Skip to content
  • Готовим дома
  • Завтраки
  • Простые рецепты
  • Рецепты
  • Готовим дома
  • Завтраки
  • Простые рецепты
  • Рецепты
  • Готовим дома
  • Завтраки
  • Простые рецепты
  • Рецепты
Written by alexxlab on 15.04.2020

Рисунок точка линия пятно: ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ — Вдохновение, полезная информация и галерея. — LiveJournal – Основы графики: точка, линия, пятно

Разное

Содержание

  • ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ — Вдохновение, полезная информация и галерея. — LiveJournal
  • Линия, штрих и тон в рисунке
    • Линия и штрих — азы рисунка
      • Линия
      • Штрих
      • Тон
    • Рисование линий
      • Прямая линия
      • Квадрат
      • Треугольник
      • Круг
    • Штриховка
      • Академический штрих
      • Свободный штрих
      • Заштриховывание круга
    • Резюме
  • Презентация по изобразительному искусству «Линия, точка, пятно»
  • План урока «Ср-ва художественной графики- линия, штрих, пятно»
    • Материал: лист бумаги формата А4, графитные карандаши, резинка, образец с различными типами линий.
    • Ход работы.
  • Тема. Линия, пятно, точка, штрих.
  • Точка, пятно, линия, штрих — Кошкина Анна
  • «Линия и пятно. Декоративные элементы».
    • Материал: лист бумаги формата А4, графитные карандаши, резинка, образец с различными типами линий.
    • Ход работы.

ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ — Вдохновение, полезная информация и галерея. — LiveJournal

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Линия, штрих и тон в рисунке

Линия и штрих — азы рисунка

Азами азов рисунка являются линии и штрихи. Линии в рисунке формируют контур объектов, а штрихи образуют их тональность, создавая иллюзию светотени, объема и пространства. Теперь поподробнее разберемся в понятиях.

Линия

Линия — это прямая, ломаная или кривая, условно не имеющая толщины. Например, вытянутый прямоугольник не есть линия. Однако, если его длина многократно превосходит ширину, то его можно считать линией. В рисунке линия способна отобразить видимые конутры объекта, создать ощущение объема, формировать иллюзию пространственности и подчеркивать наиболее контрастные участки. Достигается это за счет характера линии: ее формы, толщины и насыщенности.

Штрих

Штрих — это линия, формирующая визуальный объем объекта и пространство вокруг него в рисунке. В классическом (академическом) рисунке штрихи наносится по форме изображаемых объектов. Множество упорядоченных штрихов формируют тон в рисунке.

Тон

Тон — это светотеневая градация. Именно тон дает возможность отобразить в рисунке падающий на объекты свет и отбрасываемые ими тени, а также обозначить степень светлости или темности объектов. Тон в рисунке формируеся с помощью штрихов и других художественно-графических средств.

Рисование линий

Прямая линия

Казалось бы, что сложного в том, чтобы нарисовать обычную линию. Однако, возьмите в руки карандаш с бумагой и попробуйте нарисовать длинную идеально прямую линию. Получилось? Возможно, да. Но, если внимательно присмотреться, то окажется, что линия имеет неровности.

Квадрат

Возьмите карандаш с бумагой и нарисуйте от руки квадрат. При рисовании квадрата соблюдайте ровность линий, точное соотношение сторон и угол наклона между ними в 90 градусов. Нарисовать…

Треугольник

Нарисуйте равносторонний треугольник. Старайтесь нарисовать именно равносторонний треугольник с одинаковыми сторонами и углами между ними. Обратите внимание также на ровность линий. Нарисовать…

Круг

Все в школе чертили круги с использованием циркуля. Сейчас же задача нарисовать круг от руки только при помощи карандаша. Помните, что в силу определенных человеческих особенностей при рисовании круга от руки он часто получается вытянутым. Постарайтесь, чтобы круг был менее «лохматым», то есть состоял как можно из меньшего количества штрихов максимально близко расположенных друг к другу. Нарисовать…

Штриховка

Академический штрих

В академическом рисунке принято штриховать объекты по их форме. Попробуем таким образом заштриховать квадрат. В квадрате проведите прямую горизонтальную линию сразу под его верхней гранью, затем с очень маленьким интервалом относительно нее еще одну, и так рисуйте линии до нижней грани квадрата. По окончании у вас получтся квадрат, полностью заполненный плотно расположенными друг к другу горизонтальными линиями. Если отодвинуть рисунок от себя и прищурится, то окажется, что квадрат приобрел серый оттенок. Так формируется тон с помощью штриховки в классиеском рисунке. Нарисовать…

Свободный штрих

Чеще всего в современном рисунке применяется свободная не академическая штриховка. Освоим ее на примере заштриховывания треугольника. Внутри треугольника не отрывая карандаша от листа бумаги наносите диагональные (паралельные между собой) линии от одгого края треугольника к другому до тех пор, пока не заполните весь треугольник. В данном виде штриховки штрихи не ложаться по форме объекта, а рсаполагаются под удобным художнику углом. Важно создать с помошью штрихов тональное пятно, которое будет обозначать тень или степень темноты объекта. Нарисовать…

Заштриховывание круга

Заштрихуем круг двумя способами академическим и свободным. Начнем с академического заштриховывания круга. В левой нижней части круга наносим круговыми движениями штрихи. Сначала с маленькой дистанцией между штрихами, затем постепенно увеличивая интервал. Штрихи должны повторять форму круга в которую они вписаны. Если все зделано правильно, то визуально круг станет похож на шар. Нарисовать…


Теперь заштрихуем круг в свободном стиле. Штрихи наносите по диагонали под любым удобным углом. Главное, чтобы штриихи между собой были паралельны. Нарисовать…

Резюме

Резюмируем вышесказанное. Линия является основой любого изображения. Одиночными линиями можно изображать конутры объектов. Если нарисовать большое количество линий, расположенных паралельно близко друг к другу, то они сформируют тональное пятно. Фактически, такое расположение линий в рисунки считается штриховкой. Разобравшись с важностью линии в рисунке, можно приступать к более интересным темам: законы перспективы и светотени.

Презентация по изобразительному искусству «Линия, точка, пятно»

На рисунке 10а этот же конус нарисован с использованием уже другого художественного приема — таким образом, что образуемые при помощи точек тень и свет (белизна бумажного листа) воздействуют на нас сильнее, чем контур.»В этом уроке Вы познакомитесь с основными элементами рисунка: точкой, линией и пятном. Вы узнаете об их видах и использовании. Эти элементы являются средствами, при помощи которых можно создать любой рисунок как в иллюзии пространства на плоскости, так и в реальном пространстве. Затем мы познакомимся с другими, «производными» по отношению к упомянутым, элементами рисунка. Итогом нашей встречи станет рассмотрение различных способов рисования.

