Сад камней киото: Рёан-дзи — Википедия – Киото. Сад камней и Золотой храм
РазноеРёан-дзи — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2017; проверки требуют 6 правок.Рёан-дзи (яп. 龍安寺) — буддийский храм в районе Укё города Киото, Япония. Храм принадлежит к ветви Мёсин-дзи дзэн-буддийской школы Риндзай-сю. Название храма означает «храм покоящегося дракона». Храм имеет большое культурно-историческое значение и входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Рёан-дзи был построен Хосокавой Кацумото в 1450 году. Покровителями храма были Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Территория храма изначально принадлежала роду Фудзивара.
Храм не дошёл в оригинальном виде до наших дней, так как многие его сооружения были уничтожены пожарами.
Рёан-дзи всемирно знаменит своим садом камней.
Сухой сад (яп. 枯れ山水, карэсансуй), или сад камней, построен в 1499 году мастером Соами (яп. 相阿弥, умер в 1525 году). Подобные сады характерны для многих дзэн-буддийских и сингонских храмов Японии.
Представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад — 30 м, с юга на север — 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 чёрных необработанных камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зелёный мох. Гравий «расчёсан» граблями на тонкие бороздки. С трёх сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.
С какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный другими камнями. Иногда, однако, создаётся впечатление, что видны 15 камней, так как отдельные камни из-за своей неправильной формы воспринимаются как два. Полностью наблюдать все камни можно, только воспарив в воздухе над садом и посмотрев на него сверху. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления».
Сад является частью храмового комплекса, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать — только находясь на веранде храма.
Японский сад камней: пятнадцатый камень сада Рёандзи
Японский сад камней — вот он сад храма Рёандзи в Киото!
Согласитесь, что Япония не всегда была так известна и популярна в нашей стране, как сейчас. В период СССР человеком, который рассказывал о культуре и обычаях Японии был известный телевизионный обозреватель, востоковед, человек, проживший в Японии 8 лет — Владимир Цветов. Именно он был первым человеком, благодаря которому я узнала, что есть удивительная страна Япония и благодаря ему я знала, что существует пятнадцатый камень сада Реандзи. Уже позже я прочитала его одноименную книгу. Она и сейчас у меня перед глазами уже немного потрепанная, издания 1987 года. Недавно перечитав её, меня немного «напрягло», что она очень политизирована и пронизана неприятием к капитализму и казалось бы вечные ценности, такие как культура, тоже рассматриваются через призму негативности к капитализму. Но если не замечать однополярности суждений и видеть то, что и есть японская жизнь, то получается ценный исторический материал.
Пятнадцатый камень сада Реандзи
Владимир Цветов так писал о своём посещении сада камней в Японии:
«Сад камней», «Философский сад», «Сад Рёандзи»… Десятки имён у главной достопримечательности японского города Киото и, вероятно, самой большой его ценности, и десятки толкований сути, какую вложил столетия назад мудрый монах Соами в пятнадцать чёрных необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку.
Я сказал «пятнадцать камней», потому что столько указано в путеводителе. На самом деле замечаешь лишь четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг по деревянной галерее… — и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый — тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень. Ещё шаг по галерее, и гениально спланированный хаос предстаёт опять в иной композиции, состоящей из всё тех же пятнадцати камней, из которых один — невидим.
И вот я в этом знаменитом саду камней!
То, что когда-то рисовалось перед глазами я вижу воочию. Прошло уже время и чувство, которое я испытала сидя на веранде храма Рёан-дзи я сейчас описать не могу. Но до сих пор помню, что это было необъяснимое спокойствие и отрешенность. Рядом так же сидели люди, но все вели себя очень тихо глядя на камни и гравий, каждый думал о своём. Через какое-то время всё же вопросы, ради которых приходят туристы в японский сад камней, стали обсуждаться. Как же увидеть этот загадочный пятнадцатый камень и есть ли он здесь?
Да в саду пятнадцать камней. Они расположены в пять групп, в самой большой группе 5 камней, в двух других по 3 камня и ещё в двух группах камней по два.
Сначала мы пересчитали все камни с того места, где первоначально расположились, предполагая за какой горкой спрятался невидимый пятнадцатый камень сада Реандзи. Затем встали и прошлись по всей деревянной галереи , рассматривая каждую группу камней с новой позиции.
Сад камней фото
Если уж быть честным, то туристы приходят в японский сад камней Рёан-дзи не просветление получить и возвысившись над суетой увидеть все пятнадцать камней, да и для медитации время выбирается другое. Надо быть хотя бы монахом, чтобы рано утром сесть перед камнями и раствориться, созерцая картину.
Эта композиция олицетворяет тигра. А что видите вы?
Поэтому наша цель была увидеть и запечатлеть. Насколько интересны такие сады европейскому человеку? С целью знакомства с традициями школы дзен-буддизма, да, интересны. Но получить истинное удовольствие может только подготовленный человек.
Сад из камня не предполагает визуального эстетического удовольствия, хотя и это имеет место быть. Недаром одно из его названий — это Философский сад. Это место, где можно созерцая созданную неизвестным мастером картину из камней и гравия, отпустить течение мысли, не контролировать себя, без слов, без желания сформулировать мысль просто сидеть и смотреть, а огромная безмолвная пустота обволакивая тебя сама создаёт образы.
