Точка линия пятно в композиции примеры: Точка, линия, пятно – Точка, линия, пятно
РазноеТочка, линия, пятно
Основа композиции
В основе любой композиции лежат точки, линии и пятна. Их конфигурации и композиционные сочетания образуют видимые образы. Для того, чтобы композиция состоялась, как художественная целостность изображения, нужно расположить все ее составляющие элементы определенным образом. Но, для начала, требуется разобраться с тем, что подразумевается под точками, линиями и пятнами.
Точка
Точка — это очень меленький элемент в изображении. Например, отдельно лежащая меленькая ягода в натюрморте или небольшие полевые цветы на фоне огромного поля можно считать точками. Для композиции они служат в качестве центра или для уравновешивания других более крупных объектов.
Однако, из точек может состоять и все изображение. В живописи даже существовало направление — пуантилизм, представители которого писали картины посредством нанесения на холст точек. В современной действительности все цифровые изображения представленные на мониторе и напечатанные с помощью любого вида принтеров и печатных станков состоят из огромного количества точек, которые сегодня уже не различимы из-за их сверх малого размера и высокой плотности расположения на плоскости.
Линия
Линия образуется в изображении за счет соприкосновения разноцветных или разно тональных пятен, являясь их контуром. Также линия может быть самостоятельной на контрастирующем с ней фоне или быть образованной за счет расположенных в ряд или по другой траектории точек.
Линии придают динамичность композиции. Например, диагонально направленные линии в изображении создают иллюзию движения. Горизонтально же расположенные линии дают чувство увеличения изображения в ширину, а вертикальные в высоту. Прямые линии усиливают напряжение в изображении, а плавные изогнутые линии создают чувство спокойствия.
Пятно
Пятно — это равномерно или неравномерно закрашенный участок изображения. Пятно может быть сформировано за счет концентрированного скопления точек. Пятно вегда имеет границу, даже если она не имеет четких очертаний. Пятна в изображении составляют большую его часть. Они формируют основу композиции, заполняя собою все ее пространство. Для восприятия композиции важную роль играют форма, цвет и соотношение размеров всех пятен в изображении.
Использование точек, линий и пятен в композиции
Точка и пятно
Одним из возможных способов сочетания точек и пятен в композиции является сопоставление большого и малого. Например, чтобы подчеркнуть в картине масштабы здания его можно изобразить пятном, заполняющим большую часть изображения. Для сравнения, рядом поместить ничтожно маленького, по сравнению со зданием, человека, который будет изображен, почти как точка.
Точка и линия
Наиболее ярким примером использования в композиции линий и точек можно считать уходящую в даль дорогу, по которой едут машины. Изображение дороги в большей части формируют линии, уходящие вдаль в точку схода. Машины при этом будут из небольших пятен, по мере удаления от зрителя, превращаться в точки. Подобный эффект прекрасно демонстрирует эффект перспективы.
Линия и пятно
Самым наглядным примером использования в композиции линий и пятен является заполнение пятен орнаментом из линий. Например, два одинаковых по размеру квадратных пятна, расположенных рядом на одном изображении, но имеющих разный орнамент, будут восприниматься по разному. Если один квадрат будет заполнен вертикальными линиями, а другой горизонтальными, то первый квадрат будет казаться более высоким, а второй более вытянутым в ширину.
Точка, линия, пятно
Плоскостное задание “Точка, линия, пятно” предназначено для овладения студентами первичными навыками композиционного мышлениями на основе использования простых композиционных элементов при расположении их в 2-мерном пространстве. Задачами обучаемого является достижения уравновешенной формальной композиции, составленной из линий, точек и пятен простой геометрической формы. Этапы выполнения:
1. Предварительное эскизирование – 2 листа А4. Предварительное эскизирование композиции на заданную преподавателем ассоциативную тему без использования чертежных инструментов (карандашный рисунок, рисунок кистью, аппликация), все варианты выполняются в верхней части листа формата А4 (см. рис. 1а, б), а в нижней части листа располагается подпись работы: “Эскизы плоскостной композиции на тему “…”, выполнил ст-т гр. …, преподаватели … ”. Подпись выполняется в карандаше узким архитектурным шрифтом высотой 5 мм. Эскизы выполняются в 2-х вариантах – с использованием прямых и кривых линий и утверждаются преподавателем. Композиционное поле может иметь как квадратную, так и прямоугольную форму (согласовывается с преподавателем).
2. Два утвержденных варианта (прямолинейный и криволинейный) разрабатываются в карандаше с применением чертежных инструментов на листе формата А3 и должны быть согласованы с преподавателем.