ОТ ТОЧКИ К ФИГУРЕ В ПРОСТРАНСТВЕ

Что такое точка

Евклид (ок. 365-300 до н. э.) утверждал, что существует неделимая, не имеющая размеров математическая, геометрически воображаемая точка.
Если мы посмотрим вокруг, то увидим точки в плоском или объемном окружении: белые на черном, черные набелом, серые на сером, разноцветные на разноцветном, вогнутые, плоские и объемные, маленькие и большие и т. д. В натуральной перспективе я нашел такие их образцы: хлопья снега, падающие за окном (объемные точки на объемном формате), головка шпильки, лежащая на бумаге (объемная точка на плоском формате), след, оставшийся от прокола этой шпилькой белой бумаги (вогнутая, серая точка — дыра на плоском формате). Это примеры натуральных (или физических) точек, видимых в натуральном пространстве, то есть в натуральной перспективе.
Запись (след) точки на плоскости — или на поверхности объемной фигуры — дает рисовальную точку. Она может приобретать различную форму: может быть правильной (геометрической), неправильной (биологической), малой, большой, темной или светлой. Её можно нарисовать как плоскую, вогнутую или выпуклую. Она может также появиться в трех измерениях.

Портрет Евклида (рис. 1) состоит из похожих, маленьких нарисованных точек с меньшей или большей степенью их концентрации (насыщенности).
hello_html_m1d0da56a.jpghello_html_m5abcb95f.jpg

Практическое задание 1

Нарисуйте контуром, состоящим из точек, произвольную форму, например, человеческую фигуру.
Не указанная на рисунке в сходящейся перспективе точка схода — это математическая, геометрически воображаемая точка. Точка, из которой происходит наблюдение рисунка (на уровне глаз), как и точка в природе, где соединяются линии схода наблюдаемой сцены, зафиксированной на этом рисунке, — это натуральные воображаемые точки.
Посмотрите на рисунок 3. То, что с расстояния видится как точка, может быть черной или белой плоской фигурой, образованной с помощью контура, неправильной фигурой или даже, при рассмотрении вблизи, может оказаться группой многих, близко расположенных точек.
hello_html_46d9701.jpg
Если мы при помощи карандаша зарисуем точками формат прямоугольника (рис. 4), то получим разновидность растра, который издалека выглядит как серая плоскость. Присмотревшись, мы заметим, что эти точки незначительно отлича¬ются друг от друга и располагаются неравномерно. На распечатке подобного рисунка, созданного в компьютерной программе, могли бы получиться идентич¬ные точки, расположенные наодинаковых расстояниях друг от друга.

Практическое задание 2

При помощи произвольного инструмента зарисуйте точками формат небольшого квадрата, стараясь соблюдать одинаковую их светлоту, величину, а также одинаковые расстояния между ними. На втором рисунке такого же формата попытайтесь изменить одну из этих характеристик (валёр, размер или расположение).
hello_html_32249dfd.jpg 
Рисунок 5 также представляет дифференцированные точки, но уже полученные в графической технике «frottage». В данном случае эта техника состоит в том, что неплотная бумага, наложенная на шероховатую поверхность (например, на крупнозернистую наждачную шкурку), зарисовывается карандашом. Таким обра¬зом, получается рисовальный отпечаток (оттиск) этой поверхности.
В основе графики «фроттажа» лежит получение оттиска с определенной, фактурно выраженной поверхности.

Практическое задание 3

Выполните подобный «frottage» в виде точек. Используйте её как основу (фон) для изображения объекта. Часть полученной фроттажной «графики» сотрите ластиком так, чтобы появившееся белое пятно напоминало определенную форму — к примеру, чашку, дерево, фигуру человека.
Рисунок может состоять из таких самых точек, но нанесенных с различной степенью концентрации (плотности)- в одних местах меньшей, в других большей (иногда вплоть до получения черного ограниченного пятна). На рисунках ниже изображен цилиндр в трех разных ситуациях распределения светотени на фигуре — самые темные фрагменты обозначают тень. На каждом из цилиндров имеется осветленная часть, полутень, собственная тень с рефлексом, отделяющим фигуру от падающей на основание тени.

hello_html_m869541a.jpg

Практическое задание 4

Выполните в подобной технике (тушью или капиллярной ручкой) рисунок любой другой несложной фигуры. Сами выберите вариант светотеневой моделировки формы объекта — с большей или меньшей концентрацией точек.

Объемность в рисунке точками можно по¬лучить при помощи их дифференциации (различия, контраста) по размеру, светло¬те, форме, расположению и т.д.
Рисунок (7) женщины возник в результате продуманного размещения черных точек на белом фоне, различная концентрация и размеры которых передают светотеневые отношения на теле. Насыщенность точек образует более темные области и тень. Плавное уменьшение концентрации создает осветленные поверхности. Белье нарисовано при помощи более крупных белых точек на темно-сером фоне. Дополнением являются закрученные черно-белые ленты из неправильных (биологических) точек, имеющих линейно-кристаллическую форму.
Рис. 7. Томаш Соберайский (без названия), 1999 г., капиллярная ручка
hello_html_m6f472b8.jpg
Практическое задание 5

Выберите любую иллюстрацию, наложите на нее прозрачную кальку и перерисуйте изображение двумя способами: первый раз — используя точки одного вида, а второй -дифференцированные (по своему усмотрению).
Если мы ограничим точки контуром, то получим силуэтные изображения, например такие, как на следующих трех рисунках, которые по принципу подобия представляют: букву М, два топорика индейцев и птеродактиля — древнего летающего ящера.
hello_html_m5dc84b4e.jpg
Силуэт — это ограниченное пятно, обозначающее упрощенную форму, очертание предмета.
Рисунок объекта мы можем также начать с контура, а затем нарисовать точки на объекте, основании и фоне. Рисунки, помещенные ниже, показывают последовательность такого процесса. Так, на рис. 9а изображенконус, нарисо¬ванный контуром на квадратном формате, разделенном линией на основание и фон. Затем с помощью точек изображаются собственная и падающая тени, а также вертикальная и горизонтальная поверхности фона (рис. 9 б). На последнем рисунке (9е) контурные линии убираются и остаются только теневые фрагменты на фоне редких точек. Обратите внимание на то, что линия контура оказывает более сильное визуальное воздействие, чем деликатно выполненная тень.
hello_html_69276d40.jpg
На рисунке 10а этот же конус нарисован с использованием уже другого художественного приема — таким образом, что образуемые при помощи точек тень и свет (белизна бумажного листа) воздействуют на нас сильнее, чем контур. Следующие рисунки фигур — шара (б) и куба (в) — выполнены по тому же принципу. В них применяется слабый контур и более активно проработанная светотень.
Посмотрите внимательно на эти рисунки и запомните способ их выполнения.
hello_html_7a05251d.jpg

