчивающей форму. В то же время на рисунке мы можем увидеть следующие линии: самостоятельную, контурную или тонирующую (светотеневую). Самостоятельная линия Линии этого вида встречается очень часто. Они наиболее произвольны по своему характеру, направленности и не отображают конкретной формы. Такие линии выступают в рисунке «сами по себе», то есть как самостоятельный изобразительный элемент. Посмотрите на рисунок 19, который выполнен семилетней Евой. Здесь основой для изображаемой фигуры (моей!) являются, собственно, разновидности этого вида линии. Она будет еще часто появляться в иллюстрациях этого выпуска, а в каких именно — постарайтесь определить сами. Контурная линия и «воздействие» контура Еще раз посмотрите на рисунок Евы, которая на уровне незамысловатого детского воображения изобразила очертание фигуры. Аналогичным образом она нарисовала тучки, цветок и два других неизвестных растения. В её рисунке присутствуют контурные и самостоятельные линии. В ушах, чем-то напоминающих воздушные шарики, тоже есть замкнутые контуры. Помните мою фотографию, напечатанную в первом уроке? Сравните с ней рисунок. Очень удачный получился у ребенка портрет, неправда ли? Тонирующая линия — это, другими словами, светотеневая линия. Она применяется там, где, согласно нашему воображению или видению объектов в натуре, мы хотим на рисунке ввести тень. Мы можем наносить эти линии так, как это показано на рис. 27, где партию света играет естественная белизна бумажного листа. Штриховка — это один из наиболее распространенных приемов тонирования в рисунке или графике с помощью как идентичных параллельных, так и (или) пересекающихся линий. Нарисуйте контуром простой предмет, расположенный на горизонтальной плоскости. Затем, используя приемы разнообразной штриховки, постарайтесь выразить его форму с собственной падающей тенью и условной передачей фона и основания. Думаю, что иллюстрация рисунка Леонардо да Винчи поможет Вам правильно выполнить задание. Линия (черта) возникает из последовательного сочетания многих точек. В рисунке ее получают путем передвижения рисовального инструмента, оставляющего след на поверхности формата. Зарисовка всей плоскости формата линией Зарисовка квадратного формата мелким растром (сеткой из тонкой линии одного вида, то есть без каких-либо контрастов) привела к появлению своего рода серого пятна, плоскости в одинаковом валёре (рисунок 35а выполнен в компьютерной графике). Следующий рисунок более дифференцированный, поскольку вертикальные, под линейку нарисованные линии различаются между собой по светлоте и толщине, воздействуя при этом более сильно в той части, где они темнее и насыщеннее (356). На рис. 38 показана градация прямой вертикальной линии в шести стадиях: от темной широкой — до светлой тонкой (рис. 38а). Близлежащие линии между собой не контрастируют, зато если мы сравним крайние линии, то контраст между ними очевиден. Из прямой геометрической линии можно также получить линию иного вида, например, зигзагообразную, как на иллюстрации 39; где контраст наглядно виден уже между каждой линией. Для одного и того же вида линии возможны варианты преобразования, которые представлены на следующих рисунках. Рисунок 41а демонстрирует отдельную волнистую линию -промежуточную между биологической и геометрической, многократно повторенную с одинаковым промежутком в формате квадрата. Рисунок выглядит как изображение волнистой выпуклой или вогнутой плоскости. Если мы сделаем линии более толстыми, а также увеличим расстояния между ними, то получим такой набор линий, как на рис. 416, а если будем утолщать их и дальше — такой, как на рис. 41 в. В последнем рисунке введены контрасты за счет чередования тонкой и толстой линий, взятых из рис. 41а и 41в и изменения их наклона. Практическое задание 7 В иллюстрации рисунка Леонардо да Винчи, на который я уже дважды ссылался, попытайтесь найти линии, аналогичные представленным на рисунках 42.
Перекрывающее наложение линий Нанесение линий с перекрытием, то есть, таким образом, когда одна заслоняет другую, также часто используется в рисунках. В зависимости от степени контраста линий между собой, их размера и расположения, возникает определенный оптический эффект. |
План урока «Ср-ва художественной графики- линия, штрих, пятно»
План урока
Тема урока: Средства художественной графики- линия, штрих, пятно .
Цели урока: формирование навыка передачи объема и материала средствами художественной графики., навыка передачи характера линий, формирование навыка выполнения графитными карандашами линий различного характера.
Основные понятия: линия, штрих, пятно, набросок, эскиз.
Тип урока: получение новых знаний
Форма проведения урока: лекция.
Ход урока:
Взаимное приветствие.
Объяснение преподавателя. Искусство рисунка как и любой другой язык имеет свой образный язык. К основным худож.-выразительным средствам относятся : линия, пятно, штрих, светотень. С помошью этих ср-в художники передают свое восприятие мира, делятся со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное.