3. Утвержденные на 2-м этапе композиции дорабатываются в черно-белой фиксированной графике (формат А3). Допускается как аппликативный метод доработки (накладывание элементов с прекрытием), так и транспарентный (контуры накладываваемых элементов образуют новые фигуры). При доработке рекомендуется использование сплошных заливок, простых штриховок и применение различных толщин и типов линий. Примеры выполнения работ представлены на рис. 2. а)
б)
Рис. 1. Выполнение эскизов композиции, созданной на основе прямых (а) и кривых (б) линий.
Рис. 2. Примеры выполнения задания 1, 2-й этап.
(Студенты Брянцева Н., Карпачева А., Лугвищук Е., Хасабян Ю., Тарасенко А., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В., Ягуза И.А. )
4. Разработка 2 колористических композиций (на основе композиции, выполненной в фиксированной графике на 3-м этапе) на 2 заданные преподавателем ассоциативные темы. Формат А3 (т.е. каждый вариант занимает пространство А4), предварительное эскизирование каждой из 2-х тем в 2-х вариантах на форматах А6 (эти 4 эскиза компонуются на формат А4). Один из эскизов выполняется в ахроматической гамме, другой в полноценной колористике. Окончательные композиции выполняется полоноцветно. Материал – гуашь. Примеры компоновки эскизов на выполнения на рис. 3., примеры окончательных работ на рис. 4.
Рис.3. Компоновка на формате А4 ахроматических и колористических эскизов, гуашь.
Рис.4. Примеры колористических композиционных работ, гуашь (ст-ты Тарасенко А., Горбачева С., Мельникова О., Никоненко Н., Туницкий В., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.).
Примечание
По усмотрению преподавателя возможно сокращение 2-мерной части раздела 1.1. наполовину и выполнение взамен серии макетных упражнений «Линия и плоскость в пространстве: стержневые и вантово-стержневые системы.»
В этом случае полная последовательность работ выполняется по согласованию с преподавателем только по эскизам, созданным на основе либо прямых, либо кривых линий. Предварительные эскизы и примеры выполнения предлагаемых взамен макетных упражнений («Шалаш-хайтек» и «Мачта») приведены ниже (рис.5-6 и 7-8). Кроме того, в этом случае выполняется развитие окончательной графической композиции в пространственную
Перед выполнением макетных работ студенты должны заранее приготовить нарезку стержней их плотного картона, произвольной длины, но одинаковой ширины (не более 3 мм). Ванты-растяжки имитируются нитками или тонкой нарезкой прочной, но свободно гнущейся бумаги. При закреплении стержней необходимо, чтобы каждый свободный конец стержня крепился 3-мя растяжками. Далее необходимо закрепить полученной вантово-стержневой системе минимум одну плоскость.
Рис. 5. Эскизы к макетному упражнению «Шалаш-хайтек» (студенты Чуприкова М., Охрименко Н, Есоян Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)
Рис. 6. Примеры выполнения макетного упражнения «Шалаш-хайтек» (студенты Пастушков С., Элоян А., Решетова Я., Охрименко Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)
Рис. 7. Эскизы к макетному упражнению «Мачта» (студенты Абдурашидов М., Элоян А., Охрименко Н, преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)
Рис. 8. Примеры выполнения усложненного макетного упражнения «Мачта» (студенты Верхогляд Д., ОрловаЛ., преподаватели Шаталов А.А., Рембовская В.Е., Обухова Л. Ю.)
По желанию студента и по согласованию с преподавателем возможно усложение конструкции мачты
(введение дополнительных стержней и растяжек, закрепление при поиощи растяжек различенных плоскостей и криволененйных поверхностей и т.п.). Во всех случаях обязательным условием является достижение геометрической неизменяемости всей конструкции.
Рис. 9. Примеры выполнения макетного развития графических композиций (студенты Баланцева А., Бегун М., Барашян А., Снесарев А., Гасанбекова С., Кюрчук В., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В.)
Композиция
Для того чтобы понять законы композиции надо определиться с тем, что такое композиция и в чем её основное предназначение.
- Композиция
- Композиция — это способ организовать разрозненные части чего-либо в единое целое. В художественной композиции — это гармоничная организация визуального ряда, состоящего из цвета, формы и смыслового наполнения изображения.
Познание законов композиции должно быть прямо связано с получением навыков рисунка и живописи. Композиция гармонично их дополнит. Проведём простую аналогию. Для того чтобы грамотно расположить треугольники на листе бумаги, их сначала нужно суметь нарисовать.