От точки к фигуре

Оказывается, что любые формы, имеющиеся в натуре, можно получить, исходя из фиксации точки на плоскости — при помощи ее увеличения, изменения или придания объемности.
Нанесем черным цветом математическую точку на плоскость белого листа. Её мы можем воспринимать двояко: согласно реалиям — как плоскую на плоском формате; в иллюзии пространства — как «выходящую» из фона вперед или, наоборот, как черную дыру на белом формате.
Дальнейшее развитие (увеличение) точки выстраивает цепь основных элементов рисунка. Это: точка, линия, растр, пятно, плоскость, плоская фигура, силуэт, объемная фигура. Любой известный нам рисунок содержит один или несколько из этих элементов как средство получения изображения.
hello_html_3b6f4756.jpghello_html_313d895f.jpghello_html_4b69bd4c.jpg

Теперь рассмотрим, в чем именно состоит увеличение точки. Если к точке (рис. 14а) мы прибавим эту же точку, повторенную многократно и расположенную без разрыва одна за другой, то получим сначала короткий отрезок (14 б), а потом — линию (в). Изменяя направление развития точки, мы можем вместо прямой линии получить кривую (г). Если мы последовательно увеличим количество правильных точек, то получим линию с правильными краями, если увеличим неправильные точки — получим рваную линию (д).

hello_html_604a75cc.jpg
Продолжим наглядный эксперимент, но теперь уже с отрезком прямой линии. Если мы увеличим отрезок в одном направлении (рис. 15а), то получим плоскую фигуру, или силуэт, например, прямоугольника. Ее можно заполнить по всей площади черным цветом (как на рисунке 156), а можно зафиксировать только контуром (в) или дополнительно представить в сходящейся перспективе (г).
hello_html_m4ccd47ca.jpg
Наконец, если мы увеличим фигуру в одном направлении (рис. 16а), то получим объемное изображение параллелепипеда, который представлен на рисунке в параллельной перспективе — первый раз с плотно заполненными гранями (16 б), а второй раз контуром (в).
hello_html_4e816510.jpg
Осуществляя ряд постепенных, начинающихся с точки преобразований, мы в результате можем получить различные плоские или объемные элементы. Затем, если мы размоем плоскую фигуру или силуэт, то получим пятно (рис. 17). Накладывая друг на друга в определенной композиционной последовательности такие разные элементы, мы сможем получать разнообразные, художественно более выразительные и сложные формы.
Точка — исходное понятие геометрии, не имеющее измерения.
Линия — это последовательно расположенная в одном направлении группа точек, не имеющая разрывов.
Пятно — это группа точек с нечеткими границами (очертаниями).
Растр — это изображение простого рисовального или графического знака, многократно повторяемого в определенной последовательности.

Плоская фигура — это ограниченное формой пятно.
Силуэт — это форма объемной фигуры, упрощенная до плоской (ограниченное пятно, повторяющее очертания этой фигуры).
Изменения в каком-либо из перечисленных элементов влекут за собой практически бесконечное количество вариантов рисунка. Эти элементы могут взаимопроникать друг в друга, накладываться, чередоваться или существовать независимо на формате. Посмотрите еще раз на рисунки И, 12, 13 и обратите внимание на использование в них различных по форме, размеру, плотности линий, точек и пятен.
Элементы рисунка можно наносить разными инструментами (карандашом, углем, кистью, пером, фломастером, и т. д.) с использованием различных материалов и техник (черная тушь, нанесенная пером; белая гуашь, наложенная кистью или поролоновой губкой на разную основу — бумагу, кальку, картон, стекло и т. д.).
Таблица, приведенная ниже, представляет основные звенья в цепочке элементов рисунка, полученных из точки в результате ее развития (преобразования), а рядом — их объемные эквиваленты.

Элемент рисунка-Его объемный эквивалент

точка-объемная точка 
линия (контур)-объемная линия 
пятно-объемное пятно 
растр-объемный растр 
плоскость-объемная плоскость 
силуэт-объемный силуэт 
фигура-объемная фигура 

Предыдущие примеры, демонстрирующие увеличение, произвольное изменение или придание объемности точке, являющейся изображением (записью) на плоскости воображаемой математической точки, наглядно убеждают в том, что из неё можно получить все объемные элементы и формы, включая трехмерные фигуры. Очевидно, что более развитые элементы рисунка, находящиеся в цепочке на удаленных местах, можно получить из элементов, расположенных ближе к ее начальному звену — точке. К примеру, фигуру человека можно нарисовать точками, контуром, пятном, силуэтом и т. д.
Границы между элементами рисунка бывают (часто это делается преднамеренно) нечеткие. Так, белую жирную линию, проведенную мелом на темной бумаге, можно, например, считать тонким пятном вытянутой формы. Черный круг, рассматриваемый вблизи, воспринимается в рисунке силуэтом, а наблюдаемый издалека — точкой. То, что является элементом одного вида в одних условиях, в других превращается в нечто иное.
Рисунок, в узком его значении, оперирует линией на плоскости, но в более широком — может «выйти» в пространство и оперировать уже линией объемной. Поэтому выполненное в таблице деление на плоские и объемные элементы является существенным. Если бы я хотел поместить в ней визуальные примеры объемных элементов, то в соответствующих местах наклеил бы (или присоединил другим способом), например, кусок черной ткани или черного провода возле объемной линии. В следующей части урока мы уделим больше всего внимания линии, как самому главному элементу рисунка. Однако, сосредоточившись на рисунке как на выражении (записи) иллюзии пространства, мы будем говорить, главным образом, о рисунке на плоскости.

Перед тем, как мы рассмотрим более подробно некоторые примеры плоских и объемных элементов, встречающихся в натуре, запомним для себя простой, но важный вывод: все изображения на рисунке возникают из точки, линии, пятна и их взаимных комбинаций.

ЧТО ТАКОЕ ЛИНИЯ

Линия в натуральной перспективе

Надеюсь, Вы хорошо усвоили, что натуральная сходящаяся перспектива подра¬зумевает воображаемые линии, сходящиеся в воображаемой точке схода, лежащей на линии горизонта. На рисунках из предыдущего урока, иллюстрирующих сходящуюся перспективу, нанесенных там линий в действительности не существует.
Теперь рассмотрим один из обещанных примеров, демонстрирующих плоские и объемные линии, встречающиеся в натуре. Ниже (рис. 18) я предлагаю Вашему вниманию снимок, сделанный зимой. На фоне белой стены виден фрагмент скамейки и виноградных лоз. Это образец объемных, (выпуклых) биологических линий. Горизонтально натянутая проволока, которая их поддерживает, — это тоже выпуклая объемная линия, но уже геометрически правильная. Также горизонтальная, прерывистая линия кромки стены, нечетко проявляющаяся в верхнем левом углу снимка, это пример плоской линии, встречающейся в естественном пространстве. Объемные белые и черные линии света и тени появляются на планках скамейки. Между ними в виде белых вогнутых линий просвечиваются фрагменты стены. Обратите внимание, как много различных видимых в натуре линий запечатлено на одной фотографии.
hello_html_m208cbd9a.jpg
Как мы видим линии

Следует отличать видение линии в натуре от видения линии в рисунке. Мы уже говорили о том, что в природе нет линий, которыми были бы обведены какие-то формы, а значит, в натуре не существует контура — линии, очерчивающей форму. В то же время на рисунке мы можем увидеть следующие линии: самостоятельную, контурную или тонирующую (светотеневую).

