Венеция на чем стоит дерево: Сваи Венеции. Правда ли, что Венеция построена на фундаменте из российской лиственницы? – На чем стоит Венеция и как ее построили
РазноеСваи Венеции. Правда ли, что Венеция построена на фундаменте из российской лиственницы?
Не секрет, что Венеция стоит на деревянных сваях, вбитых в зыбкую почву островов Венецианской лагуны. Как это выглядит можно посмотреть, например, здесь – изображения весьма показательные, правда, текст на итальянском. Вместе с тем, на многих сайтах рунета можно встретить утверждение, будто бы эти сваи привезены из России – не то из-под Перми, не то из Сибири, не то из Карелии… История о том, что Венеция покоится на сваях из российской лиственницы, проникла даже в эфир телеканала «Моя Планета» (крутили там одно время такой ролик).
Версия сама по себе красивая, но все-таки выглядит она довольно странно. Рядом ведь Альпы, Далмация, да и берега Адриатического моря в районе Венеции, судя по всему, когда-то были сплошь покрыты лесами… Зачем везти лес из-за тридевять земель, если его под боком завались?
Не сомневаюсь, что какое-то разумное обоснование этому найти можно. Однако для начала хотелось бы разобраться вот с чем.
На чем, вообще, основана версия о российской лиственнице? Похоже, что ни на чем. Все следы ведут к книге Л.В. Баньковского и М.Н. Ожигановой «Соль пермской земли», в которой написано следующее (самой книги я, честно говоря, не нашел, поэтому цитирую по вторичным источникам):
В 12-томной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Христофором Тентори в XVIII веке, есть такие строчки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах – пермскими карагаями». 400 тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор несут на себе тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города. Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, то есть земель Перми Великой, иначе бы деревья не называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой».
Звучит интригующе, но не слишком убедительно. Почему?
- Двенадцатитомная история Венеции Христофора Тентори. Вероятно, имеется в виду «Saggio sulla storia civile, politica, ecclesiastica e sulla corografia e topografia degli stati della repubblica di Venezia : ad usu della nobile e civile gioventù». Полный текст этого многотомника можно без труда найти на сайте archive.org (вот ссылка). Таким образом, проверить, действительно ли Cristoforo Tentori говорит о пермских карагаях в основании «города на островах», довольно легко. Только вот хотелось бы знать, где именно это написано, или хотя бы, как «пермский карагай» пишется по-итальянски. Не перелопачивать же все двенадцать томов ради одной цитаты?
- Количество свай – «400 тысяч». Во-первых, непонятно, откуда взялись эти данные. Во-вторых, 400 тысяч свай – это до неприличия мало. Для сравнения, в «Истории Венецианской Республики» Джона Норвича можно найти следующее: « собор Санта Мария делла Салюте покоится исключительно на таких сваях. Судя по источникам, их забито 1 156 627 штук» (Джон Норвич. История Византии. История Венецианской республики – 2011 г. ISBN 978-5-17-074111-3, 978-5-271-37819-5. С. 436). Более миллиона свай под одной церковью! (Хотя и в это как-то не очень верится. Истина, наверное, где-то посередине.) Еще кое-какие цифры можно найти здесь – интересное видео о фундаментах венецианских домов (на итальянском) с кратким пересказом (на русском).
- Авторы признают, что «сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп», но почему-то у них «нет сомнения», что в Венецию лиственницу везли из пермских земель…
- И вообще, почему свет клином сошелся на лиственнице? Под Венецией ведь сваи из разных пород деревьев: из вяза, дуба и т.д.
Короче говоря, с таким же успехом можно написать, что Венеция покоится на фундаменте из тульских пряников, сославшись на цитату из того же Тентори без указания тома и страницы.
По-моему, дальше обсуждать нечего, по крайней мере, пока, не имея оригинальной цитаты. Вдруг Тентори и вправду обнаружил в венецианских архивах документы, упоминающие о «пермских карагаях»?
На чем стоит Венеция и как ее построили
Так на чем же стоит Венеция? Каким образом удается этому чудо – городу держаться на воде на протяжении столетий? Какова глубина венецианских каналов? Как вообще были посторены венецианские дворцы? Именно эти вопросы возникли у многих, прочитавших статью о поездке в Венецию. Также этими же вопросами задается каждый, кто посетил этот город на воде.
Я отыскала очень занимательное видео на youtube, которое дает ответы на эти и много других подобных вопросов. Единственным недостатком этого видео является тот факт, что оно на итальянском языке и, кстати, используется в тестах на знание итальянского языка.
А всем, кто занимается его изучением я очень рекомендую не переходить сразу к моему русскому пересказу, а попытаться посмотреть и понять его самостоятельно.
Итак, давайте посмотрим видео:
Как построили Венецию
Содержание статьи
А теперь я вкратце расскажу о чем же оно. Для того, чтобы построить Венецию потребовался нестандартный архитекторский талант от его строителей. Помимо архитекторов, здесь работали и математики, потому что малейший просчет в строительных работах мог привести к тому что здание, либо его часть, а то и весь город начнут сползать под воду.