Точка, линия, пятно
Точка, линия и пятно — ключевые элементы композиции. Начинать познание композиции лучше с попыток организовать на плоскости точки, простые линии и тональные пятна. Допустимо, чтобы эти точки, линии и пятна были абстрактными. Подробнее…
Цвет и форма
Цвет определенно влияет на психологию восприятия. Но, цвет, являясь пятном, всегда заключен в форму. Поэтому следует поэкспериментировать с абстрактными цветовыми пятнами для осознания их влияния на композицию и конечное восприятие зрителем. Подробнее…
Контраст
Контраст лежит в основе восприятия окружающей действительности. Именно контраст формирует видимые контуры объектов. Для более глубокого понимания этого явления стоит нарисовать любую фантазийную картину с акцентом на контрасты в ней. Подробнее…
Ритм
Ритм — это повторение одинаковых объектов. Классический пример — деревенский забор, в котором вертикальные деревянные колышки прибитые с одинаковым интервалом образуют ритм. Но, ритм может быть и сложным, и ломаным. Если начать внимательно рисовать тот самый деревенский забор, то выясниться, что расстояния между колышками имеют небольшие расхождения, да, и строго вертикальными не все колышки можно назвать. Чтобы прочувствовать понятие ритма, нужно сделать наброски с реальных объектов, в которых встречается ритмические повторения. Подробнее…
Симметрия
Симметрия — это равновесие двух половинок одного целого. В этом ключе можно рассматривать человека, у которого почти симметричны правая и левая сторона, а также орнаменты, которые часто также уравновешены. Симметрия привносит в картину статичность и, часто законченность. Для познания симметрии можно поэкспериментировать с копированием орнаментов, а также схематичным рисованием человека. Подробнее…
Асимметрия
Не смотря на то, что распространено мнение что симметрия — это идеал красоты, на самом деле именно асимметрия приводит к истинному пониманию красоты и раскрытию смыслов изображения. Например, красивый человек редко имеет симметричные черты лица. Более того, ассиметричное расположение объектов в картине создает иллюзию движения. Чтобы понять на практике законы асимметрии следует нарисовать портрет и картину, передающее активное движение. Подробнее…
Золотое сечение
Золотым сечением называется такое соотношение частей целого, когда меньшая часть целого так относится к большей части целого, как большая часть целого ко всему целому. Для самого наглядного освоения этого закона композиции следует построить золотое сечение на репродукциях картин известных художников. Подробнее…
Центр композиции
Центр композиции объединяет разрозненные элементы изображения и придает осмысленность их существованию. Композиционный центр превращает случайное изображение в произведение искусства. Подробнее…
Гармония
Гармония — это бриллиант бриллиантов в художественном творчестве. Гармония — это смысл существования остальных законов композиции. Только гармоничное изображение способно радовать глаз. Изучение гармонии может длиться всю творческую жизнь человека. В применении к обучению следует взглянуть на уже выполненные работы и постараться понять, что из них следует убрать, а что добавить, чтобы она приняла законченный вид. Далее внести все изменения и, если работа выполнена правильно, то картина будет выглядеть завершенной и значит гармоничной. Подробнее…
Художественно-графические средства построения композиции. Точка. Линия. Пятно.
Художественно-графические средства построения композиции
Точка. Линия. Пятно.
Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики — черный и белый Выразительные средства графики – линия, рисунок, переходы света и тени.
Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами и оттенками черного и белого, линией и пятном, он может передать многоцветность мира, мягкость ткани, блеск стали.
Графика возникла в доисторические времена, когда древние люди в наскальных рисунках простыми линиями изображали события окружающего мира. Учитель вызывает к доске двух учащихся и дает задание мысленно перевоплотиться в древних художников и нарисовать цветными мелками “наскальные” изображения животных, за которыми охотились наши предки. Затем комментируют полученные изображения с последующим выводом, что именно рисунок является общей основой графики и живописи. Искусство графики, продолжает учитель, имеет много общего с живописью. И тут и там перед нами определенное изображение на плоскости. Художник-график, так же как и художник-живописец должен знать перспективу, уметь хорошо рисовать.
С произведениями графики человек сталкивается в течение всей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, почтовые марки, этикетки, театральные и киноафиши – все это произведения станковой и прикладной графики.
Само слово “графика” происходит от греческого слова “графо” — “пишу”, “черчу”, “рисую”.
Итак, графика – это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, уголь, фломастер. Рисунок может быть произведен во многих экземплярах при различных техниках, как рукотворных, так и машинных.