Буддизм — это религия Востока, но благодаря японскому философу и известному буддологу Дайсэцу Судзуки в 60-х годах XIX века буддизм начал быстро распространяться по всему миру. Дайсэцу Судзуки предложил западному читателю свою концепцию дзен-буддизма В своих работах он стремился к сближению западной и восточной философии и психологии. На фоне бума увлечения восточной философией возник интерес западного человека к первоисточникам.
Считается, что известность и популярность японский сад камней храма Рёан-дзи получил после визита английской королевы Елизаветы II в Японию в 1975 году. До её посещения бóльшей популярностью, чем сад камней, пользовалось тысячелетнее озеро, расположенное на территории храма, с цветами лотоса, обрамленное по берегам деревьями сакуры и клёна. Визит Елизаветы II в храм покоящегося дракона сделал известным и популярным сад камней храма Рёан-дзи.
Храм Рёандзи
Реандзи небольшой храм, на его посещение потребуется не больше часа. Это буддийский храм, его название означает «храм покоящегося/миролюбивого дракона». Рисунки дракона украшают главный павильон храма.
На территории сегодняшнего храмового комплекса, в XI был построен первый храм с расположившимся неподалёку красивым прудом, который существует до сих пор. В 1450 году Хосокава Кацумото выкупил поместье и построил там свою резиденцию, впоследствии ставшей храмом школы дзен-буддизма. Возникновение буддийского храма Реандзи связано с именем буддийского монаха Гитен Генсё.
Рёан-дзи с момента своего основания сразу стал известным храмом школы дзен. Говорят, что это был великий храм, который имел 21 сооружение на своей территории. Но в период гражданской войны он был разрушен. Вскоре после войны в 1499 году храм был восстановлен и перестроен сыном Кацумото — Масаюки Хосокава. В настоящее время на территории комплекса имеется три здания. Покровителями храма были такие известные государственные и военные деятели того времени как Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу (о моём посещение храмового комплекса, в котором покоится Токугава Иэясу, могущественный сёгун Японии, можно почитать здесь)
Главное здание храма — зал медитации (ходжо), устланный татами, раздвижными дверями и маленьким буддийским алтарем. Он выходит на веранду, выходящую на сад камней.
На территории храма есть жилые помещения, кури, высотой 22 метра, это один из самых высоких храмов Японии, высота храма свидетельствует о высоком статусе Рёан-дзи.
Так же в храме есть мавзолей для усопших императоров Японии. Мавзолей известен как «Семь императорских гробниц», он долгое время был в запустении и реконструирован в период Мэйдзи, после свержения правления сёгуната и восстановления имперского правления.
На территории храма расположено красивое озеро и сад. Как уже говорилось выше, что эти природные памятники сохранились с XI века. Озеро очень красиво, так как часть его застлана лотосами, а в весенее время здесь необычайно красиво цветет сакура. Осенью же кленовые листья своим ярко красным цветом радуют посетителей парка. К центру озера на островок есть дорожка, желающие могут преподнести дары богине Бэндзайтэн. Помимо того, что она богиня удачи, любви, мудрости и искусства, она ещё и богиня воды. Она одна из любимых ками (божеств) японского народа в списки семи богов счастья Японии.
А пруд очень любят японцы потому что здесь живут мандариновые утки и храм часто называют как храм мандариновой утки/ Oshidori-ike.
Сад камней Реандзи, история создания
История создания сада камней в храме Рёандзи не однозначная. Когда Владимир Цветов писал свою книгу, он написал, что создателем сада считался Соами, японский художник-пейзажист, дата рождения неизвестна, умер в 1525. Но на протяжении веков, помимо Соами, рассматривалось много версий и авторство доподлинно не установлено.
Как варианты предлагаются следующие лица: Хосокава Кацумото (государственный и военный деятель, 1442—1473) — создатель храма Рёан-дзи, ещё называют имя его сына Хосокава Масамото и дату создания сада — 1488, некоторые авторы считают, что сад был создан гораздо позже и разбег дат определяется от первой половины XVI века до 1680 года. Существует версия, что сад не был создан монахами, а построен профессиональными садоводами — каварамоно (переводится как работники берега реки, низший социальный класс в период Камакура и Муромати).
Как бы то ни было, сад камней создан и производит спустя столько столетий всё тот же эффект: растворение в пространстве, покой и умиротворение. А может быть наоборот море вопросов, что есть сад камней? Модель мира?, основа мироздания?, понимание, что в мире всё не так, как мы видим и что истина находится где-то за 15 камнем? Конечно же это просто вопросы, не имеющие никакого отношения к школе дзен. Да, есть общеизвестная трактовка идеи сада, что «только достигнув просветления можно увидеть все 15 камней». Но есть и другое мнение, что камни, расположенные в саду ничего не означают и были просто расположены так, как мы видим сейчас. А всё остальное это игры воображения и выдумки.