Первые лачуги на островках, где сейчас расположена Венеция, были постороены тысячи лет назад, а современная Венеция расположилась на сотне островов. Дополнительную информацию о краткой истории Венеции, а также ее легендах и необычных местах читайте в статье «Венеция интересные факты».
Основой строительства венецианских сооружений являются деревянные сваи, количество которых для строительства Венеции потребовалось более миллиона. Для одного только моста Rialto было пущено в ход свыше 30 тысяч свай.
Rialto Венеция
Из какого дерева сваи в Венеции
Для венецианских свай требовалось лишь специальное дерево, а именно, дуб и лиственница. Потому что только эти породы деревьев обладают необходимым запасом прочности и устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Эти деревья сплавлялись в Венецию по рекам,так как в ближайшей округе они не произрастали.
Глубина каналов в Венеции
Для того чтоб увидеть какова же глубина каналов в Венеции, достаточно дождаться периода их обмеления, который вот уже на протяжении нескольких лет используется как для очистки дна каналов, так и для реставрации старинных средневековых венецианских палаццо (palazzo).
Как видим в фильме, глубина каналов совсем не велика. Она достигает 2,5, максимум 3 метров. Один лишь Гранд канал (Canale Grande) в некоторых местах доходит до глубины в 6 метров.
Гранд канал в Венеции
При проведении очистительных работ, в каналах находят большое количество самых разнообразных предметов. Начиная от средневековых шпаг и мечей и снарядов второй мировой войны и заканчивая старыми стиральными машинами. Еще по этой теме, а в частности о системе канализации Венеции можете прочитать в статье посвященной подробному и глубокому описанию Венеции.
В фильме видно как из стен домов (которые обычно находятся под водой), бьют фонтанчики. Это выходит та вода, которую втягивает в себя здание, когда оно находится под водой.
В последней части фильма мы оказываемся на раскопках одного из венецианских пригородов для того, чтобы открыть самый главный секрет строительства Венеции, а также чтоб понять почему же сваи (даже из высокопрочных пород дерева) не поддаются разрушению и гниению.
Перед вами сваи, которые были установлены здесь еще в то время, когда Христофор Колумб отправился открывать Америку. Как видите, они вполне живы и не очень даже разрушены.
Так в чем же главный секрет?
Сваи Венеции
А секрет кроется в типе венецианских грязей
Благодаря этим грязям, которые облепили сваю на 7-8 метров вглубь, она остается целехонькой и невредимой, и может служить столетиями. Как видим в фильме, лишь верхняя часть сваи, которая выходит на открытое пространство, подвержена старению.
Как строили здания в Венеции
Для строительства венецианских зданий, сваи зарывали на 7-8 метров вглубь в грязь до достижения ее твердого грунта, в который вколачивали ее на определенную глубину. Затем поверх деревянных свай клали бревна пересекающимся способом.
Этот способ давал максимальную устойчивость и позволял равномерно распределить массу здания по всему периметру. Поверх деревянных бревен делали либо кирпичную кладку, либо клали мраморные плиты.
Найденные на этих раскопках предметы, позволяют ученым утверждать, что в Венеции еще со времен Марко Поло существовал раздельный сбор отходов и мусора. Что в наших странах только начало вводиться.
Эх… отстаем мы все-таки от Европы – матушки… 🙁
Также, раскопки дали ученым очень много образцов стекла, глиняных изделий, а также китайской керамики, которые были найдены здесь. Считается, что найденные здесь образцы китайской керамики являются наидревнейшими в Европе.
Венеция таит в себе еще очень много тайн и загадок, открывать которые доведется поколениям наших потомков.
Не могу не порекомендовать необычайно интересные экскурсии по Венеции от местных жителей. Все экскурсии на РУССКОМ языке! Я специально подобрала для этой статьи самые тематические экскурсии, которые помогут вам не только на практике увидеть все прочитанное, но и расскажут и покажут Венецию с совершенно неожиданных ракурсов.
Оставьте ваш комментарий:
comments
Powered by Facebook Comments
как строилась, история, фото с описанием
Популярный у туристов, прекрасный город на воде Венеция расположена на 118 островах, соединенных 150 каналами и 409 мостами. При строительстве всех зданий мастера применяли специальную методику, которая позволяла прочно укрепить фундамент и успешно выдерживать зданию ежедневное «морское купание». Разобраться в уникальном способе возведения домов на воде помогут сведения о том, как строилась Венеция. А информация о системе канализации и ее современном состоянии уже не одно столетие шокирует многих приезжих.
Как строилась Венеция: история
Точная дата основания города неизвестна, но по данным ученых первое поселение основали племена Венетов, которые жили здесь в XII-XI ст. до н. э. Во времена падения Римской Империи бежавшие из нее жители обосновались на маленьком острове Риальто, который располагался в центре лагуны в северной части Италии. Территория полностью была покрыта тростником и для земледелия оказалась непригодной.
Первое поселение образовалось на островах лагуны, которые представляли собой сотни мелких заболоченных участков земли на мелководье. Образовались они из осадков ила и почвы, которые за тысячелетия превратились в тонкие полосы суши между впадинами с водой.