Самостоятельная линия

Линии этого вида встречается очень часто. Они наиболее произвольны по своему характеру, направленности и не отображают конкретной формы. Такие линии выступают в рисунке «сами по себе», то есть как самостоятельный изобразительный элемент. Посмотрите на рисунок 19, который выполнен семилетней Евой. Здесь основой для изображаемой фигуры (моей!) являются, собственно, разновидности этого вида линии. Она будет еще часто появляться в иллюстрациях этого выпуска, а в каких именно — постарайтесь определить сами.
Если в рисунке не представлено никакой конкретной формы, а присутствуют только отвлеченные по смыслу самостоятельные линии, то перед нами один из примеров абстрактного рисунка (о котором пойдет речь в уроке 13). Иногда такая линия может чем-то напоминать форму реальных предметов или фигур, как, к примеру, на рисунке известного художника-абстракциониста Пауля Клее (рис. 20). На рисунке Евы такая линия тоже присутствует.
hello_html_8df873d.jpg
Примеры самостоятельных линий Вы также найдете на картине другого извес¬тного абстракциониста Хуана Миро, которая называется «Женщина, месяц, звезда» (цветной вкладыш). Речь идет о «звездочках», зигзагообразных и волни-
стых линиях.

Контурная линия и «воздействие» контура

Еще раз посмотрите на рисунок Евы, которая на уровне незамысловатого детского воображения изобразила очертание фигуры. Аналогичным образом она нарисовала тучки, цветок и два других неизвестных растения. В её рисунке присутствуют контурные и самостоятельные линии. В ушах, чем-то напоминающих воздушные шарики, тоже есть замкнутые контуры. Помните мою фотографию, напечатанную в первом уроке? Сравните с ней рисунок. Очень удачный получился у ребенка портрет, неправда ли?
Теперь снова вернемся к картине X. Миро (на цветном вкладыше). Наряду с самостоятельными линиями мы увидим на ней типичные контуры схематически представленных фигур, словно тоже нарисованных ребенком. На другом рисунке, те¬перь уже в исполнении известного художника Анри Матисса, контурные линии значительно более продуманные и изысканные. Художник мастерски применил линию одинаковой толщины для выражения пластики упругого женского тела (рис. 21).
hello_html_mb831311.jpg hello_html_m75e228f4.jpg
Рисунок Пабло Пикассо (рис. 22) тоже является примером использования только контура, но уже дифференцированного. Не менее выразительно «играет» контур на его же рисунке, помещенном на обложках выпусков нашего курса, а также на иллюстрации урока 1, стр.24.
Теперь обратимся к более простым изображениям на рис. 23. Область, обведенная дифференцированным контуром, выглядит более объемно-пространственной, чем рисунок с одинаковым контуром. Более темный утолщенный контур может также восприниматься (интерпретироваться) как простейшая разновидность тени. Такой вариант представлен на рисунке частично вбитого гвоздя (24). Контурная линия сле¬ва, очерчивающая его форму, более толстая и темная, чем линия справа.
Контур — это линия, которая фиксирует очертания формы и является простейшим переходом от линии к фигуре.
hello_html_m271ad102.jpg
Уяснив это положение, снова вернемся к примеру куба. Если мы обозначим линией рёбра воображаемого куба, то, благодаря различию между темной линией и белым фоном (как на рис. 23), будет создаваться иллюзия, что передняя грань перекрывает остальные. При дальнейшем развитии (увеличении) точки в трех направлениях возникнет впечатление, будто куб состоит только из ребер (рис. 25). Но мы можем его получить и в результате увеличения отрезка — ограниченной линии — в двух направлениях. Тогда он будет выглядеть так, как на рисунке 26, где контуром воспринимается линия стыка граней-плоскостей, отличающихся валёром (светотеневыми оттенками).
hello_html_73e1653c.jpg 
Тонирующая линия

Тонирующая линия — это, другими словами, светотеневая линия. Она применяется там, где, согласно нашему воображению или видению объектов в натуре, мы хотим на рисунке ввести тень. Мы можем наносить эти линии так, как это показано на рис. 27, где партию света играет естественная белизна бумажного листа.
При изображении светотени линии образуют целое пятно, плавно распределяющееся по выпуклой или плоской форме той или иной части рисунка. Так, например, на рис. 28 линии на верхних и боковых гранях — это собственная тень параллелепипеда, представленного в параллельной сходящейся перспективе, а линии на основании — это падающая тень.
hello_html_727b563.jpg
Для достижения выразительных объемно-пространственных отношений в рисунке часто используются тонирующие линии разной формы, толщины, светлоты. Эти линии могут переходить в точку, пятно, образовывать контур, создавать тень и т.д. Одним из таких примеров может служить рис. 29.
hello_html_m89d7b4b.jpg
Теперь переверните несколько страниц и посмотрите на рисунок Леонардо да Винчи, изображающий фигуру всадника на коне (рис. 43). Наряду с дифференцированным контуром фигуры всадника и коня, воздействующим сильнее всего, мы видим ряд тонких линий на формах всадника и животного, которые и являются, собственно говоря, светотеневыми линиями. Их слабая тональная проработка создает впечатление пространства. Обратите внимание, что практически все эти линии одинаковой направленности, но отличаются между собой как валёром, так и промежутком.
В этом месте я хотел бы предостеречь Вас от неосознанного подражания, а значит, и механического наложения штриховых линий, обозначающих обычно светотень. Линии штриха всегда следует наносить обдуманно, подчеркивая с их помощью особенности формы, не разрушая её! Как это можно наблюдать в работах великого Леонардо, каждый рисунок имеет ряд присущих только ему отличий, создающих неповторимость художественного образа.