И всё же мне ближе вариант, что постичь суть каменного хаоса, сотворенного человеческим разумом, возможно лишь очистившись от привычных стереотипов, предвзятости и высокомерной уверенности, что нет вопросов, на которые ещё не найден ответ.
Японский сад камней
Сад камней на японском языке звучит как карэсансуй 枯れ山水 и означает «сухие горы и воды».
Сад представляет собой прямоугольник 30 метров с востока на запад и 10 метров с юга на север. По поверхности на разном расстоянии расположены пять групп камней. Обычных необработанных камней разной величины. Вся растительность «сада» представляет собой мох, обрамляющий камни. Весь прямоугольник засыпан мелким белым гравием, который аккуратно «расчёсывается» монахами каждый день. Гравий символизирует собой воду, а камни — горный ручей.
В стиле храма Рёан простота просматривается во всём, поэтому в композициях используются простые однотонные цвета, в основном белый и черный. Ему (стилю) присуща японское мировоззрение ваби-саби: идея о том, что простота и несовершенство представляет собой истинную красоту. Помещения храма, сад камней является тому подтверждением.
Три стороны сада камней окружены невысокой глиняной стеной, за которой растут деревья.
Осматривать сад камней Реандзи можно только, находясь на деревянной галереи со стороны монастыря. И как известно с этой стороны всегда остаётся невидимым 15 камень. На одном из японских блогов прочитала, что «есть только одно место (немного западнее центра), с которого можно увидеть все 15 камней». Достоверность информации не проверяла, возможно это и так, но тогда как же вся философия сада?
Существует несколько теорий о том, что представляет собой этот, казалось бы, простой сад:
- некоторые люди представляют себе горы, поднимающиеся над облаками.
- Другие воображают острова в море.
- Одна увлекательная теория утверждает, что каждая из пяти групп пород имеет особое значение:
- самая восточная группа, начиная с главного зала поклонения, представляет Будду и означает «совершенство».
- Следующая группа, видимая справа, — кит и означает «самый большой».
- Центральная группа — тигр и означает «сильнейший».
- Следующая группа — черепаха и означает «долговечность».
- И последняя группа — водяная птица и означает «всемогущий», потому что
такие птицы могут жить как на суше, так и на воде.
Тем не менее, вам решать, что представляют собой камни в Рёандзи. Если есть возможность обязательно посетите сад в будний день по утру, чтобы была возможность получить удовольствие от созерцания сада камней.
эта композиция предположительно олицетворяет Будду
А это тигр, черепаха и птица.
Цукубай
Далее обойдя храм по деревянной дорожке (кстати обувь свою мы оставили прежде чем зайти) глаз с монотонной картины гравия и камней переключается на бурную растительность сада. И самое интересное с этой стороны — Цукубай — уникальный каменный умывальник, пожертвованный Тоётоми Хидэёси. Есть и другие варианты, происхождения цукубая — его пожертвовал храму знаменитый Токугава Мицукуни (1628—1700), глава самурайского клана Мито, потомок сёгуна Токугава Иэясу.
Цукубай это небольшой каменный бассейн, в котором омывают руки перед чайной церемонией. Само его название 蹲い переводится как склоняться, сидеть на корточках.
Цукубай важная часть храма, на нём высечены четыре иероглифа, которые выражают суть учения дзен, 吾, 唯, 足, 知 . Каждый из знаков сам по себе не полный без знака 口, который является составляющей частью каждого из перечисленных кандзи. Центральное отверстие цукубая в форме квадрата обеспечивает этот знак. Надпись на цукубае гласит «Я научился быть довольным» или с учетом буддийских учений можно перевести как “Каждый уже имеет все, в чем нуждается”.
Человек, который научился быть довольным тем, что имеет — духовно богат и наоборот тот, кто не учится быть довольным, духовно беден несмотря на материальные богатства. Начертанное на цукубае заставляет задуматься о жизни, о своих целях. Нужно ли и дальше стремиться к достижению задуманного, невзирая ни на что. Или надо учиться другому восприятию мира и своего места в нём? Фраза начертанная на стенках цукубая заставляет задуматься и взглянуть в глубь себя.
Дзэн – это религия, исповедуя которую, говорят: “Я знаю лишь необходимое”.
И с этой стороны сада сидели посетители созерцая окружающее и впитывая энергетику храма. Хотя нет, они, наверное, поклоняются другому богу — айфону.
Иногда думаешь, почему я не буддийский монах? Для чего мы постоянно мчимся вперед, не осознавая происходящее. Не ценим (вернее не успеваем или не задумываемся) то, что с нами происходит в настоящий момент. Возможно если чаще останавливаться, думая о том, «что я доволен тем, что имею» жизнь будет не такой скоротечной?
Пробыв в храме Рёан-дзи не больше часа, окунувшись в философию дзен буддизма, испытав на себе магнетизм сада камней Рёан-дзи и Цукубая, мы двинулись дальше, навстречу новым приключениям.
Сад камней храма Рёандзи в Киото
Рёандзи (Храм Мирного Дракона) — храм Дзэн в северо-западной части Киото. Принадлежит школе Мёсиндзи ветви Ринзай. Храм – один из исторических памятников древнего Киото, включен в список наследия ЮНЕСКО.