Линейный рисунок о многом “умалчивает”, он не передает ни цвета, ни тона предметов, ничего не говорит о материале, из которого они сделаны. Таким образом, художник располагает очень скупыми выразительными средствами: только линией, которая передает очертания предметов. Но, оказывается, если линией владеть в полной мере, то можно постичь очень многое. Изображая, например, человека, можно “схватить” его движение, повадку, характер. Если обратиться к способам использования линии художником-графиком, то можно заметить их разнообразие: это вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, пересекающиеся между собой; линии, принимающие форму изображаемого предмета, частота нанесения которых создает определенный тон, глубину.
Искусство линии требует от художника снайперской точности глаза, безошибочной верности руки, тонкого чувства формы и высокого вкуса. Линия может быть спокойной, плавной, льющейся, а может быть, напротив, стремительной, нервной, малейшие ее колебания, утолщения, утончения, способны выразить своеобразие форм, увиденных художником в жизни.
По сравнению с живописью, язык графики более условен. Он не передает того богатства цвета и форм, которая способна передать живопись. Графика упрощает образ предмета, выбирая и подчеркивая лишь основные его признаки.
Итак, графические произведения могут быть отпечатаны во многих экземплярах. Для этого художник режет особыми резцами линолеум или деревянную доску, или рисует на литографическом камне, или вытравливает рисунок на металлической пластине. Мы называем их эстампами. Оттиски, сделанные с досок из дерева, с листков линолеума, пластинок металла, называются
Обобщенность образа, условность его цветовой характеристики, преувеличение и символистика – все это ощущается в графике. Смелые, порой неожиданные приемы допускает сатирическая графика – карикатура.
Особое значение имеет работа художника-графика в книге. Основа книжного искусства – иллюстрация. Художник в книге создает орнаментально-шрифтовое оформление переплета, титульного листа и всех других элементов украшения книги. От рисунка каждой отдельной буквы, из которых складываются слова, строка, страница, от её красоты зависит и легкость чтения, восприятия текста. Плакат, рекламная афиша – сравнительно новый вид графики, необходимый в жизни современного человека. Особой популярностью пользуется промышленная графика.
К выразительным средствам графики, используемой как средство передачи на плоскости художественно-графической разработки фор-
мы, относятся следующие основные элементы изобразительного язы-
ка: точка, линия, пятно (тон), цвет, фактура.
Средства создания образа
точка
Точка – это графический акцент на плоскости, т.е. от точечного прикосновения карандашом, кистью, пером, фломастером и другими художественными инструментами появляется точечное изображение. Без точки в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов. Точечное изображение строится на основе точек одинаковой илиразной величин. Изображение зависит от выявленных в композиции свойств точек: расположения их на плоскости, относительного размера, силуэта формы, плоскости заполнения, яркости. Точечные изображения, в основном, используют в орнаментально-декоративных
композициях, в графике, офорте, а также в компьютерных и фотографических растровых технологиях. Точку можно использовать для создания фактурного фона, для объемно-пространственной разработки формы, для создания впечатления от пространства в плоскостной композиции и пр.Точечные изображения могут быть использованы в сочетании с линейными, штриховыми, тональными и цветовыми изображениями в плоскостной композиции.
2. Линия
Линия – самый простой и самый экономичный прием в графике и орнаментально-графическом искусстве. Она способна выполнить одновременно несколько функций: ограничивать форму, определять характер и движение всей формы, ее пропорций.
Линия – это протяженное движение (карандаша, пера, кисти и т.д.) на бумаге. Линия характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном направлении, например, в длину. Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения (карандаш, перо, фломастер, соус, кисть, палочка). Линия может быть короткой, длинной и бесконечной….Линия не только выявляет границы формы предмета, но и выражает чувства и переживания художника. Не случайно линии посвящено много восторженных строк. Она легкая и волшебная, жесткая и певучая, стремительная и прихотливая, спокойная и нервная, напряженная и элегантная и др., линиям свойственны выражения образа. В линии всегда заложено больше движения и эмоций, чем в других средствах. Линия является первоэлементом изображения любой формы. Одна линия – это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий или использование различных графических линий увеличивают эмоциональное воздействие на зрителя. Линии могут иметь различные начертательные или изобразительные характеристики: прямые, кривые, ломанные, зигзагообразные, прерывистые, волнистые, толстые, тонкие, жесткие, мягкие и др.