Такая почва стала основанием для изобретения того способа, каким строились дома в Венеции в первые годы. Переселенцы выбирали более возвышенные участки суши, затем возводили стены из глины и корней сорняка «гролло», который рос тут же, на болотах. Крышу сооружали из веток деревьев, укладывая на них сверху перевязанные пучки болотного тростника и соломы. Такие дома оказались временным пристанищем, жители которых по мере продвижения войск возвращались на материк в свои родные дома.
Поселения беженцев в Венеции
В VI столетии в период господства династии Лангобардов богатые семьи Венето мигрировали на острова, спасаясь от нашествия завоевателей. Приехавшие переселенцы привыкли жить в более роскошных условиях, а не в простых хижинах. Поэтому они сразу стали строить уже двухэтажные дома, в которых 1-й глиняный этаж использовался для склада, а второй — делался из дерева и предназначался для жилых помещений.
По мере прихода новых беженцев требовалось все больше территории, для чего поселенцы должны были осушить заболоченные земли и укрепить берега залива. Также потребовалось построить причалы, чтобы осуществлять перевозки людей и грузов. Берега были укреплены барьером из деревянных стволов, чтобы поднять уровень поверхности, на который сверху набрасывали камни и землю, а затем уже строили дома.
Первоначально переселенцы заселили 124 острова, возводя независимые поселения. В каждом начали строить каменные жилые здания и церкви. Со временем каждое поселение расширялось, дома стали строить по планам, которые применялись в те времена для застройки городов: центральная площадь, вокруг которой возводились здания общественные; на расходящихся улицах располагались жилые дома. Также строили водосборник дождевых осадков, который обеспечивал население питьевой водой.
По мере заселения большого количества островов и планомерного осушения болот стали строить мосты между ними, которые помогали перемещаться людям и перевозить грузы.
Столица Венецианской Республики
Центральным местом Венеции стал остров Риальто («высокий берег»), который был самым безопасным. В 810 г. он стал главным в разросшемся поселении, сюда переселись чиновники и правительство. В связи с такими политическими событиями эта часть города потребовала перепланировки и новой застройки.
Венецианское государство должно было иметь свою армию, вооружение, склады для товаров и дома для богатых горожан, а также резиденцию для Дожа. Первоначально столицу назвали «Чивитас Ривоалти» (город Риальто), и только в XIII столетии название поменяли на Венецию.
Выбор столицы в пользу острова Риальто был сделан, благодаря его неприступности. Из-за того, что он был окружен водами глубокого морского залива, чужие большие суда не могли к нему подойти. В период основания здесь столицы на острове уже было построено 14 церквей, вокруг которых и продолжали возведение городского центра.
Начало плановой застройки Венеции
Земля на островах состояла из нескольких слоев, которые были мягкие и рыхлые, а потому непригодные для удерживания веса монументальных каменных зданий. Были приглашены строители и архитекторы, которые должны были решить проблемы обеспечения устойчивости будущих построек и придумать, как строить Венецию на воде.
Было принято решение вбивать в землю сваи, которые привезли через море. По своим характеристикам прочности подходили только 2 вида древесины: дуб и лиственница, последняя обладает специфическим свойством становиться более прочной при расположении под водой.
Для осушения территории сначала возводили дамбу, затем забивали сваи, которые предварительно обрабатывали специальными растворами и смолами. Для небольшого жилого дома делали 6-7 рядов свай, для более высоких зданий — «свайное поле». В почву стволы забивали до уровня, где начиналась твердая земля.
Размеры свай составляли: толщина 20 см, длина 3 м, поверх них клали 2 слоя деревянных балок, сверху которых уже можно было класть камни для фундамента здания. По данным историков суммарное количество свай, установленных под зданиями Венеции, составляет около 1 млн.
Сохранению древесины также способствовали свойства местного ила, который облеплял дерево в виде защитного слоя и не пропускал воздух, преграждая путь проникновению бактерий и животных. Такие удивительные свойства грязи помогли избежать повреждений свай и их гниения. Именно уникальные свойства венецианского ила и обеспечили длительный срок существования и эксплуатации зданий в городе и позволили строителям придумать новый метод, как построить Венецию и сохранить ее здания.
Древесина
На территории Венецианской Республики лесных посадок нет, потому всю древесину для строительства приходилось привозить из горных районов Словении и Хорватии. Это были огромные лиственницы и дубы, которые вначале сплавляли по рекам, а затем доставляли на острова морем. По некоторым сведениям древесину также привозили и из России в виде пермских лиственниц или «карагаев».
Благодаря свойствам местного ила и глубокому расположению свай, доступ кислорода к древесине был перекрыт. Потому микроорганизмы и грибки, которые обычно разрушающе действуют на деревья, погибали. Под действием морской воды и минеральной грязи древесина за многие столетия окаменела.