Линия- главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна, она может быть тонкой, изысканной, жесткой, колючей, порывистой, уверенной и неуверенной и т.д. (иллюстрации 1,2)
Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок мужского торса, выполненный одним из великих художников эпохи Возраждения Микеланжело ( рисунок 3). Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственный задачи.
Штрих- короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно- пространтвенные св=ва объектов, их фактура.
Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт- пятно. Силуэт— плоское цветовое пятно на более темном или более светлом фоне.
Выразительность силуэта зависит от формы, положения и освещенности фигуры. Пятно при кажущейся непластичности может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию. Рисунок пятном может быть и не силуэтным. В нем могут использоваться градации тона.
Для выполнения рисунков используются многие инструменты и материалы. Для начинающего наиболее пригоден обычный простой
Еще в античную эпоху использовались свинцовые и серебряные штифты. В Средневековье к ним добавились оловянные и из сплава свинца и олова. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый итальянский карандаш (черный мел), который в XVI в. был окончательно вытеснен графитным. Этому способствовало открытие залежей графита в Англии и Италии. Однако первые графитные карандаши плохо держались на бумаге и пачкались. В 1720 г. француз Н. Конте предложил обрамлять графитные стержни деревянными дощечками, чтобы уменьшить их ломкость и сделать более удобными в работе. Почти одновременно чех Й.Хартмут начал изготавливать стержни из смеси графитного порошка и глины. Найденная удачная пропорция этой смеси позволила добиться заданной твердости или мягкости материала.
Графитный карандаш хорошо держится на поверхности бумаги и легко стирается ластиком. При рисовании графитным карандашом на первых этапах рисунок следует вести очень легко, без нажима. Ровное покрытие поверхности листа определенным тоном достигается с помощью штрихов, нанесенных в одном направлении. Чтобы получить плавный переход тона от темного к светлому, штрихи наносят чаще или реже, усиливая или ослабляя нажим на грифель.
Графитные карандаши выпускаются различных степеней твердости. Отечественные карандаши имеют 13 степеней твердости, более твердые обозначаются буквой Т (от 1T до 7Т), более мягкие — буквой М (от 1М до 5М). Импортные карандаши обозначаются соответственно Н и В.
Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок ТМ, М, 2М —5М. С их помощью можно делать линии различной толщины и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного, что достигается штриховкой.
Большими выразительными возможностями отличается уголь. Он изготавливается обжигом веточек или обструганных палочек различных пород дерева.
Степень мягкости угля обусловливается обжигом и породой дерева.
В зависимости от характера заточки угля можно не только получить тонкие, четкие линии, но и закрыть большую плоскость. Техника работы углем разнообразна, она может носить и графический и живописный характер. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и различные тональные переходы. Однако уголь легко осыпается, поэтому рисунки следует закреплять специальным фиксатором.
Другим мягким графическим материалом является сангина. Сангина (от франц. sanguine, от лат. sanguineus — кровавый) — материал в виде палочки- карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще в пещерах палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина — так называемый красный мел. В настоящее время чаще используют сангину, приготовленную искусственно. Она имеет различные оттенки красного — от светлого до красно- коричневого и фиолетового; наносится «штрихом» или в «растушку» (штрих легко растирается ватой), что позволяет добиться разнообразия в тоне.
Для рисования жидкими красящими веществами (тушь, чернила и пр.) используют металлические перья разных размеров и форм. В старину использовали тростниковые, соломенные и птичьи перья (гусиные, лебединые, павлиньи, вороньи и т.д.), позволяющие легко изменять толщину линии, варьировать методы штриховки. Металлические перья распространились с XIX в.
Перо, часто сочетающееся с размывкой или подцветкой, дает богатые возможности для виртуозного каллиграфического рисунка.
Система рисунка пером во многом сходна с карандашной техникой, но в отличие от последней рисунки трудно исправить, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Рисование пером хорошо развивает руку и глаз, но требует собранности, внимания, аккуратности и точности.
Тренировочное упражнение для студентов.
Материал: лист бумаги формата А4, графитные карандаши, резинка, образец с различными типами линий.
Ход работы.
На листе нарисовать от руки 6 одинаковых квадратов.
В 1-ом квадрате изобразить волнистые горизонтальные линии с разной степенью нажима на карандаш.
Во 2-ом квадрате нарисовать дугообразные линии, не поворачивая при этом лист.
В 3-ем квадрате изобразить прямые вертикальные линии с разной степенью нажима на карандаш.
В 4-ом квадрате нарисовать ломаные линии без отрыва карандаша от листа.
В 5-ом квадрате изобразить спираль без отрыва карандаша от листа.
В 6-ом квадрате нарисовать штриховые полосы с градацией тона.