Первоначально здесь находилось родовое поместье Фудзивара и в конечном счете перешло в руки клана Хосокава Фудзивара. Хосокава Хацумото унаследовал это место и жил здесь до войны Онин. Он пожелал, чтобы после его смерти здесь был образован храм Дзэн. Позже, после захоронения здесь Императоров Хосокава, появилось то, что сегодня известно как «Семь Императорских Могил». Здесь погребены Имераторы Уда, Казан, Итидзё, Го-Сузаку, Го-Рэйзэй, Го-Сандзё, Хорикава. До XIX века могилы находились в запустении, но были восстановлены Императором Мэйдзи.
Сад камней
Главная достопримечательность храма – сад камней, самый известный из подобных в Японии. Обычный сад камней Дзэн состоит только из камней, мха и аккуратно уложенного гравия.
В саду Рёандзи находится 15 камней, однако если смотреть с веранды храма, то из любой точки всегда видно только 14 камней. Традиционно считается, что увидеть 15-й камень можно только чрез просвещение. Какой смысл изначально закладывался в этот сад неизвестно и трактование остается на усмотрение посетителей.
Каменный сосуд
С обратной стороны веранды храма находится интересный каменный сосуд, в который непрерывно течет вода для ритуальных омовений. Это – Рёандзи цукубай, что означает «наклон». Сосуд находится практически на уровне земли, и чтобы достать воды, посетитель храма должен склониться, выражая тем самым просьбу и почтение.
Сверху на камне вырезано четыре кандзи (иероглифа). Если каждый из них читать по отдельности, то они не имеют никакого значения. Но если к каждому кандзи с соответствующей стороны добавить значок квадрата («гути»), т.е. квадратный вырез для воды, кандзи сразу обретают смысл. Получившаяся фраза звучит примерно так: «я только много знаю». Ее значение просто: «То, что каждый имеет, является всем, в чем он нуждается». Эта надпись призвана укрепить основное антиматериалистическое учение Буддизма. Сейчас на камне лежит черпак, но, по-видимому, раньше его не было. Отсутствие черпака было призвано показать, что вода только для души и достаточно согнуть колени в смирении чтобы получить ее благословение.
Рёандзи находится в 15-и минутах ходьбы от Кинкакудзи, Золотого павильона. Также можно проехать 5 минут на автобусе. Еще до Рёандзи можно добраться на поезде линии Кэйфуку Китано, идущем через спокойные жилые кварталы северо-западного Киото, остановка Рёандзи-мити, от которой храм находится в 5-и минутах ходьбы.
Сад камней Рёандзи на карте Киото
Найти Сад камней Рёандзи на большой карте Киото.
Храм Реандзи — какая особенность привлекает к нему туристов?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Храм Реандзи – дзен-буддистский храм Японии, известный по большей части благодаря удивительному саду камней. Наша сегодняшняя статья будет посвящена ему.
Мы расскажем, кем и когда был основан храм, как развивался в дальнейшем, в чем его особенности, что скрыто от взора во время лицезрения сада. А также мы дадим полезную информацию на тот случай, если святыня понравится вам настолько, что непременно захочется оказаться там.
Что же, давайте начнем!
Содержание:
Храм
История
Сад
Полезная информация
Заключение
Храм
Реандзи находится в районе Уке на северо-западе города Киото. Он восходит к направлению буддизма дзен, школе Риндзай, ответвлению Месиндзи. Название переводится с японского как «обитель мирного дракона».
Реандзи построили в середине 15 столетия, а впоследствии он стал одной из главных киотских достопримечательностей, храня традиционное японское наследие. С конца прошлого века он был внесен в каталог Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас сюда стекаются сотни туристов каждый день, большинство из которых хочет посмотреть на сад камней.
История
Изначально на территории современного храма находилось поместье, переходившее по наследству семействам самураев. Последними хозяевами были представители рода Хосогава Фудзивара, а в 15 веке родовое имение перешло генералу Хосогаве Кацумото, жившему с 1430 по 1473 годы. Он желал, чтобы после его смерти на этом месте появился дзенский храм.
В 1450 году, еще при жизни, Кацумото сделал это, позвав в качестве первого покровителя монаха по имени Гитен. В 1467 году началась война Онин, где генерал возглавлял восточные войска, но назад он не вернулся – спустя 6 лет после начала военных действий погиб на поле сражений. Однако после смерти Кацумото «храм дракона» продолжил процветать.
Изображение Хогосавы Кацумото
Война велась в Киото, поэтому многие сооружения и жилые дома выгорели или полностью разрушились, и Реандзи в том числе. Позже бывшее поместье, где уже находилась святыня, перешла буддийскому храму. Во времена расцвета настоятелями были сегун Токугава Иэясу, а также военачальник Тоетоми Хидэеси.
На рубеже 15 и 16 веков на территории появился знаменитый сад камней. В одно время его авторство приписывали мастеру Соами, но позже этот факт подвергался сомнению. Сейчас принято считать, что сад воздвиг неизвестный мастер, но споры на этот счет не угасают по сей день.