Венецианские строители придумали не только способ, как построить Венецию, но и как повысить устойчивость и легкость городских зданий. Древесину стали применять по аналогии с кирпичной кладкой, в виде полосок из деревянных свай. Такие детали, называемые «реме», размещали горизонтально, через определенные промежутки между каменной кладкой. Они выполняли роль «подшипников», т. е. более равномерно распределяли нагрузку на стены и перекрытия кровли.
Внутренние стены венецианских зданий также прокладывали балками под названием «скорзони», которые располагались вертикально и уменьшали тяжесть строения.
Истрийский камень
Следующий вопрос о том, как строить в Венеции дома на воде, архитекторы решали, выбирая камень для зданий. Для постройки города на болотистой почве необходим был особый камень, который бы не разрушался под действием морской воды. Самым подходящим оказался один из видов известняка, обнаруженный на полуострове Истрия (Хорватия) в Адриатическом море и называемый «истрийским».
Такой строительный материал обладал замечательными свойствами:
- имел высокую водостойкость и водонепроницаемость из-за пористой поверхности;
- был устойчив к атмосферному действию;
- имел достаточную прочность, мог выдерживать большую массу здания без растрескивания;
- он достаточно просто разрезался для придания формы кирпичей;
- обладал устойчивостью к эрозии и истиранию;
- прекрасно выглядел визуально, т. к. окрашен в красивый окрас, напоминающий мрамор.
90 % зданий, построенных в Венеции, сделаны из истрийского песчаника. Камень оказался идеальным материалом для промежуточного слоя между деревянными сваями и кирпичной кладкой, из которой возводили стены строения. Он прекрасно предохраняет здание от эрозии и разрушения. В наше время такой камень по-прежнему с успехом добывается в карьерах Хорватии и используется для реставрации старых зданий Венеции. Он также применяется и для возведения новых застроек.
Градостроительный стиль Венеции
Из-за частых пожаров венецианские строители решили при возведении зданий отдавать предпочтение кирпичной и каменной кладке. Чтобы понять, как строился город Венеция и многоэтажные здания в нем, обратимся к архитектурным принципам застройки того времени.
Градостроительный стиль «города на воде» формировался с учетом отсутствия возможного военного нападения, поэтому оборонительные сооружения не возводились. Общественные и жилые здания имели широкие проемы, многочисленные украшения, колонны и декоративные элементы. Каждый дом имел прямой доступ к воде, куда выходил фасад здания. Внутри архитекторы планировали дворик с садом или фонтаном.
В 1501 г. в городе были созданы магистраты водоемов, действующие и по сей день. В их функции входит обеспечение гидравлических работ, предоставление концессий частным лицам или группам, религиозным обществам. В них указывается рабочая зона, доставка, защитные меры по удалению мусора из воды. В контрактах вменяется обязательство строительства мостов и фундаментов зданий. При их невыполнении все имущество передавалось муниципалитету.
Как строилась Венеция: канализация
Централизованная система канализации в городе вообще отсутствует, а ее функцию выполняют небольшие каналы, по которым мусор и отходы жизнедеятельности города выносятся прямо в Большой Канал и далее — в Адриатическое море. Однако, благодаря регулярным приливам и отливам, грязная вода из каналов постоянно вытекает в лагуну. Поэтому в Венеции в каналах даже можно увидеть рыбу.
Длина венецианской лагуны составляет 56,5 км, ширина — 9,6 км. От Адриатического моря ее отделяет песчаная коса проливами Лидо, Кьоджа и Маломокко, через которые быстрое течение очищает всю воду и каналы в городе. Благодаря им Венеция уже много столетий существует без централизованной системы канализации.
В каждом палаццо есть отстойники, в которых скапливаются отходы, самые легкие из которых через отверстия в стенах или по трубам выходит в канал. Более тяжелые фракции откачивают постоянно курсирующие катера-ассенизаторы.
Основные компоненты внутренней канализации в доме:
- сточный приемник;
- сифоны или гидравлические затворы;
- сети из труб, проложенных внутри здания и выходящие наружу;
- специальное устройство для очистки труб и их осмотра.
Предварительно отходы проходят через фильтры, которые установлены в подвальных помещениях. Однако встретить плывущие отходы в канале Венеции — вполне реально.
Сейчас в домах на некоторых островах и на материковой зоне уже подведена центральная канализация, но в исторической старой части города все осталось по-прежнему.
Угроза затопления города на воде
В последние годы городской совет Венеции мало финансирует обслуживание каналов, т. к. все средства направлены на строительство паводковых шлюзов (5,4 млрд евро). Это связано с планом по защите города от постоянный наводнений и подтоплений, из-за которых происходит постепенное проседание зданий. За последние 50 лет Венеция опустилась на 23 см, и процесс подтопления продолжается на 1-2 мм ежегодно.
Венеция остается уже многие годы городом-музеем, в который съезжаются миллионы туристов полюбоваться на красивые палаццо и каналы, по которым скользят романтические гондолы. Многие из людей даже не задумываются о том, как строилась Венеция и почему за несколько столетий здания прекрасно сохранились. Все это благодаря первым строителям и архитекторам города, которые продумали уникальный принцип возведения многоэтажных зданий.