Пятно
Пятно (или тон) в организации композиции наряду с линией играет важную роль. Пятно, в отличие от точки и линии, заполняет большую часть графической плоскости композиции. Пятно может быть одинаковым на всей своей площади по светлоте, по цветовому фону, насыщенности, но может иметь на разных участках различные характеристики цветового изображения. Это двухмерная пятновая графика может быть более условной, чем линеарная. Она не имеет глубины и не создает ее. Плоскость и только плоскость работает на изображение. Пятна, из которых строится композиция, бывают темными на светлом фоне и наоборот светлыми на темном фоне. Пятно и фон могут отличаться и цветовым тоном. Пятновая или тональная плоскостная разработка композиции достигается, в основном, за счет применения различного рода заливочных, пастозных и растровых (равномерно заполненных точками или линиями) графических средств. Используя различные конфигурации, силуэты и расположения различных симметричных, асимметричных и других пятен, студент может зрительно изменить пропорции формы силуэта, придавая ей привлекательные черты, что очень важно в его практической работе. Каждая форма может обладать своими специфическими композиционно-художественными свойствами. Например, «заливка» дает ровную, тоновую поверхность, а «отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» – мягкими затеками и т.д.
Основы композиции в дизайне | Журнал Ярмарки Мастеров
Довольно часто встречаю статьи о законах композиции, но постоянно там чего-то не хватает, то есть это либо основные принципы, либо рассказ о каком-то одном законе и так далее. Я постаралась собрать все доступные знания о композиционном построении и рассказать о них доступным языком, не углубляясь в психологию, цвето- и световосприятие.
В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.
Композиционный и геометрический центр.
Вне зависимости от того строите ли вы композицию на бумаге, через фотообъектив или на мониторе компьютера, две диагональные линии при проведении из угла в угол, дадут точку пересечения — геометрический центр композиции. Любой предмет вписанный в этот центр будет смотреться гармонично.
Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Иногда композиционный центр нарочно смещают, например, для придания композиции динамики.
Способы выделения композиционного центра.
Динамика и статика.
Слева статика, мы видим прочно стоящую композицию с надежным основанием. Справа динамика, композиция наклонена относительно линии горизонта, композиционный центр смещен.
Благодаря нашему удивительному ассоциативному мышлению, разные динамические композиции вызывают разные ассоциации. Например, мячик справа вот-вот скатится, а слева уже скатился по перекладине.
Симметрия и асимметрия в композиции. Равновесие.
С симметричной композицией, как правило, не возникает проблем, статична она или динамична, нам «удобно» на нее смотреть, она понятна. Различают несколько видов симметрии: зеркальная, осевая, вращательная (поворотная), центральная и скользящая симметрия.
В случае с асимметрией необходимо правильно уравновешивать композицию. Для большинства людей равновесие — это психологическая необходимость для правильного восприятия всего образа в целом. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.
Хорошая композиция не позволяет произвести какие-то добавления или, наоборот, что-нибудь убрать, так как это в свою очередь приведет к глубоким изменениям ее характера.
Метр и ритм.
В графическом дизайне существует понятие метрических и ритмических композиционных рядов, на практике этими законами композиции пользуются почти каждый мастер.
Ритм — важное средство организации элементов формы, которое реализуется как многократное закономерное чередование элементов ряда с целью их упорядочивания.
Чувство ритма — это врожденное чувство людей. Ритм легко воспринимается и воспроизводится. Первобытный человек ощущал цикличность природных явлений и жизненных процессов, их ритмы. Это оказало существенное влияние на формирование первых орнаментальных образов.
Принято выделять метрические, ритмические и метроритмические ряды в зависимости от характера и количества изменений.
Метрический ряд — закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. Метрический ряд сообщает целому статический характер. Метрический ряд может быть простым и сложным. Простой метрический ряд основывается на повторении одного элемента через равные интервалы. Сложный метрический ряд возникает при сочетании нескольких простых метрических рядов, то есть когда развивается несколько метрических повторов.
Ритмический ряд — закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Поэтому выделяют также простой и сложный ритмический ряд. Ритмический ряд сообщает целому динамический характер за счет возможного характера изменений (нарастание или убывание интервалов между элементами, нарастание или убывание размеров элементов, изменение цвета и так далее). Для построения ритмического ряда необходимо 4-5 элементов, так как еще 3 элемента не создают впечатления закономерного повтора.
Метро-ретмический ряд характеризуется наличием нескольких простых рядов, которые складываются в композицию.
Перспективное сокращение.
Существует очень интересный способ составления композиции путем привязок к угловой или фронтальной перспективе. Мы рассмотрим на примерах несложных перспектив. В отличии от аксонометрии размеры предмета в перспективе не вычисляются, используют один реальный размер, который является отправной точкой.
Фронтальная перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта. Предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления от переднего плана.
Угловая перспектива всегда имеет 2 точки схода, все плоскости стремятся к этим точкам.