За всю историю существования храм претерпевал не одно бедствие в виде пожаров, поэтому, к сожалению, не сохранился в первозданном виде. Сейчас на территории находятся и могилы семерых императоров, правивших в Японии в разное время:
- Хорикава;
- Госандзе;
- Горэйзей;
- Госузаку;
- Итидзе;
- Казан;
- Ута.
До 19 столетия захоронения находились в забвении, но правитель Мэйдзи принял решение о их восстановлении. Сейчас в Реандзи стекается огромное количество посетителей: японцы, иностранцы, дзен-буддисты и представители других конфессий.
Сад
Сад камней – важнейшее достояние Реандзи. Он выполнен в технике «карэ-сансуй», предполагающей использование сухого ландшафта, за что композицию часто называют «Сухой сад». Такие сады частенько используют в оформлении храмов направлений дзен и сингон в Стране восходящего солнца.
Предположительно сад был основан в 1499 году и с тех пор мало изменился. На прямоугольном поле, которое тянется с северной стороны в южную на 10 метров, а с западной в восточную – на 30 метров, установлено 15 камней.
Все камни не были подвергнуты какой-либо обработке, они одного материала и цвета – черного, но разного размера. Они объединены в пять групп: пять, два, три, два и снова три камня.
Остальная часть прямоугольного поля усыпана белым гравием. Специальными граблями на гравийной поверхности высечены тонкие борозды, тянущиеся с востока на запад. Вокруг камней аккуратно высажен зеленовато-бурый мох как обрамление.
Главная тайна сада заключается в том, что с любой точки можно увидеть только 14 камней, в то время как последний, пятнадцатый, непременно прячется за другими. Иногда может показаться, что взору предстали все 15 каменных глыб, но это иллюзия, созданная неправильной формой одной из них.
На сад камней все посетители смотрят только с одной стороны – с веранды возле дома настоятеля, куда можно попасть только через храм. С трех других сторон композиция обнесена забором из глины с добавлением рапсового масла. Такой состав придает стене бежевый цвет, что позволяет обрамлять площадку и в то же время не отвлекать внимание.
По другую сторону храмовой веранды находится так называемый «цукубай» – каменный сосуд для омовения. Он находится настолько низко к земле, что для того, чтобы им воспользоваться, нужно сильно согнуться, тем самым выразив почтенное отношение.
Все камни можно увидеть только сверху. Но настоящие буддисты верят, что это возможно только при достижении Просветления. Символизм сада многогранен, и до сих пор нет единого мнения на счет того, что же олицетворяет такой ландшафт. На этот счет есть несколько гипотез:
- каменные глыбы – горные вершины, гравий – облака;
- камни – острова, гравий – безбрежное море, бороздки – бушующие волны;
- композиция – картина того, как самка тигра вместе с тигрятами переплывает океан;
- определенное положение камней похоже на иероглиф, обозначающий слово «сердце».
Если говорить о том, почему камней именно 15, то наиболее достоверный вариант представляется таким: на Востоке число «15» ассоциируется с совершенством.
Сад камней полностью соответствует философии дзен, расслабляя, сосредотачивая ум, настраивая его на медитацию, единение с природой, познанию себя.
С одной стороны, сад, выполненный из таких природных материалов, как камень, песок, гравий, не изменяется с течением времени, остается постоянной субстанцией. С другой — внешний вид сада меняется в зависимости от времени года, освещения и самого наблюдателя.
При создании сада заложен определенный смысл, который должен познать смотрящий:
- бесконечность Вселенной;
- величие Учителя Шакьямуни;
- безграничность сознания;
- чистота и непорочность.
Есть и другие мнения: например, раз пятнадцатый камень не может увидеть неподготовленный человек, значит, совершенство доступно только Просветленным. Или, глядя на композицию, один человек видит один набор из 14 камней, а другой человек – другой набор. Каждый видит свою реальность, свои камни, и они кажутся ему истиной, но это не значит, что другой человек не прав.
Камни только на первый взгляд расположены хаотично. В действительности их расположение обусловлено законами геометрии, и глыбы вписаны в сложную семиугольную сеть линий, которые пересекаются между собой.
Полезная информация
Существует несколько способов, как добраться до Реандзи из Киото.
1. От станции «Киото» на 101-м или 205-м автобусе до Золотого Павильона – Кинкакудзи, а затем 15 минут пешком или в три раза быстрее на автобусе. Так можно осмотреть Реандзи и Золотой Павильон за один раз.
Золотой Павильон
2. На поезде до остановки «Реандзи-мити», а потом 5 минут пешком.
3. На такси от Киото прямиком до конечной точки – такой способ самый удобный, но в то же время самый затратный.
Заключение
Храм и сад Реандзи – настоящее сокровище Киото. Это не просто объект истории длиной почти в шесть веков, это шедевр японского садового искусства, воплощение философского учения дзен и приятное место для медитации.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась статья, и вы почувствовали умиротворяющую атмосферу храмово-садового комплекса. Если вы хотите узнавать больше нового об удивительном мире Востока, присоединяйтесь — делитесь ссылкой нас статью с друзьями, оставляйте комментарии, следите за обновлениями. Мы будем рады искать истину вместе с вами.
До скорых встреч!