Обсуждение:Венеция — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Поселение с V века, город с начала IX века. С IX—X по XVI век — крупный центр посреднической торговли между Западной Европой и Востоком. В Средние века и до 1797 года республика с дожем во главе, со значительной подвластной территорией. В 1797—1805 и 1815—1866 Венеция — владение Австрии.
— зачем это в Географии? (а вот главная улица и не упомянута) —Tpyvvikky (обс.) 21:49, 7 сентября 2018 (UTC)
Венеция построена на сваях из российской лиственницы, которая почти не гниёт в воде [7] [8] [9]
— пруфлинков фактически нет, ссылки от балды —jdvz Jdvz 11:53, 26 июля 2009 (UTC)
Добавлю свои 5 копеек. В этот раздел имеет смысл добавить факт о том, что примерно каждые 9 лет Венеция сильно мелеет во время отлива, как в декабре 2016-го, например: http://europe-today.ru/2016/12/v-venecii-obmeleli-kanaly/ 92.38.164.151 13:27, 6 января 2017 (UTC)
- в 2017 г. каналы пересохли (кк и Тибр в Риме), гондолы лежали на дне. —Tpyvvikky (обс.) 21:48, 7 сентября 2018 (UTC)
Численность населения[править код]
В шаблоне написано 271,3 человек, а в тексте значится 318. Чему верить? Калий 08:36, 6 сентября 2006 (UTC)
В источнике написано: Venice was partially built on poles made of Russian larch. [1] Если есть сведения, что это не так, то нужно привести источники в подтверждение. —VAP+VYK 14:03, 18 июня 2011 (UTC)
- 1.В англоязычной Википедии чётко обозначены регионы, из которых поставлялась древесина для свай: Wood for piles was cut in the most western part of today’s Slovenia, resulting in the barren land in a region today called Kras, in two regions of Croatia, Lika and Gorski kotar (resulting in the barren slopes of Velebit) and south of Montenegro. Российская лиственница не упоминается.
- 2. В упомянутом источнике говорится «Partially» (частично)
- 3. Все многочисленные расхожие в интернете «подтверждения» российского происхождения материала для свай опираются на фразу: В 12-томной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Христофором Тентори в XVIII веке, есть такие строчки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах — пермскими карагаями. Однако ни в русской, ни в англоязычной, ни в италоязычной Википедии в статьях по истории Венеции такой источник не упоминается. Ещё неизвестно, как эта фраза звучала в оригинале (если он существует) и имеют ли отношение «Пермские карагаи» к лиственнице из России.
- В связи с этим необходимо исключить из текста слово «российской»—Владимир Шеляпин 17:32, 18 июня 2011 (UTC)
- Хочу отметить, что Википедия сама для себя не является авторитетным источником (а сторонних авторитетных источников не приведено — я могу хоть сейчас написать там from Russia, но это не значит, что действительно from Russia). Предлагаю пока скрыть или убрать уточнение до выяснения точной информации. —VAP+VYK 17:44, 18 июня 2011 (UTC)
- Полагаю, что как раз удаление слова «российской» означает отсутствие уточнения, откуда взят материал для свай, в такой редакции не отрицается и российское происхождение части свай —Владимир Шеляпин 19:09, 18 июня 2011 (UTC)
- В статью Venice в английской википедии внёс запрос ссылки на источники —Владимир Шеляпин 19:32, 18 июня 2011 (UTC)
- Хочу отметить, что Википедия сама для себя не является авторитетным источником (а сторонних авторитетных источников не приведено — я могу хоть сейчас написать там from Russia, но это не значит, что действительно from Russia). Предлагаю пока скрыть или убрать уточнение до выяснения точной информации. —VAP+VYK 17:44, 18 июня 2011 (UTC)
в статье, в разделе «Взлет и упадок Венеции» написано «Грабеж Константинополя в 1204 г., эта оргия капитализма…». Убрал это, вы хоть проверяйте советские источники:)
Площадь явно не та. По всем источникам площадь в 4 раза меньше.
Пермская лиственница или на чем стоит Венеция
В двенадцатитомной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Тентори в XVII веке, есть такие строки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах — пермскими карагаями».
Тентори пишет, что город стоит почти на двух миллионах таких свай. В книгах двадцатого столетия количество свай почему–то уменьшилось: «Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надежно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города».
Почему из Сибири
Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, иначе зачем бы деревья называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница и поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой». Краевед Лев Баньковский попытался выяснить, почему же в Венецию лиственницу везли за тридевять земель из Приуралья, а не использовали свою альпийскую.
Связал он это с двумя факторами: изменением климата и деятельностью человека: «Во время умеренных потеплений и двух весьма жарких ксеротермических периодов лиственничники, или, как их называют в Сибири, листвяги, были сильно потеснены степями и широколиственными лесами. В Западной Европе вместо некогда сплошных массивов лиственницы остались ее небольшие островки, многие из которых за последние века совсем или почти совсем исчезли в результате строительной деятельности человека. Вот почему уже в эпоху раннего средневековья лиственничные сваи для возведения Венеции пришлось ввозить из Предуралья вокруг всей Европы».