Все остальное разнообразие перспектив изображения являются производными от двух основных угловой и фронтальной, к ним относятся: линейная обратная перспектива, сферическая перспектива, плафонная перспектива, билатеральная перспектива, аспектива и перцептивная перспектива. Особое место хочется уделить воздушной (тональной) перспективе. Она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета. Цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются, таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.
___________________________________________________________________________________________
Я намеренно не упоминала такой способ построения композиции, как Золотое сечение, на мой взгляд, золотое сечение — отдельная большая тема, и познакомиться с ней вкратце просто не получится. На Ярмарке Мастеров и так множество прекрасных статей о золотом сечении, например «Золотое сечение. Божественная пропорция» (автор — Даша Самаркина).
__________________________________________________________________________________________
В заключении хочется добавить, что законы композиции не обязательно строго исполнять, они часто противоречат друг другу, но прежде чем их нарушать, стоит научиться ими пользоваться.
Спасибо за внимание!
От автора: все композиционые схемы и примеры (на сером фоне) отрисованы лично мной, пожалуйста при использовании этого материала не забывайте ссылаться на авторство. Спасибо.
Использованные материалы: Выразительность графических и семантических средств в орнаменте. Литвинович Е.И.;
Основы композиции в дизайне. Tanya Flower; Перспектива — Виды перспективы. Шедевры Омска.
Методическая работа по прикладной композиции Выразительные средства композиции. линия, пятно, штрих
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Северобайкальск
Методическая работа по предмету
«Подборка материала к уроку
по прикладной композиция» в 1 классе
на тему:
«Выразительные средства композиции. Точка, линия, пятно, штрих»
подготовила преподаватель
художественного отделения:
Лосева М. А.
2015 г.
Пояснительная записка
Данная методическая работа создана в качестве наглядного пособия: во-первых, для педагога, преподающего такую дисциплину, как «Композиция», во-вторых, в качестве наглядного пособия для учащихся, для самостоятельного успешного изучения, освоения, закрепления, применения на практике материала. В общем, подборка данного материала проведена с целью: облегчить работу на художественном отделении ДШИ и ДХШ.
Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
В искусстве композиция является ведущей характеристикой художественной формы. Она обеспечивает единство и взаимосвязь всех элементов и частей произведения. В понятие «композиция» исследователи вкладывают такие значения, как умелое сочетание выразительных средств, воплощение замысла автора в материале, и развитие темы в пространстве и времени. Именно при ее помощи автор преподносит главное и второстепенное, оформляет смысловой и изобразительный центры. Она присутствует в любом виде искусства, но динамика и статика в композиции наиболее ощутимы и значимы в изобразительном искусстве. Композиция – это своего рода инструмент, упорядочивающий все экспрессивные средства, и позволяющий художнику достигать наивысшей выразительности формы. В композиции соединяются форма и содержание, они объединяются эстетической идеей и художественным замыслом автора.
Главное в композиции – художественный образ, созданию которого и служат такие выразительные средства композиции, как точка, линия, пятно, штрих.
Линия
Линии подразделяются на три типа: прямые — вертикальные, горизонтальные, наклонные, кривые с постоянным радиусом кривизны — окружности или их дуги; кривые с переменным радиусом — параболы, гиперболы и их отрезки. Сами по себе кривые или прямые линии не являются носителями художественной выразительности. Но при определенных условиях они могут обнаружить скрытый эмоциональный заряд.
Линия необходима там, где требуется ограничить пространство, намекнуть на форму, создать определение среды Рис. 1, 2, 3
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3
Пятно
Следующим выразительным средством является пятно. Для чего нужно это выразительное средство?
Пятно в композиции часто помогает акцентировать важный объект и определить центр композиции (смысловой).
Пятно может быть как цветовым, так и тональным.
В отличие от точки и линии пятно заполняет большую часть графической плоскости.
Пятно может быть силуэтным, то есть показывающим зрителю очертания, узнаваемые им (человек, животное, дерево и другие объекты имеющие характерную для них одних форму) (Рис. 4, 5, 6).
Рис. 4 Рис. 5
Рис. 6
Также оно может быть неопределённой формы. Как правило, такие пятна художники используют в своих композициях, чтобы показать тени, как падающие, так и собственные тени предметов (Рис. 7, 8).