Философский сад камней храма Рёандзи в КиотоПро него так или иначе слышали все: ну как же, тот самый знаменитый сад камней! — Он, кажется, находится в Киото? Да-да, именно так: в большинстве случаев на лицах читается разочарование. Ровная площадка, засыпанная белой галькой. И пятнадцать скальных обломков. Говорят, видно не больше четырнадцати. Не получив ожидаемого эстетического удовольствия, народ прежде всего начинает считать камни: – А я видел все пятнадцать, — уверяет кто-то, — Опять надули!
Покой, тишина, строгая чистота… Медитация предполагает полное отрешение от суетной жизни, познание самого себя в состоянии бесстрастной созерцательности – лишь тогда придет озарение, и человек сможет увидеть невидимый пятнадцатый камень… А о какой бесстрастной созерцательности может идти речь, когда вокруг ходят толпы таких же, как ты, туристов, стремясь за несколько минут увидеть то, на что у буддийских монахов уходило много-много часов. До середины 15 века здесь находилась роскошная вилла богатого лорда (яп. «даймё») Токудайдзи (Tikudaiji). В 1450 году владение перешло к Хосокава Кацумото (Hosokawa Katsumoto) – высокопоставленному чиновнику военного правительства Асикага. Хосокава считался высоким знатоком живописи и поэзии, и сам немало преуспел на этом поприще. Помимо военной специальности (Хосокава был прекрасным лучником) и медицины, он серьезно постигал учение дзэн-буддизма. На свои средства на территории бывшей виллы, Хосокава Кацумото основал буддийский монастырь Рёандзи. Просуществовав всего лишь пару десятилетий, монастырь был практически полностью уничтожен междуусобной войной Онин, полыхавшей долгие годы непосредственно на улицах Киото. К слову сказать, именно Хосокава Кацумото был одним из тех, кто развязал эту войну. Восстанавливать монастырь пришлось уже его сыну, Масамото (Masamoto), который построил заново Зал Настоятеля (Hojo). Считается, что в это же время (1499 г.) был создан знаменитый Философский сад камней. К сожалению, тяжелые времена для монастыря на этом не закончились, и практически все постройки были впоследствии уничтожены пожарами. Сейчас популярность храма поддерживается прежде всего благодаря знаменитому Саду. Так или иначе, но можно утверждать, что сад Рёандзи является олицетворением всех дзэн-буддийских садов Японии. Рёандзи гордится своим садом, который внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО (1994 г.). Это великолепное творение хранит свои секреты. Пелена таинственности подчеркивает его красоту. Секрет 1. Кто создатель сада? Хотя считается, что сад был создан в период Муромати (1336 – 1573), до сих пор остается загадкой, кто был его основателем. Спонсировал ли его создание сам генерал Хосокава Кацумото, или это был его сын Масамото? Участвовал ли в его создании мастер чайной церемонии Канамори Сова (Kanamori Sowa)? Теорий множество! Долгое время считалось, и теперь продолжает утверждаться, что Сад был спроектирован великим мастером Соами (Soami), однако точного доказательства так и не было найдено, к тому же, Соами известен как художник, рисовавший пейзажи, и нет ни одного надежного свидетельства, что он был также садовником. Секрет 2. Таинственные имена. На тыльной стороне одного из скальных обломков были найдены полустертые надписи – два имени, одно из которых читается вполне ясно «Kotaro», другое же позволяет прочесть лишь вторую часть «..jiro». В документах конца 15-го века, действительно, присутствует имя Kotaro, и он имел отношение к созданию садов, во всяком случае, осталась запись, что человек с этим именем собирал мох для другого киотского сада (Shosenken). Примерно в то же время в том же саду выполнял гидравлические работы некто по имени Hikojiro… Если речь идет о тех самых людях, была ли это просто выходка двух разнорабочих, учитывая их невысокий статус, или здесь кроется какое-то зашифрованное послание? Во всяком случае, ни один настоятель на протяжении веков не попытался уничтожить эти надписи… Секрет 3. Особенности ландшафта. Почему сад не превращается в болото во время дождей? На первый взгляд, кажется, что площадка совершенно ровная. На самом деле, присутствует небольшой наклон в юго-восточном направлении (дальний левый угол), и это действует как дренажная система. В то же время, западная (правая) стена скошена в южном направлении (дальний правый угол). Ее высота точно выверена с тем, чтобы создать иллюзию, которая усиливает впечатление глубины. Секрет 4. Ограждение сада является важной частью общей композиции. Стена, обрамляющая площадку, выполнена из глины, смешанной с рапсовым маслом. Она смягчает яркий солнечный свет, отражающийся на белой поверхности гравия. Стена выдержала проверку временем, не поддавшись ни природным катаклизмам, ни изменениям окружающей среды. Кстати, сторона стены, обращенная к саду, на 80 см выше, чем ее задняя сторона. Считается, что такое инженерное решение делает ограду более устойчивой. Секрет 5. Что хотел сказать мастер? Итак, 15 камней разбросаны на площади 248 кв. метров. Их на первый взгляд произвольное размещение вызывает вопрос: что же хотел сказать автор? Чаще всего используется толкование «Тигрица с тигрятами, пересекающая поток» или «Семь-Пять-Три» (сакральные числа). Другие объяснения – острова в море, горные вершины над облаками… Кто-то утверждает, что камни вычерчивают иероглиф «сердце»… Однако, точную интерпритацию замысла автора не может дать никто. Сами японцы объясняют смысл этого сухого сада тем, что каждый человек должен увидеть и найти в очертаниях камней что-то свое. Одна из статей самой первой японской конституции, составленной в 7-ом веке гласила: «У каждого человека есть сердце. А у каждого сердца есть свои наклонности. Я считаю это хорошим, он – дурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец. Мы оба только обыкновенные люди». Нашему человеку это порой трудно понять, но японцы приняли этот тезис, как принцип общественной жизни. В отличие от нас, японец никогда не спорит (уж мы-то поспорить ох, как любим). Это порой даже раздражает: ты будешь пороть любую чухню, а японец лишь кивает головой: «Хай, хай», то бишь: «Так, так». И это не означает, что он с тобой согласен – он лишь внимательно выслушивает твое мнение. Потом японец помычит, как бы осмысливая сказанное и, возможно, скажет: «Все это так, но мне кажется, что чуть-чуть по-другому». И выдаст свой взгляд на предмет. Верхом неприличия считается перебивать собеседника или повторять то, что ты сказал ранее: тебя уже внимательно выслушали. Так что японцы утверждают: не нужно спорить. Кто-то увидел в очертаниях скальных обломков гОры, поднимающиеся над облаками; кто-то — тигрицу с детенышами; ученые из киотского университета после компьютерного топографического анализа увидели рисунок древесной кроны; а в американской интерпритации — это просто теннисный корт – все они правы! Тот, кто не увидел ничего – тоже прав! Тот, кто утверждает, что мгновенно разгадал замысел автора – и он прав! Кроме знаменитого сада камней, на территории храма не так уж много построек. Архитектурными изысками комплекс похвастаться не может. Правда вокруг разбит замечательный парк, по которому прогуляться – одно удовольствие. Парк красив в любое время года, но особенно – во время весенних «сливовых дождей» и осенью, когда вокруг все «горит» яркими красными, оранжевыми и желтыми красками японских кленов. За главным залом находится каменный сосуд для омовения рук «цукубай», который был подарен храму в семнадцатом веке главой самурайского клана. На нем выбиты загадочные иероглифы. Чтобы прочитать надпись, нужно четыре раза учесть в качестве элемента иероглифов центральное квадратное отверстие для воды. И тогда откроется известное изречение дзэн-буддистов: «Я знаю лишь необходимое». Давайте и мы уйдем из сада, приняв на веру дзэнское положение о том, что «понять разумом сущее – это лишь шаги, уводящие от Истины». ИНФОРМАЦИЯ: Официальное название: Рёан-дзи (龍安寺) Ваш гид в Японии, Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта http://www.edemvtokyo.ru возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт. |
Уголок умиротворения и спокойствия: сад камней Рёандзи в Киото, Япония
Японский город Киото знаменит не только своими храмами и гейшами, но и необычным садом камней Рёандзи, который считается главной достопримечательностью города. Предполагается, что создателем сада Рёандзи, что означает «храм миролюбивого дракона», был мастер Соами, который является автором многих садов XIV века.
В сад я попала примерно за пару часов до его закрытия, но всё же времени этого вполне хватило, чтобы всё здесь осмотреть. По этой аллее можно попасть в сад камней.
Проходим статую Будды. А затем поднимаемся по лестнице, которая ведёт к саду.
Главная особенность сада Рёандзи — композиция из пятнадцати необработанных камней, в хаотичном порядке разбросанных на белом песке. Оригинальность этих, казалось бы, совершенно обычных и неинтересных камней заключается в том, что с какой бы стороны человек не смотрел, он увидит только четырнадцать из них. Пятнадцатый камень всегда прячется за каким-то другим.
Сад камней Рёандзи, как я уже упоминала, покрыт серо-белым песком в окружении невысоких стен, и здесь совсем нет растений. Дело в том, что это один из редких образцов древнего сада, который сохранился именно в том виде, каким его создал мастер.
Первое моё впечатление, появившееся от созерцания сия творения, — это монотонная цветовая гамма и минимум предметов, в общем-то, всё довольно обыденно и особого восхищения не вызывает. Но, даже несмотря на присутствие рядом других туристов, спустя некоторое время в душевном состоянии что-то незаметно начало меняться. Наступила умиротворённость, и появилось желание продлить подобное состояние.
Глядя на этот серый песок, в голове возникают различные картины: например, глубокое море, где камни — это острова, а мох вокруг них — растения.
Как и было заявлено в путеводителе, я, вместе с другими пришедшими в сад людьми, смогла одновременно заметить лишь четырнадцать камней. И, несмотря на все мои усилия, пятнадцатого перед глазами не возникло — его всегда загораживает один из соседних камней.
Передвигаюсь по саду вдоль песчаного края, пятнадцатый камень теперь вижу, зато исчез другой ).
Конечно, появляется масса вопросов: почему эти с виду обыкновенные камни оказывают такое воздействие на людей и что в них заложено? Вот уже почти пять веков в сад камней Рёандзи приезжают паломники и туристы со всего мира.