Но каким путем везли деревья? «Вокруг всей Европы» — то есть через Балтийское и Северное моря, обходя Пиренейский полуостров, через Гибралтар в Средиземное море? Неожиданная подсказка нашлась в работе Н. Соколова «Образование Венецианской колониальной империи», изданной в Саратове в 1963 году. В ней, в частности, говорится, что начиная с XI века, Венеция захватывает лидирующее положение на Адриатике, а к XIV веку под ее контролем оказываются важнейшие торгово–стратегические пункты Восточного Средиземноморья. Важную роль в торговле играло Причерноморье.
Среди конечных торговых пунктов венецианцев здесь Соколов называет города Кафу, Солдайю, Тану, Астрахань.
И лишь в конце ХІV века Венеция смогла потеснить генуэзцев в Западном Средиземноморье и проникнуть на северо–западное побережье Европы. Ясно, что возить лиственницу венецианским купцам было куда выгоднее через Черное море, чем вокруг Европы, тем более что смогли они туда попасть далеко не сразу.
Пермский карагай
Еще одну подсказку дает название лиственницы в Венеции — «пермский карагай». Пермский — понятно, что из Перми, a карагай — так называется лиственница в тюркских языках. Сейчас все сразу встает на свои места. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани.
Как вы, наверное, помните, этот город упоминался среди конечных точек венецианских торговцев. И здесь уже под названием «карагай» продавали. Был и другой путь: до города Булгары по Каме, а из него шла сухопутная дорога до Киева, а там и Черное море недалеко.
Если же везти лиственницу из Прикамья «вокруг Европы», то тюркскому названию появиться неоткуда. Торговля шла бы через русский Новгород и какое–нибудь западноевропейское государство. Там же лиственницу называют «ларикс».
Но все же мысленно вернемся примерно так на 1000 лет назад. Даже не будем разбираться, четыреста тысяч или два миллиона стволов лиственницы вывезли из наших лесов венецианские купцы. Масштабы по тем временам при том развитии техники, транспортных средств — гигантские. Добавьте к этому расстояние: где Венеция и где наш край. И эти два миллиона или четыреста тысяч были доставлены в Венецию за каких–то несколько столетий. Это же тысячи и тысячи стволов ежегодно.
Где–то здесь, на дальних реках нашего края Глухой Вильве или Колынве, Уролке или Колве, местные жители заготовляли лиственницу особого размера и, наверное, очень недоумевали, зачем, кому нужно столько обычных деревьев, и за них тоже давали дорогой товар, как за пушнину или соль. Затем все это оказывалось на Каме. Здесь необычный для местных жителей товар брали булгарские купцы…
Но, вероятно, венецианские купцы не ограничивались тем, что им поставляли булгары, они и сами пытались проникнуть в места, где росло «дерево жизни» для их города. А иначе как объяснить, что в Европе первая карта, где было нанесено Верхнее Прикамье, была составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани. Как бы то ни было, до сего дня остается тайной, как в Венеции узнали почти тысячу лет назад, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Может быть, до них дошли какие–то сведения со времен Римской империи. Когда император Троян в начале II века построил из привозной лиственницы мост через реку Дунай. Остовы моста разрушили с помощью зубила только в 1858 году, через 1150 лет.
Куда шла в прошлом лиственница из Перми
Не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении нескольких столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная ее часть была из Прикамья. Но так как покупали ее в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего «архангельская». Были, правда, и другие названия: «русская», «сибирская», «уральская». Только почему–то «пермской» не называли.
Еще многие тысячелетия назад степные кочевники и жители цивилизованных государств везли это дерево за тысячи верст. Всегда использовалось оно там, где больше всего заботились о вечности. Из лиственницы строили гробницы, основания для первобытных свайных поселений, опоры для мос
Поиски российской (пермской) лиственницы в Венеции! разследование он-лайн :о)
Здравствуйте, уважаемые читатели. Начну необычно.
«Di alto profilo anche i dati emersi sull’origine dei materiali: «Abbiamo scoperto legno di tre differenti specie di alberi: cedro, larice e quercia — racconta il dottor Mauro Bernabei, del Cnr, tra i massimi esperti internazionali di dendrocronologia -. I cedri e le querce sono alberi autoctoni del Medio Oriente e quindi è pacifico immaginare che, tagliati in boschi vicini, siano stati utilizzati per il cantiere della basilica a Betlemme. Ma i larici non crescono in questa area geografica! Così la loro presenza sembrava inspiegabile. L’analisi dendrocronologica ha sciolto l’enigma: abbiamo provato che si tratta di alberi dell’inizio del Quattrocento, provenienti dalle Alpi Orientali italiane».» http://www.terrasanta.net/tsx/…
что в переводе означает:
«… также выявили происхождение материалов: «Мы нашли древесину из трёх различных пород деревьев: кедра, лиственницы и дуба, — говорит д-р Mauro Бернабеи, Национальный исследовательский совет, один из ведущих международных экспертов в области дендрохронологии -. Кедры и дубы являются деревьями Ближнего Востока, а затем представьте себе, что это общая основа изпользованная для строительства базилики в Вифлиеме, спиленная в близлежащих лесах. Но деревья лиственницы не растут в этом регионе! Таким образом, их присутствие казалось необъяснимым. Дендрохронологический анализ растворил загадку: мы узнали, что деревья начала пятнадцатого века, из итальянских Восточных Альп «.»