Штриховка — это один из наиболее распространенных приемов тонирования в рисунке или графике с помощью как идентичных параллельных, так и (или) пересекающихся линий.
Рассмотрим несколько подробнее принципы штриховки в рисунке. На иллюстрациях 30 а-г нарисован контуром цилиндр, стоящий на плоском основании. Здесь используется штриховка геометрически прямыми линиями — равномерно расположенными горизонтальными, диагональными, а также вертикальными с разной частотой (рис. ЗОа). Расположенные более плотно наклонные линии пересекают основные с целью создания собственной и падающей тени (30 б). Горизонтальные линии имитируют уходящую вглубь поверхность столешницы (в), а одинаковые линии на цилиндре, основании и фоне «стирают» форму предмета (г).
hello_html_m6fc434de.jpg
Практическое задание 6

Нарисуйте контуром простой предмет, расположенный на горизонтальной плоскости. Затем, используя приемы разнообразной штриховки, постарайтесь выразить его форму с собственной падающей тенью и условной передачей фона и основания. Думаю, что иллюстрация рисунка Леонардо да Винчи поможет Вам правильно выполнить задание.
Теперь посмотрите на выразительные примеры штриховки в рисунках яблока. Первый выполнен только контуром, остальные уже дополнены линией, обозначающей собственную и падающую тень. Яблоко нарисовано один раз целым, второй раз наполовину очищенным от кожуры и, наконец, с вырезанной частью.
hello_html_2eac5212.jpg
В демонстрируемых ниже рисунках театра можно наглядно увидеть, какую роль играет правильно выбранный и «положенный на форму» штрих. В отличие от контурного изображения (рис. 32 а), правый рисунок с помощью разнообразных штрихов передает не только объем здания, но и его архитектурные детали и элементы.
hello_html_68b64be8.jpg
Многие начинают рисунок с нанесения контура. Если контур в самом начале нарисовать очень темной и жирной линией, то он все время будет восприниматься как самый важный элемент рисунка, отвлекая на себя основное внимание. При этом, даже последущее введение активной светотени не сможет полностью ликвидировать этот нежелательный эффект. Посмотрите на рисунок 33, который иллюстрирует подобный случай.hello_html_2cc27501.jpg
Конечно, возможна ситуация, при которой контур «воз¬действует» наиболее сильно, а светотень — очень мягко. Посмотрите, например, на светотень, образуемую точками на рисунке 9с, который мы рассматривали, изучая выразительные свойства точки.
Эту часть рассказа о закономерностях восприятия линии мы подытожим на примерах простейших рисунков некой
емкости. На рис. 34а и 346 она изображена, соответственно, равномерным и дифференцированным контуром; на рис. 34в и 34г — светотеневой штриховкой и, наконец, на рис. 34д мы видим наиболее произвольные, «самостоятельные» линии. Данные примеры показывают неограниченные возможности рисунка в художественной трактовке одной и той же темы.
hello_html_m2e6f9e67.jpg
Линии в рисунке

Линия (черта) возникает из последовательного сочетания многих точек. В рисунке ее получают путем передвижения рисовального инструмента, оставляющего след на поверхности формата.
О способах получения различных линий относительно вида инструмента (карандаш, капиллярная ручка и т. д.), материалов (темпера, тушь и т. д.) и основы, на которой рисуют (белая, черная, цветная бумага, калька, фольга и т. п.), Вы узнаете в следующем уроке. А сейчас мы продолжим рассмотрение вопросов дифференциации линий в рисунке, возникающих в результате использования контрастов. Эти линии могут быть самостоятельными, контурными, светотеневыми или штрихованными в одном или разных направлениях.

Зарисовка всей плоскости формата линией

Зарисовка квадратного формата мелким растром (сеткой из тонкой линии одного вида, то есть без каких-либо контрастов) привела к появлению своего рода серого пятна, плоскости в одинаковом валёре (рисунок 35а выполнен в компьютерной графике). Следующий рисунок более дифференцированный, поскольку вертикальные, под линейку нарисованные линии различаются между собой по светлоте и толщине, воздействуя при этом более сильно в той части, где они темнее и насыщеннее (356).
hello_html_m3904112.jpg
Если мы зарисуем плоскость квадрата линией одного вида, выполненной от руки,
то окажется, что даже в одинаковых линиях трудно избежать мелких отличий -первых проявлений контраста. Приведенные ниже рисунки 36 и 37 иллюстрируют сказанное на примерах прямой и волнистой линий.
hello_html_m74a931cf.jpg
Контрасты между отдельными линиями

На рис. 38 показана градация прямой вертикальной линии в шести стадиях: от темной широкой — до светлой тонкой (рис. 38а). Близлежащие линии между собой не контрастируют, зато если мы сравним крайние линии, то контраст между ними очевиден. Из прямой геометрической линии можно также получить линию иного вида, например, зигзагообразную, как на иллюстрации 39; где контраст наглядно виден уже между каждой линией.
hello_html_7203431.jpg
Контрасты линий, а также линий и пятна хорошо иллюстрирует работа Марселя Дюшампа под названием «Мужчина в шляпе» (тушь, бумага) — рис. 40. Черные линии, обрисовывающие фигуру сидящего мужчины, отличаются между собой толщиной, длиной и направлением. По мере удаления на второй план, контурные линии становятся светлее и тоньше.

Для одного и того же вида линии возможны варианты преобразования, которые представлены на следующих рисунках. Рисунок 41а демонстрирует отдельную волнистую линию -промежуточную между биологической и геометрической, многократно повторенную с одинаковым промежутком в формате квадрата. Рисунок выглядит как изображение волнистой выпуклой или вогнутой плоскости. Если мы сделаем линии более толстыми, а также увеличим расстояния между ними, то получим такой набор линий, как на рис. 416, а если будем утолщать их и дальше — такой, как на рис. 41 в. В последнем рисунке введены контрасты за счет чередования тонкой и толстой линий, взятых из рис. 41а и 41в и изменения их наклона.
Рис.40. Марсель Дюшамп, «Мужчина в шляпе», 1909 г.
hello_html_67ab1d1f.jpg
Следующие три рисунка выполнены от руки с использованием дифференцированных линий, которые становятся все более наклонными и биологическими, т.е. теряющими геометрическую строгость. Наложенные друг на друга, они образуют контрастные сочетания тонкого и толстого, темного и светлого (рис.42). В итоге мы получаем набор линий, при помощи которых можно изображать различные фрагменты рисунка в их объемном виде.
hello_html_1c02ab2d.jpg

Практическое задание 7

В иллюстрации рисунка Леонардо да Винчи, на который я уже дважды ссылался, попытайтесь найти линии, аналогичные представленным на рисунках 42.
hello_html_m2ad15ac7.jpg
Теперь попробуем при помощи разных видов линий выполнить рисунки двух параллелепипедов. Как Вам уже известно, определенный вид линии можно получить из прямой черты. Именно такой прямой чертой были нарисованы кубы, которые демонстрировались раньше на рисунках 23 и 25.
Ниже нарисованы пары одинаковых фигур параллелепипедов четырьмя различ¬ными по типу линиями. Слева от них размещены в ряд объекты круглой формы. Рисунки последовательно демонстрируют различные приемы достижения кон¬траста между линией и пятном, линией и фоном, толстым «негативным» контуром и плотно заштрихованной поверхностью (рис. 44 а, б, в, г).
hello_html_m14a16a6.jpg
Следующая серия рисунков, выполненных черной авторучкой, представляет три параллелепипеда, приближенных к форме куба в прямоугольной проекции и в параллельной или сходящейся параллельной перспективе. Кроме того, все они нарисованы в перекрывающей (кулисной) перспективе. Использование таких разных видов изображений, как и разных линий, придает рисункам каждый раз иное выражение.
Следует помнить, что изображение любого объекта в перспективе всегда более наглядно и выразительно, чем его вид в одной из проекций. Рисунок — не чертеж, и в нем желательно избегать изображений типа ортогональных проекций.