Рис. 7 Рис. 8
Либо просто, чтобы отделить один фрагмент картины от другого (Рис. 9)
Штрих
Существуют два основных типа штрихов: точки и линии. Точки и линии различаются по размеру и форме. При рисовании они могут налагаться друг на друга, образовывая различные фактуры. Выделяют семь основных видов фактур:
Точечная штриховка – штриховка, при которой объём предмета зависит от расстояния между точками, от того, как они будут выстроены. Чтобы показать тень предмета, нужно ставить большее количество точек. И наоборот, чтобы показать свет точки ставятся реже. Точечную штриховку используют для того, чтобы показать брызги воды, пену и т. д.
Контурные линии (обтекающая штриховка) – горизонтальные и вертикальные, наклонные, прямые, волнистые и зигзагообразные линии, точно повторяющие изгибы поверхности изображаемых предметов. Эти линии используются для изображения блестящих полированных поверхностей, а также гладких круглых предметов.
Параллельные линии – только прямые линии, которые наносятся от руки. Все они идут в одном направлении (вертикально или горизонтально, или по диагонали). Предмет, нарисованный параллельными линиями, выглядит гладким и плоским.
Если рисунок не обведён по контуру, он выглядит нечётким, размытым и отдалённым, что может применяться для изображения фоновых объектов.
Перекрёстная штриховка – штриховка, при которой используется не менее двух видов контурных или параллельных линий, наносимых в разных направлениях и пересекающихся. Такая штриховка используется для передачи шероховатых поверхностей и для углубления тона. Перекрёстной штриховкой контурными линиями изображают предметы, имеющие объём, а перекрёстной штриховкой параллельными линиями – плоские предметы.
Каракулеобразные линии – линии, идущие свободно, петляющие, извивающиеся. Такой вид штриховки подходят для создания быстрых зарисовок.
Волнистые линии наносятся так, чтобы создавалась волнистая поверхность. Применяются волнистые линии при изображении деревянных поверхностей и т. п.
Соприкасающиеся линии – в одно и то же время схожи с контурными и перекрёстными линиями, так как тоже огибают поверхность. Только в отличии от контурных могут пересекаться друг с другом в любых направлениях. Соприкасающиеся линии не заканчиваются резко у края предмета, но заходят за края, образовывая ворсистую поверхность. Применяются для изображения шерсти животных, травы, колосьев и др.
Не стоит начинать сразу работать над какой-то серьёзной композицией. Сначала можно нарисовать небольшие круги или квадраты. За тем эти формы нужно аккуратно заполнить фактурами. Примерно так:
Только после выполнения упражнений, можно уже переходить к более сложным композициям.
Работы учеников
Казанцева Аня 11 лет
Шатских Костя 12 лет
Солдатова Алина 12 лет
Карманова Настя 11 лет
Толмачёв Виталя 11 лет
Михайлова Вера 12 лет
Иванова Катя 10 лет
Источники
http://narisuem.com/risovanie-tushyu-shtrixi-faktura.html
https://studfiles.net/preview/1880958
/http://moziru.com/images/drawn-toad-perspective-drawing-11.jpg
https://dg19s6hp6ufoh.cloudfront.net/pictures/613067713/medium/Henri_Matisse_%281869
1954%29_Portrait_de_Marguerite_1907_%2835_x_26_5_cm%29__1_512_600.jpeg?1471247756
http://sketch-art.ru/wp-content/uploads/2017/05/image-527.jpeg
http://izo-life.ru/wp-content/uploads/pyatno_03.jpg
https://artnow.ru/img/854000/854245.jpg
https://i.arts.in.ua/i/6542/180289.48105.jpg
http://www.nasharyazan.info/kartinki/image/14Presn2.jpg
http://www.nicefotos.ru/img/picture/May/24/3d6295cb7e2c9c92b1293b5edeec0b34/2.jpg
http://itd0.mycdn.me/image?id=838414543408&t=20&plc=WEB&tkn=*cgwbSSt7QkueYQ-m4Al5TN69GFw
Приложение
Точка, линия, пятно
Плоскостное задание “Точка, линия, пятно” предназначено для овладения студентами первичными навыками композиционного мышлениями на основе использования простых композиционных элементов при расположении их в 2-мерном пространстве. Задачами обучаемого является достижения уравновешенной формальной композиции, составленной из линий, точек и пятен простой геометрической формы. Этапы выполнения:
1. Предварительное эскизирование – 2 листа А4. Предварительное эскизирование композиции на заданную преподавателем ассоциативную тему без использования чертежных инструментов (карандашный рисунок, рисунок кистью, аппликация), все варианты выполняются в верхней части листа формата А4 (см. рис. 1а, б), а в нижней части листа располагается подпись работы: “Эскизы плоскостной композиции на тему “…”, выполнил ст-т гр. …, преподаватели … ”. Подпись выполняется в карандаше узким архитектурным шрифтом высотой 5 мм. Эскизы выполняются в 2-х вариантах – с использованием прямых и кривых линий и утверждаются преподавателем. Композиционное поле может иметь как квадратную, так и прямоугольную форму (согласовывается с преподавателем).