Подписать работу.
Контрольные вопросы и задания: 1.Какую роль играет рисунок в различных видах ИЗО иск-ва? 2. Расскажите о выразительных ср-вах рисунка. 3. Перечислите худож. материалы для рисунка. 4.выполните упражнение на передачу различного характера линий с помощью графитного карандаша.
Задание для самостоятельной работы: зарисовка растительных форм средствами линии, пятна и штриха( например, 3 зарисовки одного и того же комнатного растения разными приёмами худож. выразительности)
Преподаватель: Петрухина М.Ю.
Тема. Линия, пятно, точка, штрих.
Тема. Линия, пятно, точка, штрих.
Цель: ознакомить учащихся со способами выразительности графики (линия, пятно, точка, штрих) и их выразительными возможностями; развивать интерес к художественной деятельности к произведениям графического искусства; умение воспринимать красоту окружающего мира, отображенного в графических произведениях.
Ход урока
1.Организация класса.
Приветствие.
Добрым людям улыбнется
Спросит: «Как вам всем живется?»
Заглянет в окошечко,
Друг детей всех…(Солнышко)
Проверка готовности к уроку.
2.Сообщение новых знаний
Окружающий мир полон красоты и разнообразия красок и форм. Чтобы передать его красоту графическими способами, художники- графики пользуются: линей, пятном, штрихом, точкой. Именно они помогают создать непревзойденные виды искусства графики.
Сегодня на уроке мы познакомимся с линией, пятном, точкой, штрихом, как способом создания формы, графическими материалами и инструментами и приемами работы графическими инструментами.
— Графика – это вид изобразительного искусства, чёрно-белый рисунок, который выполняется простым карандашом, ручкой, фломастером, углём или восковыми мелками.
— Графический рисунок можно изобразить с помощью линии, пятна, штриха.
Линия — как одно из средств передачи изображения появилась в самом начале зарождения искусства. Ею пользуются и по сей день при исполнении рисунка.
— Пятно – это небольшая часть рисунка, полностью заштрихованная.
— Штрих – это короткая отрывистая линия.
3. Практическая работа
Сегодня мы совершим путешествие в страну Графики. Выполним работу «Светит ясное солнышко».
4. Итог урока выставление оценок
Точка, пятно, линия, штрих — Кошкина Анна
Задача видеоурока: Ознакомиться с такими изобразительными средствами как: точка, пятно, линия, штрих. Ознакомиться с предметом спецрисунок или как его ещё называют «Художественная графика». Ознакомиться с видами точки, пятна, штриха, линии, и научиться ими пользоваться. Научиться передавать характер рисунка через штрих.
В уроке я рассказала о таком предмете в изобразительном искусстве, как спецрисунок или художественная графика. Я рассказала как рисунки можно создавать с помощью: штриха, точки, пятна и линии. Рассказала и показала очень много аналогов на эту тему.
Домашнее задание:
создать один рисунок размером 10, 5 см *15 см только на точку;
10 см5мм* 15 см только на линию;
10,5 см*15см только на штрих;
10,5 см*15см только на пятно.
И один рисунок смешанный с использованием штриха, точки, пятна и линии.
Тематику, стиль, можете использовать самую разнообразную (абстракции, узоры, узоры на ткани, что угодно).
На этой странице я выложу несколько своих работ по теме урока.
Книг на данную тематику я не встречала
Это мои работы на данную тематику
Предмет спецрисунок или художественная графика — это совершенно разные предметы для художников, для художников модельеров (швейники) и для поваров. Потому что разные цели преследует каждая из этих специальностей.
Для художников цель — это создание красивых художественных работ в декоративном ключе.
Цель спецрисунка для поваров и кулинаров — это умение строить композицию на изделии, подбирать цвета и лепить.
Цель спецрисука для швейников — это умение красиво изображать фигуру человека в одежде и рисовать модели одежды, подбирать цвета. На данный момент в продаже есть книга для швейников « Спецрисунок и художественная графика» авторы Беляева и Розанов.
Для художников ни одной книги по спецрисунку вообще нет. Предмет такой в ВУЗах преподаётся, а информация для него отсутствует.
Для поваров по спецрисунку есть небольшая книжечка, в которой есть совсем немного информации — в продаже этой книги нет, есть только на книжном рынке, где торгуют старыми книгами. Автор Шембель «Рисование и лепка для кондитеров».
Книга для швейников!— художников-модельеров.
Спецрисунок и художественная графика
Авторы: Светлана Беляева, Евгений Розанов
«Линия и пятно. Декоративные элементы».
Тема урока: «Линия и пятно. Декоративные элементы».
Цель: развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через изобразительное искусство; развивать интерес к художественной деятельности к произведениям графического искусства; умение воспринимать красоту окружающего мира, отображенного в графических произведениях.