hello_html_m3112601c.jpg
Два следующие рисунка (45д, е) выполнены с использованием более сильной светотени — вплоть до очень темной тени в верхней части фигур. Различная направленность штриха и появление в рис. 45е точек усиливает выразительность фигур. Рисунок 45ж представляет в сходящейся параллельной перспективе три параллелепипеда, полученные при помощи черного контура. На рисунке 45з мы имеем эти параллелепипеды в том же расположении и в той же перспективе, полученные также черным контуром, но с нанесенными поверх изображения самостоятельными пересекающимися тонкими линиями, которые «стирают» форму фигур.
hello_html_m64728c10.jpg
Рисунок 45и представляет эти же три параллелепипеда, но выполненные толстым белым контуром. Сравнительно с предыдущей ситуацией точка схода немного сдвинута, а линии, нарисованные на гранях фигур, расположены в направлении схода. Рисунок 45й является ближайшим по типу изображения вариантом предыдущего рисунка, но он выполнен другим «петельчатым» видом линии, дифференцированным по величине и направлению.
Рисунки 45г, д, е, з, и, и представляют собой «запись» поверхности параллелепипедов, выполненных упрощенным способом. Последний из данной серии рисунок 45к — это активная светотеневая версия, нарисованная толстым черным контуром, в которой свет падает спереди, вертикальные штриховые линии на боковых гранях передают полутень, а верхние черные силуэтные поверхности фигур обозначают собственную тень.
hello_html_mb227612.jpg
Надеюсь, эти рисунки продемонстрировали Вам возможности использования широкого диапазона линий в изображении одних и тех же предметов. Запомните также, что усиление контраста между линиями и продуманное сочетание линии с пятном повышает выразительность изображения.

Перекрывающее наложение линий

Нанесение линий с перекрытием, то есть, таким образом, когда одна заслоняет другую, также часто используется в рисунках. В зависимости от степени контраста линий между собой, их размера и расположения, возникает определенный оптический эффект.
hello_html_5f1594ed.jpg
Рисунки, выполненные на четырех квадратных форматах, иллюстрируют проблему выбора линий с целью достичь желаемого эффекта. Так, если мы хотим добиться ощущения монотонности пятна или фрагмента, следует применять одинаковой толщины линии. Если, наоборот, мы стремимся выразить динамику, гротескность формы или сюжета в целом, то здесь следует прибегнуть к более контрастным отношениям элементов рисунка.
Увеличение, негатив и придание линии объемного характера
Продолжим наши упражнения и усилим линию в соответствии с контрастом «тонкое — толстое»; при этом мы получим плоскую линейную фигуру (47а). Развитие (преобразование) тонкой, но уже не прямой а, к примеру, «узелковой» линии по такому же принципу, может привести к получению плоской фигуры с родственной структурной поверхностью (476).
hello_html_753a6ee0.jpg
Получить негативный тональный рисунок довольно просто. Тон линии и фона меняются на противоположные, как в процессе черно-белой фотопечати: то, что было черным, становится белым и наоборот (рис.48 а, б). Мы можем также получить негатив другого вида, перевернув рисунок и создав, таким образом, зеркальное отображение (48в).
hello_html_39728703.jpg 
Что касается объемной линии, то её можно получить многими способами, в зависимости от потребностей, возникающих при реализации замысла. Можно, например, создать изображение на плоскости из ниток или шнура. А можно просто достичь иллюзии объемности линии, умело используя многообразные приемы светотеневой моделировки формы и фактуры. Именно так поступают художники, изображая, к примеру, корабельный канат или нежный стебель цветка: в каждом случае для передачи объемной линии применяются особые приемы и техники.
hello_html_m58a77823.jpg

План урока «Ср-ва художественной графики- линия, штрих, пятно»

План урока

Тема урока: Средства художественной графики- линия, штрих, пятно .

Цели урока: формирование навыка передачи объема и материала средствами художественной графики., навыка передачи характера линий, формирование навыка выполнения графитными карандашами линий различного характера.

Основные понятия: линия, штрих, пятно, набросок, эскиз.

Тип урока: получение новых знаний

Форма проведения урока: лекция.

Ход урока:

Взаимное приветствие.

Объяснение преподавателя. Искусство рисунка как и любой другой язык имеет свой образный язык. К основным худож.-выразительным средствам относятся : линия, пятно, штрих, светотень. С помошью этих ср-в художники передают свое восприятие мира, делятся со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное.

Линия- главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна, она может быть тонкой, изысканной, жесткой, колючей, порывистой, уверенной и неуверенной и т.д. (иллюстрации 1,2)

Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок мужского торса, выполненный одним из великих художников эпохи Возраждения Микеланжело ( рисунок 3). Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственный задачи.

Штрих- короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно- пространтвенные св=ва объектов, их фактура.

Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт- пятно. Силуэт— плоское цветовое пятно на более темном или более светлом фоне.

Выразительность силуэта зависит от формы, положения и освещенности фигуры. Пятно при кажущейся непластичности может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию. Рисунок пятном может быть и не силуэтным. В нем могут использоваться градации тона.

Для выполнения рисунков используются многие инструменты и материалы. Для начинающего наиболее пригоден обычный простой

карандаш с графитным стержнем. Карандаши (от тюрк, «кара» — черный и «таш» — ка­мень) бывают твердыми, мягкими, глянцевыми, матовыми, а также раз­личных силы и цвета.

Еще в античную эпоху использова­лись свинцовые и серебряные штифты. В Средневековье к ним добавились оловянные и из сплава свинца и олова. В эпоху Возрождения входит в упо­требление сланцевый итальянский ка­рандаш (черный мел), который в XVI в. был окончательно вытеснен графит­ным. Этому способствовало открытие залежей графита в Англии и Италии. Однако первые графитные карандаши плохо держались на бумаге и пачка­лись. В 1720 г. француз Н. Конте пред­ложил обрамлять графитные стержни деревянными дощечками, чтобы умень­шить их ломкость и сделать более удоб­ными в работе. Почти одновременно чех Й.Хартмут начал изготавливать стержни из смеси графитного порош­ка и глины. Найденная удачная про­порция этой смеси позволила добить­ся заданной твердости или мягкости материала.