2. Два утвержденных варианта (прямолинейный и криволинейный) разрабатываются в карандаше с применением чертежных инструментов на листе формата А3 и должны быть согласованы с преподавателем.
3. Утвержденные на 2-м этапе композиции дорабатываются в черно-белой фиксированной графике (формат А3). Допускается как аппликативный метод доработки (накладывание элементов с прекрытием), так и транспарентный (контуры накладываваемых элементов образуют новые фигуры). При доработке рекомендуется использование сплошных заливок, простых штриховок и применение различных толщин и типов линий. Примеры выполнения работ представлены на рис. 2.
а)
б)
Рис. 1. Выполнение эскизов композиции, созданной на основе прямых (а) и кривых (б) линий.
Рис. 2. Примеры выполнения задания 1, 2-й этап.
(Студенты Брянцева Н., Карпачева А., Лугвищук Е., Хасабян Ю., Тарасенко А., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В., Ягуза И.А. )
4. Разработка 2 колористических композиций (на основе композиции, выполненной в фиксированной графике на 3-м этапе) на 2 заданные преподавателем ассоциативные темы. Формат А3 (т.е. каждый вариант занимает пространство А4), предварительное эскизирование каждой из 2-х тем в 2-х вариантах на форматах А6 (эти 4 эскиза компонуются на формат А4). Один из эскизов выполняется в ахроматической гамме, другой в полноценной колористике. Окончательные композиции выполняется полоноцветно. Материал – гуашь. Примеры компоновки эскизов на выполнения на рис. 3., примеры окончательных работ на рис. 4.
Рис.3. Компоновка на формате А4 ахроматических и колористических эскизов, гуашь.
Рис.4. Примеры колористических композиционных работ, гуашь (ст-ты Тарасенко А., Горбачева С., Мельникова О., Никоненко Н., Туницкий В., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.).
Примечание
По усмотрению преподавателя возможно сокращение 2-мерной части раздела 1.1. наполовину и выполнение взамен серии макетных упражнений «Линия и плоскость в пространстве: стержневые и вантово-стержневые системы.»
В этом случае полная последовательность работ выполняется по согласованию с преподавателем только по эскизам, созданным на основе либо прямых, либо кривых линий. Предварительные эскизы и примеры выполнения предлагаемых взамен макетных упражнений («Шалаш-хайтек» и «Мачта») приведены ниже (рис.5-6 и 7-8). Кроме того, в этом случае выполняется развитие окончательной графической композиции в пространственную в виде макета (рис.9). Эскизы к упражнениям «Шалаш-хайтек» и «Мачта» выполняются в карандаше, в количестве 2, каждый на формате А5.
Перед выполнением макетных работ студенты должны заранее приготовить нарезку стержней их плотного картона, произвольной длины, но одинаковой ширины (не более 3 мм). Ванты-растяжки имитируются нитками или тонкой нарезкой прочной, но свободно гнущейся бумаги. При закреплении стержней необходимо, чтобы каждый свободный конец стержня крепился 3-мя растяжками. Далее необходимо закрепить полученной вантово-стержневой системе минимум одну плоскость.
Рис. 5. Эскизы к макетному упражнению «Шалаш-хайтек» (студенты Чуприкова М., Охрименко Н, Есоян Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)
Рис. 6. Примеры выполнения макетного упражнения «Шалаш-хайтек» (студенты Пастушков С., Элоян А., Решетова Я., Охрименко Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)
Рис. 7. Эскизы к макетному упражнению «Мачта» (студенты Абдурашидов М., Элоян А., Охрименко Н, преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)
Рис. 8. Примеры выполнения усложненного макетного упражнения «Мачта» (студенты Верхогляд Д., ОрловаЛ., преподаватели Шаталов А.А., Рембовская В.Е., Обухова Л. Ю.)
По желанию студента и по согласованию с преподавателем возможно усложение конструкции мачты
(введение дополнительных стержней и растяжек, закрепление при поиощи растяжек различенных плоскостей и криволененйных поверхностей и т.п.). Во всех случаях обязательным условием является достижение геометрической неизменяемости всей конструкции.
Рис. 9. Примеры выполнения макетного развития графических композиций (студенты Баланцева А., Бегун М., Барашян А., Снесарев А., Гасанбекова С., Кюрчук В., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В.)
Добавить комментарий