Не далее, как вчера, возник вопрос о произхождении свай в городе Венеции. Постараемся добраться до ответа на вопрос: откуда в Венеции деревья, на которых она стоит и из которых она построена.
Начало истории, в общем-то, незамысловатое:
Ученые проследили происхождение города с пятого седьмого веков н.э., когда последовательные волны варваров с севера вторгались в регион, сжигая и грабя сообщества людей, живущих на материке. Люди бежали от мародеров, и многие нашли убежище на островах лагуны, менее доступной, но более безопасной.
Древние документы свидетельствуют о том, что первые дома из веток и сплетённого камыша покоилась на фундаменте из свай, вбитых в грязь. Позже венецианцы построили каменные дома на фундаментах из тысяч деревянных кольев…
Вопросами деревянных элементов города занимаются не только строители, но и искусствоведы, реставраторы, историки, археологи и… дендрохронологи.
Дерева в сооружениях Венеции очень много.
larch, larice — это лиственница по-английски и по-итальянски.
Из сообщения об одном из изследований:
Речь о конструкции крыши Базилики Рождества Христова в Вифлиеме.
«Мы имеем около 30 колец с заболонью зрелой Alpine лиственницы, возраст которых редко превышает 50 лет. Поскольку некоторые из лиственниц древесина очень старая (два образца старше 400 лет) и содержат очень узкие кольца роста…
…Дендрохронологические анализ поставил определенную дату последнего кольца лиственничных балок базилики — 1412 год… Тем не менее, лиственница не является родной для Ближнего Востока… В связи с этим наше определение происхождения из древесины лиственницы, — высотный лиственничный лесной массив в Восточных Альпах, является ключевым фактором. Учитывая узкие кольца лиственницы Бимс, которые увеличивают плотность древесины, эти деревья, на самом деле, вероятно, выросли на больших высотах. Отсюда следует, что по крайней мере, 7-ми метровые участки стволов ( длина лиственничных балок базилики) должны были быть перевезены с гор, вероятно, транспортировались вдоль сети рек к порту Венеции, что указывает на важность Венеции в торговле Ближнего Востока. Затем древесина была отправлена в Яффу, а оттуда путешествовала по суше в Вифлеем — что должно быть сложной задачей в 15-м веке.
Согласно историческим источникам, после многих лет сложных переговоров между Венецианской республикой, которая пожертвовала древесину и снабжала квалифицированными рабочими, Филиппом Добрым, герцогом Бургундским, который спонсировал работу, и Эдуард IV (Англия), который пожертвовал свинец, крыша базилики была в конце концов восстановлена в 1479 году под эгидой падре Джованни Tomacelli из Неаполя, францисканского монаха, который отвечал за базилики, а также хранителя францисканского Кустодия Святой земли. Все это, конечно же, с одобрения Папы и Султана аль-Ашрафа Сайф Эд-Дин Qayetbay. Датировка древесины лиственницы показывает, что деревья были срублены за 20-40 лет, прежде чем они были изпользованы в реконструкции крыши базилики, в период времени, который легко бы продлился, принимая во внимание дипломатические препятствия переговоров между многими партнерами в дорогостоящий проекте, логистические проблемы речного, морского и наземного транспорта, а также ручной подготовки балок.
Хорошо документированый обширный ремонт крыши в 1479 году проводили с использованием лиственниц, которые были вырублены в восточных альпийских высокогорных лесных массивах под владычеством Республики Венеции между 1440 и 1460. Происхождение древесины надежно определено с использованием дендрохронологического анализа.»
С этими сооружениями дендрологи разобрались. Вот она — международная стройка века!
https://www.researchgate.net/f…
Что мы можем для себя понять из этого сообщения? Что лиственница на Ближнем Востоке не росла. И на территории Венеции, похоже, её тоже не было. Лиственницу для столь важной стройки (с богатыми меценатами) везли не из Сибири и не из Перми. Её привезли с альпийского высокогорья. Её было не так уж и много — значительно меньше, чем понадобилось лиственниц для самой Венеции для свай. Предлагаю посмотреть на карту мест произрастания лиственницы в окрестностях Венеции.
И присмотреться к этому сведению:
«До середины ХIХ века в России не продают лиственницу сибирскую, и использовать её в гражданских целях было запрещено законом. Предлогом было то, что она необходима для государственного строительства, судостроения, железных дорог и строительства инфраструктуры военных зданий. Исключения, которые были предоставлены с материалом лиственницы были Зимний дворец в Санкт-Петербурге, несколько церквей и Кремль. Экспорт был практически запрещен или
Венеция стоит на пермских сваях
В двенадцатитомной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Тентори в XVII веке, есть такие строки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах — пермскими карагаями».Тентори пишет, что город стоит почти на двух миллионах таких свай. В книгах двадцатого столетия количество свай почему–то уменьшилось: «Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надежно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города».
Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, иначе зачем бы деревья называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница и поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой». Краевед Лев Баньковский попытался выяснить, почему же в Венецию лиственницу везли за тридевять земель из Приуралья, а не использовали свою альпийскую.
Связал он это с двумя факторами: изменением климата и деятельностью человека: «Во время умеренных потеплений и двух весьма жарких ксеротермических периодов лиственничники, или, как их называют в Сибири, листвяги, были сильно потеснены степями и широколиственными лесами. В Западной Европе вместо некогда сплошных массивов лиственницы остались ее небольшие островки, многие из которых за последние века совсем или почти совсем исчезли в результате строительной деятельности человека. Вот почему уже в эпоху раннего средневековья лиственничные сваи для возведения Венеции пришлось ввозить из Предуралья вокруг всей Европы».
Но каким путем везли деревья? «Вокруг всей Европы» — то есть через Балтийское и Северное моря, обходя Пиренейский полуостров, через Гибралтар в Средиземное море? Неожиданная подсказка нашлась в работе Н. Соколова «Образование Венецианской колониальной империи», изданной в Саратове в 1963 году. В ней, в частности, говорится, что начиная с XI века, Венеция захватывает лидирующее положение на Адриатике, а к XIV веку под ее контролем оказываются важнейшие торгово–стратегические пункты Восточного Средиземноморья. Важную роль в торговле играло Причерноморье.
Среди конечных торговых пунктов венецианцев здесь Соколов называет города Кафу, Солдайю, Тану, Астрахань.
И лишь в конце ХІV века Венеция смогла потеснить генуэзцев в Западном Средиземноморье и проникнуть на северо–западное побережье Европы. Ясно, что возить лиственницу венецианским купцам было куда выгоднее через Черное море, чем вокруг Европы, тем более что смогли они туда попасть далеко не сразу.
Еще одну подсказку дает название лиственницы в Венеции — «пермский карагай». Пермский — понятно, что из Перми, a карагай — так называется лиственница в тюркских языках. Сейчас все сразу встает на свои места. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани.
Как вы, наверное, помните, этот город упоминался среди конечных точек венецианских торговцев. И здесь уже под названием «карагай» продавали. Был и другой путь: до города Булгары по Каме, а из него шла сухопутная дорога до Киева, а там и Черное море недалеко.
Если же везти лиственницу из Прикамья «вокруг Европы», то тюркскому названию появиться неоткуда. Торговля шла бы через русский Новгород и какое–нибудь западноевропейское государство. Там же лиственницу называют «ларикс».
Но все же мысленно вернемся примерно так на 1000 лет назад. Даже не будем разбираться, четыреста тысяч или два миллиона стволов лиственницы вывезли из наших лесов венецианские купцы. Масштабы по тем временам при том развитии техники, транспортных средств — гигантские. Добавьте к этому расстояние: где Венеция и где наш край. И эти два миллиона или четыреста тысяч были доставлены в Венецию за каких–то несколько столетий. Это же тысячи и тысячи стволов ежегодно. Где–то здесь, на дальних реках нашего края Глухой Вильве или Колынве, Уролке или Колве, местные жители заготовляли лиственницу особого размера и, наверное, очень недоумевали, зачем, кому нужно столько обычных деревьев, и за них тоже давали дорогой товар, как за пушнину или соль.
Затем все это оказывалось на Каме. Здесь необычный для местных жителей товар брали булгарские купцы…
Но, вероятно, венецианские купцы не ограничивались тем, что им поставляли булгары, они и сами пытались проникнуть в места, где росло «дерево жизни» для их города. А иначе как объяснить, что в Европе первая карта, где было нанесено Верхнее Прикамье, была составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани. Как бы то ни было, до сего дня остается тайной, как в Венеции узнали почти тысячу лет назад, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Может быть, до них дошли какие–то сведения со времен Римской империи. Когда император Троян в начале II века построил из привозной лиственницы мост через реку Дунай. Остовы моста разрушили с помощью зубила только в 1858 году, через 1150 лет.
Не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении нескольких столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная ее часть была из Прикамья. Но так как покупали ее в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего «архангельская». Были, правда, и другие названия: «русская», «сибирская», «уральская». Только почему–то «пермской» не называли.
Еще многие тысячелетия назад степные кочевники и жители цивилизованных государств везли это дерево за тысячи верст. Всегда использовалось оно там, где больше всего заботились о вечности. Из лиственницы строили гробницы, основания для первобытных свайных поселений, опоры для мостов и многое другое. Сегодня, как память о былой славе пермской лиственницы, остались топонимы — названия села и деревни Карагай.
PS. В 1827 году, т.е. спустя 1000-1400 лет, часть свай была обследована. В заключении об их прочности сказано, что сваи из лиственничного леса, на которых основана подводная часть города, как будто окаменели. Дерево сделалось до того твердым, что и топор, и пила его едва берет.
Источник: http://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/venecija-stoit-na-permskih-svajah
Добавить комментарий