Графитный карандаш хорошо дер­жится на поверхности бумаги и легко стирается ластиком. При рисовании графитным карандашом на первых эта­пах рисунок следует вести очень лег­ко, без нажима. Ровное покрытие по­верхности листа определенным тоном достигается с помощью штрихов, на­несенных в одном направлении. Что­бы получить плавный переход тона от темного к светлому, штрихи наносят чаще или реже, усиливая или ослаб­ляя нажим на грифель.

Графитные карандаши выпускают­ся различных степеней твердости. Оте­чественные карандаши имеют 13 сте­пеней твердости, более твердые обо­значаются буквой Т (от 1T до 7Т), бо­лее мягкие — буквой М (от 1М до 5М). Импортные карандаши обозначаются соответственно Н и В.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши ма­рок ТМ, М, 2М —5М. С их помощью можно делать линии различной тол­щины и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного, что достигается штриховкой.

Большими выразительными воз­можностями отличается уголь. Он из­готавливается обжигом веточек или обструганных палочек различных по­род дерева.

Степень мягкости угля обусловли­вается обжигом и породой дерева.

В зависимости от характера заточки угля можно не только получить тон­кие, четкие линии, но и закрыть боль­шую плоскость. Техника работы углем разнообразна, она может носить и гра­фический и живописный характер. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и различные тональные переходы. Од­нако уголь легко осыпается, поэтому рисунки следует закреплять специаль­ным фиксатором.

Другим мягким графическим мате­риалом является сангина. Сангина (от франц. sanguine, от лат. sanguineus — кро­вавый) — материал в виде палочки- карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще в пещерах палеолита. В эпоху Воз­рождения в Европе применялась нату­ральная сангина — так называемый крас­ный мел. В настоящее время чаще ис­пользуют сангину, приготовленную ис­кусственно. Она имеет различные оттен­ки красного — от светлого до красно- коричневого и фиолетового; наносится «штрихом» или в «растушку» (штрих легко растирается ватой), что позволя­ет добиться разнообразия в тоне.

Для рисования жидкими красящи­ми веществами (тушь, чернила и пр.) используют металлические перья раз­ных размеров и форм. В ста­рину использовали тростниковые, со­ломенные и птичьи перья (гусиные, лебединые, павлиньи, вороньи и т.д.), позволяющие легко изменять толщину линии, варьировать методы штри­ховки. Металлические перья распро­странились с XIX в.

Перо, часто сочетающееся с раз­мывкой или подцветкой, дает богатые возможности для виртуозного калли­графического рисунка.

Система рисунка пером во многом сходна с карандашной техникой, но в отличие от последней рисунки трудно исправить, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Рисование пером хорошо развивает руку и глаз, но требует собранности, внимания, аккуратности и точности.

Тренировочное упражнение для студентов.

Материал: лист бумаги формата А4, графитные карандаши, резинка, образец с различными типами линий.

Ход работы.

  1. На листе нарисовать от руки 6 одинаковых квадратов.

  2. В 1-ом квадрате изобразить волнистые горизонтальные линии с разной степенью нажима на карандаш.

  3. Во 2-ом квадрате нарисовать дугообразные линии, не поворачивая при этом лист.

  4. В 3-ем квадрате изобразить прямые вертикальные линии с разной степенью нажима на карандаш.

  5. В 4-ом квадрате нарисовать ломаные линии без отрыва карандаша от листа.

  6. В 5-ом квадрате изобразить спираль без отрыва карандаша от листа.

  7. В 6-ом квадрате нарисовать штриховые полосы с градацией тона.

  8. Подписать работу.

hello_html_5267afb0.jpg

Контрольные вопросы и задания: 1.Какую роль играет рисунок в различных видах ИЗО иск-ва? 2. Расскажите о выразительных ср-вах рисунка. 3. Перечислите худож. материалы для рисунка. 4.выполните упражнение на передачу различного характера линий с помощью графитного карандаша.

Задание для самостоятельной работы: зарисовка растительных форм средствами линии, пятна и штриха( например, 3 зарисовки одного и того же комнатного растения разными приёмами худож. выразительности)

Преподаватель: Петрухина М.Ю.

Тема. Линия, пятно, точка, штрих.

Тема. Линия, пятно, точка, штрих.

Цель: ознакомить учащихся со способами выразительности графики (линия, пятно, точка, штрих) и их выразительными возможностями; развивать интерес к художественной деятельности к произведениям графического искусства; умение воспринимать красоту окружающего мира, отображенного в графических произведениях.

Ход урока

1.Организация класса.

Приветствие.

Добрым людям улыбнется

Спросит: «Как вам всем живется?»

Заглянет в окошечко,

Друг детей всех…(Солнышко)

Проверка готовности к уроку.

2.Сообщение новых знаний

Окружающий мир полон красоты и разнообразия красок и форм. Чтобы передать его красоту графическими способами, художники- графики пользуются: линей, пятном, штрихом, точкой. Именно они помогают создать непревзойденные виды искусства графики.

Сегодня на уроке мы познакомимся с линией, пятном, точкой, штрихом, как способом создания формы, графическими материалами и инструментами и приемами работы графическими инструментами.

— Графика – это вид изобразительного искусства, чёрно-белый рисунок, который выполняется простым карандашом, ручкой, фломастером, углём или восковыми мелками.

— Графический рисунок можно изобразить с помощью линии, пятна, штриха.

Линия — как одно из средств передачи изображения появилась в самом начале зарождения искусства. Ею пользуются и по сей день при исполнении рисунка.

— Пятно – это небольшая часть рисунка, полностью заштрихованная.

— Штрих – это короткая отрывистая линия.

3. Практическая работа

Сегодня мы совершим путешествие в страну Графики. Выполним работу «Светит ясное солнышко».

hello_html_m57b57645.jpg

4. Итог урока выставление оценок

Точка, пятно, линия, штрих — Кошкина Анна

Задача видеоурока: Ознакомиться с такими изобразительными средствами как: точка, пятно, линия, штрих. Ознакомиться с предметом спецрисунок или как его ещё называют «Художественная графика». Ознакомиться с видами точки, пятна, штриха, линии, и научиться ими пользоваться. Научиться передавать характер рисунка через штрих.

В уроке я рассказала о таком предмете в изобразительном искусстве, как спецрисунок или художественная графика. Я рассказала как рисунки можно создавать с помощью: штриха, точки, пятна и линии. Рассказала и показала очень много аналогов на эту тему.

 

Домашнее задание:

создать один рисунок размером 10, 5 см *15 см  только на точку;

10 см5мм* 15 см только на линию;

10,5 см*15см только на штрих;

10,5 см*15см только на пятно.