Задачи:
— предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;
— знакомство с новой техникой изображения;
— воспитание чувства прекрасного, аккуратности, наблюдательности и внимания.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Ознакомление с новым материалом.
Восприятие учащимися нового материала.
Просмотр работ. Подведение итогов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
–Здравствуйте,ребята!
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель задаёт вопросы:
что такое графика, и какие виды графики вы знаете?
какие материалы являются графическими?
что такое декорирование, стилизация формы?
3. Ознакомление с новым материалом.
Дается небольшая информация о декоративной стилизации.
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Природные формы всегда доступны, их можно трансформировать, стилизовать. Стилизуя изображаемые объекты, можно найти множество новых оригинальных способов отображения действительности. Использование декора в таком способе изображения должно быть направлено на усиление выразительности объекта. Виды декора могут быть самые разные – это дело фантазии автора.
Сегодня мы с вами попробуем стилизовать простые формы известных вам растений, грибов, рыб, насекомых и используем различные виды декора при их изображении.
А помогут создать нам этот декор такие графические элементы как точка, линия и пятно.
Возьмем бумагу формата А – 3, на ней надо изобразить любую простую форму – растение, бабочку, рыбу. Далее надо плоскость листа расчленить на части, которые получаются при пересечении хаотичных линий. Каждый получившийся такой участок украсить своим декором так, чтобы форма изображаемого объекта четко читалась, а для этого надо умело распределить пятна по тону в формате плоскости, то есть правильно использовать сочетание контрастов – светлого и темного.
Если использовать только линии и точки, то это даст ощущение прозрачности поверхности, легкости, мягкости, такая поверхность лишена сильных контрастов, а значит, она малоактивна. Линию и точки можно использовать для передачи светлых поверхностей.
Пятно в отличие от линии и точки воспринимается очень активно, имеет резкость и контраст, а поэтому используется для выявления формы и передачи темных поверхностей. Смешанный декор линии, пятна и точки является наиболее выразительным, так как позволяет в зависимости от преобладания или линии или пятен получить разную эмоциональную окраску.
Рассмотрите внимательно таблицу с разнообразием декоративных элементов, которые можно использовать при работе. Обратите внимание, как получается светлый и темный декор.
Количество видов декора может быть разным и может повторяться
в различных частях листа, чтобы не нарушить композиционную цельность.
Очень важно во время декорирования сохранить форму изображаемых объектов, то есть силуэт должен четко читаться, а этого можно добиться только при использовании контрастов темного и светлого.
Пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции.
В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки. Каждая такая форма обладает своими специфическими композиционно-художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную, тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» — мягкими затеками и т. д.
Простейшая композиционная задача заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер.
Одно и тоже пятно может выглядеть светлым на более темном фоне и темным на более светлом фоне.
Темное и светлое образуют контраст.
Контраст – это противопоставление.
Резкий контраст( черное и белое)
Мягкий контраст- противоположности сближены.
Ахроматические цвета – черный, белый и все оттенки серого.
Выполнение упражнений
Тренировочное упражнение для студентов.
Материал: лист бумаги формата А4, графитные карандаши, резинка, образец с различными типами линий.
Ход работы.
На листе нарисовать от руки 6 одинаковых квадратов.
В 1-ом квадрате изобразить волнистые горизонтальные линии с разной степенью нажима на карандаш.
Во 2-ом квадрате нарисовать дугообразные линии, не поворачивая при этом лист.
В 3-ем квадрате изобразить прямые вертикальные линии с разной степенью нажима на карандаш.
В 4-ом квадрате нарисовать ломаные линии без отрыва карандаша от листа.
В 5-ом квадрате изобразить спираль без отрыва карандаша от листа.
В 6-ом квадрате нарисовать штриховые полосы с градацией тона.
Подписать работу.
Контрольные вопросы и задания: 1.Какую роль играет рисунок в различных видах ИЗО искусства? 2. Расскажите о выразительных средствах рисунка. 3. Перечислите художественные материалы для рисунка. 4.Выполните упражнение на передачу различного характера линий с помощью графитного карандаша.
Задание для самостоятельной работы: зарисовка растительных форм средствами линии, пятна и штриха( например, 3 зарисовки одного и того же комнатного растения разными приёмами художественной выразительности)
Просмотр работ. Подведение итогов.
— Чем мы сегодня занимались на уроке?
— Что нового для себя вы открыли на уроке?
— Оцените работы самостоятельно.
— Ребята, давайте разложим ваши рисунки и сравним их между собой. Посмотрите, насколько у каждого из вас читается образ, насколько каждый из вас грамотно разместил декор по плоскости изображения. Кто не справился с задачей? Почему? В целом работы у всех получились отличные.
Все молодцы! До свидания!
Добавить комментарий