Попытаться разгадать тайны, а также просто полюбоваться на сад камней, можно сидя на такой вот веранде.
На вопрос, почему таинственных камней именно пятнадцать, сами японцы отвечают так: это число — символ полнолуния, после которого начинается время распада. Возможно, поэтому один из камней всегда за чертой видимости.
Насмотревшись на камни и поразмыслив немного о жизни, я решила прогуляться по красивому японскому парку, который виднеется за невысокой изгородью сада камней Рёандзи.
В тени парка установлен древний цукубаи, который представляет собой круглую каменную раковину в виде китайской монетки. Цукубаи некогда использовался для чайных церемоний, а сейчас — для омовения рук. Вода в сосуд поступает через бамбуковую трубочку.
На территории парка расположен большой пруд под названием Кёёти, который был основан ещё в XII веке. Мне понравился маленький островок на пруду — Бентендзима. Островок посвящён богине Бентен.
Пруд также облюбовали китайские утки (мандаринки), которые выбирают себе одного единственного партнёра на всю жизнь. Именно поэтому в Японии они считаются символом верности, и этот чудесный пруд очень популярен среди молодых парочек.
В парке очень красиво. Часто на пути встречались молодые девушки в национальной японской одежде.
Впечатления от сада камней Рёандзи в Киото у меня остались исключительно приятные, не взирая на то, что пятнадцатый камень так и не удалось увидеть ).
Сад камней, Карэсансуй — Киото
- Адрес: 13 Ryoanji Goryonoshitacho, Ukyo Ward, Kyoto, Kyoto Prefecture 616-8001, Япония
- Год основания: 1499
- Телефон: +81 75-463-2216
В древней столице Японии – Киото – расположен знаменитый храм Реандзи, где находится Сад 15 камней или Карэсансуй (Garden fifteen stones или 龍安寺). Это известный культурно-эстетический памятник, который несет важное философское значение.
Общая информация
Святыня имеет второе название: «Храм покоящегося дракона» и впервые упоминается в 983 году. Сад камней был заложен знаменитым мастером Соами в 1499 году. Кстати, эти валуны без изменений дошли до нашего времени.
В XV – XVI столетии здесь находилось пристанище буддийских монахов. Они считали, что большое скопление горных пород привлекает богов, поэтому камень символизировал нечто священное. Чтобы приблизиться к неземным идолам, японцы украшали свои сады твердыми предметами.
Это были необработанные валуны, добытые из вулканических пород. Их подбирали по форме, цвету и размеру, чтобы они дополняли друг друга. Существует 5 видов камней:
- изогнутый;
- плоский;
- лежачий;
- низкая вертикаль;
- статуя.
Описание достопримечательности
Валуны расположены на специальной прямоугольной площадке, засыпанной белым гравием. Она достигает 30 м в длину и 10 – в ширину, с трёх сторон ограждена невысоким забором из глины, а с четвертой находятся скамейки для посетителей.
Здесь горные породы разбиты на 5 групп, по 3 штуки в каждой. Вокруг валунов растет только зеленый мох. В саду при помощи грабель делают длинные бороздки, которые образуют окружности вокруг главных предметов.
На первый взгляд кажется, что эти горные породы хаотично разбросаны по всей территории, но на самом деле это не так. Каменная композиция представляет собой форму религиозной триады и составлена по четким правилам согласно мировой концепции дзэн-буддизма.
Поверхность сада обозначает океан, а сами камни традиционно символизируют острова. Правда, посетители могут представить для себя другие картины. В этом и заключается главный смысл достопримечательности: глядя на одно и то же, каждый видит что-то свое.
Сад камней в Японии – это идеальное место для отстранения от повседневных проблем и мирской суеты, а также для медитации и размышлений. Посетители часто отмечают, что здесь у них наступает просветление в мыслях, и они приходят к решению проблем.
Загадка сада
Основной изюминкой парка является то, что посетителям кажется, будто камней всего 14. С какого бы места вы не смотрели на сад, вы сможете увидеть только это количество валунов, а один из них всегда будет загорожен.
По мнению настоятелей, последний, 15-й камень сможет увидеть только просветленный человек, который очистит душу от всего наносного. Во время экскурсии многие туристы пытаются разгадать эту загадку и отыскать недостающий валун. Всю композицию целиком можно рассмотреть только с высоты птичьего полета.
Создатель сада подразумевал, что 15-й камень каждый посетитель принесет свой. Это философское значение человеческого греха, от которого стоит избавиться, чтобы на душе стало легче. Таким образом, вы сможете постичь себя и очиститься от груза.
Фото, сделанные в знаменитом Саду камней в Японии, поражают воображение своей уникальной красотой.
Как добраться?
Из центра города Киото до храмового комплекса можно доехать на муниципальных автобусах №№15, 51 и 59, время в пути занимает до 40 минут. На автомобиле вы доберетесь по шоссе 187. Расстояние составляет около 8 км.
Чтобы добраться до Сада камней в Киото, нужно пройти через весь храм Реандзи. Самый лучший вид на достопримечательность открывается с северной стороны, где солнце не будет слепить глаза.
Добавить комментарий