И один рисунок смешанный с использованием штриха, точки, пятна и линии.

Тематику, стиль, можете использовать самую разнообразную (абстракции, узоры, узоры на ткани, что угодно).

На этой странице я выложу несколько своих работ по теме урока.

Книг на данную тематику я не встречала

 Это мои работы на данную тематику



Предмет спецрисунок или художественная графика  — это совершенно разные предметы для художников, для художников модельеров (швейники) и для поваров.  Потому что разные цели преследует каждая из этих специальностей.

Для  художников цель — это создание красивых художественных работ в декоративном ключе.

Цель спецрисунка для поваров и кулинаров — это умение строить композицию на изделии, подбирать цвета и лепить.

Цель спецрисука  для швейников — это умение красиво изображать фигуру человека в одежде и рисовать модели одежды, подбирать цвета. На данный момент в продаже есть книга для швейников « Спецрисунок и художественная графика» авторы Беляева и Розанов.

Для художников ни одной книги по спецрисунку вообще нет. Предмет такой в ВУЗах преподаётся, а информация для него отсутствует.

Для поваров по спецрисунку есть небольшая книжечка, в которой есть совсем немного информации — в продаже этой книги нет, есть только на книжном рынке, где торгуют старыми книгами. Автор Шембель «Рисование и лепка для кондитеров».

Книга для швейников!— художников-модельеров.

Спецрисунок и художественная графика

Авторы: Светлана Беляева, Евгений Розанов



«Линия и пятно. Декоративные элементы».

Тема урока: «Линия и пятно. Декоративные элементы».

Цель: развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через изобразительное искусство; развивать интерес к художественной деятельности к произведениям графического искусства; умение воспринимать красоту окружающего мира, отображенного в графических произведениях.

Задачи:

— предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;

— знакомство с новой техникой изображения;

— воспитание чувства прекрасного, аккуратности, наблюдательности и внимания.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Ознакомление с новым материалом.

  4. Восприятие учащимися нового материала.

  5. Просмотр работ. Подведение итогов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

–Здравствуйте,ребята!
Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель задаёт вопросы:

  • что такое графика, и какие виды графики вы знаете?

  • какие материалы являются графическими?

  • что такое декорирование, стилизация формы?

3. Ознакомление с новым материалом.

Дается небольшая информация о декоративной стилизации.

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Природные формы всегда доступны, их можно трансформировать, стилизовать. Стилизуя изображаемые объекты, можно найти множество новых оригинальных способов отображения действительности. Использование декора в таком способе изображения должно быть направлено на усиление выразительности объекта. Виды декора могут быть самые разные – это дело фантазии автора.

Сегодня мы с вами попробуем стилизовать простые формы известных вам растений, грибов, рыб, насекомых и используем различные виды декора при их изображении.

А помогут создать нам этот декор такие графические элементы как точка, линия и пятно.

Возьмем бумагу формата А – 3, на ней надо изобразить любую простую форму – растение, бабочку, рыбу. Далее надо плоскость листа расчленить на части, которые получаются при пересечении хаотичных линий. Каждый получившийся такой участок украсить своим декором так, чтобы форма изображаемого объекта четко читалась, а для этого надо умело распределить пятна по тону в формате плоскости, то есть правильно использовать сочетание контрастов – светлого и темного.

Если использовать только линии и точки, то это даст ощущение прозрачности поверхности, легкости, мягкости, такая поверхность лишена сильных контрастов, а значит, она малоактивна. Линию и точки можно использовать для передачи светлых поверхностей.

Пятно в отличие от линии и точки воспринимается очень активно, имеет резкость и контраст, а поэтому используется для выявления формы и передачи темных поверхностей. Смешанный декор линии, пятна и точки является наиболее выразительным, так как позволяет в зависимости от преобладания или линии или пятен получить разную эмоциональную окраску.

Рассмотрите внимательно таблицу с разнообразием декоративных элементов, которые можно использовать при работе. Обратите внимание, как получается светлый и темный декор.

Количество видов декора может быть разным и может повторяться

в различных частях листа, чтобы не нарушить композиционную цельность.

Очень важно во время декорирования сохранить форму изображаемых объектов, то есть силуэт должен четко читаться, а этого можно добиться только при использовании контрастов темного и светлого.

Пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции.

 

В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки. Каждая такая форма обладает своими специфическими композиционно-художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную, тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» — мягкими затеками и т. д.

 

Простейшая композиционная задача заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер.

Одно и тоже пятно может выглядеть светлым на более темном фоне и темным на более светлом фоне.

Темное и светлое образуют контраст.

  • Контраст – это противопоставление.

  • Резкий контраст( черное и белое)

  • Мягкий контраст- противоположности сближены.

Ахроматические цвета – черный, белый и все оттенки серого.

Выполнение упражнений

hello_html_2f1b3720.pnghello_html_m531171d0.jpg

Тренировочное упражнение для студентов.

Материал: лист бумаги формата А4, графитные карандаши, резинка, образец с различными типами линий.

Ход работы.

  1. На листе нарисовать от руки 6 одинаковых квадратов.

  2. В 1-ом квадрате изобразить волнистые горизонтальные линии с разной степенью нажима на карандаш.

  3. Во 2-ом квадрате нарисовать дугообразные линии, не поворачивая при этом лист.

  4. В 3-ем квадрате изобразить прямые вертикальные линии с разной степенью нажима на карандаш.

  5. В 4-ом квадрате нарисовать ломаные линии без отрыва карандаша от листа.

  6. В 5-ом квадрате изобразить спираль без отрыва карандаша от листа.

  7. В 6-ом квадрате нарисовать штриховые полосы с градацией тона.

  8. Подписать работу.

hello_html_5267afb0.jpg

Контрольные вопросы и задания: 1.Какую роль играет рисунок в различных видах ИЗО искусства? 2. Расскажите о выразительных средствах рисунка. 3. Перечислите художественные материалы для рисунка. 4.Выполните упражнение на передачу различного характера линий с помощью графитного карандаша.

Задание для самостоятельной работы: зарисовка растительных форм средствами линии, пятна и штриха( например, 3 зарисовки одного и того же комнатного растения разными приёмами художественной выразительности)

Просмотр работ. Подведение итогов.

— Чем мы сегодня занимались на уроке?

— Что нового для себя вы открыли на уроке?

— Оцените работы самостоятельно.

— Ребята, давайте разложим ваши рисунки и сравним их между собой. Посмотрите, насколько у каждого из вас читается образ, насколько каждый из вас грамотно разместил декор по плоскости изображения. Кто не справился с задачей? Почему? В целом работы у всех получились отличные.

Все молодцы! До свидания!

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Готовим дома
  • Завтраки
  • Простые рецепты
  • Рецепты

Лучшая пицца
Сеть пиццерий "BEST" ©2025 г контакты